Авторы: Харлан Ольга Сергеевна, Веремеенко Наталья Васильевна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 2»
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИГРОВЫЕ ПОЛЯ ДЛЯ ПРОГРАММИРУЕМЫХ МОДЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА «ФАНКЛАСТИК»
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВЫЕ ПОЛЯ ДЛЯ ПРОГРАММИРУЕМЫХ МОДЕЛЕЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА «ФАНКЛАСТИК»
Время не стоит на месте. Эпоха активной информатизации общества
набирает обороты. Она требует от современного педагога введения в
образовательную
деятельность
с
детьми
дошкольного
возраста
современные компьютерные и технические средства.
Перед
нами,
как
перед
педагогами,
работающими
в
группе
компенсирующей направленности для детей с задержкой психического
развития (ЗПР), стоит задача создания благоприятных условий не только
для бытовой, игровой, но и для образовательной деятельности.
В
поисках
новых
современных
игровых
методов
организации
коррекционного обучения, а также с целью разнообразить творческую и
речевую деятельность детей, мы обратились к использованию нового
игрового оборудования – лого-роботу
«Умная пчела» и конструктору
«Фанкластик».
На основе их создали дидактические игры и успешно
применяем их на практике с детьми 5 – 7 лет с ЗПР.
Программируемая модель «Умная пчела» представляет собой пчелку
с кнопками управления на спине. Она может передвигаться по игровому
полю в разных направлениях. Каждый шаг робо-пчелы это одна клеточка
на поле (15 см). В комплете с лого-пчелой идут тематические коврики для
путешествий. В дополнение, для решения всех педагогических задач
нами были разработаны игровые поля: «Зоопарк», «Карта города
Самары»,
«Микрорайон
Крутые
Ключи»,
«Улицы
нашего
города»,
«Космос» «Полянка» и подобраны адаптированные игры и игровые
упражнения.
Используя
поля,
ребята
активно
включаются
на
занятиях,
их
заинтересовывает интересная форма работы.
Яркая и интерактивная
робо-пчела привлекает внимание детей своими возможностями двигаться
по заданному направлению, мигать и издавать звуки, а увлекательные
задания по конструированию из «Фанкластика» дополняют авторские поля
интересным содержанием.
Схемы образцов сборки различных построек мы берем из авторской
программы доктора педагогических наук Лыковой Ирины Александровны
«Фанкластик «Весь мир в руках твоих», где можно подобрать степень
сложности, учитывая различные особенности и возможности детей.
На игровом поле «Карта Самары» ребята, путешествуя с робот-
пчелой, знакомятся с достопримечательностями города Самары: «Танк Т-
34», «Самолет Ил-2», «Памятник шоферам и машинистам ЗиС-5», «Ракета
Союз Р-7», «Стела Ладья», «Речное судно с картины Бурлаки на Волге».
Во время путешествия мы проводим речевые игры и упражнения с детьми,
физкультминутки, а после путешествия ребятам предлагается построить
из конструктора «Фанкластик» достопримечательности по схемам, либо по
замыслу, разместить на карту и рассказать, что получилось.
Поле «Улицы нашего города»
представляет собой изображение
города. На каждую остановку мы даем задание или упражнение. Задания
могут быть на различные темы: о городских объектах (магазины, кафе,
дома, почта, библиотека и т.д.); о правилах дорожного движения. В конце
игры подводятся итоги, и предлагается детям благоустроить город
постройками (мостик, домик, гараж, заборчик, дерево, фонарь и поиграть в
игру «Город».
Позже
мы
усовершенствовали
эту
игру,
создали
модели
из
конструктора «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полицейская
машина» с механизмами. У реанимобиля «Скорая помощь» механизм
заключался
в
открытии
задних
дверей
и
выездной
каталки
для
пострадавших, у «Пожарной машины» мы соорудили устройство подачи
воды, а в «Полицейскую машину» мы вставили замок с ключом.
Подготовив атрибуты для игры, мы предложили ребятам поучаствовать в
сюжетно-ролевой игре. У воспитанников, таким образом, формировались
представления о полиции, пожарных, скорой помощи, об опасных
ситуациях во время пожара, о безопасном поведении для предотвращения
несчастных случаев.
Игровое поле «Космос» - отправляет детей в
путешествие по
планетам
Солнечной
системы.
Детям
предлагаются
задания
из
конструктора:
«Собери
ракету,
звездолет,
космическую
станцию»,
«Выложи созвездия» и т.д.
Игровое поле «Зоопарк» нам послужило прекрасной дидактической
игрой для заучивания стихотворения С.Я. Маршака «Где обедал воробей»,
с использованием мнемотаблицы и последующим конструированием по
замыслу и схемам животных.
На
поле
«Микрорайон
Крутые
ключи»
знакомит
ребят
с
достопримечательностями и улицами нашего родного микрорайона. Детям
предлагается вместе с пчелкой отправиться до станций с интересными
заданиями и на одной из них стать архитекторами и построить улицу
будущего из конструктора.
Поле «Полянка»
- это универсальное поле. Возможности его
безграничны, так как позволяют решать образовательные задачи по любой
тематике, стоит только выложить необходимый картинный материал или
фигурки и отправлять пчелку в путешествие.
Используя
дидактические
игры
на
коррекционно-развивающих
занятиях, мы реализуем полисенсорный подход
в обучении детей с
задержкой психического развития, так как участвуют все основные
сенсорные системы:
•
визуальная (анимация, яркие картинки, схемы);
•
слуховая
(комментарии
педагога,
аудиозаписи,
чтение
художественной литературы);
•
кинестетическая
(передвижение
различных
объектов,
конструирование).
Вследствие
этого
повышается
результативность
коррекционно-
воспитательного процесса. При этом дети чувствуют себя волшебниками,
а во время этого магического процесса у них:
•
улучшается мелкая моторика;
•
развивается творческое и логическое мышление;
•
происходит
формирование
основ
программирования,
умения
составлять алгоритмы;
•
улучшаются показатели внимания и способность к концентрации;
•
развиваются коммуникативные навыки: взаимодействие с другими
детьми и взрослыми.
Данные пособия имеют развивающее, обучающее и воспитывающее
значение. Их можно использовать на любых видах занятий, в игровой и
самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности,
направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных
игр. Обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость
от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!