Напоминание

Информационно-методическое обеспечение деятельности педагога как условие эффективной реализации образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Солонина Яна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"Сигма"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-методическое обеспечение деятельности педагога как условие эффективной реализации образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент

описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые

образовательные

потребности,

но

при

этом

обучаются

в

рамках

общеобразовательных организаций.

В

соответствии

с

Федеральным

законом

«Об

образовании

в

Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19

декабря

2014

года

утвержден

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данный стандарт является

основой

для

разработки

и

реализации

адаптированной

основной

общеобразовательной программы для особой категории обучающихся,

определяет совокупность требований при реализации адаптированных

основных общеобразовательных программ в учебных организациях.

Адаптированная основная общеобразовательная программа должна

учитывать

особенности

психофизического

развития

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Главными

задачами данной программы являются коррекция нарушений развития

обучающихся,

их

социальная

адаптация,

обеспечивающие

самостоятельность, умения применять в повседневной жизни полученные

компетенции.

При характеристике детей с интеллектуальными нарушениями часто

используют формулу четыре «Д», то есть ребенок, имеющий дефект,

перенесший в раннем возрасте депривацию, испытывающий дезадаптацию и

проявляющий отклонения в поведении – девиацию. Как известно, высшие

психические функции формируются при жизни, обучение в данном процессе

играет первостепенную роль, что доказано и показано отечественной

психолого-педагогической

школой.

Использовать

«зону

ближайшего

развития»

по

Л.С.

Выготскому

следует

и

при

обучении

детей

с

ограниченными возможностями здоровья.

Объектом коррекционной работы в процессе обучения является

личность ребенка, нивелирование отклонений психофизиологического и

психофизического развития. Педагоги имеют возможность и должны в той

или иной степени формировать «прижизненные» функции, корректировать

имеющийся дефект ребенка или «социальный вывих». Немаловажную роль

при этом имеют реализуемые педагогические технологии, способствующие

развитию личности.

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре

интеллектуального дефекта обучающихся. Формирование коммуникативной

компетенции детей с тяжелыми множественными нарушениями развития –

основа

для

их

успешной

социальной

активности.

На

основе

коммуникативной компетенции формируются личностные, познавательные,

коммуникативные и регулятивные действия, то есть от развития речи,

коммуникативной компетенции зависит очень многое, в том числе –

будущее человека.

Формирующиеся в России инновационные социально-экономические

процессы требуют внедрения новейших образовательных технологий, нового

подхода к обучению детей, в том числе и с ограниченными возможностями

здоровья. Многие педагоги не без основания считают, что в современной

школе фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества

подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных

методов, с опорой на традиционные средства обучения. Переход от обучения

«знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному требует изменения всех

составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и способов

контроля.

Одним из направлений изменения организации обучения является

переход к активной и интерактивной форме, где обучающийся не является

пассивным объектом воздействия, а может самостоятельно выполнять

разнообразные роли, участвовать в дискуссии, выполнять практическую

работу,

то

есть

самостоятельно

получать

личный

образовательный

продукт. Диалоговое обучение, создание на занятиях атмосферы «обратной

связи»,

в

ходе

которой

осуществляется

взаимодействие

учителя

и

обучающегося, где воздействие учителя не прямое, а опосредованное, также

является важнейшим аспектом интерактивности. Интерактивное обучение

подразумевает

использование

креативных

методов

обучения,

которые

ориентированы, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности.

Интерактивное обучение в педагогической и методической литературе

называют и технологией, и методом, и формой. Мы солидарны с мнением,

что интерактивное обучение – это специальная организации познавательной

деятельности,

которая

предполагает

особую

логику

образовательного

процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его

теоретическому осмыслению через применение.

В

соответствии

с

законодательными

документами,современными

тенденциями развития образования и педагогической науки, задачами,

стоящими перед учителем, работающим с детьми с психофизическими

отклонениями в развитии, нами были разработаны рабочие программы ряда

дисциплин и направлений деятельности:

рабочие программы по предметам учебного плана ;

рабочая программа учителя-дефектолога;

рабочая программа внеурочной деятельности;

рабочая программа коррекционно-развивающей работы ;

рабочая программа коррекционно-развивающей работы;

Отметим наиболее важные отличительные особенности программ.

Во-первых, они разработаны с учетом особых образовательных

потребностей

каждого

обучающегося,

учитывают

психофизические

возможности разных нозологических групп детей . То есть в нашем случае

решается проблема индивидуального подхода к каждому ребенку.

Во-вторых,

все

программы

практико-ориентированы,

содержание

данных программ направлено на развитие у обучающихся компетенций,

необходимых в их повседневной жизни.

В-третьих, реализация программ направлена на создание условий для

развития успешности каждого обучающегося, предоставляет альтернативные

возможности

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

выполняет функцию «социального лифта» в социализации и адаптации их в

обществе, выполняет задачу профориентации.

В-четвертых, программы предполагают использование активных и

интерактивных

методов

обучения,

например,

мастер-класс,

урок-

визуализация, урок-диалог, беседа, мультимедиа урок, сюжетно-ролевая

игра, дидактическая игра, работа в малых группах и др.

В-пятых, внедрение активных и интерактивных методов обучения и

контроля в образовательный процесс направлены также на изменение

профессионального сознания педагогов, повышение профессионального

уровня учителя.

Как

показал

наш

опыт,

разработанные

рабочие

программы

и

применяемые при их реализации интерактивные методы обучения и

контроля способствуют положительной динамике развития обучающихся,

повышению уровня их компетенций. Таким образом, можно заключить, что

методическое обеспечение образовательного процесса в виде продуманных

рабочих программ, разработанных в соответствии с ними занятий на основе

разнообразных

активных

и

интерактивных

методов,

использование

соответствующих

контрольно-измерительных

материалов,

способствует

реализации основных задач федерального государственного стандарта для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



В раздел образования