Автор: Солонина Яна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"Сигма"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-методическое обеспечение деятельности педагога как условие эффективной реализации образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование
«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент
описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые
образовательные
потребности,
но
при
этом
обучаются
в
рамках
общеобразовательных организаций.
В
соответствии
с
Федеральным
законом
«Об
образовании
в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19
декабря
2014
года
утвержден
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данный стандарт является
основой
для
разработки
и
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы для особой категории обучающихся,
определяет совокупность требований при реализации адаптированных
основных общеобразовательных программ в учебных организациях.
Адаптированная основная общеобразовательная программа должна
учитывать
особенности
психофизического
развития
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Главными
задачами данной программы являются коррекция нарушений развития
обучающихся,
их
социальная
адаптация,
обеспечивающие
самостоятельность, умения применять в повседневной жизни полученные
компетенции.
При характеристике детей с интеллектуальными нарушениями часто
используют формулу четыре «Д», то есть ребенок, имеющий дефект,
перенесший в раннем возрасте депривацию, испытывающий дезадаптацию и
проявляющий отклонения в поведении – девиацию. Как известно, высшие
психические функции формируются при жизни, обучение в данном процессе
играет первостепенную роль, что доказано и показано отечественной
психолого-педагогической
школой.
Использовать
«зону
ближайшего
развития»
по
Л.С.
Выготскому
следует
и
при
обучении
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
Объектом коррекционной работы в процессе обучения является
личность ребенка, нивелирование отклонений психофизиологического и
психофизического развития. Педагоги имеют возможность и должны в той
или иной степени формировать «прижизненные» функции, корректировать
имеющийся дефект ребенка или «социальный вывих». Немаловажную роль
при этом имеют реализуемые педагогические технологии, способствующие
развитию личности.
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре
интеллектуального дефекта обучающихся. Формирование коммуникативной
компетенции детей с тяжелыми множественными нарушениями развития –
основа
для
их
успешной
социальной
активности.
На
основе
коммуникативной компетенции формируются личностные, познавательные,
коммуникативные и регулятивные действия, то есть от развития речи,
коммуникативной компетенции зависит очень многое, в том числе –
будущее человека.
Формирующиеся в России инновационные социально-экономические
процессы требуют внедрения новейших образовательных технологий, нового
подхода к обучению детей, в том числе и с ограниченными возможностями
здоровья. Многие педагоги не без основания считают, что в современной
школе фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества
подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных
методов, с опорой на традиционные средства обучения. Переход от обучения
«знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному требует изменения всех
составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и способов
контроля.
Одним из направлений изменения организации обучения является
переход к активной и интерактивной форме, где обучающийся не является
пассивным объектом воздействия, а может самостоятельно выполнять
разнообразные роли, участвовать в дискуссии, выполнять практическую
работу,
то
есть
самостоятельно
получать
личный
образовательный
продукт. Диалоговое обучение, создание на занятиях атмосферы «обратной
связи»,
в
ходе
которой
осуществляется
взаимодействие
учителя
и
обучающегося, где воздействие учителя не прямое, а опосредованное, также
является важнейшим аспектом интерактивности. Интерактивное обучение
подразумевает
использование
креативных
методов
обучения,
которые
ориентированы, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности.
Интерактивное обучение в педагогической и методической литературе
называют и технологией, и методом, и формой. Мы солидарны с мнением,
что интерактивное обучение – это специальная организации познавательной
деятельности,
которая
предполагает
особую
логику
образовательного
процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его
теоретическому осмыслению через применение.
В
соответствии
с
законодательными
документами,современными
тенденциями развития образования и педагогической науки, задачами,
стоящими перед учителем, работающим с детьми с психофизическими
отклонениями в развитии, нами были разработаны рабочие программы ряда
дисциплин и направлений деятельности:
рабочие программы по предметам учебного плана ;
рабочая программа учителя-дефектолога;
рабочая программа внеурочной деятельности;
рабочая программа коррекционно-развивающей работы ;
рабочая программа коррекционно-развивающей работы;
Отметим наиболее важные отличительные особенности программ.
Во-первых, они разработаны с учетом особых образовательных
потребностей
каждого
обучающегося,
учитывают
психофизические
возможности разных нозологических групп детей . То есть в нашем случае
решается проблема индивидуального подхода к каждому ребенку.
Во-вторых,
все
программы
практико-ориентированы,
содержание
данных программ направлено на развитие у обучающихся компетенций,
необходимых в их повседневной жизни.
В-третьих, реализация программ направлена на создание условий для
развития успешности каждого обучающегося, предоставляет альтернативные
возможности
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
выполняет функцию «социального лифта» в социализации и адаптации их в
обществе, выполняет задачу профориентации.
В-четвертых, программы предполагают использование активных и
интерактивных
методов
обучения,
например,
мастер-класс,
урок-
визуализация, урок-диалог, беседа, мультимедиа урок, сюжетно-ролевая
игра, дидактическая игра, работа в малых группах и др.
В-пятых, внедрение активных и интерактивных методов обучения и
контроля в образовательный процесс направлены также на изменение
профессионального сознания педагогов, повышение профессионального
уровня учителя.
Как
показал
наш
опыт,
разработанные
рабочие
программы
и
применяемые при их реализации интерактивные методы обучения и
контроля способствуют положительной динамике развития обучающихся,
повышению уровня их компетенций. Таким образом, можно заключить, что
методическое обеспечение образовательного процесса в виде продуманных
рабочих программ, разработанных в соответствии с ними занятий на основе
разнообразных
активных
и
интерактивных
методов,
использование
соответствующих
контрольно-измерительных
материалов,
способствует
реализации основных задач федерального государственного стандарта для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).