Автор: Тютикова Жанна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 43 "цветочный город"
Населённый пункт: РФ, Кемеровская область, г.Юрга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коммуникативная компетенция как базовый элемент развития педагогической культуры
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 43 «Цветочный город»
(РФ, Кемеровская область, г.Юрга)
Коммуникативная компетенция как базовый элемент развития
педагогической культуры
Семинарское занятие для педагогов ДОУ
Составитель: Тютикова Жанна Александровна,
старший воспитатель
Юрга
2017
Содержание
Ведение 3
1. Коммуникативная культура педагога 4
2.Совершенствование коммуникативной компетенции педагогов
(практическая часть) 7
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Профессиональная
деятельность
современного
педагога
дошкольного
образовательного учреждения имеет коммуникативную природу и строится по
основным
законам
общения.
Задачи
обучения
и
воспитания
решаются
в
процессе
общения
и
через
общение.
Диалог
педагога
и
родителя
-
основа
успешного воспитания, развития и обучения ребенка. Взаимодействие семьи и
системы
дошкольного
образования
предполагает
межлично стно е
сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий
для развития личности воспитанника.
Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество,
обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и
невербальными
средствами
общения,
возможность
адекватного
отражения
психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его
поступков,
прогнозирование
на
их
основе
особенностей
поведения
воспринимаемого лица.
Поэтому, педагог должен обладать достаточным уровнем коммуникативной
компетентности, гибко управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и
воспитания
детей,
применять
коммуникативные
технологии,
содействовать
взаимопониманию. Именно от коммуникативной компетенции педагога зависит
благоприятный
морально-психологический
климат,
гуманизм
и
демократизм
общения,
результативность
установления
контактов,
эффективность
общения
с
точки зрения решения проблем.
Развитие коммуникативной компетенции педагога рассматривается как один
из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в
том числе и повышения качества образования.
Таким
образом,
работа
по
повышению
педагогической
компетентности
воспитателей
ДОУ
–
это
часть
системы
непрерывного
образования
педагогов,
основанная на достижениях науки и практики, направленная на повышение уровня
профессионального
мастерства
педагогов
и
ориентированная
на
достижение
высокого качества педагогического процесса.
1.
Коммуникативная культура педагога
«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.
Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса»
Джим Рон
Коммуникативная
культура
педагога
–
один
из
важных
компонентов
профессионально-педагогической
культуры.
Потребность
ее
формирования
вызвана
тем,
что
педагог
постоянно
находится
в
процессе
общения,
предусматривающий
разнообразные
отношения
с
воспитанниками,
их
родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе
совместной деятельности, важнейшим условием реализации которой является
общение.
Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог
общается с воспитанниками, зависит уровень их познавательного интереса, а,
следовательно, и познавательная активность. Стиль педагогического общения
влияет
на
культуру
межличностных
отношений,
создает
соответствующий
психологический климат воспитательно - образовательного процесса. Общение
является важным условием социализации личности.
Для
педагога
наиболее
значимы
такие
профессиональные
качества
коммуникативного потенциала, как такт, эмпатия, терпимость, самоуважение,
способность
влиять
на
других,
оптимизм,
чувство
юмора
и,
что
немаловажно, – умение слушать.
Педагогическое
общение
–
это
процесс
взаимодействия
педагогов
и
воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде
всего,
познавательной,
воспитательной),
познание
личности
партнера
по
педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При
этом
информация
передается
как
вербальными
(речевыми),
так
и
невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и
переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение
рук). Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается
при помощи мимики и жестов.
Умение
пользоваться
словом,
эмоционально
выражать
свои
мысли
–
важная сторона коммуникации. Но для педагога не менее значима и другая
сторона – умение слушать. Психологи доказали, что лучший собеседник – не
тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная
функция общения позволяет педагогу не только понимать воспитанника, но и
чувствовать его состояние, настроение, отношение к происходящему вокруг
ребенка.
Педагогу
необходимо
следить
за
тем,
чтобы
установить
контакт
доброжелательного
и
доверительного
общения,
создать
атмосферу
тепла
и
уважения,
что
поможет
дать
дошкольнику
то
чувство
«социальной
защищенности»,
которое,
как
утверждают
психологи,
необходимо
для
полноценной жизни в обществе.
Важной
функцией
общения
является
организация
совместной
деятельности.
Общение
сопровождает
профессиональную
деятельность
педагога.
Исследование педагогической и психологической литературы выявили, что
большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в обстановке ситуации
общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации),
поэтому
сейчас
представляется
наиболее
значимой
проблема
развития
коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного
педагога. Современный педагог должен владеть наукой деловых отношений, уметь
вести переговоры, давать интервью, проводить собеседования и презентации, то
есть быть хорошим коммуникатором.
Так
же
установлено,
что
успех
в
любом
деле
зависит
на
20%
от
профессиональной
подготовленности
и
на
80%
от
общей
коммуникативной
компетенции.
От
того,
насколько
грамотно
мы
общаемся
с
окружающими,
насколько
правильно
доносим
свои
мысли
и
аргументируем
свою
позицию,
насколько
чувствуем
себя
уверенно,
зависит
успех
каждого
из
нас
в
любом
начинании и деле.
Рассмотрим основные понятия (с опорой на словарик): Профессиональная
компетентность —это личностная способность специалиста (сотрудника) решать
определенный класс профессиональных задач. Компетентность коммуникативная
—
способность
устанавливать
и
поддерживать
необходимые
эффективные
контакты
с
другими
людьми.
Эффективность
–
относительный
эффект,
результативность
процесса,
операции,
проекта,
определяемые
как
отношение
эффекта, результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение. Общение
— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между
людьми
и
группами,
порождаемый
потребностями
совместной
деятельности
и
включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен
информацией),
интеракцию
(обмен
действиями)
и
социальную
перцепцию
(восприятие и понимание партнера).
Опираясь
на
концепцию
А.Н.Леонтьева
и
его
анализ
общения
как
деятельности, рассмотрим ее основные структурные компоненты:
предмет
общения
-
это
другой
человек,
партнер
по
общению
как
субъект;
потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и
оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;
коммуникативные
мотивы
-
это
то,
ради
чего
предпринимается
общение;
действия
общения
-
это
единицы
коммуникативной
деятельности,
целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий
общения - инициативные и ответные);
задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной
коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в
процессе общения;
средства
общения
-
это
те
операции,
с
помощью
которых
осуществляются действия общения;
продукт общения - образования материального и духовного характера,
создающихся в итоге общения.
содержание общения
Общение
может
иметь
различное
содержание,
которое
выражается
в
следующем: передача от человека к человеку информации, восприятие партнерами
по
общению
друг
друга,
взаимооценка
партнерами
по
общению
друг
друга,
взаимовлияние партнеров по общению друг на друга, взаимодействие партнеров
друг с другом, управление групповой или массовой деятельностью и т.д.
В
общении
педагогу
необходимо
умение
найти
правильное
слово,
правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в
чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового
общения.
Профессионально-педагогическая
организация
общения
предъявляет
значительные
требования
к
коммуникативной
культуре
педагога,
которая
предполагает: умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся
условиях общения; правильно планировать и осуществлять систему коммуникации,
в частности ее важнейшее звено – речевое воздействие; быстро и точно находить
адекватное
содержание
акта
общения,
коммуникативные
с р ед с т ва ,
соответствующие
одновременно
и
творческой
индивидуальности
педагога,
и
ситуации
общения,
а
также
индивидуальным
особенностям
воспитанников;
постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
Профессиональный
педагог,
в
свою
очередь,
является
единственным
человеком,
который
большую
часть
своего
времени
отводит
на
обучение
и
воспитание
детей.
Остальные
взрослые,
включая
родителей
ребенка,
заняты
своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много
времени уделять детям. А так как, только творческий педагог может воспитать
творческого
человека,
то
особое
внимание
нужно
уделять
активизации
профессионального
и
личностного
самоопределения
самого
педагога,
его
саморазвитию,
а
также
развитию
его
профессионального
и
творческого
потенциалов. Под профессионально-педагогическим общением понимают систему
взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен
информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог
выступает как активатор этого процесса, организует и направляет его.
Современная
педагогика
предъявляет
высокие
требования
к
профессиональным качествам педагога.
Таким
образом, педагог
должен
обладать
достаточным
уровнем
коммуникативной компетентности, гибко управлять процессом взаимодействия в
ходе
обучения
и
воспитания
детей,
применять
коммуникативные
технологии,
содействовать
взаимопониманию.
Именно
от
коммуникативной
компетенции
педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и
демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность
общения с точки зрения решения проблем.
Работа по повышению педагогической компетентности воспитателей ДОУ –
это
часть
системы
непрерывного
образования
педагогов,
основанная
на
достижениях
науки
и
практики,
направленная
на
повышение
уровня
профессионального
мастерства
педагогов
и
ориентированная
на
достижение
высокого качества педагогического процесса.
2.
Совершенствование коммуникативной компетенции педагогов
(практическая часть)
Цели.
Дидактическая. Расширение представления о процессе коммуникации как обмене
информацией,
взаимном
влиянии
и
взаимопонимании,
а
так
же
механизмах
взаимопонимания в процессе общения.
Развивающая. Развивать навыки эффективного общения в группе.
Воспитательная. Воспитывать желание преодолевать коммуникативные барьеры в
общении, интерес к общению как к жизненно необходимой потребности человека и
профессионального мастерства педагога.
Задачи:
-
расширение
возможностей
установления
контакта
в
различных
ситуациях
общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений
между людьми;
- овладение навыками эффективного слушания;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации.
Ход
Приветствие
Каждый участник говорит слова приветствия и свои ожидания от встречи (чего бы
ему сегодня хотелось получить).
Групповые правила работы: участники вспоминают основные групповые правила
работы,
которые
помогают
педагогам
отрабатывать
и
совершенствовать
свои
профессиональные навыки коммуникации: здесь и сейчас, активность, открытость,
доверие, конфиденциальность, Я – высказывания, стоп, …..
Упражнение «Это я»
Каждый участник называет свое имя и прилагательное к нему, которое раскрывает
особенность человека, его кредо, жизненный девиз. Например: Катя – активная.
Лена – домовитая и т.д.
Каждый
следующий
участник
сообщает
информацию
о
себе
и
повторяет
особенности предыдущих коллег.
Упражнение «Никто не знает, что я ….»
Каждый
из
участников
(по
кругу
или
в
произвольном
порядке)
дополняет
пантомимой фразу: «Никто в группе не знает, что я люблю (или мне нравится)……»
Упражнение «Попутчик»
Участникам предлагается хаотично перемещаясь по залу, найти себе попутчиков по
любимым: времени году; дню недели; празднику; размеру обуви; хобби.
Обсуждение: как чувствовали себя в упражнении, что способствовало успешному
его выполнению?
Упражнение «Ты похож, я отличаюсь»
Все участники беспорядочно ходят по залу и обмениваются друг с другом в парах:
- Ты похож на меня тем, что ……
- Я отличаюсь от тебя тем, что ….
Обсуждение: как себя чувствовали в этом упражнении, что было легко (трудно), что
– то новое узнали о себе, что было приятно?
Упражнение «Разговор руками»
Все участники производят расчет по признаку: снег, сугроб и образуют 2 круга:
внешний и внутренний.
Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки.
Ведущий задает тему для «разговора» и через две – три минуты просит круги
сместиться
относительно
друг
друга
на
одного
человека.
Далее
общение
продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и
тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых
происходит общение:
■участники только что встретились и рады видеть друг друга;
■участники ссорятся;
■один выражает другому соболезнование по какому-либоповоду;
■один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;
■один пытается поддержать, подбодрить второго.
Обсуждение: какие чувства возникали в процессе игры; на какие темы было легко
общаться, на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию
или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.
Упражнение «Покажи»
Все
участники
производят
расчет
по
признаку:
слушать,
воспринимать,
размышлять. Соответственно делятся на 3 команды. Командам выдается задание.
Необходимо пантомимой изобразить задание, используя всех участников команды:
- оркестр;
- в электричке;
- зоопарк;
- болельщиков, команда которых проигрывает;
- зрителей, смотрящих фильм ужасов;
- пациентов из палаты перед операцией.
Обсуждение:
каким
показалось
это
упражнение,
что
было
легко,
трудно,
что
способствовало успеху показать (понять)?
Упражнение «Комплимент»
Каждый
участник
выбирает
в
кругу
коллегу
и
сообщает,
за
что
ему
хочется
подарить ему наши комплименты:
- Я предлагаю подарить наши комплименты сегодня……(И.О.) за то, что ……
(потому что……; для того что бы ……).
Интерпретация:
необходимые
профессиональные
навыки
-
видеть
в
каждом
человеке
(ребенке,
коллеге,
родителе,
т.д.)
что
–
то
интересное,
ценное,
привлекательное
и
умение
ему
об
этом
сказать,
похвалить,
ободрить.
Это
способствует налаживанию контакта, формированию доверительных отношений,
желания к взаимодействию.
Рефлексия
занятия:
что
я
сегодня
узнал?
Чем
был
удивлен?
Что
взял
на
вооружение?
3.
Литература
1.
Андреева
И.
Эмоциональная
компетентность
в
работе
учителя
[Текст]//
Народное образование.-2006.-№2.-С. 216
2.
Бакулина
И.
Проблема
коммуникативных
умений
учителя
[Текст]//
Педагогические технологии.-2008.-№2.-С. 19
3. Ксенофонтова А.Н. Теоретические основы педагогического конструирования
речевой деятельности [Электронный ресурс] vestnik.osu2002_8/0.pdf
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования [Текст] - М: Просвещение, 2008
5. Костромин С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор
успешности его диагностической деятельности [Текст] //Психологическая наука
и образование.-2007.-№3.-с.77