Автор: Прискокова Анна Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Основные средства и формы методической помощи педагогам дополнительного образования
Тема: Основные средства и формы методической помощи педагогам дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Основные средства и формы методической помощи
педагогам дополнительного образования
Прискокова А.С., методист
МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов» г. Хабаровск
Методическая
помощь
–
это
оперативное
и
перспективное
реагирование методиста на запросы и потребности детских объединений,
педагогов,
осуществляется различными
средствами:
консультированием,
методическим руководством, методическим обеспечением.
В работе с коллективом педагогов я вижу одну из задач методиста в
том, чтобы создать условия для внедрения и использования инновационных
форм работы. Проведя мониторинг качества профессионально-личностных
способностей педагогов, дифференцирую их по степени мастерства и нахожу
для каждого соответствующие формы методической работы.
Считаю,
что
вовлекать
педагогов
в
учебно-познавательную
деятельность необходимо с использованием активных приёмов обучения, из
которых я применяю следующие:
Тематическая
консультация позволяет
глубоко,
разносторонне
рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы.
Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее
и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут
включаться
в
программу
обучающих
семинаров.
При
подготовке
к
тематической
консультации
методист
подбирает
наглядные
пособия,
методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным
вопросам,
возникающим
у
педагогов
в
ходе
их
профессиональной
деятельности.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами, а
также при освоении результативного педагогического опыта.
Методическое
руководство выражается
в
четком
определении
методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей
совместной
творческой
деятельности,
намечают
этапы
и
порядок
организации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и
показатели результативности образовательной и творческой деятельности,
отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение.
Методическое
обучение -
это
участие
методиста
в
работе
методических
объединений,
педагогических
мастерских,
проблемных
семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического
фестиваля.
Деловая игра - это средство моделирования разнообразных условий
профессиональной
деятельности
методом
поиска
новых
способов
ее
выполнения. Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью.
В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует
творческую инициативу педагогов, обеспечивает высокий уровень усвоения
теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Успешное
проведение
деловой
игры
возможно
тогда,
когда
имеется
элемент
неожиданности. Но при этом следует оптимально дозировать элементы
повторения и неожиданности, импровизации, с тем, чтобы обеспечивать
развивающий эффект игры, динамику освоения конкретных способов
действий.
Еще
одним
необходимым
условием
является
погружение
педагогов в терминологию темы деловой игры. Моя задача: довести до
сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое
заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры
обесценивает всю работу по ее проведению.
Семинар-практикум – это одна из эффективных форм методической
работы,
так
как
позволяет
более
глубоко
и
систематично
изучить
рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами
из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
В него
включаются
практические
задания,
наблюдения
работы
коллег
с
последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить
приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с
детьми в определённых условиях. Важным условием организации данной
формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение
темы. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Решение
педагогических
задач.
Данный
метод
знакомит
с
отдельными
методическими
приемами
работы
лучших
педагогов.
Предостерегает от наиболее часто встречающихся ошибок в педагогической
деятельности.
Выполнение таких заданий помогает научиться выделять из многообразия
явлений существенное, главное. Главным условием решения педагогических
задач
является
готовность
педагогов
к
обсуждению
педагогических
ситуаций, учиться на своих ошибках и ошибках коллег. Полученный опыт
использовать
в собственной практике.
Предлагаемые задачи должны
отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной
работы.
Каждая коллективная работа заканчивается обсуждением вопроса «Что
нового я узнал (внедрил) за последнее время». Проводим своего рода
аукционы знаний, методических находок и идей. Этот обмен информацией
позволяет педагогам включать в свои планы новые заинтересовавшие их
формы работы. Участвуя в разнообразных дискуссиях, педагоги не только
повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью
вырабатывать
собственный
стиль
повседневной
педагогической
деятельности, сравнивать свою работу с работой коллег и, возможно, по-
новому относиться к своей деятельности, проанализировав её.