Автор: Абдряшитова Гульсум Ринатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 25
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Проект по литературному чтению
Тема: "Кто на самом деле колдует в сказках"
Раздел: начальное образование
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Балаково Саратовской области
Россия,413865 Саратовская область, г. Балаково, ул. Братьев Захаровых, 8а
Тел/ факс: (8 845 3) 35-16-35, ИНН 6439036705 КПП 643901001, БИК
046359000
________№______
Название
Кто на самом деле колдует в сказках
Подготовила ученица 1А класса
МАОУ СОШ № 25
Иванова Анна Георгиевна
Руководитель: Абдряшитова Гульсум
Ринатовна
г. Балаково 2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
стр.3
Глава I.
Волшебники в сказках
стр.5
Выводы по главе I.
стр.5
Глава II.
Волшебные предметы в сказках.
стр.6
Выводы по главе II.
стр.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
стр.10
Библиография
стр.11
Приложения.
стр.12
2
ВВЕДЕНИЕ
Я часто задумывалась о том, как происходит волшебство в сказках. Все дети,
да, что таить и взрослые мечтают научиться колдовать, чтобы меньше
работать или выполнять какие-то домашние дела.
Когда читала сказки, я мечтала, как бы мне научиться колдовать. Я думаю,
многие дети со мной согласны. Научиться колдовать - это очень здорово.
Остаётся только изучить сам процесс колдовства.
Мама предложила поспрашивать одноклассников и задать им вопросы:
Кто умеет колдовать в сказках?
Кто им помогает?
После опроса и могу утверждать, что ребята думают одинаково.
Колдуют в сказках ведьмы, феи и другие герои, а помощь они получают от
своих волшебных помощников.
Цель: обобщение и систематизация материалов о волшебстве в сказках.
Мне нужно выбрать в сказках только те места, в которых говорится о
волшебстве. В итоге их будет очень много, потому что сказок существует
огромное количество. Я решила вставить все примеры в таблицу.
3
Объект изучения: волшебство в сказках.
Предмет
изучения:
способ
совершения
волшебных
действий
(для
самостоятельного использования!)
Задачи:
1.
Прочитать сказки с наличием волшебства.
2.
Выбрать информацию о способах волшебства и деталях.
3.
Систематизировать информацию и сделать выводы.
Предстояло очень много работы. Я решила перечитать знакомые сказки
и добавить новые. И уже потом смогу работать с полученными данными,
которые в таблице.
Гипотеза:
В сказках колдуют люди, при помощи своих волшебных помощников им
удается колдовать и помогать героям. Я проверила эту гипотезу, мои
одноклассники со мной согласны и уверена, что мое предположение верное.
Актуальность и новизна темы исследования.
И неожиданно я поняла, что в процессе подготовки к исследованию у
меня поменялся смысл работы. Первоначально я хотела научиться колдовать,
чтобы ничего не делать, но потом захотелось научиться колдовать, чтобы
помогать своим знакомым. Я думаю, это сказки учат меня становиться
добрее и милосерднее.
Способ сбора информации и ее переработки.
В начале я внесла в список литературы прочитанные сказки, потом добавила
новые. И пришла к выводу, что список получается длинным и будет ещё
больше, потому что сказок существует огромное количество.
4
Я начала перечитывать сказки и выбирать в них нужные места. Мама пришла
на помощь в оформлении на компьютере. Затем мы обсуждали, много
думали, подключился даже папа. У нас сложилась настоящая команда!
Подведение итогов исследования.
Мы решили, что мнение одного человека может быть ошибочным, но если
мы подумаем все вместе, то это будет правильно и точно.
5
ГЛАВА 1.
Волшебники в сказках
После того как был составлен план работы над исследованием, мы начали
работать со сказками. Читали, перечитывали, выбирали нужные места. Было
очень интересно, я много думала и рассуждала. Я даже стала намного лучше
понимать сказки, чем раньше.
Но тут перед нами возникла загвоздка. Мы с родителями не могли отыскать
или назвать того, кто колдовал сам. В большинстве сказок герой не сам
колдует, а ему на помощь приходят волшебные предметы. Одни колдуют,
чтобы помешать герою, другие наоборот помогают ему.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
1.
Персонажи сказок колдуют не сами, а при помощи волшебных
предметов-помощников.
2.
Колдовство преследует разные цели: помешать или помочь герою.
3.
Колдуют в сказках не только сказочные персонажи (ведьмы, колдуньи,
феи), но и обычные люди, которые дают герою волшебные предметы.
6
ГЛАВА 2.
Волшебные предметы в сказках.
Я нашла в сказках предметы с волшебными свойствами. Они помогают
персонажам справляться с препятствиями, наделяют героев необыкновенной
силой, которой не может обладать обычный человек.
Клубок – Универсальный «навигатор». В большинстве повествований этот
предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не
сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то
испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).
Волшебный клубок я встретила в сказках:
Царевна – лягушка
Звериное молоко
Три царства – медное, серебряное и золотое
Сказка о молодце- удальце, молодильных яблоках и живой воде
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Шапка – невидимка в русских народных сказках обладает волшебным
свойством делать невидимым того, кто ее надевает. Для «включения» шапки
нужно повернуть ее швом вперед, и она начинает действовать.
Я встретила упоминание о ней в сказках:
Руслан и Людмила
Незнайка в Солнечном городе
Ночные пляски.
Вещий сон.
Волшебное
кольцо
обладает
волшебными
свойствами
при
перекидывании его с пальца на палец являть нам работяг, готовых исполнить
любое желание обладателя. В сказке «Волшебное кольцо» юноша получил
его от змеи.
7
Аленький цветочек
Волшебное кольцо
Ковер-самолет - использование данного устройства встречается не
только лишь в русских сказках, он популярен среди героев сказаний всего
мира. Традиционно он помогает героям перемещаться на внушительные
расстояния по воздуху.
Сказке об Иване — гостином сыне
Елена Премудрая
Заколдованная королевна.
Сказка о лягушке и богатыре.
Еще один волшебный предмет - скатерть-самобранка. Это заветная
мечта каждого второго сказочного персонажа, функционирует по принципу
«все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим,
достаточно просто развернуть ее и стол тут же будет накрыт разными
кушаньями. Кормит вкусно, быстро и посуду мыть не надо. Встретили в
сказках:
Два Ивана
Скатерть – самобранка
Умные вещи
Сапоги скороходы или семимильные сапоги – это волшебная обувь,
помогающая герою перемещаться с большой скоростью на большие
расстояния, каждый шаг переносит владельца на 7 миль вперед (почти на
12000км).
Сапоги- скороходы встретила в сказках:
Мальчик-с -пальчик
Маленький Мук
Вещий сон.
8
Заколдованная королевна.
Незнайка в солнечном городе.
Карлик Нос
Чудо-перышки - сказки, где есть волшебные предметы, повествуют и
о множестве диковинных мифических животных, птиц, которые завсегда
готовы прийти на выручку главному герою. Традиционно они отдают
центральному персонажу свое перо, которое нужно либо сжечь, и тогда
птица явится, либо взмахнуть - и тогда возникнет все, что душе угодно
Финист – ясный сокол
Золотой Петушок
Волшебное зеркало умеет разговаривать в сказках. Работает словно в
современном режиме on-line. При помощи него можно узнать, что в данный
момент
творится
в
соседних
царствах-государствах.
Его
вариацией,
рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с
наливным яблочком. Которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда
само по себе яблочко начинало движение по каемочке. - Колдуньи в сказках
говорят, что умеют колдовать, однако ничего не могут поделать с честностью
зеркала. На вопрос о самой красивой девушке зеркало всегда отвечает, что
главная героиня красивее.
О зеркале прочитали в сказках:
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Белоснежка
Красавица и Чудовище
Дети с самого раннего возраста любят сказки, ведь в них совершаются
самые невероятные чудеса. Самое главное, что в сказках добро побеждает
зло, и в конце сказки героя ждет вознаграждение.
9
Волшебные атрибуты помогают героям преодолеть препятствия, они
помогают им или мешают врагам.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
Герой находит волшебные предметы или их ему дают другие
персонажи, чтобы помочь выполнить задания. Но иногда с этим справляется
сам герой. Герой сказки «Волшебное кольцо» Мартынка помогал всем, кого
встречал на пути, а когда сам попал в беду, все спасённые пришли ему на
помощь. Волшебное кольцо - символ помощи, а все сделал герой сам.
Волшебное зеркало тоже волшебный атрибут, но сказать о его помощи
тоже было бы странно, ведь оно не помогает, а выдает героиню, подвергает
ее опасности. Конечно, она справляется, но без помощи волшебного
предмета. Ей помогают животные и люди.
Есть волшебные атрибуты в помощи некоторых нельзя сомневаться –
это шапка невидимка, волшебный клубок, сапоги – скороходы. Эти предметы
помогают главному герою стать сильнее, быстрее, придают ему новые
качества, но все равно основную работу герой делает сам.
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мне нравится читать сказки! А еще у меня появилось новое увлечение
– исследовать сказки. Мне пришлось много поработать, спасибо родителям
за помощь. Пришло время подвести итоги и заканчивать наше исследование.
Мое мнение о том, что в сказках колдуют люди не правильное. Я
поняла, что они только дают или дарят волшебные атрибуты. Волшебство
как помогает персонажу, так и может создавать препятствия. А ещё я поняла,
что все равно всю работу герой должен проделать сам.
Я мечтала, что научусь колдовать, а теперь уверена, что мне помогут,
но основную работу придется делать самостоятельно. А ещё необходимо
помогать всем, кто тебя окружает, тогда и тебе в трудной ситуации
обязательно придут на помощь.
Я расскажу ребятам, что чудес не бывает, что их нужно создавать
своими руками.
11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
А. С. Пушкин.Руслан и Людмила. Издательство. Проф-Пресс,2018г
А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Издательство:
Алтей,2017 год.
Гримм Якоб и Вильгельм. Белоснежка. Издательство. Эксмо,2017 год
Три царства-медное, серебряное и золотое. Елена Премудрая. Издательство:
Стрекоза, 2016 год.
Сказка о молодце-удальце и живой воде. Издательство: Линг,2000 год.
Пойди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что. Приключения Деда
Мороза. Спящая красавица. Издательство: Мир книг, 2007г
Царевна-лягушка. Издательство: Речь, 2015 год.
Андрей Платонов. Волшебное кольцо. Издательство: Стрекоза,2018 год.
Жили-были книжки. Гуси-лебеди. Издательство: Лабиринт,2018г.
По щучьему велению. Издательство: Речь,2018 год.
Скатерть-самобранка. Русские сказки. Издательство: Эксмодетство,2016 год.
Шарль Перро. Любимые сказки детства. Мальчик-с-пальчик. Издательство:
Лабиринт,2017 год
Вильгельм Гауф. Маленький Мук. Карлик Нос. Издательство: Эксмодетство,
2015 год
Вещий сон. Издательство: Алтей,2016 год.
12
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Сказка
Кто колдует
Кто помогает
Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях
никто
никто
Белоснежка
никто
никто
Три царства – медное, серебряное и
золотое
никто
никто
Сказка о молодце- удальце,
молодильных яблоках и живой воде
никто
никто
Пойди туда, не знаю куда, принеси
то, не знаю, что
никто
никто
Царевна – лягушка
никто
никто
Волшебное кольцо
никто
никто
Гуси – лебеди
никто
никто
По щучьему веленью
никто
никто
Два Ивана
никто
никто
Скатерть – самобранка
никто
никто
Мальчик-с -пальчик
никто
никто
Маленький Мук
никто
никто
Вещий сон
никто
никто
Руслан и Людмила
никто
никто
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Сказка
Волшебный предмет
примечание
Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях
Волшебное зеркало
Белоснежка
Царевна – лягушка
Волшебный клубок
Три царства – медное,
серебряное и золотое
Сказка о молодце- удальце,
молодильных яблоках и живой
воде
Пойди туда, не знаю куда,
принеси то, не знаю что
Волшебное кольцо
Волшебное кольцо
Гуси – лебеди
Печка
По щучьему веленью
Два Ивана
Скатерть самобранка
Скатерть – самобранка
13
Мальчик-с -пальчик
Сапоги скороходы
Маленький Мук
Вещий сон
Руслан и Людмила
Царевна Лягушка
Шапка невидимка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Волшебные
предметы
Название сказки
Назначение предметов
Стрела, клубочек,
перышко.
«Царевна-лягушка»,
«Финист-Ясный сокол»,
«Поди туда-не знаю
куда»,
«Кощей Бессмертный»
Показывают направление движения.
Зеркало,
волшебная книга,
золотое блюдечко и
наливное яблочко.
«Королевич и его
дядька», «Серебряное
блюдечко и наливное
яблочко»
Говорят правду и показывают, что
делается на белом свете.
Палочка, волосок.
«Притворная болезнь»
Исполняют желания.
Гребешок,
полотенце, платок.
«Медведко, Усыня,
Горыня и Дубыня-
богатыри» , «Марья
Моревна»
Преграждают путь преследователю.
Ковер-самолет,
сапоги-скороходы.
«Вещий сон»,
«Заколдованная
королевна», «Царевна
лягушка»
Быстро переносят героя на большое
расстояние.
Кольцо, огниво,
волоски.
«Сказка о молодце-
удальце, молодильных
яблоках и живой воде»,
«Морской царь и
Василиса Премудрая»
Вызывают помощников.
Свисток, гусли,
рожок.
«Гусли-самогуды»,
«Мудрая жена»
Заставляют все вокруг плясать.
14
Яйцо, сундук.
«Кощей – Бессмертный» Хранят тайны.
Молодильные
яблочки. Живая и
мертвая вода.
«Молодильные яблоки»,
«Иван царевич и серый
волк», «Марья Моревна»
Возвращают здоровье, молодость,
оживляют мертвых.
Шапка-невидимка.
«Вещий сон», «Царевна
лягушка»,
«Заколдованная
королевна»
Делает героя невидимым.
Меч-саморуб, ведра,
печь, чудесные
пяльцы, игла,
дубина.
«Буря-богатырь»,
«Заколдованная
королевна», «По
щучьему велению»
Выполняют работу за героя.
Рубашка.
«Чудесная рубашка»
Защищает, оберегает,
15