Автор: Новожилова Ирина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Камешково
Населённый пункт: Владимирская область
Наименование материала: Урок - олимпиада
Тема: «Знатоки швейного дела» между учащимися 6 «а» и 6 «б» классов.
Раздел: среднее образование
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Владимирской
области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –
интернат г.Камешково»
Методическая разработка
Урок- олимпиада
«Знатоки швейного дела»
между учащимися
6 «а» и 6 «б» классов.
Подготовила и провела:
учитель швейного дела,
первой категории
И. Н. Новожилова
г. Камешково, 2023 г.
Введение.
Предлагаемая презентация и методическая разработка к уроку –
олимпиады была разработана для учащихся 6 классов
коррекционной школы.
Урок проверки и оценки знаний по основным темам швейного дела:
материаловедения, технологии, оборудования, техники
безопасности.
Презентация используется как наглядный материал на разных
этапах урока, а также для проверочной работы обучающихся на
этапе оценивания знаний.
Она позволяет:
На этапе организационного момента -создать положительный
настрой на урок и повысить познавательную активность;
на основном этапе- включать все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную, ассоциативную, развивать внимание;
при выполнении практической работы - повышать учебную
мотивацию учащихся, интерес к предмету.
Все это позволяет добиться максимального учебного эффекта у
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дата: 18.03.23 г.
Класс: 6 «а» и 6 «б» (2 ч.)
Тема программы: Практическое повторение.
Тема урока: урок-олимпиада по швейному делу между учащимися 6 «а» и
6 «б»классов «Знатоки швейного дела» (слад1)
Тип урока: нестандартный.
Цель урока: Выявить уровень и качества сформированности знаний, умений и
навыков в рамках программы по швейному делу для учащихся 6 классов.
Задачи.
Образовательные.
-Выявить уровень и качества сформированности знаний, умений и учащихся
по материаловедению, технологии, конструированию;
-Проверить уровень и качества сформированности умений и навыков на
практике.
Коррекционно-развивающие.
-Развивать и корригировать воспроизведение на основе диалога;
-Развивать и корригировать анализ через повторение машинных швов;
-Развивать логическое мышление играя в игру «Лото»;
-Корригировать образную память при подборе ткани;
-Развивать мелкую моторику при работе с ручными инструментами.
Воспитывающие.
-Воспитывать внимательность, самостоятельность;
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Форма урока: групповая.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
«Школьная олимпиада по швейному делу между учащимися 6 классов»,
Манекен, сантиметровая лента, образцы тканей, образцы швов, карточки-
задания.
Ход урока:
I. Вводная часть.
I. Организационный момент:
1. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Приветствие.
-Здравствуйте девочки и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас и
надеемся, что сегодняшняя встреча надолго останется в ваших сердцах.
Веселья вам, да радости! Поудобнее садитесь, и с мыслями соберитесь.
3.Сообщение цели и задач.
-Сегодня мы проведем олимпиаду по швейному делу, которая называется
«Знатоки швейного дела». В олимпиаде примут участие 2 команды 6 «а» и
6 «б»классов. Олимпиада будет проходить в 2 этапа: интеллектуальный и
практический. Все правильные ответы и выполняемые задания будут
оцениваться по пятибалльной системе жетонами красный – 5 баллов, зелёный
-4 балла, жёлтый – 3 балла и дополнительно выдаётся жетончик белого цвета,
который будет добавлять 1 балл. Участницы команд будут выполнять разные
задания и покажут свои знания и умения по швейному делу. Оцениваться
будут не только командные результаты, но и личные. Победители олимпиады
будут награждены на Празднике труда. Определять победителей будут
члены жюри (называет членов жюри).Желаю вам хорошо и интересно
провести время, проверить и закрепить свои знания и умения, и хотелось бы,
чтобы вы отнеслись ко всему с юмором, помогали друг другу и радовались
бы за другую команду так же, как и за себя.
II. Основная часть.
-Желаю удачи! Мы начинаем знатоки швейного дела.
1. КОНКУРС «ЭРУДИТ» (слайд 2)
Вопросы задаются по очереди каждому члену команды,
оцениваются 1 баллом- белым жетончиком, если ответа нет,
желающие ответить поднимают руку.
1. Верите ли вы, что существуют швейные машины не только с
ручным приводом, но и с ручным тормозом? (нет)
2.Верите ли вы, что одна из основных деталей машины имеет
название части одежды? (да, рукав)
3. Как называется инструмент для влажно-тепловой обработки?
(утюг)
4. В каком положении должна находиться игла при заправке
верхней нити? (В крайнем верхнем)
5. Сметочные стежки - временного или постоянного назначения?
(Временного)
6. В какую сторону нужно вращать маховое колесо? (На себя)
7. Эта деталь швейной машины называется так же, как и одна из
деталей велосипеда. (Педаль)
8. Как называется стежок, используемый для сметывания деталей?
(сметочный)
9. Верите ли вы, что с помощью швейной машины можно
пришивать пуговицы и крючки? (да)
10. Верите ли вы, что иглы в первых швейных машинах были из
игл кактусов, привозимых из Африки? (нет, иглы всегда были
металлические)
11.Какой шов применяют при обработке нижнего среза изделия:
(шов вподгибку с закрытым срезом)
12. По какой стороне фигуры снимают мерки? (По правой)
13. Какие детали кроят первыми: большие или маленькие?
(Большие)
14. Одна из деталей швейной машины имеет такое же название, что
и одно из дополнений к мужской и женской
одежде? (Ремень)
15. Каково название необходимых в любой одежде деталей, они бывают
накладные, внутренние, прорезные? (Карманы)
16. На какой стороне ткани напечатанный рисунок ярче? (На лицевой)
2. КОНКУРС «ЗАГАДКИ» (слайд 3)
Тот, кто знает ответ на загадку, должен поднять руку. Говорить отгадки
только по моему разрешению. Не выкрикивать.Оцениваются 1 баллом-
белым жетончиком.
1. Тонка, одноуха, остра (игла.)
2. Из этого ведерка нельзя воды напиться (наперсток.)
3. По полотняной дорожке скачет на одной ножке (швейная машина).
4. Стальная лошадка, хвостик нитяной мелькает птицей по дорогеситцевой
(игла с ниткой).
5. Они бывают разные:
Тупые и острые,
Детские и взрослые. (ножницы)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом. (карандаш)
7.Железный жучок,
На хвостике червячок. (булавка)
8.Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (утюг)
При работе, мы используем ткани. Вы знаете хлопчатобумажные и
льняные ткани.
3. КОНКУРС «НАЗОВИ ТКАНЬ»
Задание: определить вид ткани по его описанию, найти и
поднять карточку с образцом и названием ткани.
Оцениваются 1 баллом- белым жетончиком
Ткань суровая
Натуральная льняная ткань,
имеет серый цвет, жёсткая.
Используется для
изготовления мешков.
Платьевая ткань.
Натуральная льняная ткань,
плотная, прочная, но создаёт
ощущение прохлады.
Используют для пошива
летних платьев.
Фланель.
Вельвет.
Натуральная
хлопчатобумажная ткань,
матовая, хорошо пропускает
воздух, впитывает влагу,
быстро сохнет, мягкая,
прочная. Используют для
пошива детской одежды,
пелёнок, распашонок, пижам.
Натуральная
хлопчатобумажная ткань с
ворсом, который разделен
рубчиками. Из него шьют
различную повседневную
одежду для детей и взрослых
(костюмы, пиджаки, брюки,
рубашки, жилетки, головные
уборы, юбки).
Ситец.
Натуральная
хлопчатобумажная ткань,
матовая, хорошо пропускает
воздух, впитывает влагу,
быстро сохнет, тонкая,
прочная. Используют для
пошива постельного белья,
ночных сорочек.
Костюмная ткань.
Натуральная льняная ткань,
блестящая, хорошо пропускает
воздух, впитывает влагу,
быстро сохнет, прочная,
создаёт ощущение прохлады.
Используется для
изготовления летних
костюмов.
Для построения чертежей снимают мерки. Вспомните название, обозначение
и назначение мерок для построения чертежа трусов-плавок.
4. КОНКУРС «МЕРКИ»
Игра «Лото».Оценивается по пятибалльной системе.
5. КОНКУРС «НАЗВАНИЕ СРЕЗОВ»
У вас на столах выкройки трусов-плавок. Определите заднюю половинку и
переднюю половинку. На этих выкройках распределите название срезов:
боковой, верхний, нижний срез, шаговый срез, укажите середину детали и
стрелкой пометьте долевую нить. После выполнения задания проверяем.
6. КОНКУРС «МАШИННЫЙ ШОВ» (слайд 4)
Учитель: Вы уже изучили машинные швы и настало время проверить ваши
знания. Называю машинный шов, вам нужно назвать и поднять карточку с
образцом шва.
Оцениваются 1 баллом- белым жетончиком.
СТАЧНОЙ ВРАЗУТЮЖКУ
СТАЧНОЙ ВЗАУТЮЖКУ
НАКЛАДНОЙ С ДВУМЯ ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ
ШОВ ВПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ
ШОВ ВПОДГИБКУ С ОТКРЫТЫМ СРЕЗОМ
ДВОЙНОЙ
ЗАПОШИВОЧНЫЙ
Физминутка. (слайд 5)
Вот портной наш шить устал,
Из-за стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся,
Поприседал, потом размялся.
К работе можно приступать,
Теперь нам долго не устать.
Чтобы выполнять пошив изделия, необходимо уметь работать на швейной
машине.
7. КОНКУРС «ЗАПРАВКА НИТОК»
Задание: поставить порядковый номер, соответствующий заправки верхней
нити.
После выполнения задания сдать жюри.
Нитенаправитель
Нитепритягиватель
Катушечный стержень
Ушко иглы
Шайбы регулятора натяжения верхней нити
Ушко пружины
Регулятор натяжения верхней нити
Нитенаправитель
Нитенаправитель.
(слайд 6) проверка задания.
III.Практическая часть.
1.Правила техники безопасности.
КОНКУРС «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Прослушав ситуации, объясните, какие правила были, нарушены.
Ситуативные задачи:
1.
Маша очень любит шить. И когда она увлечена этим занятием, может
во время работы взять иглы и булавки в рот.
2.
Во время работы на швейной машине Таня близко наклоняется к ее
движущимся частям. «Так лучше видно стачиваемые изделия!», - говорит
она.
3.
Мама попросила дочь выключить утюг. Дочь дернула за шнур. Утюг
отключился.
4.
Папа позвал дочку к ужину. Прервав шитье, Лиза воткнула иглу в
диванную подушку.
5.
Во время работы в мастерской Таня попросила Настю передать ей
ножницы. Настя развернулась и бросила ножницы Тане.
6.
Перед началом работы в мастерской Света распустила волосы,
расстегнула одежду, потому что ей было очень жарко.
7.
Войдя, в мастерскую на перемене девочки решили, поиграть в салки-
догонялки.
8.
Настя, смётывая изделие, набрала побольше в рот булавок, поочерёдно
их вынимала и втыкала в линии швов. Взяв нитки, откусила их зубами и
вставила в иглу, чтобы подготовить изделие к примерке.
2.КОНКУРС «САМЫЙ БЫСТРЫЙ»
Необходимо заправить верхнюю и нижнюю нить в швейной машине.
Оценивается по пятибалльной системе, кто справится с заданием первый
поднимает руку для проверки.
Кто быстрее заправит верхнюю и нижнюю нить в швейной машине.
3. Практическое задание «Выполни шов».
1. Стачать две детали стачным швом вразутюжку, ширина шва 2см.
2. Выполнить шов вподгибку с закрытым срезом
3.Соединить две детали запошивочным швом.
4.Соединить детали двойным швом.
После выполнения задания приклеить образцы, подписать свою фамилию.
Главное условие качественное выполнения задания.
Покажите на образцах швы, которые будете выполнять.
Физминутка. (слайд 7)
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Приступили мы к зарядке.
Одна рука вверх, другая вниз,
(рывками менять руки.)
То на стену посмотрели
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
А теперь за парты сели.
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Вот и закончился урок-олимпиада. Пока жюри выставляет вам баллы за
практическую работу, подсчитайте количество жетонов. Подведём итоги
командного соревнования.
Награждение победителя состоится на Празднике труда.
Но поощрительный приз будет вручён.
Сегодня в игре вы показали, что умеете, чему уже научились, но вам еще
предстоит очень многое узнать. Мы довольны вашими результатами и
хочется вам пожелать: (слайд 8)
Будьте, как солнышко, красивыми!
Будьте, весёлые, как звонкие ручьи!
Будьте, как бабочки игривыми!
Будьте всегда трудолюбивыми!
2. Выставление оценок. Уборка рабочих мест.
Ткань суровая
Натуральная льняная ткань,
имеет серый цвет, жёсткая.
Используется для
изготовления мешков.
Платьевая ткань.
Натуральная льняная ткань,
плотная, прочная, но создаёт
ощущение прохлады.
Используют для пошива
летних платьев.
Фланель.
Натуральная
хлопчатобумажная ткань,
матовая, хорошо пропускает
воздух, впитывает влагу,
быстро сохнет, мягкая,
прочная. Используют для
пошива детской одежды,
пелёнок, распашонок, пижам.
Вельвет.
Натуральная
хлопчатобумажная ткань с
ворсом, который разделен
рубчиками. Из него шьют
различную повседневную
одежду для детей и взрослых
(костюмы, пиджаки, брюки,
рубашки, жилетки, головные
уборы, юбки).
Ситец.
Натуральная
хлопчатобумажная ткань,
матовая, хорошо пропускает
воздух, впитывает влагу,
быстро сохнет, тонкая,
прочная. Используют для
пошива постельного белья,
ночных сорочек.
Костюмная ткань.
Натуральная льняная ткань,
блестящая, хорошо пропускает
воздух, впитывает влагу,
быстро сохнет, прочная,
создаёт ощущение прохлады.
Используется для
изготовления летних
костюмов.
Ткань суровая
Платьевая ткань.
Фланель.
Вельвет.
Ситец.
Костюмная ткань.
Игра «Лото»
Мерки для построения чертежа трусов-плавок.
Название
мерок
Обозначение
мерок
Назначение
мерок
Название
мерок
Обозначение
мерок
Назначение
мерок
Полуобхват
Сб
Определение
ширины
бёдер
изделия
Полуобхват
талии
Ст
Определение
размера
резинки
Высота
сидения
Вс
Определение
длины
изделия
задняя половинка
передняя половинка
боковой срез
верхний срез
нижний срез
шаговый срез
середина
боковой срез
верхний срез
нижний срез
шаговый срез
середина
Задание
: поставить порядковый номер, соответствующий заправки
верхней нити.
Нитенаправитель
Нитепритягиватель
Катушечный стержень
Ушко иглы
Шайбы регулятора натяжения
Ушко пружины
Регулятор натяжения верхней нити
Нитенаправитель
Нитенаправитель.
Задание: поставить порядковый номер,
соответствующий заправки верхней
нити.
Нитенаправитель
Нитепритягиватель
Катушечный стержень
Ушко иглы
Шайбы регулятора натяжения
Ушко пружины
Регулятор натяжения верхней нити
Нитенаправитель
Нитенаправитель.
Практическая работа.
Выполнение машинных швов на образце.
№ Название шва.
Изображение шва.
Образец шва
1.
Стачной
шов
взаутюжку
2.
Стачной
шов
вразутюжку
3.
Двойной шов.
4.
Запошивочный
шов
8.
Шов
вподгибку
с
закрытым
срезом
Задание: поставить цифры, соответствующие названию
механизмов, которые служат для заправки верхней нити.
Нитенаправитель
Нитепритягиватель
Катушечный стержень
Ушко иглы
Шайбы регулятора натяжения
Ушко пружины
Регулятор натяжения верхней нити
Нитенаправитель
Нитенаправитель.
Задание: поставить цифры,
соответствующие названию механизмов,
которые служат для заправки верхней нити.
Нитенаправитель
Нитепритягиватель
Катушечный стержень
Ушко иглы
Шайбы регулятора натяжения
Ушко пружины
Регулятор натяжения верхней нити
Нитенаправитель
Нитенаправитель.