Автор: Флиман Валентина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №53
Населённый пункт: г. Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Презентация на уроках русского языка и литературы. Методика применения.
Раздел: среднее образование
Презентации на уроках русского языка и литературы.
Методика применения.
1. В современной школе уже не обойтись без применения ИКТ- технологий. Ввиду
быстрого процесса модернизации технических средств обучения представляется
полезным подумать: для чего мы это делаем?
Обычно методические рекомендации по составлению презентаций ориентированы преиму
щественно на техническую сторону вопроса: какое количество слайдов может быть; в
каких соотношениях могут находиться текст и видео; как выделить ключевые элементы;
как расположить на одном слайде текст и видео-изображение и другое. Думается, не менее
важным должно быть понимание, насколько, в связи с использованием презентаций,
изменилась форма организации учебного процесса – урока, внеурочной деятельности?
Насколько в связи с использованием презентаций поменялись общедидактические и
частнометодические принципы обучения, насколько
изменилась форма организации учебного процесса – урока, внеурочной деятельности?
2. Общая нацеленность на индивидуализацию обучения, желание увеличить в учебном
процессе часть самостоятельной аналитической работы учеников не приводит к отмене
традиционных принципов преподавания. Учитель должен уметь ввести материал,
объяснить его, отработать с учениками, закрепить, проверить, хорошо ли он освоен,
сделать работу над ошибками.
Эти этапы объективно связаны с тем, как мы получаем новое знание и осваиваем
новое явление: нам необходимо его понять, поработать с ним, чтобы разобраться в его
устройстве, предпринять усилия для запоминания, проверить, хорошо ли мы все поняли
(запомнили), при необходимости провести работу над ошибками.
Исключение какого-либо этапа из процесса обучения невозможно без отрицательных
последствий. Даже если учитель очень хорошо объясняет или хорошо организует работу
учеников, это совершенно не исключает необходимости закреплять материал. Потому
что понять, как известно, не означает запомнить.
Каждый из этапов освоения нового может проходить и в рамках фронтального урока,
и при индивидуальном обучении, и даже при самостоятельном освоении каких-то тем.
Меняться будет лишь способ обучения и степень непосредственного участия в этом
процессе учителя и ученика.
Сейчас считается, что ученик должен быть как можно ближе к самому предмету
обучения, а учитель должен по возможности только модерировать процесс общения
ученика с той ли иной областью знания.
Самостоятельная работа ученика в той или иной мере предполагалась и
предполагается всеми методиками любого, в том числе и школьного обучения.
Но главным даже при самостоятельной работе учеников остается поэтапный процесс
освоения знаний.
Презентация дает возможность учителю реализовать несколько задач, которые ставит
перед ним современная школа. Это и дать знания, и научить самостоятельности, и
повысить интерес обучающихся к самому процессу получения знаний, реализовать
принципы доступности, наглядности.
3. Что может дать нам презентация для улучшения процесса обучения?
Презентация наиболее успешно используется в двух своих непосредственных функциях:
1) композиционно организует урок или часть урока;
2) обеспечивает наглядность обучения.
В своей первой функции презентация позволяет четко оформить последовательность
этапов урока, часто регламентирует и время работы над тем или иным материалом,
заданием.
Вторая функция презентации – обеспечение наглядности учебного процесса.
Наглядность является необходимым элементом каждого этапа обучения.
С помощью схем, таблиц, рисунков можно объяснить новый материал, закрепить его,
обсудить ошибки, выполнить работу над ошибками.
Возможности презентации в уроках обучения написанию сочинения по картине, описания
памятника или интерьера, портрета переоценить невозможно, можно показать наглядный
материал, вывести лексический материал, провести работу над возможными ошибками,
дать образцы текстов и т. д.
На уроках литературы я часто использую презентации для знакомства с биографией
писателей, для уроков-путешествий, а также для знакомства с новой темой. Презентация
позволяет не только это, можно сделать увлекательным и урок повторения с помощью
презентации, включив в нее тестовый материал, ученики охотно работают с такими
тестами, и, соответственно, лучше запоминают материал. Наглядность на уроках
литературы - необходимость: портрет писателя, иллюстрации к произведениям
художников, викторины и многое другое.
Некоторые современные подростки, к сожалению, воспринимают Интернет как центр
развлечений, не видя в нем инструмента получения знаний. Учитывая, что перед
современным учителем стоит не только задача дать знания, но и научить добывать их
самостоятельно, привлечение учеников к созданию собственных презентаций на
выбранную тему помогает им понять ценность Интернета как средства самообразования,
и, конечно же, заставляет опосредованно углублять свои знания по предмету; часто после
таких заданий школьники с большим интересом воспринимали уроки литературы. Когда
дети сами составляют презентации, то развивается их творческое восприятие мира.
Презентация в качестве домашнего задания позволяет углубить диалог учителя и ученика,
требует от обучающегося погружения в материал, четко продумывать логику подачи
информации.
Помимо наглядной и обучающей функции презентация может быть хорошим средством
для дистанционного обучения, особенно в старших классах. На сайте учителя или на
страничке, адрес которой известен ученикам, выкладывается презентация, подготовленная
учителем или взятая из интернет-ресурсов, ученикам сообщается об этом, и в течение
недели они самостоятельно дома осваивают ее, затем на факультативе или на специальном
уроке идет обсуждение, ответы на вопросы или работа по материалам этой презентации.
Презентация поможет учителю не просто донести материал более доступно и наглядно,
систематизировать его, но и позволит вовлечь большее количество обучающихся в
образовательный процесс, мотивировать самостоятельно получать знания, сделать урок
современным и интересным для учеников.
В заключение хотелось бы сказать, что задачей этого доклада было желание прежде всего
показать, что использование презентаций является важным и технически развитым
средством организации урока и визуализации различных видов учебой деятельности.