Напоминание

«Взаимодействие социального педагога с семьями для создания оптимальных условий физического и психо-эмоционального здоровья воспитанников»


Автор: Наталья Викторовна Михалевская
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 14 "Солнышко"
Населённый пункт: Мурманская обл,Ковдорский муниципальный округ
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: «Взаимодействие социального педагога с семьями для создания оптимальных условий физического и психо-эмоционального здоровья воспитанников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» № 14

Выступление из опыта работы:

«Взаимодействие социального педагога с семьями для создания оптимальных условий

физического и психо-эмоционального здоровья воспитанников»

Подготовила: социальный педагог

Михалевская Наталья Викторовна

г. Ковдор

2021 г.

Взаимодействие социального педагога с семьями для создания оптимальных условий

физического и психо-эмоционального здоровья воспитанников.

Наиболее

ёмким

считается

определение

здоровья,

данное

Всемирной

организацией

здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье детей

зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на

протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности

человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные

качества личности. В семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Семейное воспитание имеет ряд

несомненных

достоинств.

К

ним

следует отнести:

благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы

и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между

поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение

системы ценностей, семейных традиций.

Главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей,

адаптированных к жизни в современном обществе. Особое внимание уделяется формированию

и укреплению физического и психического здоровья ребенка.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего,

но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять

друг друга. И, как правило, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают,

что детский сад – место, где только осуществляется присмотр и уход за детьми, пока родители

на работе.

В настоящее время усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения

вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

развития

ребёнка,

порой

осуществляют

воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка. Одно

из направлений моей работы заключается в том, что бы цель и задачи воспитания были хорошо

понятны не только воспитателями, но и родителям.

В основе моей работы лежат следующие принципы сотрудничества с семьёй:

взаимное доверие и взаимопомощь;

доброжелательный стиль общения;

позитивный настрой на общение;

четкое позиционирование себя и своей роли во взаимодействии с родителями;

ясная формулировка своих целей и задач;

партнерство и равноправие отношений

описание проблем семьи с точки зрения интересов и сложностей ребенка, а не

«плохого» поведения родителей.

Из опыта работы могу сказать, что одинаковые формы взаимодействия с родителями не

эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать

социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Одной из основных задач детского сада, педагогов является установление положительных

взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с

родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к

ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые

педагогические усилия МБДОУ. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный

процесс, их заинтересованное участие в педагогической деятельности важно не потому, что это

хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Осознанное включение родителей в совместное воспитание позволяет значительно повысить

эффективность работы. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если

усилия воспитателей и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе

стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению детей к

здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести

здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно - гигиеническими

навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования

здорового

образа

жизни

в

оптимальном

сочетании

со

всеми

здоровьесберегающими

мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в

семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития

здравоохранения и образования, социально – экономической и экологической ситуации в

стране. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщения его к

здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры,

определяющие уровень здоровья ребенка.

Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию

здорового ребенка и приобщению его к здорового образу жизни строится на следующих

основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1.

Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания

здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только

воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и

приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют

лучший опыт семейного воспитания.

2.

Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным

планом) в течение всего пребывания ребенка в образовательном учреждении.

3.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их

интересов и способностей.

4.

Взаимное

доверие

и

взаимопомощь

педагогов

и

родителей.

Укрепление

авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Содержание взаимодействия с семьей охватывает круг вопросов, касающихся:

Психолого – педагогического и правового просвещения;

Повышение родительской компетентности;

Развития мотивации родителей к улучшению детско - родительских отношений

Пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций;

Пропаганды здорового образа жизни, а также освещает все стороны физического

развития и воспитания ребенка.

Особенности

социального

статуса

конкретной

семьи

определяют

ее

воспитательные

возможности и характер детско-родительских отношений.С целью изучения особенности

личности воспитанников, их микросреды, условий жизни, семейного опыта воспитания и

выяснения потребностей родителей в услугах ДОУ мною регулярно проводятся анкетирования

и опросы. Полученные данные дают возможность дифференцированного подхода к родителям,

необходимого для согласованности воспитательных и иных воздействий на ребенка, выявить

потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации.

Проанализировав результаты анкетирования родителей стало понятно, что они мало знают о

документах, защищающих права ребёнка (90%). Немногие знают свои права и обязанности,

ограничив их заботой о здоровье и образовании детей (10%).

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, психологических,

юридических, педагогических.

Исходя из этого, мною проводится работа по просвещению родителей, предполагая тесное

взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

На педагогических советах МБДОУ информирую педагогов о законодательстве в области

защиты прав детей. Оформляю памятки для педагогов по посещению семей воспитанников,

выявлению жестокого обращения с детьми. Периодически консультирую педагогов на

педагогическом часе по темам: «Современные подходы к работе с родителями», «Работа с

неблагополучной семьей», «Право на охрану здоровья», «Изучение семей воспитанников»

Регулярно участвую в проведении общих и групповых родительских собраниях, на которых

освещаю вопросы: «Права и обязанности родителей», «Жестокое обращение с детьми», «Как

избежать бытового травматизма». Обновляю информацию в «Уголке права», оформляю

стендовые

консультации

для

родителей

«Интернет

и

дети»,

«Как

научить

ребенка

осторожности», «Что такое «требовательность». Оформляю памятки для родителей «Права

родителей и детей», «Искусство наказывать и прощать», «Золотые правила для родителей».

Размещаю информацию на сайте ДОУ. Оказываю индивидуально-консультативную помощь

родителям по вопросам воспитания, формированию положительных отношений в семейном

социуме.

Информирую многодетных и малоимущих родителей о правах и льготах, оказываю помощь в

их получении.

В МБДОЦУ № 14 все чаще в последние годы встречаются проблемные семьи, которые не

способны выполнять семейные функции, обеспечить психологический комфорт внутри

семейного пространства.

Приоритетным направлением деятельности по защите прав и

интересов детей в МБДОУ является организация профилактической работы с семьями

социального риска, неблагополучными семьями, своевременного выявления и коррекции

проблем на ранней стадии семейного неблагополучия. Работа по профилактике безнадзорности

несовершеннолетних

проводится

в

тесном

сотрудничестве

с

комиссией

по

делам

несовершеннолетних и защите их прав, отделом полиции по обслуживанию Ковдорского

района,

«Ковдорский

комплексным

центром

социального

обслуживания

населения»,

Ковдорской центральной районной больницей, ОУ, ДОУ, органами опеки и попечительства.

С социально-неблагополучными семьями проводится профилактическую работу:

-

осуществляю контроль за ежедневным посещением ребенком МБДОУ;

-

провожу профилактические беседы с родителями в детском саду и по месту жительства;

-

осуществляю

социально-педагогическое

консультирование

родителей

по

вопросам

воспитания;

-

вовлекаю родителей в жизнь детей и детского сада;

-

помогаю в организации летнего отдыха.

Благодаря

усиленному

контролю

со

стороны

сотрудников

МБДОУ

и

своевременно

проведенным профилактическим мероприятиям, все дети, проживающие в неблагополучных

семьях, регулярно посещают детский сад. Обстановка в

семьях на сегодняшний день

стабильна, находится под контролем и не вызывает опасений.

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты:

повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания

и развития своего ребенка;

осознание

родителями

значимости

своей

педагогической

деятельности,

актуализация позиции родителей

Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития

образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на

разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного

образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не

отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами

детского сада для всестороннего развития личности ребенка

Практический опыт работы МБДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным

родителям нужна постоянная помощь воспитателей и педагогов для решения проблем развития

ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и

воспитателя, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество

семьи и воспитателя становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки

взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей

– основа совершенствования полноценного развития ребенка. Определяется успешной работой

с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта

работа,

зависит

эффективность

деятельности

самого

дошкольного

учреждения,

его

материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой

работы.

В

заключение

необходимо

отметить,

что

преимущества

инновационных

форм

взаимоотношений МБДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

-

положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу

по воспитанию детей. Родители уверены в том, что МБДОУ всегда поможет им в

решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут

учитываться мнение семьи и предложения по взаимоотношению с ребенком.

-

учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей,

знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в

свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

-

возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном

возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают

нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они

несут за воспитание детей;

-

укрепление внутри семейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным

вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

-

возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в МБ ДОУ и

семье.



В раздел образования