Автор: Алексеева Марина Константиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - "Детский сад №199"
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: «Активизация внимания родителей к проблемам семейного воспитания».
Раздел: дошкольное образование
«Активизация внимания родителей к проблемам семейного
воспитания».
Одним из направлений работы педагога-психолога ДОУ с родителями
является психологическое просвещение. Реализуя задачу психологического
просвещения родителей, педагог-психолог сталкивается с рядом проблем:
- акцент внимания родителей на материальном благополучии семьи и
желание передать заботу о воспитании ребенка дошкольному учреждению;
- потребительская позиция родителей к образовательным услугам;
- отсутствие у родителей стремления к получению психологических
знаний и применению их в воспитании детей;
-нежелание посещать просветительские мероприятия.
Организуя групповые просветительские мероприятия для родителей
(выступления
на
родительских
собраниях,
проведение
групповых
консультаций, всеобучей и др.) необходимо учесть, что при формальном
проведении встреч в виде сухой подачи информации и поучающих бесед
родители откликаются неохотно, не проявляют интереса к предлагаемой
информации. Для изменения такого положения возникает необходимость в
поиске и применении активных методов и приемов, позволяющих привлечь
внимание родителей к проблемам семейного воспитания, способствующих
более
легкому
запоминанию
сути
бесед,
создающих
положительный
эмоциональный настрой на доброжелательный, откровенный и деловой
разговор.
На сегодняшний день достаточно обстоятельно изучены линии
взаимодействия детского сада и семьи, разработаны активные методы и
приемы
активизации
внимания
родителей
к
проблемам
воспитания
(Арнаутова Е.П.,2013, Галушко И. Г., 2014 , Клинова, О. В., 2019 и др.).
Исследователи
отмечаю,
что
для
мотивирования
родителей
на
взаимодействие необходимо соблюдение ряда правил:
-
установление
равноправных
и
партнерских
отношений
между
специалистом и родителями;
- представление позитивной перспективы;
- новизна предлагаемой информации;
- предоставление фактов, а не их интерпретация;
- поощрение участия родителей в мероприятих.
Интересны исследования Метеновой Н.М., педагога, автора методики
проведения родительского собрания и ряда книг по семейному воспитанию.
В ходе проведения исследований Надежда Михайловна выявила некоторые
методы и приемы, позволяющие активизировать внимание родителей и
настроить на сотрудничество со специалистами детского сада, а (Слайд 3):
- приглашения;
- освещение, оформление зала, столов;
- музыкальное сопровождение;
- пословицы и поговорки о семье и воспитании;
- озадачивающие вопросы;
- сюрпризные моменты и др.
В процессе работы с родителями мною изучены и апробированы
методы
взаимодействия
с
родителями
воспитанников,
предложенные
Метеновой Н.М. и другими авторами. Помимо вышеперечисленных методов
и приемов, эффективно в качестве приемов активизации внимания родителей
применение во время выступлений фрагментов и песен из мультфильмов,
кинофильмов и изложение информации в стихотворной форме.
Не
менее
важно,
помимо
привлечения
внимания
родителей
и
стимулирования интереса к получению знаний, порекомендовать или
предоставить для самостоятельного изучения литературу. С этой целью нами
оформлена мини-библиотека, включающая в себя:
- книги для родителей по вопросам воспитания зарубежных и
отечественных авторов (Гиппенрейтер Ю.Б, Петрановская Л.В., Млодик
И.Ю., А. Фабер, Э. Мазлиш и др. (Слайд 8);
- книги для чтения родителями детям ( Гурина И.В., Славицкий И.,
Шкурина М. и др.).
Итак,
проводимая
работа
позволила
активизировать
внимание
родителей к проблемам семейного воспитания и наладить взаимодействие
между специалистами детского сада и семьями воспитанников. В результате
родители стали охотнее посещать групповые просветительские мероприятия,
участвовать в профилактических мероприятиях совместно с детьми. (Слайд
10).
Наблюдается
увеличение
процента
посещаемости
мероприятий
родителями с 3% до 20%. Таким образом, применение методов и приемов
активизации
внимания
родителей
позволяет
повысить
эффективность
просветительской работы педагога психолога в ДОУ.