Напоминание

Использование регионального компонента в образовательном процессе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся


Автор: Ильинова Марина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Гороховская СОШ"
Населённый пункт: с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента в образовательном процессе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Использование регионального компонента в образовательном

процессе как средство духовно-нравственного воспитания

учащихся

Ильинова М.С.

МКОУ «Гороховская СОШ» с. Гороховка

Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает

заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения,

систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни,

образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.

В

современном «информационном» обществе человек не может обойтись без

соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств

и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также

фактом

современной действительности является растущая духовная опустошенность и

нравственный упадок человеческой личности, особенно юной.

На современном этапе развития информационного общества именно

уроки информатики способствуют формированию у учащихся нового типа

мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие,

осознание и

реализацию

своих

информационных

потребностей,

а

соответственно

и

выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на

уроках информатики препятствует превращению ученика в неразборчивого

потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает

у школьников новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении

полученной информации, критическим подходам к различным источникам,

манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении

противостоять

потоку

негативной,

антигуманной,

антипатриотической

информации.

Задача

учителя

информатики

не

только

научить

применению

информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к

духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и

потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к

духовным ценностям позволяет использование на уроке информатики задач с

нравственным и патриотическим содержанием.

В качестве примера хочу привести свою работу на уроках информатики в 6

классе, выделенных из регионального компонента.

Содержание учебной программы 6 класса разбито на три больших блока:

1.

Компьютер и информация.

2.

Человек и информация.

3.

Элементы алгоритмизации.

В

каждом

блоке

учащиеся

получают

теоретические

знания

и

практические умения работы за компьютером. И каждая практическая работа

может быть наполнения определенным содержанием, несущим элементы

духовно-нравственного воспитания школьников.

Основной

проблемой

является

отсутствие

достаточного

объёма

методической литературы по информатике, имеющей духовно-нравственное

направление. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на

подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно

контролировать работу учащихся по поиску информации для выполнения

домашних заданий. В случае планомерной и непрерывной работы у педагога

накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт

ряд проблем.

Ниже в таблицах представлены примерное планирование материала,

возможные задания на уроках при выполнении практических работ.

Компьютер и информация.

п/

п

Тема практической работы

Содержание материала

1

«Работаем с файлами и папками.

Часть 1».

Основное направление – работа с

текстовой информацией.

Ввод,

редактирование

и

форматирование

отрывков

из

произведений классиков о величии

России, её роли в мировой истории,

о

выдающихся

исторических

личностях и рассказов о простых

людях, каждый день совершающих

нравственный подвиг.

2

«Знакомимся с текстовым

процессором».

3

«Редактируем и форматируем

текст. Создаем надписи».

4

«Нумерованные списки».

5

«Маркированные списки».

Человек и информация

п/

п

Тема практической работы

Содержание материала

6

«Создаем таблицы».

Основное направление – создание

комбинированных документов

(текст, таблица, графика)

В практические работы включены

задания, направленные на

интеграцию знаний по истории,

литературе, искусствознанию,

основам православной культуры.

7

«Размещаем текст и графику в

таблице».

8

«Строим диаграммы».

9

«Изучаем графический редактор

Paint (KPaint)».

10

«Планируем работу в графическом

редакторе».

11

«Рисуем в текстовом редакторе».

Элементы алгоритмизации

п/

п

Тема практической работы

Содержание материала

12

«Рисунок на свободную тему».

Основное направление – создание

творческих проектов и

мультимедийных продуктов.

Тематику работ учащие выбирают

самостоятельно, опираясь на

собственные интересы.

Примерные темы:

«Мы за здоровый образ жизни»,

«Села Верхнемамонского района»,

«Русские православные

праздники», «Русские

православные обычаи»,

«Социальная реклама против

табакокурения» и т.д.

13

«PowerPoint. Часы».

14

«PowerPoint. Времена года».

15

«PowerPoint. Скакалочка».

16

«Работаем с файлами и папками.

Часть 2».

17

«Создаем слайд-шоу».



В раздел образования