Автор: Ильинова Марина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Гороховская СОШ"
Населённый пункт: с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента в образовательном процессе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Раздел: среднее образование
Использование регионального компонента в образовательном
процессе как средство духовно-нравственного воспитания
учащихся
Ильинова М.С.
МКОУ «Гороховская СОШ» с. Гороховка
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает
заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения,
систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни,
образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.
В
современном «информационном» обществе человек не может обойтись без
соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств
и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также
фактом
современной действительности является растущая духовная опустошенность и
нравственный упадок человеческой личности, особенно юной.
На современном этапе развития информационного общества именно
уроки информатики способствуют формированию у учащихся нового типа
мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие,
осознание и
реализацию
своих
информационных
потребностей,
а
соответственно
и
выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на
уроках информатики препятствует превращению ученика в неразборчивого
потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает
у школьников новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении
полученной информации, критическим подходам к различным источникам,
манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении
противостоять
потоку
негативной,
антигуманной,
антипатриотической
информации.
Задача
учителя
информатики
не
только
научить
применению
информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к
духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и
потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к
духовным ценностям позволяет использование на уроке информатики задач с
нравственным и патриотическим содержанием.
В качестве примера хочу привести свою работу на уроках информатики в 6
классе, выделенных из регионального компонента.
Содержание учебной программы 6 класса разбито на три больших блока:
1.
Компьютер и информация.
2.
Человек и информация.
3.
Элементы алгоритмизации.
В
каждом
блоке
учащиеся
получают
теоретические
знания
и
практические умения работы за компьютером. И каждая практическая работа
может быть наполнения определенным содержанием, несущим элементы
духовно-нравственного воспитания школьников.
Основной
проблемой
является
отсутствие
достаточного
объёма
методической литературы по информатике, имеющей духовно-нравственное
направление. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на
подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно
контролировать работу учащихся по поиску информации для выполнения
домашних заданий. В случае планомерной и непрерывной работы у педагога
накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт
ряд проблем.
Ниже в таблицах представлены примерное планирование материала,
возможные задания на уроках при выполнении практических работ.
Компьютер и информация.
№
п/
п
Тема практической работы
Содержание материала
1
«Работаем с файлами и папками.
Часть 1».
Основное направление – работа с
текстовой информацией.
Ввод,
редактирование
и
форматирование
отрывков
из
произведений классиков о величии
России, её роли в мировой истории,
о
выдающихся
исторических
личностях и рассказов о простых
людях, каждый день совершающих
нравственный подвиг.
2
«Знакомимся с текстовым
процессором».
3
«Редактируем и форматируем
текст. Создаем надписи».
4
«Нумерованные списки».
5
«Маркированные списки».
Человек и информация
№
п/
п
Тема практической работы
Содержание материала
6
«Создаем таблицы».
Основное направление – создание
комбинированных документов
(текст, таблица, графика)
В практические работы включены
задания, направленные на
интеграцию знаний по истории,
литературе, искусствознанию,
основам православной культуры.
7
«Размещаем текст и графику в
таблице».
8
«Строим диаграммы».
9
«Изучаем графический редактор
Paint (KPaint)».
10
«Планируем работу в графическом
редакторе».
11
«Рисуем в текстовом редакторе».
Элементы алгоритмизации
№
п/
п
Тема практической работы
Содержание материала
12
«Рисунок на свободную тему».
Основное направление – создание
творческих проектов и
мультимедийных продуктов.
Тематику работ учащие выбирают
самостоятельно, опираясь на
собственные интересы.
Примерные темы:
«Мы за здоровый образ жизни»,
«Села Верхнемамонского района»,
«Русские православные
праздники», «Русские
православные обычаи»,
«Социальная реклама против
табакокурения» и т.д.
13
«PowerPoint. Часы».
14
«PowerPoint. Времена года».
15
«PowerPoint. Скакалочка».
16
«Работаем с файлами и папками.
Часть 2».
17
«Создаем слайд-шоу».