Автор: Ильинова Марина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Гороховская СОШ"
Населённый пункт: с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Проектирование современных уроков в условиях
реализации ФГОС
Ильинова М.С.
Учитель математики
МКОУ «Гороховская СОШ» с. Гороховка
«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него».
С.И. Гессен.
Три постулата современного урока:
1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в
совместной деятельности детей и учителя.
2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни
на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и
никогда не выступая в роли средства.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация
стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под
результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять
эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-
экономическое процветание.
Система требований к уроку включает:
1. Целеполагание.
2. Мотивация.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
4. Отбор содержания.
5. Интегративность знаний.
6. Построение каждого этапа урока по схеме.
7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока.
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.
10. Организация парной или групповой работы.
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
12. Рефлексия .
13. Качественная положительная оценка.
14. Минимализация и вариативность домашнего задания.
15. Организация психологического комфорта.
Этап целеполагания
Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:
«Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение»,
«Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка»,
«Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация
множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация», «Индуктор» и т.д.
Некоторые приемы целеполагания:
Тема-вопрос - тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся
необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито
умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и
быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или
ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и
направлять деятельность;
Работа над понятием - учащимся предлагается для зрительного восприятия
название темы урока и ученики объясняют значение каждого слова, используя
толковый словарь. Можно использовать подбор родственных слов или найти в
сложном слове словосоставляющие основы. От значения слова определяют
цель урока.
Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется
беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения,
когда дети не могут рассказать что-то в силу некомпетентности. Тем самым
возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования
или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна - среди множества однотипных предметов, слов,
цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Совместно
определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Через
зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте.
Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину
обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.
Группировка - ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить
на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут
внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей
урока. Исключение - анализируя, дети легко определяют лишнее.
Формулируется учебная цель.
Домысливание - предлагается тема урока и слова «помощники»: повторим,
изучим, узнаем, проверим. С помощью слов «помощников» дети формулируют
цели урока.
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову): создаётся ситуация противоречия
между известным и неизвестным. Последовательность применения данного
приема следующая: самостоятельное решение, коллективная проверка
результатов, выявление причин разногласий результатов или затруднений
выполнения, постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока - в конце урока детям предлагается задание, в
ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за
недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает
продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно
сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти
и обосновать. Учитель может использовать стимулирующие выражения:
«Удивляй!», «Пофантазируй!», «Поймай ошибку!», «Кто это придумал?».
Параметры, которые не должны являться главными показателями
качества урока.
• Объём написанного учениками в тетрадях.
• Количество выставленных ученикам отметок.
• Количество упражнений, выполненных за урок.
• Устная или письменная форма выполняемых заданий.
• Однотипность или разнотипность содержания урока.
• Наличие традиционных этапов урока.
• Распределение времени по различным этапам.
• Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
• Использование для работы на уроке учебника
Система требований к современному уроку
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен
иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,
четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с
учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Правила на каждый день, которые помогут учителю
- Я не источник знаний на уроке
– Я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно
формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере
интересов ребёнка;
- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и
т.д.
- Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, обсудить: «А как вы думаете…»,
«Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.