Напоминание

Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС


Автор: Ильинова Марина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Гороховская СОШ"
Населённый пункт: с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Проектирование современных уроков в условиях

реализации ФГОС

Ильинова М.С.

Учитель математики

МКОУ «Гороховская СОШ» с. Гороховка

«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него».

С.И. Гессен.

Три постулата современного урока:

1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в

совместной деятельности детей и учителя.

2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно

совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни

на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и

никогда не выступая в роли средства.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация

стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под

результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять

эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны

образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-

экономическое процветание.

Система требований к уроку включает:

1. Целеполагание.

2. Мотивация.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

4. Отбор содержания.

5. Интегративность знаний.

6. Построение каждого этапа урока по схеме.

7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока.

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.

10. Организация парной или групповой работы.

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.

12. Рефлексия .

13. Качественная положительная оценка.

14. Минимализация и вариативность домашнего задания.

15. Организация психологического комфорта.

Этап целеполагания

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:

«Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение»,

«Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка»,

«Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация

множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация», «Индуктор» и т.д.

Некоторые приемы целеполагания:

Тема-вопрос - тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся

необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито

умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и

быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или

ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и

направлять деятельность;

Работа над понятием - учащимся предлагается для зрительного восприятия

название темы урока и ученики объясняют значение каждого слова, используя

толковый словарь. Можно использовать подбор родственных слов или найти в

сложном слове словосоставляющие основы. От значения слова определяют

цель урока.

Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется

беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения,

когда дети не могут рассказать что-то в силу некомпетентности. Тем самым

возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования

или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна - среди множества однотипных предметов, слов,

цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Совместно

определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Через

зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте.

Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину

обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Группировка - ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить

на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут

внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей

урока. Исключение - анализируя, дети легко определяют лишнее.

Формулируется учебная цель.

Домысливание - предлагается тема урока и слова «помощники»: повторим,

изучим, узнаем, проверим. С помощью слов «помощников» дети формулируют

цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову): создаётся ситуация противоречия

между известным и неизвестным. Последовательность применения данного

приема следующая: самостоятельное решение, коллективная проверка

результатов, выявление причин разногласий результатов или затруднений

выполнения, постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока - в конце урока детям предлагается задание, в

ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за

недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает

продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно

сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти

и обосновать. Учитель может использовать стимулирующие выражения:

«Удивляй!», «Пофантазируй!», «Поймай ошибку!», «Кто это придумал?».

Параметры, которые не должны являться главными показателями

качества урока.

• Объём написанного учениками в тетрадях.

• Количество выставленных ученикам отметок.

• Количество упражнений, выполненных за урок.

• Устная или письменная форма выполняемых заданий.

• Однотипность или разнотипность содержания урока.

• Наличие традиционных этапов урока.

• Распределение времени по различным этапам.

• Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

• Использование для работы на уроке учебника

Система требований к современному уроку

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен

иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,

четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как

профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Правила на каждый день, которые помогут учителю

- Я не источник знаний на уроке

– Я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно

формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере

интересов ребёнка;

- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и

т.д.

- Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, обсудить: «А как вы думаете…»,

«Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.



В раздел образования