Напоминание

Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ


Автор: Ильинова Марина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Гороховская СОШ"
Населённый пункт: с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

«Гороховская СОШ»

Система работы

учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ

Автор: учитель математики

Ильинова М.С.

2023 год.

Я люблю математику не только потому,

что она находит применение в технике,

но и потому, что она красива.

(Р. Петер)

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и

вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам

– это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно

построим его, зависит наш результат.

ОГЭ по математике – первый независимый рубеж проверки знаний,

полученных за время обучения в школе. Это первые государственные

экзамены, то есть организованные не школой, а органами, призванными

работу этой самой школы контролировать. Отсюда все организационные

сложности. Работа пишется в другой школе, контролируют незнакомые

педагоги,

проверяют

независимые

эксперты…

Все

это

добавляет

нервозности к тому факту, что это большой экзамен, включающий задания

практически по всей школьной программе, пройденной за 9 лет.

Как учитель и клинический психолог по первому образованию замечу,

что нельзя забывать и про переходный возраст. У всех подростков он

протекает по-разному, но мало никому из родителей не кажется. Поэтому,

если вопросы успеваемости и подготовки к ОГЭ выходят на первый план, то

это еще, возможно, и благополучный вариант.

Однако оставим психологию и вернемся к математике. Как я уже сказал,

экзамен тестирует знания, умения, навыки за весь 9-тилетний курс. Поэтому

главная проблема, с которой приходится сталкиваться при подготовке –

это пробелы в знаниях.

Поэтому первую задачу, которую надо решить учителю – это выявить и

ликвидировать все пробелы в базовых знания. А то сейчас девятиклассники

плохо знают таблицу умножения, а уж уголком делить многих приходится

учить практически с нуля.

Начиная с самого начала преподавания у детей предмета, веду

мониторинг уровня обученности учащихся по всем темам, начиная с 5 по 9

классы.

В своей работе наряду с тренировочными вариантами, содержащими

задания на все темы, как реальный экзаменационный вариант, я активно

использую различные тематические подборки. Это особенно важно, когда

какой-то раздел ученику дается с большим трудом. Например, задания на

функции или геометрические задачи. В этом случае большой объем

решенных задач по одной теме позволяет перевести количество в качество и

твердо усвоить эту тему.

Также считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ОГЭ

является

методика

разноуровневого

урока,

основанная

на

дифференцированном

подходе

к

учащимся.

На

уроках

использую

технологии

уровневой

дифференциации,

что

особенно

помогает

при

подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ОГЭ.

Огромное внимание уделяю самостоятельной, групповой работе,

практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что

положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в

конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. При

тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты.

Последние

особенно

привлекательны,

так

как

позволяют

получить

результаты практически сразу по завершении теста. Главное условие здесь -

систематичность, работа на каждом уроке.

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель -

самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения,

используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные

и проверочные работы в сети Интернет.

Успешной реализации ИКТ на уроках математики для меня является

применение Интернета с его практически неограниченными возможностями

сбора и хранения информации. Благодаря использованию сети Интернет

обучающиеся получают доступ к большому потоку новой информации по

темам, проводимым в рамках изучения математики.

Обучать

математике

несомненно

помогают

электронные

образовательные ресурсы. На уроках математики использую электронные

средства обучения. Это тренажеры и программы тестирования по различным

темам.

Огромную возможность для участия в различных конкурсах и форумах

предоставляют

различные

сайты.

Использование

Интернет-ресурсов

позволяет

обучающимся

участвовать

в

дистанционных

конкурсах,

олимпиадах в режиме online. Принимают участие в районной олимпиаде по

математике среди 7-11 классов.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и

диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Ну и, конечно, очень важна система работы учителя математики с

родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир

меняется,

меняются

и

взаимоотношения

родителей

и

школы.

Но

ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и

школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом

вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания

детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении

многих вопросов.

Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный

самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого

учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том,

что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние

учебные заведения, многие обучаются на бюджетной основе. Обязательно

при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за

4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей

немаловажен.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и

обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно,

выделяется

своей

трудоемкостью,

необходимостью

большой

самостоятельной, повседневной работы.

Надо вдумчиво, ежедневно,

серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных

размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Поэтому усилия всех участников обучения должны быть направлены

на формирование у школьников потребности в учебной деятельности,

неуемного

желания

учиться.

Необходимо

выработать

положительное

отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха,

ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей

уверенность в своих способностях.

В заключение хочу отметить. Успешная подготовка к ОГЭ требует

усилий всех участников процесса: и ученика, и учителя, и родителей.

Контроль и внимание со стороны родителей просто необходимы для

большинства детей.

Подготовка к ОГЭ – задача не простая, но совместными усилиями

решаемая! Успешной вам подготовки и отличных результатов!

М. С. Ильинова,

учитель математики МКОУ

«Гороховская СОШ»



В раздел образования