Автор: Ильинова Марина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Гороховская СОШ"
Населённый пункт: с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области
«Гороховская СОШ»
Система работы
учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ
Автор: учитель математики
Ильинова М.С.
2023 год.
Я люблю математику не только потому,
что она находит применение в технике,
но и потому, что она красива.
(Р. Петер)
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и
вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам
– это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно
построим его, зависит наш результат.
ОГЭ по математике – первый независимый рубеж проверки знаний,
полученных за время обучения в школе. Это первые государственные
экзамены, то есть организованные не школой, а органами, призванными
работу этой самой школы контролировать. Отсюда все организационные
сложности. Работа пишется в другой школе, контролируют незнакомые
педагоги,
проверяют
независимые
эксперты…
Все
это
добавляет
нервозности к тому факту, что это большой экзамен, включающий задания
практически по всей школьной программе, пройденной за 9 лет.
Как учитель и клинический психолог по первому образованию замечу,
что нельзя забывать и про переходный возраст. У всех подростков он
протекает по-разному, но мало никому из родителей не кажется. Поэтому,
если вопросы успеваемости и подготовки к ОГЭ выходят на первый план, то
это еще, возможно, и благополучный вариант.
Однако оставим психологию и вернемся к математике. Как я уже сказал,
экзамен тестирует знания, умения, навыки за весь 9-тилетний курс. Поэтому
главная проблема, с которой приходится сталкиваться при подготовке –
это пробелы в знаниях.
Поэтому первую задачу, которую надо решить учителю – это выявить и
ликвидировать все пробелы в базовых знания. А то сейчас девятиклассники
плохо знают таблицу умножения, а уж уголком делить многих приходится
учить практически с нуля.
Начиная с самого начала преподавания у детей предмета, веду
мониторинг уровня обученности учащихся по всем темам, начиная с 5 по 9
классы.
В своей работе наряду с тренировочными вариантами, содержащими
задания на все темы, как реальный экзаменационный вариант, я активно
использую различные тематические подборки. Это особенно важно, когда
какой-то раздел ученику дается с большим трудом. Например, задания на
функции или геометрические задачи. В этом случае большой объем
решенных задач по одной теме позволяет перевести количество в качество и
твердо усвоить эту тему.
Также считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ОГЭ
является
методика
разноуровневого
урока,
основанная
на
дифференцированном
подходе
к
учащимся.
На
уроках
использую
технологии
уровневой
дифференциации,
что
особенно
помогает
при
подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ОГЭ.
Огромное внимание уделяю самостоятельной, групповой работе,
практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что
положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в
конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. При
тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты.
Последние
особенно
привлекательны,
так
как
позволяют
получить
результаты практически сразу по завершении теста. Главное условие здесь -
систематичность, работа на каждом уроке.
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель -
самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения,
используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные
и проверочные работы в сети Интернет.
Успешной реализации ИКТ на уроках математики для меня является
применение Интернета с его практически неограниченными возможностями
сбора и хранения информации. Благодаря использованию сети Интернет
обучающиеся получают доступ к большому потоку новой информации по
темам, проводимым в рамках изучения математики.
Обучать
математике
несомненно
помогают
электронные
образовательные ресурсы. На уроках математики использую электронные
средства обучения. Это тренажеры и программы тестирования по различным
темам.
Огромную возможность для участия в различных конкурсах и форумах
предоставляют
различные
сайты.
Использование
Интернет-ресурсов
позволяет
обучающимся
участвовать
в
дистанционных
конкурсах,
олимпиадах в режиме online. Принимают участие в районной олимпиаде по
математике среди 7-11 классов.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и
диагностических работ, представленных в сети Интернет.
Ну и, конечно, очень важна система работы учителя математики с
родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир
меняется,
меняются
и
взаимоотношения
родителей
и
школы.
Но
ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и
школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом
вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания
детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении
многих вопросов.
Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный
самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого
учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том,
что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние
учебные заведения, многие обучаются на бюджетной основе. Обязательно
при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за
4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей
немаловажен.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и
обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно,
выделяется
своей
трудоемкостью,
необходимостью
большой
самостоятельной, повседневной работы.
Надо вдумчиво, ежедневно,
серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных
размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.
Поэтому усилия всех участников обучения должны быть направлены
на формирование у школьников потребности в учебной деятельности,
неуемного
желания
учиться.
Необходимо
выработать
положительное
отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха,
ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей
уверенность в своих способностях.
В заключение хочу отметить. Успешная подготовка к ОГЭ требует
усилий всех участников процесса: и ученика, и учителя, и родителей.
Контроль и внимание со стороны родителей просто необходимы для
большинства детей.
Подготовка к ОГЭ – задача не простая, но совместными усилиями
решаемая! Успешной вам подготовки и отличных результатов!
М. С. Ильинова,
учитель математики МКОУ
«Гороховская СОШ»