Автор: Афанасьева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/сад №91 "Строитель"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационный подход в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи»
В настоящее время развитие речи у детей представляет актуальную
проблему, обусловленную значимостью связной речи дошкольников. Подход
к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях
речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С.
Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина. В общем виде их
взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности
можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений,
восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных
линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование
языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для
самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в
лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками –
фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения
детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными
умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но
и культуры общения.
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это
овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого
возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков,
Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком
достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой
многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление
человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление.
Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития
свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Вместе с тем эту взаимосвязь
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической,
лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в
дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато
обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в
дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту
проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей
развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является
совершенствование монологической речи. Эта задача решается через
различные виды речевой деятельности: пересказ литературных
произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и
явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов,
освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь –
доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по
картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой
деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к
предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с
окружающими. Решить эту проблему помогут инновационные методы,
технологии, и программы. На фоне интеграции дошкольного образования
они не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны
ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют
всестороннему развитию личности. Чем активнее ребёнок, чем больше он
вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Воспитателю нужно побуждать детей к активной речи, стимулировать её в
процессе игры и свободного общения.
Существуют новинки инновационных технологий:
Пальчиковые игры в воде
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она
доставляет ребёнку радость и удовольствие и эти чувства являются мощным
стимулятором восприятия активной речи и дают толчок к самостоятельной речи.
Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и
движения.
Моделирование
Так как наглядный материал у детей дошкольного возраста усваивается
лучше, поэтому использование моделей, мнемотаблиц , позволяет детям
эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного
высказывания. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании
стихотворений.
Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и
способов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём
образования искусственных ассоциаций.
Мнемотаблицы – это схема, структура, в которую можно заложить различную
информацию.
Имеются виды мнемотаблиц:
1. Развивающие
2. Обучающие
«Картинка + слово» (работа с открытками); «трансформация» (работа с
пластилином, ковралином, липучкой); «Коллаж» (развитие фотографической
памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить,
рассказывать).
Этапы проблемного обучения:
1. Знание или образец действия;
2. Создание проблемного поля;
3. Преобразующая деятельность ребёнка;
4. Новый личный опыт.
Уровни проблемного обучения:
1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает;
2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения;
3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить;
4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу).
Синквейн –
-(
от французского «пять строк») стихосложение: придумывание
детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру. Эффективность и
значимость «синквейна»:
- это его простота, его могут составлять все;
- при составлении «синквейна» каждый ребёнок может реализовать свои
творческие способности, интеллектуальные возможности;
- это игровой приём;
- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной
информации.
Использование элементов ТРИЗ. Именно данная технология способствует
овладению ребенком не только определенной суммой знаний и умений, а также
умением фантазировать, активно мыслить, конструировать, изобретать. Благодаря
системе в работе можно развивать, умственные способности детей, что крайне
важно для дальнейшего успешного обучения в школе.
Экспериментально – поисковая деятельность (проблемное обучение).
Активная роль ребёнка в получении, переработке информации: гипотезы и их
проверки, проблемные вопросы.
Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказываний (Развитие
речевого творчества в процессе совместной деятельности и равноправного
партнёрства).
Использование ИКТ (Компьютерные игры, помогающие развивать речь
детей).
Данное направление широко применяется в настоящее время. Выделяют несколько
преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает
у детей интерес, положительные эмоции;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
- проблемные задачи, поощрения ребёнка при их правильном решении самым
комфортным образом влияют на психику ребёнка;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе.
А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает
ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
Требования:
1 исследовательский характер;
2. легкость для самостоятельных занятий ребенка;
3. развитие широкого спектра навыков и представлений;
4. высокий технический уровень,
5. соответствие возрасту,
6. занимательность.
Принципы:
- от простого к сложному;
- от постоянного руководства к самостоятельной работе;
- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной
работы;
- частая смена видов деятельности;
- тесная связь компьютерной игры с дидактической;
- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
Подведя итог можно сделать вывод о том, что новые подходы, методики
технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей,
что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет
качественно подготовить детей к школе.