Напоминание

"Инновационный подход в развитии речи детей дошкольного возраста"


Автор: Афанасьева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/сад №91 "Строитель"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационный подход в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи»

В настоящее время развитие речи у детей представляет актуальную

проблему, обусловленную значимостью связной речи дошкольников. Подход

к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях

речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С.

Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина. В общем виде их

взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности

можно представить следующим образом:

- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений,

восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных

линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;

- ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование

языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;

- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для

самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в

лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками –

фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения

детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными

умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но

и культуры общения.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это

овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого

возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков,

Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком

достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой

многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление

человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление.

Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития

свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Вместе с тем эту взаимосвязь

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком

разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической,

лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в

дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато

обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в

дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту

проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей

развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является

совершенствование монологической речи. Эта задача решается через

различные виды речевой деятельности: пересказ литературных

произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и

явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов,

освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь –

доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по

картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой

деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к

предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с

окружающими. Решить эту проблему помогут инновационные методы,

технологии, и программы. На фоне интеграции дошкольного образования

они не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны

ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют

всестороннему развитию личности. Чем активнее ребёнок, чем больше он

вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Воспитателю нужно побуждать детей к активной речи, стимулировать её в

процессе игры и свободного общения.

Существуют новинки инновационных технологий:

Пальчиковые игры в воде

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она

доставляет ребёнку радость и удовольствие и эти чувства являются мощным

стимулятором восприятия активной речи и дают толчок к самостоятельной речи.

Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и

движения.

Моделирование

Так как наглядный материал у детей дошкольного возраста усваивается

лучше, поэтому использование моделей, мнемотаблиц , позволяет детям

эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного

высказывания. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании

стихотворений.

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и

способов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём

образования искусственных ассоциаций.

Мнемотаблицы – это схема, структура, в которую можно заложить различную

информацию.

Имеются виды мнемотаблиц:

1. Развивающие

2. Обучающие

«Картинка + слово» (работа с открытками); «трансформация» (работа с

пластилином, ковралином, липучкой); «Коллаж» (развитие фотографической

памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить,

рассказывать).

Этапы проблемного обучения:

1. Знание или образец действия;

2. Создание проблемного поля;

3. Преобразующая деятельность ребёнка;

4. Новый личный опыт.

Уровни проблемного обучения:

1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает;

2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения;

3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить;

4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу).

Синквейн

-(

от французского «пять строк») стихосложение: придумывание

детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру. Эффективность и

значимость «синквейна»:

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении «синквейна» каждый ребёнок может реализовать свои

творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной

информации.

Использование элементов ТРИЗ. Именно данная технология способствует

овладению ребенком не только определенной суммой знаний и умений, а также

умением фантазировать, активно мыслить, конструировать, изобретать. Благодаря

системе в работе можно развивать, умственные способности детей, что крайне

важно для дальнейшего успешного обучения в школе.

Экспериментально – поисковая деятельность (проблемное обучение).

Активная роль ребёнка в получении, переработке информации: гипотезы и их

проверки, проблемные вопросы.

Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказываний (Развитие

речевого творчества в процессе совместной деятельности и равноправного

партнёрства).

Использование ИКТ (Компьютерные игры, помогающие развивать речь

детей).

Данное направление широко применяется в настоящее время. Выделяют несколько

преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает

у детей интерес, положительные эмоции;

- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;

- проблемные задачи, поощрения ребёнка при их правильном решении самым

комфортным образом влияют на психику ребёнка;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает

уверенность в себе.

А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает

ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

Требования:

1 исследовательский характер;

2. легкость для самостоятельных занятий ребенка;

3. развитие широкого спектра навыков и представлений;

4. высокий технический уровень,

5. соответствие возрасту,

6. занимательность.

Принципы:

- от простого к сложному;

- от постоянного руководства к самостоятельной работе;

- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной

работы;

- частая смена видов деятельности;

- тесная связь компьютерной игры с дидактической;

- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.

Подведя итог можно сделать вывод о том, что новые подходы, методики

технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей,

что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет

качественно подготовить детей к школе.



В раздел образования