Автор: Платонова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 4 "СемьЯ"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Научная статья
Тема: "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ НА
ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об особенностях фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,
отражены методы и подходы исследователей к пониманию формирования
операций фонематического восприятия несформированность которых ведёт к
дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания.
Ключевые
слова:
общее
недоразвитие
речи,
фонематическое
восприятие, письменная речь, дисграфия.
В настоящее время отмечается стремительный рост речевой патологии в
силу
множества
пагубных
биологических
и
социальных
причин.
Распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста
является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – это тяжелое речевое расстройство, при
котором у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом
наблюдается позднее начало формирование речи, обедненный словарный запас,
аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, так же нарушены
операции фонематического восприятия. Эти проявления в сумме указывают на
системное расстройство всех компонентов речевой деятельности. Дети с общим
недоразвитием речи имеют особенности формирования психических процессов:
для них характерны снижение вербальной памяти, неустойчивость внимания и
продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического
мышления. Указанные особенности приводят к неумению вовремя включиться
в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой.
Дети отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной
истощаемостью нервных процессов.
А. Н. Гвоздев
определил,
что
для
нормального
созревания
и
функционирования центральной нервной системы, которые содействуют
возникновению общего недоразвития речи, влияют неблагоприятные внешние
(экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы [7].
Анализ трудов Т. В. Волосовец [3] показал, что имеется определенная
связь между временем патогенного воздействия на формирующийся организм и
клиническими явлениями.
Характеристику
общего
недоразвития
речи
Н. С. Жукова
[4]
рассматривала
в
своей
работе
как
всевозможные,
сложные
речевые
расстройства,
при
которых
у
детей
нарушается
формирование
всех
компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой
стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Так же Н. С. Жукова [4] выделила причины возникновения общего
недоразвития речи. К ним относятся инфекции или интоксикации в ранние
сроки или поздний токсикоз матери во время беременности, несовместимость
крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
патология натального родового периода, родовые травмы и патологии в родах;
заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Авторами
Е. М. Мастюковой,
Р. Е. Левиной,
Т. Б. Филичевой
представлены разные подходы к определению уровней общего недоразвития
речи.
Е. М. Мастюкова [8] , выделяет общее недоразвитие речи трёх типов:
•
Несложный дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи.
•
Общее недоразвитие речи в совокупности с рядом неврологических и
патопсихологических нарушений, сложный вариант общего недоразвития речи.
•
Общее недоразвитие речи вследствие моторной алалии речи представляет
собой главный дефект и при моторной алалии, и при дизартрии.
Р. Е. Левиной [5], был предложен психолого-педагогический метод к
определению уровня речевого развития. Она предложила три уровня речевого
развития у детей с речевыми патологиями. В последние годы Т. Б. Филичева
представила четвертый уровень общего недоразвития речи.
Несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи
оказывается
коррекционная
помощь
в
комбинированных
группах
дошкольных образовательных учреждений. Они испытывают значительные
трудности на этапе формирования предпосылок к развитию письменной
речи.
Функциональный
базис
письменной
речи
–
это
сложная,
многокомпонентная
система,
требующая
согласованной
работы
всех
структур, которую можно найти в работах А. Е. Алексеевой [2]. Она
утверждает, что основой грамотного письма и чтения является: чёткость
фонематического
восприятия,
хорошее
звукопроизношение,
развитый
лексико-грамматический
строй,
сформированность
фонематического
и
других видов языкового анализа и синтеза.
Если вышеперечисленные
предпосылки к развитию навыков письменной речи не сформированы, то при
дальнейшем обучении грамоте ребёнок неизбежно встретится с большими
трудностями.
В современной литературе нет чёткого определения дисграфии. Это
связанно с различными подходами к пониманию данного нарушения, уровню
развития данной науки. Анализ литературных данных позволяет установить
целый ряд причин, возникающих одновременно или последовательно.
Причины дисграфии могут быть подразделены на органические,
функциональные, биологические и социальные. Современная логопедическая
теория связывает дисграфию, прежде всего, с неполноценностью языковых
способностей
школьников,
которой
часто
предшествуют
какие-либо
нарушения речи или её недоразвитие.
Трудности усвоения навыков письма и чтения существовали и ранее,
но на сегодняшний день, картина существенно изменилась. Практика
показала, что больше половины выпускников дошкольных учреждений,
имеют
предпосылки
дисграфии
на
основе
нарушения
фонемного
распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии –
это акустическая дисграфия.
Д. Б. Эльконин именовал действия по анализу звуковой структуры слов
операциями фонематического восприятия. Формирование фонематического
слуха и фонематического восприятия имеет определенное значение для
освоения
навыка
чтения
и
письма.
Он
характеризует
операции
фонематического восприятия как «слышание» отдельных звуков в слове, и
умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их
проговаривании[10].
Е. Ф. Архипова сделала вывод, что овладение звуковой речью, которые
имеются в наличии в данном языке, происходит на основе звукового
(акустического) различения фонем и нахождения тех фонематических связей.
Восприятие
этих
связей
является
необходимым
для
возникновения
надлежащего звукового фона и, следовательно, для формирования активной
речи и далее для полноценного овладения грамотой [1].
Т. А. Процко
выделил
два
этапа
формирования
фонематических
процессов:
первый
этап
подготовительный,
второй
–
основной.
В
подготовительный этап входит: формирование слухового восприятия и
формирование слуховой памяти. В основной этап входят: обучение простым
формам
фонематического
анализа;
обучение
сложным
формам
фонематического
анализа;
формирование
навыка
синтеза
звуков
и
формирование фонематических представлений [6].
Т. Б. Филичева
и
Г. В. Чиркина[9],
подчеркивали
признаки
о
недостаточном уровне формирования операций фонематического восприятия
и выделяют следующие варианты дефектов звукопроизношения, которые в
значительной степени свидетельствуют о недостаточности фонематического
восприятия у детей с общим недоразвитием речи:
- недифференцированное произнесение пар или групп звуков (один
звук служит заменителем двух или трёх звуков);
- замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции (звуки,
сложные для произношения, заменяются более лёгкими, характерными для
раннего периода речевого развития);
- смешение звуков (неустойчивое употребление ряда звуков в
различных словах, в самостоятельной речи неустойчивость усиливается).
Выделяют некоторые признаки, которые характеризуют недостаточный
уровень развития фонематического восприятия:
-
затруднения
в
воспроизведении
рядов
слогов,
включающих
оппозиционные звуки при их правильном произнесении в изолированной
позиции;
- ошибки в выделении определённых звуков из слогов и слов, а также
при определении наличия звука в слове;
- затруднения при выборе картинки и придумывании слова с
определённым звуком;
- ошибки в выделении ударного звука в слове;
- узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего
гласного в односложных словах практически им недопустимо.
Интерес к проблеме раннего предупреждения предпосылок дисграфии
на основе нарушения фонемного распознавания обусловлен тем, что
развитие операций фонематического восприятия влияет на формирование
всей фонематической системы ребёнка. Так как нарушения фонематического
восприятия оказывают негативное влияние на нормальный ход развития
устной и письменной речи: страдает звукопроизношение, тормозится
формирование навыков звукового анализа, что в дальнейшем затрудняет
успешное овладение грамотой в
школе без помощи логопеда.
Для
повышения
уровня
фонематического
восприятия
у
детей
с
общим
недоразвитием речи необходимо вовремя выявить, предупредить и, если это
возможно, устранить имеющиеся речевые нарушения. От того, насколько
своевременно
будет
проведена
коррекция,
зависит
результативность
устранения недостатков речи и педагогической запущенности.
В заключении можно отметить, что если вовремя выявить и правильно
классифицировать
дефекты
устной
речи
ребёнка
и
организовать
соответствующую
нарушению
коррекционную
работу,
то
это
даст
возможность избежать появления нарушений письма и чтения, вторичных по
отношению к устной речи, и не допустить в будущем отставания в освоении
школьного материала.
Литература
1.
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для
студентов вузов/Е. Ф. Архипова. Москва: АСТ: Астрель, 2006. 319 с.
2.
Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореф.
Дисс. . канд. пед. наук : 13.00.03 / А. Е. Алексеева . Москва, 2007. 24 с.
3.
Волосовец, Т. В. Учителю о нарушениях речи: Учебно-метод. пособие /
Авт.-сост. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, Н. В. Мазурова. Под ред. Т. В.
Волосовец, Е. Н. Кутеповой. Москва: РУДН, 2008. 59 с.
4.
Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей./ Н.С. Жукова.
Москва,1994. 75с.
5.
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / под ред.
Р. Е. Левиной. Москва: Просвещение, 1967. 368 с.
6.
Процко, Т. А.
Психолого–педагогическое
обследование
учащихся
младших классов вспомогательной школы: учебно – метод. пособие/Т. А.
Процко. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. 109 с
7.
Селиверстов, В. И.
История
логопедии.
Медико-педагогические
основы: учебное пособие для вузов. Москва: академический проект, 2003.
384 с.
8.
Мастюкова, Е. М.
Ребенок
с
отклонениями
в
развитии:
Ранняя
диагностика и коррекция./Е. М. Мастюкова. Москва: Просвещение, 1992. 95
с.
9.
Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Коррекционное обучение детей
пятилетнего
возраста
с
общим
недоразвитием
речи./
Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина. Москва,1991. 55 с.
10.
Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий
очерк. /Д. Б. Эльконин. Москва: АПН РСФСР, 1958. 115 с.