Автор: Чухрова Елена Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 310
Населённый пункт: г.Уфа, Октябрьский район
Наименование материала: статья
Тема: Комплексное дидактическое пособие для детей с ТНР "Волшебный домик"
Раздел: дошкольное образование
Чухрова Елена Ивановна
учитель – логопед
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 310» Октябрьского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
(МАДОУ «ЦРР – детский сад № 310»)
234-04-46; 89177594853
450105, Республика Башкортостан, город Уфа, ул. М.Рыльского 5/1;
detsad
310@
.
ru
; makzik
.
black
@
.
ru
Комплексное дидактическое пособие на формирование фонетико-
фонематического слуха у детей
с речевой патологией
"Волшебный домик"
Разработчик: учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР – д/с №310»
города Уфы
Чухрова Елена Ивановна
Материал:
полиэфирное стекло
металлические пластины 6х6 сантиметров
цветная самоклеющаяся пленка
мягкие магниты
Пособие состоит из:
плоскостного пятиэтажного домика с окошками, расположенными в
два ряда;
карточек-картинок 5х5,5 сантиметров.
Рекомендуется использовать в коррекционно-логопедической работе с
детьми 5-7 лет, имеющими нарушения фонематического слуха и
звукопроизношения.
Цель:
1) коррекция нарушений фонетико-фонематического слуха;
2) автоматизация и дифференциация гласных и согласных, свистящих и
шипящих, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, соноров;
3) закрепление умения определять позицию звука в слове (начало,
середина, конец);
4) коррекция высших психических функций;
5) ориентировка на заданной плоскости.
Пособие состоит из 8 игр:
1). «Подбери картинку»
2). «Гласный – согласный»
3). «Твердый – мягкий»
4). «Глухой – звонкий»
5). «Свистящие звуки»
6). «Свистящий – шипящий»
7). «Трудные слова»
8). «Звуковые цепочки»
Дидактическая игра "Подбери картинку"
Цель:
1) учить различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, а
впоследствии самостоятельно подбирать такие слова;
2) закрепить ориентировку на заданной плоскости;
3) коррекция непроизвольного запоминания.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед в левый ряд окон помещает несколько картинок. Ребенку
(или двум детям) предлагается из числа картинок, расположенных на доске,
выбрать те, которые отличаются от данных одним звуком.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Детям предлагается выбрать из числа картинок те пары, которые близки по
звучанию.
Речевой материал:
Уточка-удочка, коса-коза, почки-бочки, рак-лак, лук-люк, крыса-крыша,
миска-мишка, трава-дрова.
Дидактическая игра "Гласный - согласный"
Цель:
1) закрепить определение первого звука в слове;
2) дифференциация гласных и согласных звуков на слух;
3) закрепить умение давать характеристику звуку с опорой на схему;
4) коррекция высших психических функций.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед предлагает ребенку в левый ряд выставить картинки,
начинающиеся с гласного звука, а в правый ряд – с согласного. Затем
ребенок дает характеристику первому звуку с опорой на схему. Далее
взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети
отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет)
После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок
по памяти расставляет их в той же последовательности.
Речевой материал:
ослик, утка, аист, удочка, иглы; капуста, волк, машина, банан, гусь
Дидактическое пособие "Твердый - мягкий"
Цель:
1) продолжать учить определять первый звук в слове;
2) закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости:
3) закрепить умение давать характеристику согласному звуку;
4) автоматизация твердых и мягких согласных;
5) коррекция высших психических функций.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед в правое верхнее окошко дома выставляет символ
твердого звука, а в левое - мягкого и предлагает ребенку (или двум детям) в
правый ряд поставить картинки, начинающиеся с твердого согласного, а в
левый – с мягкого. Затем ребенок (дети) дает характеристику первому
звуку. Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки,
а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в правый ряд
поставить картинки, начинающиеся с твердого согласного, а в левый – с
мягкого (без опоры на символы). При этом он уточняет, что первые звуки в
названии картинок, находящиеся напротив друг друга должны различаться
только по твердости-мягкости. После выполнения задания учитель-логопед
собирает картинки, а ребенок (дети) по памяти выставляет их в той же
последовательности.
Речевой материал:
дед-дом; Незнайка-носки; мишка-машина; тигр-танк; зебра-зонт, кошка-
кит.
Дидактическое пособие "Глухой - звонкий"
Цель:
1) закрепить определение первого звука в слове;
2) закрепить дифференциацию звуков по глухости-звонкости
• с опорой на тактильные ощущения;
• с опорой на схему
3) закрепить умение давать характеристику согласному звуку с опорой на
схему и без нее;
4) автоматизация глухих и звонких согласных в словах.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед в правое верхнее окошко дома выставляет символ глухого
звука, а в левое - звонкого и предлагает ребенку (или двум детям) в правый
ряд поставить картинки, начинающиеся с глухого согласного, а в левый –
со звонкого. Затем ребенок (дети) дает характеристику первому звуку.
Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети
отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в правый ряд
поставить картинки, начинающиеся с глухого согласного, а в левый – со
звонкого (без опоры на символы). При этом он уточняет, что первые звуки
в названии картинок, находящихся напротив друг друга, должны
различаться только по глухости-звонкости. После выполнения задания
учитель-логопед собирает картинки, а ребенок (дети) по памяти выставляет
их в той же последовательности.
Речевой материал:
собака-заяц; шапка-жук; ворона-фонари; банан-помидор; гусь-корова.
Дидактическое пособие "Свистящие звуки"
Цель:
1) закрепить определение позиции заданного звука в слове;
2) продолжать учить дифференцировать звуки [с] –[с’], [з] –[з’], [с] –[з], [с]
–[ц];
3) продолжать автоматизировать свистящие звуки в словах;
4) коррекция высших психических функций.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в левый столбик
поставить картинки, в названии которых есть звук [с], а в правый – со
звуком [с’], определяя при этом позицию данных звуков в слове. Далее
взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети
отгадывают их.
Аналогично проводится игра на дифференциацию других свистящих
звуков.
Вариант 2 (для детей 6 лет)
Ребенок (дети) ставят картинки, исходя из позиции звука в слове.
После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок
(дети) по памяти выставляет их в той же последовательности.
Речевой материал:
Звук [с] – сани, собака, осы, коса, посуда, фикус.
Звук [с’] – гуси, осень, сито, письмо, лось, сено.
Звук [з] – зонт, коза, азбука, ваза, зубы, закат.
Звук [з’] – магазин, газета, зеркало, тазики, зима, Зина.
Звук [ц] – цепь, птицы, цветы, овца, индеец, пуговица.
Дидактическое пособие "Свистящий - шипящий"
Цель:
1) закрепить умение определять первый звук в слове и давать ему
характеристику;
2) продолжать учить дифференцировать звуки [с] - [ш], [з] - [ж] в начале,
середине, конце слова;
3) продолжать автоматизировать свистящие и шипящие звуки в словах;
4) коррекция высших психических функций.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед в правое верхнее окошко дома выставляет символ звука
[с] (или [з]), а в левое - символ [ш] (или [ж]) и предлагает ребенку (или
двум детям) в правый ряд поставить картинки, начинающиеся со звука [с]
(или [з]), а в левый – со звука [ш] (или [ж]). Затем ребенок (дети) дает
характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает из каждого столбца
одну или две картинки, а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в правый ряд
поставить картинки, в названии которых есть звук [с] (или [з]), а в левый –
[ш] (или [ж]) (без опоры на символы). Ребенок (дети) должен ставить
картинки, исходя из позиции звука в слове. После выполнения задания
учитель-логопед собирает картинки, а ребенок (дети) по памяти выставляет
их в той же последовательности.
Речевой материал:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Дифференциация звуков [с]- [ш]: собака, сок, сапоги, сыр, шапка, шуба,
шина, шоколад); дифференциация звуков [з]- [ж]: зубы, замок, зонт, забор,
жук, жаба, жилет, желудь.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Дифференциация звуков [с]- [ш]: (собака-шапка, носки-кувшин, поднос-
мышь, шуба-сапоги, кошка- миска).
Дифференциация звуков [з]- [ж]: ( зубы-жаба, коза- одежда, зонт-жираф,
гнездо-медвежонок, азбука- пиджак).
Дидактическое пособие "Трудные слова"
Цель:
1) продолжать учить дифференцировать звуки [р] - [л] в словах;
2) закрепить умение определять позицию заданного звука в слове и давать
ему характеристику;
3) закрепить ориентировку на заданной плоскости;
4) коррекция непроизвольного запоминания;
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед помещает в левое верхнее окно символ звука [р] – собаку,
а в правое верхнее окно символ звука [л] – самолет. Предлагает в левый
столбик поставить картинки со звуком [р], а в правый – со звуком [л]. Затем
дети определяют позицию заданного звука в слове и дают ему
характеристику. Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две
картинки, а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Дети распределяют картинки без опоры на символы. Затем, следуя
магнитным стрелкам или схеме, называют иллюстрации. После выполнения
задания учитель-логопед собирает картинки, а дети по памяти называют их
и выставляют в соответствующие окна.
Речевой материал:
колобок, баклажан, бокал, пила, лошадь, роза, рыба, повар, ворона, сорока.
Дидактическое пособие "Звуковые цепочки"
Цель:
1) закрепить умение определять первый и последний звук в слове и давать
ему характеристику;
2) продолжать учить придумывать слова с заданным звуком;
3) закрепить ориентировку на заданной плоскости;
4) коррекция непроизвольного запоминания.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед предлагает ребенку поставить картинку в левое верхнее
окно дома. Другой ребенок определяет последний звук в слове и дает ему
характеристику. Затем он выбирает из числа имеющихся картинок ту,
которая начинается с последнего звука и выставляет ее в правое верхнее
окно и т.д. Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две
картинки, а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а дети по
памяти называют их и выставляют в соответствующе окно.
Речевой материал:
повар-рак-камыш-шуба-аист-танк-кошки-индюк-кран-нос.
Комплексное дидактическое пособие по развитию познавательных
процессов у детей с ТНР
"Волшебный домик"
Разработчик: учитель-логопед
МАДОУ Детский сад №310»
города Уфы
Чухрова Елена Ивановна
Материал:
полиэфирное стекло
металлические пластины 6х6 сантиметров
цветная самоклеющаяся пленка
мягкие магниты
Пособие состоит из:
плоскостного пятиэтажного домика с окошками, расположенными в
два ряда;
карточек-картинок 5х5,5 сантиметров.
Рекомендуется использовать в коррекционно-логопедической работе с
детьми 5-7 лет с ТНР
Цель:
1) Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, наглядно-
образного и словесно-логического мышления; формирования умения
сравнивать и анализировать, выделяя существенный признак.
2) коррекция нарушений фонетико-фонематического слуха;
3) автоматизация и дифференциация гласных и согласных, свистящих и
шипящих, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, соноров;
4) закрепление умения определять позицию звука в слове (начало,
середина, конец);
5) ориентировка на заданной плоскости.
Пособие состоит из 8 игр:
1). «Живое - неживое»
2). «Четвертый лишний»
3). «Что изменилось?»
4). «Съедобное - несъедобное»
5). «Чего не стало?»
6). «Узнай по описанию»
7). «Говори наоборот»
8) «Собери картинку»
9). «Какого цвета не стало?»
Дидактическая игра "Живое-неживое"
Цель:
1. закрепить дифференциацию живых и неживых существ;
1) закрепить определение первого звука в слове;
2) дифференциация гласных и согласных звуков на слух;
3) закрепить умение давать характеристику звуку с опорой на схему;
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед предлагает ребенку в левый ряд выставить картинки
живых существ, а в правый ряд – неживых. Ребенок сопровождает свои
действия вопросом «кто?» или «что?» Затем ребенок называет слова,
начинающиеся на гласный звук, затем на согласный и дает характеристику
первому звуку с опорой на схему. Далее взрослый убирает из каждого
столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет)
После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок
по памяти расставляет их в той же последовательности.
Речевой материал:
ослик, утка, аист, удочка, иглы; капуста, волк, машина, банан, гусь
Дидактическое пособие "Четвертый лишний"
Цель:
1) развивать умение классифицировать предметы по существенному
признаку, обобщать; коррегировать произвольное запоминание;
2) продолжать учить определять первый звук в слове;
3) закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости;
4) закрепить умение давать характеристику согласному звуку;
5) автоматизация твердых и мягких согласных;
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед предлагает ребенку из 4 картинок выбрать ту, которая
лишняя, классифицируя остальные три (простые классификации). Затем
ребенок дает характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает из
каждого столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Учитель-логопед предлагает ребенку из 4 картинок выбрать ту, которая
лишняя, классифицируя остальные три (сложные классификации:). Затем
ребенок дает характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает все
картинки, а ребенок выставляет сначала слова, начинающиеся с твердых
согласных, затем с мягких.
Речевой материал:
дед-дом; Незнайка-носки; мишка-машина; тигр-танк; зебра-зонт, кошка-
кит, дрозд - дятел, скворец-синица, папугай-петух, стриж-селезень, куртка-
кепка, пальто-перчатки, ботинки-берет, галстук-гетры.
Дидактическое пособие "Что изменилось?"
Цель:
1) развивать внимание, память, восприятия;
2) закрепить определение первого звука в слове;
3) закрепить дифференциацию звуков по глухости-звонкости
4) закрепить умение давать характеристику согласному звуку с опорой на
схему и без нее;
5) автоматизация глухих и звонких согласных в словах.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед предлагает в левый ряд поставить картинки,
начинающиеся с глухого согласного, а в левый – со звонкого
(характеристика первого звука с опорой на схему). Далее взрослый меняет
одну или две картинки, а ребенок ставит их в первоначальной
последовательности.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Учитель-логопед ребенку) предлагает в правый ряд поставить картинки,
начинающиеся с глухого согласного, а в левый – со звонкого (без опоры на
схему). После выполнения задания учитель-логопед меняет местами две и
более картинки, а ребенок ставит их в первоначальной последовательности.
Речевой материал:
собака-заяц; шапка-жук; ворона-фонари; банан-помидор; гусь-корова.
Дидактическое пособие "Съдобное-несъедобное"
Цель:
1 развитие мышления, памяти, восприятия, внимания (дифференциация
съедобного и несъедобного);
2) закрепить определение позиции заданного звука в слове;
3) продолжать учить дифференцировать звуки [с] –[с’];
4) продолжать автоматизировать данные звуки в словах;
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед предлагает ребенку в левый столбик поставить картинки,
в названии которых есть звук [с] съедобного, а в правый – со звуком [с’] -
несъедобного, определяя при этом позицию данных звуков в слове. Далее
взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети
отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет)
После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок
по памяти выставляет их в той же последовательности.
Речевой материал:
Звук [с] – сани, собака, осы, коса, посуда, фикус, сок, суп, ананас, колбаса,
абрикос.
Звук [с’] – гуси, осень, сито, письмо, лось, сено, костюм, селедка.
Дидактическое пособие "Чего не стало?"
Цель:
1) коррекция произвольного запоминания и памяти;
2) закрепить умение определять первый звук в слове и давать ему
характеристику;
3) продолжать учить дифференцировать звуки [с] - [ш], [з] - [ж] в начале,
середине, конце слова;
4) продолжать автоматизировать свистящие и шипящие звуки в словах;
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед предлагает ребенку в правый ряд поставить картинки,
начинающиеся со звука [с] (или [з]), а в левый – со звука [ш] (или [ж]).
Затем ребенок дает характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает
из каждого столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Учитель-логопед ребенку предлагает в правый ряд поставить картинки, в
названии которых есть звук [с] (или [з]), а в левый – [ш] (или [ж]). Ребенок
должен ставить картинки, исходя из позиции звука в слове. После
выполнения задания учитель-логопед убирает 2 и более картинки, а
ребенок находит их среди других.
Речевой материал:
Дифференциация звуков [с]- [ш]: собака, сок, сапоги, сыр, шапка, шуба,
шина, шоколад); дифференциация звуков [з]- [ж]: зубы, замок, зонт, забор,
жук, жаба, жилет, желудь.
Дифференциация звуков [с]- [ш]: (собака-шапка, носки-кувшин, поднос-
мышь, шуба-сапоги, кошка- миска).
Дифференциация звуков [з]- [ж]: ( зубы-жаба, коза- одежда, зонт-жираф,
гнездо-медвежонок, азбука- пиджак).
Дидактическое пособие "Узнай по описанию"
Цель:
1. коррекция мышления;
1) продолжать учить дифференцировать звуки [р] - [л] в словах;
2) закрепить умение определять позицию заданного звука в слове и давать
ему характеристику;
3) закрепить ориентировку на заданной плоскости;
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед помещает в левое верхнее окно символ звука [р] – собаку,
а в правое верхнее окно символ звука [л] – самолет. Предлагает в левый
столбик поставить картинки со звуком [р], а в правый – со звуком [л]. Затем
дети определяют позицию заданного звука в слове и дают ему
характеристику. Далее взрослый описывает какую-либо картинку, а
ребенок отгадывает ее.
Вариант 2 (для детей 6 лет).
Дети распределяют картинки без опоры на символы. Затем, следуя
магнитным стрелкам или схеме, называют иллюстрации. После выполнения
задания учитель-логопед называет признак, характеризующий предмет, а
ребенок отгадывает его.
Речевой материал:
колобок, баклажан, бокал, пила, лошадь, роза, рыба, повар, ворона, сорока.
Дидактическое пособие "Говори наоборот"
Цель:
1. развитие мышления (подбор слов-предметов, слов-признаков и слов-
действий, противоположных по значению);
2. коррекция произвольного запоминания и памяти.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей 5 лет).
Учитель-логопед помещает в левый столбик картинки и предлагает ребенку
называть их наоборот, выбирая соответствующую. Далее взрослый убирает
из каждого столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.
Вариант 2 (для детей 6 лет)
Ребенок самостоятельно подбирает соответствующие пары. После
выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок по
памяти выставляет их в той же последовательности.
Дидактическое пособие "Собери картинку»
Цель:
1. коррекция целостного восприятия;
2. развитие речевой активности.
Описание игры:
Вариант 1 (для детей от 3 лет).
Учитель-логопед помещает в левый столбик половинки картинок и
предлагает ребенку найти вторую половинку, сопровождая свои действия
речью: «Я собираю машинку» и т.д.
Вариант 2 (для детей 4 лет и старше)
После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок
ставит их в той же последовательности.
Дидактическое пособие "Какого цвета не стало?у»
Цель:
1. развитее цветовосприятия, зрительной памяти и внимания;
2. развитее речевой активности.
Вариант 1 (для детей от 3 лет).
Учитель-логопед помещает в окошки дома основные цвета, ребенок
называет их. Затем взрослый убирает какой-либо цвет и просит ребенка
назвать его.
Вариант 1 (для детей старше 3 лет).
Учитель-логопед дает инструкцию, ребенок ставит цветные карточки в
окошки. Затем убирает 2 и более цветов, а ребенок отгадывает их.