Напоминание

Комплексное дидактическое пособие для детей с ТНР "Волшебный домик"


Автор: Чухрова Елена Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 310
Населённый пункт: г.Уфа, Октябрьский район
Наименование материала: статья
Тема: Комплексное дидактическое пособие для детей с ТНР "Волшебный домик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чухрова Елена Ивановна

учитель – логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 310» Октябрьского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

(МАДОУ «ЦРР – детский сад № 310»)

234-04-46; 89177594853

450105, Республика Башкортостан, город Уфа, ул. М.Рыльского 5/1;

detsad

310@

mail

.

ru

; makzik

.

black

@

mail

.

ru

Комплексное дидактическое пособие на формирование фонетико-

фонематического слуха у детей

с речевой патологией

"Волшебный домик"

Разработчик: учитель-логопед

МАДОУ «ЦРР – д/с №310»

города Уфы

Чухрова Елена Ивановна

Материал:

полиэфирное стекло

металлические пластины 6х6 сантиметров

цветная самоклеющаяся пленка

мягкие магниты

Пособие состоит из:

плоскостного пятиэтажного домика с окошками, расположенными в

два ряда;

карточек-картинок 5х5,5 сантиметров.

Рекомендуется использовать в коррекционно-логопедической работе с

детьми 5-7 лет, имеющими нарушения фонематического слуха и

звукопроизношения.

Цель:

1) коррекция нарушений фонетико-фонематического слуха;

2) автоматизация и дифференциация гласных и согласных, свистящих и

шипящих, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, соноров;

3) закрепление умения определять позицию звука в слове (начало,

середина, конец);

4) коррекция высших психических функций;

5) ориентировка на заданной плоскости.

Пособие состоит из 8 игр:

1). «Подбери картинку»

2). «Гласный – согласный»

3). «Твердый – мягкий»

4). «Глухой – звонкий»

5). «Свистящие звуки»

6). «Свистящий – шипящий»

7). «Трудные слова»

8). «Звуковые цепочки»

Дидактическая игра "Подбери картинку"

Цель:

1) учить различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, а

впоследствии самостоятельно подбирать такие слова;

2) закрепить ориентировку на заданной плоскости;

3) коррекция непроизвольного запоминания.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед в левый ряд окон помещает несколько картинок. Ребенку

(или двум детям) предлагается из числа картинок, расположенных на доске,

выбрать те, которые отличаются от данных одним звуком.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Детям предлагается выбрать из числа картинок те пары, которые близки по

звучанию.

Речевой материал:

Уточка-удочка, коса-коза, почки-бочки, рак-лак, лук-люк, крыса-крыша,

миска-мишка, трава-дрова.

Дидактическая игра "Гласный - согласный"

Цель:

1) закрепить определение первого звука в слове;

2) дифференциация гласных и согласных звуков на слух;

3) закрепить умение давать характеристику звуку с опорой на схему;

4) коррекция высших психических функций.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед предлагает ребенку в левый ряд выставить картинки,

начинающиеся с гласного звука, а в правый ряд – с согласного. Затем

ребенок дает характеристику первому звуку с опорой на схему. Далее

взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети

отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет)

После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок

по памяти расставляет их в той же последовательности.

Речевой материал:

ослик, утка, аист, удочка, иглы; капуста, волк, машина, банан, гусь

Дидактическое пособие "Твердый - мягкий"

Цель:

1) продолжать учить определять первый звук в слове;

2) закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости:

3) закрепить умение давать характеристику согласному звуку;

4) автоматизация твердых и мягких согласных;

5) коррекция высших психических функций.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед в правое верхнее окошко дома выставляет символ

твердого звука, а в левое - мягкого и предлагает ребенку (или двум детям) в

правый ряд поставить картинки, начинающиеся с твердого согласного, а в

левый – с мягкого. Затем ребенок (дети) дает характеристику первому

звуку. Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки,

а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в правый ряд

поставить картинки, начинающиеся с твердого согласного, а в левый – с

мягкого (без опоры на символы). При этом он уточняет, что первые звуки в

названии картинок, находящиеся напротив друг друга должны различаться

только по твердости-мягкости. После выполнения задания учитель-логопед

собирает картинки, а ребенок (дети) по памяти выставляет их в той же

последовательности.

Речевой материал:

дед-дом; Незнайка-носки; мишка-машина; тигр-танк; зебра-зонт, кошка-

кит.

Дидактическое пособие "Глухой - звонкий"

Цель:

1) закрепить определение первого звука в слове;

2) закрепить дифференциацию звуков по глухости-звонкости

• с опорой на тактильные ощущения;

• с опорой на схему

3) закрепить умение давать характеристику согласному звуку с опорой на

схему и без нее;

4) автоматизация глухих и звонких согласных в словах.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед в правое верхнее окошко дома выставляет символ глухого

звука, а в левое - звонкого и предлагает ребенку (или двум детям) в правый

ряд поставить картинки, начинающиеся с глухого согласного, а в левый –

со звонкого. Затем ребенок (дети) дает характеристику первому звуку.

Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети

отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в правый ряд

поставить картинки, начинающиеся с глухого согласного, а в левый – со

звонкого (без опоры на символы). При этом он уточняет, что первые звуки

в названии картинок, находящихся напротив друг друга, должны

различаться только по глухости-звонкости. После выполнения задания

учитель-логопед собирает картинки, а ребенок (дети) по памяти выставляет

их в той же последовательности.

Речевой материал:

собака-заяц; шапка-жук; ворона-фонари; банан-помидор; гусь-корова.

Дидактическое пособие "Свистящие звуки"

Цель:

1) закрепить определение позиции заданного звука в слове;

2) продолжать учить дифференцировать звуки [с] –[с’], [з] –[з’], [с] –[з], [с]

–[ц];

3) продолжать автоматизировать свистящие звуки в словах;

4) коррекция высших психических функций.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в левый столбик

поставить картинки, в названии которых есть звук [с], а в правый – со

звуком [с’], определяя при этом позицию данных звуков в слове. Далее

взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети

отгадывают их.

Аналогично проводится игра на дифференциацию других свистящих

звуков.

Вариант 2 (для детей 6 лет)

Ребенок (дети) ставят картинки, исходя из позиции звука в слове.

После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок

(дети) по памяти выставляет их в той же последовательности.

Речевой материал:

Звук [с] – сани, собака, осы, коса, посуда, фикус.

Звук [с’] – гуси, осень, сито, письмо, лось, сено.

Звук [з] – зонт, коза, азбука, ваза, зубы, закат.

Звук [з’] – магазин, газета, зеркало, тазики, зима, Зина.

Звук [ц] – цепь, птицы, цветы, овца, индеец, пуговица.

Дидактическое пособие "Свистящий - шипящий"

Цель:

1) закрепить умение определять первый звук в слове и давать ему

характеристику;

2) продолжать учить дифференцировать звуки [с] - [ш], [з] - [ж] в начале,

середине, конце слова;

3) продолжать автоматизировать свистящие и шипящие звуки в словах;

4) коррекция высших психических функций.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед в правое верхнее окошко дома выставляет символ звука

[с] (или [з]), а в левое - символ [ш] (или [ж]) и предлагает ребенку (или

двум детям) в правый ряд поставить картинки, начинающиеся со звука [с]

(или [з]), а в левый – со звука [ш] (или [ж]). Затем ребенок (дети) дает

характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает из каждого столбца

одну или две картинки, а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Учитель-логопед ребенку (или двум детям) предлагает в правый ряд

поставить картинки, в названии которых есть звук [с] (или [з]), а в левый –

[ш] (или [ж]) (без опоры на символы). Ребенок (дети) должен ставить

картинки, исходя из позиции звука в слове. После выполнения задания

учитель-логопед собирает картинки, а ребенок (дети) по памяти выставляет

их в той же последовательности.

Речевой материал:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Дифференциация звуков [с]- [ш]: собака, сок, сапоги, сыр, шапка, шуба,

шина, шоколад); дифференциация звуков [з]- [ж]: зубы, замок, зонт, забор,

жук, жаба, жилет, желудь.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Дифференциация звуков [с]- [ш]: (собака-шапка, носки-кувшин, поднос-

мышь, шуба-сапоги, кошка- миска).

Дифференциация звуков [з]- [ж]: ( зубы-жаба, коза- одежда, зонт-жираф,

гнездо-медвежонок, азбука- пиджак).

Дидактическое пособие "Трудные слова"

Цель:

1) продолжать учить дифференцировать звуки [р] - [л] в словах;

2) закрепить умение определять позицию заданного звука в слове и давать

ему характеристику;

3) закрепить ориентировку на заданной плоскости;

4) коррекция непроизвольного запоминания;

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед помещает в левое верхнее окно символ звука [р] – собаку,

а в правое верхнее окно символ звука [л] – самолет. Предлагает в левый

столбик поставить картинки со звуком [р], а в правый – со звуком [л]. Затем

дети определяют позицию заданного звука в слове и дают ему

характеристику. Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две

картинки, а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Дети распределяют картинки без опоры на символы. Затем, следуя

магнитным стрелкам или схеме, называют иллюстрации. После выполнения

задания учитель-логопед собирает картинки, а дети по памяти называют их

и выставляют в соответствующие окна.

Речевой материал:

колобок, баклажан, бокал, пила, лошадь, роза, рыба, повар, ворона, сорока.

Дидактическое пособие "Звуковые цепочки"

Цель:

1) закрепить умение определять первый и последний звук в слове и давать

ему характеристику;

2) продолжать учить придумывать слова с заданным звуком;

3) закрепить ориентировку на заданной плоскости;

4) коррекция непроизвольного запоминания.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед предлагает ребенку поставить картинку в левое верхнее

окно дома. Другой ребенок определяет последний звук в слове и дает ему

характеристику. Затем он выбирает из числа имеющихся картинок ту,

которая начинается с последнего звука и выставляет ее в правое верхнее

окно и т.д. Далее взрослый убирает из каждого столбца одну или две

картинки, а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а дети по

памяти называют их и выставляют в соответствующе окно.

Речевой материал:

повар-рак-камыш-шуба-аист-танк-кошки-индюк-кран-нос.

Комплексное дидактическое пособие по развитию познавательных

процессов у детей с ТНР

"Волшебный домик"

Разработчик: учитель-логопед

МАДОУ Детский сад №310»

города Уфы

Чухрова Елена Ивановна

Материал:

полиэфирное стекло

металлические пластины 6х6 сантиметров

цветная самоклеющаяся пленка

мягкие магниты

Пособие состоит из:

плоскостного пятиэтажного домика с окошками, расположенными в

два ряда;

карточек-картинок 5х5,5 сантиметров.

Рекомендуется использовать в коррекционно-логопедической работе с

детьми 5-7 лет с ТНР

Цель:

1) Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, наглядно-

образного и словесно-логического мышления; формирования умения

сравнивать и анализировать, выделяя существенный признак.

2) коррекция нарушений фонетико-фонематического слуха;

3) автоматизация и дифференциация гласных и согласных, свистящих и

шипящих, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, соноров;

4) закрепление умения определять позицию звука в слове (начало,

середина, конец);

5) ориентировка на заданной плоскости.

Пособие состоит из 8 игр:

1). «Живое - неживое»

2). «Четвертый лишний»

3). «Что изменилось?»

4). «Съедобное - несъедобное»

5). «Чего не стало?»

6). «Узнай по описанию»

7). «Говори наоборот»

8) «Собери картинку»

9). «Какого цвета не стало?»

Дидактическая игра "Живое-неживое"

Цель:

1. закрепить дифференциацию живых и неживых существ;

1) закрепить определение первого звука в слове;

2) дифференциация гласных и согласных звуков на слух;

3) закрепить умение давать характеристику звуку с опорой на схему;

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед предлагает ребенку в левый ряд выставить картинки

живых существ, а в правый ряд – неживых. Ребенок сопровождает свои

действия вопросом «кто?» или «что?» Затем ребенок называет слова,

начинающиеся на гласный звук, затем на согласный и дает характеристику

первому звуку с опорой на схему. Далее взрослый убирает из каждого

столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет)

После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок

по памяти расставляет их в той же последовательности.

Речевой материал:

ослик, утка, аист, удочка, иглы; капуста, волк, машина, банан, гусь

Дидактическое пособие "Четвертый лишний"

Цель:

1) развивать умение классифицировать предметы по существенному

признаку, обобщать; коррегировать произвольное запоминание;

2) продолжать учить определять первый звук в слове;

3) закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости;

4) закрепить умение давать характеристику согласному звуку;

5) автоматизация твердых и мягких согласных;

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед предлагает ребенку из 4 картинок выбрать ту, которая

лишняя, классифицируя остальные три (простые классификации). Затем

ребенок дает характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает из

каждого столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Учитель-логопед предлагает ребенку из 4 картинок выбрать ту, которая

лишняя, классифицируя остальные три (сложные классификации:). Затем

ребенок дает характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает все

картинки, а ребенок выставляет сначала слова, начинающиеся с твердых

согласных, затем с мягких.

Речевой материал:

дед-дом; Незнайка-носки; мишка-машина; тигр-танк; зебра-зонт, кошка-

кит, дрозд - дятел, скворец-синица, папугай-петух, стриж-селезень, куртка-

кепка, пальто-перчатки, ботинки-берет, галстук-гетры.

Дидактическое пособие "Что изменилось?"

Цель:

1) развивать внимание, память, восприятия;

2) закрепить определение первого звука в слове;

3) закрепить дифференциацию звуков по глухости-звонкости

4) закрепить умение давать характеристику согласному звуку с опорой на

схему и без нее;

5) автоматизация глухих и звонких согласных в словах.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед предлагает в левый ряд поставить картинки,

начинающиеся с глухого согласного, а в левый – со звонкого

(характеристика первого звука с опорой на схему). Далее взрослый меняет

одну или две картинки, а ребенок ставит их в первоначальной

последовательности.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Учитель-логопед ребенку) предлагает в правый ряд поставить картинки,

начинающиеся с глухого согласного, а в левый – со звонкого (без опоры на

схему). После выполнения задания учитель-логопед меняет местами две и

более картинки, а ребенок ставит их в первоначальной последовательности.

Речевой материал:

собака-заяц; шапка-жук; ворона-фонари; банан-помидор; гусь-корова.

Дидактическое пособие "Съдобное-несъедобное"

Цель:

1 развитие мышления, памяти, восприятия, внимания (дифференциация

съедобного и несъедобного);

2) закрепить определение позиции заданного звука в слове;

3) продолжать учить дифференцировать звуки [с] –[с’];

4) продолжать автоматизировать данные звуки в словах;

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед предлагает ребенку в левый столбик поставить картинки,

в названии которых есть звук [с] съедобного, а в правый – со звуком [с’] -

несъедобного, определяя при этом позицию данных звуков в слове. Далее

взрослый убирает из каждого столбца одну или две картинки, а дети

отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет)

После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок

по памяти выставляет их в той же последовательности.

Речевой материал:

Звук [с] – сани, собака, осы, коса, посуда, фикус, сок, суп, ананас, колбаса,

абрикос.

Звук [с’] – гуси, осень, сито, письмо, лось, сено, костюм, селедка.

Дидактическое пособие "Чего не стало?"

Цель:

1) коррекция произвольного запоминания и памяти;

2) закрепить умение определять первый звук в слове и давать ему

характеристику;

3) продолжать учить дифференцировать звуки [с] - [ш], [з] - [ж] в начале,

середине, конце слова;

4) продолжать автоматизировать свистящие и шипящие звуки в словах;

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед предлагает ребенку в правый ряд поставить картинки,

начинающиеся со звука [с] (или [з]), а в левый – со звука [ш] (или [ж]).

Затем ребенок дает характеристику первому звуку. Далее взрослый убирает

из каждого столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Учитель-логопед ребенку предлагает в правый ряд поставить картинки, в

названии которых есть звук [с] (или [з]), а в левый – [ш] (или [ж]). Ребенок

должен ставить картинки, исходя из позиции звука в слове. После

выполнения задания учитель-логопед убирает 2 и более картинки, а

ребенок находит их среди других.

Речевой материал:

Дифференциация звуков [с]- [ш]: собака, сок, сапоги, сыр, шапка, шуба,

шина, шоколад); дифференциация звуков [з]- [ж]: зубы, замок, зонт, забор,

жук, жаба, жилет, желудь.

Дифференциация звуков [с]- [ш]: (собака-шапка, носки-кувшин, поднос-

мышь, шуба-сапоги, кошка- миска).

Дифференциация звуков [з]- [ж]: ( зубы-жаба, коза- одежда, зонт-жираф,

гнездо-медвежонок, азбука- пиджак).

Дидактическое пособие "Узнай по описанию"

Цель:

1. коррекция мышления;

1) продолжать учить дифференцировать звуки [р] - [л] в словах;

2) закрепить умение определять позицию заданного звука в слове и давать

ему характеристику;

3) закрепить ориентировку на заданной плоскости;

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед помещает в левое верхнее окно символ звука [р] – собаку,

а в правое верхнее окно символ звука [л] – самолет. Предлагает в левый

столбик поставить картинки со звуком [р], а в правый – со звуком [л]. Затем

дети определяют позицию заданного звука в слове и дают ему

характеристику. Далее взрослый описывает какую-либо картинку, а

ребенок отгадывает ее.

Вариант 2 (для детей 6 лет).

Дети распределяют картинки без опоры на символы. Затем, следуя

магнитным стрелкам или схеме, называют иллюстрации. После выполнения

задания учитель-логопед называет признак, характеризующий предмет, а

ребенок отгадывает его.

Речевой материал:

колобок, баклажан, бокал, пила, лошадь, роза, рыба, повар, ворона, сорока.

Дидактическое пособие "Говори наоборот"

Цель:

1. развитие мышления (подбор слов-предметов, слов-признаков и слов-

действий, противоположных по значению);

2. коррекция произвольного запоминания и памяти.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей 5 лет).

Учитель-логопед помещает в левый столбик картинки и предлагает ребенку

называть их наоборот, выбирая соответствующую. Далее взрослый убирает

из каждого столбца одну или две картинки, а дети отгадывают их.

Вариант 2 (для детей 6 лет)

Ребенок самостоятельно подбирает соответствующие пары. После

выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок по

памяти выставляет их в той же последовательности.

Дидактическое пособие "Собери картинку»

Цель:

1. коррекция целостного восприятия;

2. развитие речевой активности.

Описание игры:

Вариант 1 (для детей от 3 лет).

Учитель-логопед помещает в левый столбик половинки картинок и

предлагает ребенку найти вторую половинку, сопровождая свои действия

речью: «Я собираю машинку» и т.д.

Вариант 2 (для детей 4 лет и старше)

После выполнения задания учитель-логопед собирает картинки, а ребенок

ставит их в той же последовательности.

Дидактическое пособие "Какого цвета не стало?у»

Цель:

1. развитее цветовосприятия, зрительной памяти и внимания;

2. развитее речевой активности.

Вариант 1 (для детей от 3 лет).

Учитель-логопед помещает в окошки дома основные цвета, ребенок

называет их. Затем взрослый убирает какой-либо цвет и просит ребенка

назвать его.

Вариант 1 (для детей старше 3 лет).

Учитель-логопед дает инструкцию, ребенок ставит цветные карточки в

окошки. Затем убирает 2 и более цветов, а ребенок отгадывает их.



В раздел образования