Напоминание

"Тире в бессоюзном сложном предложении"


Автор: Лавриненко Натэлла Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №85
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

1.

Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном

сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между

частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих

предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев

постановки тире в простом предложении;

2.

Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию

нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать,

систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

3.

Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения.

Оборудование урока: экран, ноутбук, проектор, индивидуальные карточки заданием, тетради, учебник

«Русский язык. 9 класс» (авторы Т.А.Ладыженская и др.) – М., «Просвещение»,2019.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.

(Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении).

- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

(Дети отвечают).

- Каждый из вас выполнял домашнюю работу на карточке, давайте проверим.

Карточка с домашним заданием (знаки не проставлены):

1.

Я доверяю любящим они великодушны.

2.

Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

3.

Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

4.

Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.

5.

Мир строит война разрушает.

6.

Однако пора спать уже без четверти шесть.

7.

Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

- Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины;

затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть

имеет значение изъяснения.

(Дети отвечают).

- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?

(Мир строит – война разрушает).

- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме

сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

(Ученики отвечают).

3. Повторение темы «Постановка тире в простом предложении».

- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

(Постановка тире в простом предложении).

-Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило.

(Слайд №2 в презентации):

1.

Человеком стать – большое искусство. (Новалис)

2.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)

3.

«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал

К.Паустовский.

4.

Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)

5.

Жить – Родине служить.

6.

Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.

(Дети работают устно).

- Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.

- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.

4. Объяснение нового материала.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу

новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая

группа представляет одно положение правила.

( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты,

выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. Примеры для подтверждения теории и затем

для закрепления материала учащиеся выбирали из разных источников: сборника текстов для изложений,

художественной литературы, справочника Д.Розенталя).

1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение

времени или условия.

Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для

проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы.

2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение

следствия, результата.

Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений

писателей г.Кыштыма.

3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части

противопоставляется содержанию второй части,

например: Труд человека кормит – лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и

поговорки.

4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена

событий.

Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником

Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части

сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово – соловей поёт. Примеры искали в

художественной литературе.

- Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран.

(Учитель работает со слайдом №3 «Тире в БСП»).

- Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени

или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном

случае?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).

- Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия,

результата. В этом случае они синонимичны…?

(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).

- Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).

- Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?

(Они синонимичны ССП с противительными союзами).

- В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий.

- Давайте вернёмся к предложению из домашней работы и объясним постановку тире в нём.

5. Закрепление изученного.

Тест (устно) – слайды № 4,5,6,7,8 (презентация).

Слайд №4: Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то

между ними ставится:

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Тире

Точка;

Слайд №5: Узнаешь меня – перестанешь бояться.

Время

Следствие

Условие

Противопоставление

Быстрая смена событий;

Слайд №6: Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во

втором предложении, то между ними ставится:

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Тире

Точка;

Слайд №7: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

Время

Следствие

Условие

Противопоставление

Быстрая смена событий;

Слайд №8: Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между

ними ставится:

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Тире

Точка.

1.

Проверочная работа (срез знаний).

Цифровой диктант.

У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.

Условие / время

Следствие, результат

Противопоставление

Быстрая смена событий

Сравнение

Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.

1.

Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.

2.

Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.

3.

Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

4.

Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.

5.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

6.

Идёт – лебёдушка плывёт.

7.

Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.

8.

Лето припасает – зима поедает.

9.

Совесть потеряешь – другой не купишь.

10. Посмотрит – рублём подарит.

- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

- А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами (слайд №9).

7. Самостоятельная работа.

Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЕГЭ (слайд № 10, знаки не проставлены):

Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали и

зашлёпали по листьям сверкнула молния гроза разразилась.

- Самопроверка (слайд №11).

8. Сообщение заранее подготовленной ученицы «Частотность употребления двоеточия и тире в

современной печати и в художественной литературе».

Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как

выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела, читая

произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что

тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент

на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно

так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия (слайд №12). Так что можно сделать вывод, что

тире – модный знак сегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила,

которые изучили.

9. Рефлексия. Итоги урока.

- Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна или небольшого эссе. Прочитайте.

(Ученики зачитывают несколько работ).

10. Домашнее задание.

1.

Теория параграфа №35;

2.

Упр.201.



В раздел образования