Автор: Тёркина Надежда Саматовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Тоншаевская СОШ
Населённый пункт: п. Тоншаево, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературы по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Раздел: среднее образование
Урок литературы по повести Бориса Васильева
«А зори здесь тихие».
Задача: продолжить знакомство учащихся с произведениями о В. О войне;
показать лучшие черты советских людей на примере реальных событий
и фактов
Цели: формировать навыки работы с текстом художественного
произведения;
развивать умения анализировать, сопоставлять;
воспитывать гордость за наших воинов, проявивших героизм во время
войны;
воспитывать патриотизм.
Эпиграф: «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война
– всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное,
несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали
на передовой рядом с мужчинами…
Б. Васильев
Вопросы на доске: 1. Как ведут себя в трудную минуту, как погибают?
2. Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
Ход урока.
1. Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим о повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». По
этому произведению были поставлены спектакли во многих театрах, даже за
рубежом. Снят фильм режиссером С. Ростоцким. До сих пор интерес к
повести не ослабевает.
В этом произведении автор исследует нравственные истоки героизма
советских людей во время В.О. войны, раскрывает новые стороны подвига
советского народа.
Повесть написана страстно, эмоционально и в то же время просто. Она
рассказывает о несгибаемом мужестве и подвиге.
2. Рассказ о создании повести. (В класс входит ученик в солдатской форме –
автор).
Автор: «Замысел повести родился «от толчка памяти». На фронт я попал,
едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9
июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на
свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны,
такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я
увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили
их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя
и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никак не мог
Сами
понимаете, от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести –
большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
3. Беседа, выясняющая первое впечатление.
-Какие события описаны в повести?
- Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Кто из героев особенно понравился?
4.Работа над содержанием повести.
Учитель.
На войне всем тяжело: солдатам и генералам, летчикам и
пехотинцам. Но что приходилось испытывать попавшим на фронт девушкам?
Об этом рассказывает повесть «А зори здесь тихие».
- Почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на
171 разъезде?
- Что их привело на фронт?
- Что узнаем об их прошлом?
- Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы (стр.50), Сони (стр. 61),
Гали (стр. 70) и Жени (стр. 91) автор дает перед описанием гибели каждой из
них? А Риты – после?
Рассказ учащихся о гибели девушек.
Почему, на ваш взгляд, все девушки погибают?
Обобщение учителя.
Война была очень жестокой, и гибель девушек подчеркивает эту жестокость.
Очень хочется, чтобы они не погибли, ведь они такие молодые, но это было
бы неправдой. Немцев так много, а их всего 6 человек, да и воевать они не
умеют.
Работа в группах по вопросам, которые написаны на доске:
- Как ведут себя в трудную минуту? Как погибают?
- Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
Выступление детей.
Обобщение учителя.
Да, девушки вели себя героически. Они при встрече с немцами не пали
духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить
себя. Были находчивы и смелы, когда разыгрывали сцену с лесорубами.
Учитель читает строки под фонохрестоматию с голосами птиц:
Стояли безветренные белые ночи. Длинные – от зари до зари – сумерки
дышали густым настоем зацветающих трав. А зори здесь были тихими-
тихими…
-Почему автор назвал повесть «А зори здесь тихие» ?
Обобщение учителя.
Заглавие подчеркивает несоответствие: тишина и война. Основной
авторский прием, помогающий раскрыть (обращаем внимание ребят на
эпиграф) «самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений»: женщина и
война, - (антитеза). Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через все
произведение.
Тихие
зори
подчеркивают
красоту
и
торжественность
природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом –
война, кровь, смерть. Во имя светлого будущего, во имя того, чтобы мы
никогда не знали войны, чтобы всегда была тишина, голубое небо и тихие
зори погибли девушки. А ведь женщина и война – понятия несовместимые.
Л. Петраков видит предназначение женщины в том…
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
(Первую строку читает учитель, другую – девочки. Каждая выходит к доске
с зажженной свечой)
Домашнее задание.
Подготовить письменно сообщение о литературном герое повести «А зори
здесь тихие» Васкове Федоте.
Рефлексия в форме анкеты:
1. На уроке я работал
2. Мое настроение
3. Материал урока мне был
Аргументируйте свои ответы