Напоминание

От обучения чтению к чтению для обучения.


Автор: Никитина Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ««Городищенская СОШ имени Г.Т. Семенова» Дрожжановского района РТ
Населённый пункт: село Городище Дрожжановского района РТ
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: От обучения чтению к чтению для обучения.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: От обучения чтению к чтению для обучения.

Никитина И.Н.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ ««Городищенская СОШ имени Г.Т. Семенова»

Дрожжановского района РТ

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я предлагаю начать работу с улыбки. Улыбнувшись друг другу, мы создаем

доброжелательную и раскрепощенную обстановку, которая объединяет всех для достижения

поставленной цели.

В современном обществе наши дети каждый день сталкиваются с огромным

количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и

неординарное решение.

Поэтому мировое образовательное общество нацелено на поиск педагогических средств

для того, чтобы надежно обеспечить переход от обучения чтения к чтению для обучения.

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в

большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную

деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Появляется

необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах

образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены

на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь

направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его

функциональной грамотности.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов:

интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана

начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская,

информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном

содержании.

Хотелось бы поделиться с вами своими методами

работы по формированию

читательской грамотности.

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Уметь читать в широком смысле этого слова -значит «… извлечь из мертвой буквы

живой смысл», -говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

-Читать -это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем

главное».

Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И не всегда, даже взрослые, не говоря

уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две

группы: тексты сплошные и несплошные.

Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами,

таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том

числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.

Несплошные – в них информация передаётся не только словесным способом.

К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты,

диаграммы,

географические

карты;

различные

планы

(помещения,

местности,

сооружения);

входные

билеты,

расписание

движения

транспорта,

карты

сайтов,

рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты,

иллюстрация с подписью в учебнике.

Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными

текстами. Умеем ли мы читать их? Учим ли мы этому детей?

А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими

текстами.

Смайлик -это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный

знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и

дети.

В своей работе использую различные упражнения, направленные на развитие

умений учащихся работать с несплошными текстами. При работе с несплошными

текстами необходимо, чтобы ребёнок научился:

читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать информацию) – из

графиков, таблиц, схем, диаграмм;

составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты

преобразовывать в сплошные и наоборот.

Таким образом, цель данного педагогического опыта: понять, где мы можем простраивать

на уроке работу с несплошным текстом. Ведь у нас нет темы урока - «Билет» или «Работа

с афишами».

Задание №1

Работа с рекламными постерами. Преимуществом этих текстов является яркость их

оформления, насыщенность зрительными образами. По рекламным постерам можно

разработать задания на вычисление выгодной скидки на товары для отработки

вычислительных навыков на уроках математики.

Как вы думаете, на каком уроке можно использовать эту рекламу магазина?

(участники отвечают на вопрос)

(на математике, когда изучаем тему «Цена, количество, стоимость» и т.д., на разных

уроках и на разных его этапах)

Сейчас вы будете работать в тройках.

1.Используя рекламу, придумать задание по русскому языку, математике и одному

предмету по выбору.

-назвать класс;

-назвать тему урока

Выступление от троек по русскому языку, по математике, по одному предмету по

выбору.

Ответы к заданию №1

Примеры:

МАТЕМАТИКА

Тема: «Состав чисел. Задачи с величинами.»

Класс – 3

Задание: Сколько рублей можно сэкономить , покупая огурцы ?

МАТЕМАТИКА

Тема: «Нумерация»

Класс – 3

Задание 1: «Запишите числа в порядке возрастания, начиная с самого маленького.

Задание 2: Найдите и выпишите 3х значные числа и запишите их в таблицу разрядов и

классов.

МАТЕМАТИКА

Тема: «Цена, количество, стоимость»

Класс – 3

Задание: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы купить все эти продукты?

-Хватит ли денег ,если у нас есть ….рублей?

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Связь слов в предложении»

Класс – 3

Задание: Составьте рецепт салата по имеющимся продуктам

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Предложение»

Класс – 2

Задание: Сколько здесь предложений?

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Предложение»

Класс – 2

Задание: Выпиши восклицательное предложение.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Род существительных»

Класс – 3

Задание: Выпиши существительные , распределяя их по родам в разные столбики .

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Имя числительное»

Класс – 3

Задание: Выпиши числительные.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: "Наше питание. Пищеварительная система"

Класс – 3

Задание: Составьте таблицу "Полезная еда. Вредная еда"

"Животная пища и растительная пища"

ИЗО

Тема: «Афиша».

Класс – 4

Задание: Создайте афишу для рецепта салата.

Вывод к заданию 1.

Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить рекламу, он должен быть

реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям. Придумать к нему

корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.

Можно просить учащихся самих составлять задания, вопросы к несплошным текстам,

а можно давать готовые задания.

Задание №2. (Раздаю листы – задания к билету.)

Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.

Задание 1.

Запишите в таблице верные ответы на вопросы.

Вопросы

Ответы

Какой адрес у дома культуры?

Сколько стоит билет на представление?

Когда Саша пойдет на представление?

Укажите время начала представления.

В каком случае можно обменять билет на

представление?

Что нельзя делать зрителю в зале?

Задание 2.

Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.

Записка.

Саша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня идёшь в_____________. Выйди лучше

пораньше, потому

что______________________________________________________________.

Задание 3.

Подумайте, посмотрит ли Саша представление, если он доберется до РДК в 14:05?

Да Нет

Подтвердите свой ответ словами из

текста________________________________________________________________________

__

Задание 4.

Саша вовремя приехал в дом культуры . Посмотрел половину представления.

Перед антрактом ведущая объявила, что по номеру заказа электронного билета будет

производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в

случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления.

Выигрышным оказался билет , заказ №422325. Выиграл ли Саша? (Обведите верный

ответ)

ДА, НЕТ

К кому должны обратиться победители лотереи?

Запишите ответ____________________________________________________________

Задание 5

Мама Саши тоже захотела посмотреть представление. Подскажите, к кому ей обратиться,

чтобы сделать заказ билета на следующее представление ?

Запишите название театра:______________________________________________

Запишите адрес местонахождения этого театра:_____________________________

Задание слушателям: Ответить на вопросы к несплошному тексту и определить к какой

группе читательских умений относится каждое задание.)

-Как вы думаете, какие УУД будут сформированы у ученика при работе с несплошными

текстами?

Слушаю ответы.

 Читать несплошные тексты (извлекать и анализировать информацию) из графиков,

таблиц, схем, диаграмм;

 Составлять несплошные тексты- в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

 Преобразовывать сплошные тексты в несплошные и наоборот

Учитель должен уметь простраивать работу с различными формами представления

текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в

качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной

информации.

-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что

располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать

новое.

-Заголовок, сноски- это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.

Спасибо за внимание и активное участие!



В раздел образования