Автор: Сухих Анна Ярославовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14
Населённый пункт: г.Тайшет
Наименование материала: Доклад
Тема: Актуальность использования межпредметных связей на уроках информатики
Раздел: полное образование
Межпредметные связи на уроках информатики
Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех прочих.
Рене Декарт.
Тема, над которой я работаю, заинтересовала меня, когда мною достаточно остро
стала
осознаваться
проблема
развития
познавательной
мотивации
при
обучении
информатике. Средством такой мотивации стали задачи межпредметного характера.
Школьный
возраст
характеризуется
избирательностью
интересов
обучающихся.
Избирательность
интереса
к
одному
предмету,
зачастую
приводит
к
снижению
интереса к другим предметам. Следовательно, повышение познавательной мотивации
возможно
за
счет
отбора
и
составления
задач
межпредметного
характера,
отражающих
связи
информатики
с
теми
учебными
предметами,
которые
представляют
сферу
интересов
учащихся.
Я
поставила
перед
собой
задачу:
рассмотреть систему преподавания информатики с точки
зрения соприкосновения
информатики с другими предметами.
Информатика инновационна по самой своей природе. Этот предмет наиболее
активно
использует
средства,
предоставляемые
персональным
компьютером,
а
именно
электронные
образовательные
ресурсы,
обучающие
программы,
энциклопедии, средства тестирования и т.д.
Информатика не может быть без межпредметных связей. Пожалуй, нет другого
такого предмета столь насыщенного ими.
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических
задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим
предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает
сотрудничество с преподавателями других предметных областей.
Межпредметные связи подразумевают внутрицикловые и межцикловые уровни.
Осуществление межцикловых межпредметных связей:
Межпредметные
связи
Межпредметные
связи
Внутрицикловые
(информатика –
физика, математика)
Внутрицикловые
(информатика
–
физика,
математика)
Межцикловые
(информатика –
история, химия, др.
предметы)
Межцикловые
(информатика
–
история, химия, др.
предметы)
Общая схема тематического планирования межпредметных связей
Тема
Связь с другими предметами
Основные этапы развития информационного
общества
История
Литература
обществознание
Этапы развития технических средств и
информационных ресурсов
История
Математика
Физика
Английский язык
Правовые нормы и правонарушения в
информационной сфере, меры их предупреждения
Право
Организация и представление данных в ПК
Математика
Физика
Алгоритмы и способы их описания
Математика
Физика
Информати
ка и ИКТ
Информацион
ное общество
История
Информацион
ная культура
Русский
язык
Информацион
ная культура
Иностранн
ый язык
Информацион
ная культура
Литератур
а
Информацион
ные ресурсы
География
Информацион
ные ресурсы
Экономик
а
Правовые
аспекты
Обществоз
нание
Информацион
ная
безопасность
ОБЖ
Информацион
ная
безопасность
Технологи
я
Химия
Русский язык
Основные информационные процессы и их
реализация с помощью компьютеров
Математика
Физика
Передача информации между компьютерами
Физика
Английский язык
Основные характеристики компьютеров
Физика
Английский язык
Архитектура компьютеров
История
Физика
Виды программного обеспечения компьютеров
Английский язык
Русский язык
Возможности и основные области применения
информационно-вычислительной техники
Спецпредметы
Русский язык
Линии связи, их основные компоненты и
характеристики
Физика
Эксплуатационные требования к компьютерному
рабочему мест
Физика
Химия
Текстовый редактор Microsoft Word
Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Графический редактор Microsoft Paint
Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Русский язык
Электронные таблицы Microsoft Excel
Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Базы данных Microsoft Access
Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Представление о мультимедийных средах.
Программа Microsoft Power Point
Общеобразовательные предметы
Спецпредметы
Русский язык
История возникновения и структура сети Интернет
История
География
Иностранный язык
Русский язык
Основные услуги сети Интернет
Обществознание
История
Иностранный язык
Спецпредметы
Современные тенденции развития интернет-
технологий
Обществознание
История
География
Иностранный язык
Русский язык
Связь информатики и других учебных предметов:
Математические методы при решении задач информатики;
• Физика – представление о кодировании сигналов;
• Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в
компьютерной графике;
• Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;
• Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;
• История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
• ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;
• Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение
компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.
Информатика, как наука, тесно связана с преподаванием других предметов:
- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом
предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового
представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного
выступления.
- Решение математических и физических задач с помощью численных методов на
языке программирования и в табличном процессоре. Переборные алгоритмы как
элемент комбинаторики.
- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом
процессоре.
- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул
математики, химии, физики.
- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка
программирования.
- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
Практическая значимость данной темы заключается в том, чтобы реализовать
межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач
метапредметного характера, что позволит обучающимся не только овладеть знаниями
и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также
научит
обучающихся
самостоятельно
приобретать
знания,
мыслить,
уметь
ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.
Межпредметные связи- важнейший принцип обучения в школе. Их использование
способствует
целостному
восприятию
мира,
формированию
основных
учебных
компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости
и
связи,
переносить
ранее
усвоенный
материал
на
новый,
а
так
же
позволяет
активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует
развитию такого интереса.