Напоминание

" Мой край и я! Чем больше узнаю, тем больше берегу"


Автор: Юлия Владимировна Волкова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ" Загорский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Новокузнецкий муниципальный округ
Наименование материала: Проект по познавательно - исследовательской деятельности
Тема: " Мой край и я! Чем больше узнаю, тем больше берегу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Загорский детский сад» комбинированного вида

Опыт –единственно верный путь спрашивать природу и слышать ее ответ в

лаборатории(Д.И. Менделеев)

«Мой край и я: чем больше узнаю, тем

больше берегу!»

Подготовила воспитатель:

Волкова Юлия Владимировна

Новокузнецкий городской округ

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….....3

Пояснительная записка……...………………………………………………..…3

Актуальность…………………………………………………………………….4

Этапы реализации проекта………………………….………………………..…7

Перспективный план работы с родителями…...................................................12

Перспективны план работы с детьми………………………………………….14

Мониторинг……………………………………………………………………...46

Заключение…………………………………………………………………...….52

Список литературы………………………………………………………..…….54

2

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что

ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе,

окружающей его.

Как ввести ребенка в мир природы? сформировать у него реалистиче-

ские знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размыш-

лять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми зна-

ниями, навыками и умениями. То есть не только познакомить детей с живот-

ным и растительным миром родного края, но и подвести к тому, что приро-

да и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, со-

переживать и радоваться ей.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного

возраста является экспериментирование. Данная работа посвящена опытно-

экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Где в проекте предлагается решение задач познавательного развития до-

школьников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направ-

ленных на изучение природы родного края Кузбасса, посредством опытно-

экспериментальной деятельности. В период дошкольного возраста детское

экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности позна-

нии окружающего мира, а также экологического и патриотического воспита-

ния, поможет раскрыть перед детьми живой интерес к удивительному миру

природы родного края Кузбасса.

Увлекательные правильно организованные опыты помогут детям в до-

ступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой

природы, с природой родного края. Через опытно- экспериментальную дея-

тельность у детей формируются правильные суждения, они учатся делать

3

выводы, формируется чувство ответственности за окружающую среду, лю-

бовь к родному краю, а также гордость за величие Кузбасса.

Актуальность

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федера-

ции от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года. В последние годы в нашем

обществе произошли коренные политические и экономические изменения,

затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования.

Согласно которой, приоритетами государственной политики в области

воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нрав-

ственного развития, воспитание любви к Родине.

Проект «Мой край и я!» Очень важно, чтобы дети как можно раньше

поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, малая – Куз-

басс она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее. Воспитать

любовь к родному краю-это значит показать детям их родной край, чтобы

вызвать интерес и восхищение своей родиной, чувство гордости за своих

земляков, необходимо , познакомить детей :с многообразием природы наше-

го края, дать сведения о климатических условиях местности, животном мире,

лекарственных травах, дать сведения о полезных ископаемых нашего Куз-

басса и с этим нам поможет справиться опытно-экспериментальная работа,

которая позволяет расширить знания у детей о величии нашего Кузбасса:

«Почему уголь называют

черным золотом?». «Чудесные травы нашего

края?», «Почему идет снег?» и т.д. Опытно-экспериментальная деятельность

позволит сформировать у дошкольников знания о природе Кузбасса через

практические навыки, повысит экологическую культуру детей, расширит зна-

ния о природе и климатических условиях нашего края, расширит

кругозор, позволит детям, самостоятельно находить ответы на интере-

сующие вопросы.

Цель проекта: формирование у детей, старшего дошкольного возраста

системных знаний о живой и неживой природе Кузбасса, бережного отно-

4

шения к природе родного края посредством опытно-экспериментальной де-

тальности

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

Образовательные задачи:

Расширять и систематизировать знания у детей старшего дошкольного

возраста о живой и неживой природе нашего края Кузбасса

формирование элементарные преставления о взаимосвязях в природе

поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельно-

сти, оценочного и критического отношения к миру.

Развивающие задачи: способствовать развитию представлений у де-

тей о природных богатствах недр Кемеровской области

- Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результа-

там эксперимента, учить делать простейшие умозаключения путём опытни-

ческой исследовательской деятельности, учить фиксировать результаты ис-

следований.

. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к

исследовательской деятельности и познанию нашего края Кузбасса

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к своей «ма-

лой Родине», желание трудиться на её благо

воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через опытно-

экспериментальную деятельность, непосредственное общение с ней, воспри-

ятие ее красоты и многообразия;

Воспитать бережное отношение ко всему, что нас окружает, стремле-

ние сделать свой край лучше.

Вид проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский,

долгосрочный 1 год, с сентябрь по май

Режим занятий: 2раза в месяц;

продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий – групповая.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

5

Методы обеспечения:

Поисковое исследовательское наблюдения: случайные наблюдения и

эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

Базовые средства: Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, позна-

вательные игры, моделирование, проблемные ситуации, алгоритмы, опорные

карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста,

родители, воспитатели

Материально-техническое обеспечение

1.

Приборы помощники: увеличительные стекла, чашечные

весы, компасы, магниты, бинокль, песочные часы, бумага-фильтр

2.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема,

3.

Природные материалы,

4.

Бросовый материал,

5.

Технические материалы,

6.

Разные виды бумаги,

7.

Красители,

8.

Медицинские материалы,

9.

Игровое оборудование.

10.

Таблицы-схемы,

11.

Рабочая тетрадь «Мы ученые» для фиксации результатов опы-

тов,

12.

Прочие материалы.

6

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

- изучение литературы по теме;

- составление плана работы;

- подбор необходимого материала для реализации проекта

- подбор наглядного и иллюстративного материала по теме «Мой

Кузбасс»;

- разработка перспективного планирования по проведению опытно-

экспериментальной деятельности

- разработка перспективного плана по предварительной работе

перед проведением организованно-образовательной деятельности-

экспериментированием.

Основной этап

Реализация проекта «Мой край и я»

Проведение опытов и экспериментов согласно перспективному плану

Обогащение и оформление лаборатории для детей «Почемучки»

Заключительный этап

- подведение итогов работы;

-проведение диагностики уровня сформирование у детей старшего до-

школьного возраста системных знаний о живой и неживой природе родного

края- Кузбасса на основе опытно- экспериментальной деятельности

Основные организационные формы:

• Организованно- образовательная деятельность (опыты, эксперимен-

ты)

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки;

• экскурсии с различной тематикой;

7

• тематические выставки;

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвиж-

ные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

Темы для разработки опытно –экспериментальной

деятельности по реализации проекта (по месяцам):

1.

«Осенний Кузбасс»

2.

«Волшебный мир лекарственных растений»

3.

«Удивительный мир птиц нашего Края»

4.

«В царстве зимнего Кузбасса»

5.

«Подземные богатства Кемеровской области»

6.

«Удивительная почва Кузбасса»

7.

«Лесные жители нашего Края»

8.

«В Кузбассе нужен огород»

9.

«Загадочный мир насекомых»

Перечисленные разработанные темы по месяцам, позволяют структури-

рованно создать серии конспектов-занятий, по опытно-экспериментальной

деятельности, разработать план предварительной работы перед организо-

ванно-образовательной деятельностью, консультации для педагогов и роди-

телей.

8

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Усвоение детьми знаний, представлений о живой и неживой природе

Кузбасса.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям, стремление к эксперимен-

тированию развитие интереса к результатам эксперимента исследовательской

деятельности и познанию нашего края Кузбасса

5. Воспитание бережного отношение к своему краю Кузбассу, фор-

мирование чувство ответственности за природу родного края и стремление

сделать свой край лучше.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с

детьми старшего дошкольного возраста».

Презентация лаборатории по опытно-экспериментальной деятельности

«Почемучки» для педагогов и родителей

Трансляция проекта- выступление на педагогическом совете, поме-

стить информацию в родительский уголок

Фотоотчет в родительских чатах о проделанной работе по Опытно-экс-

периментальной деятельности

Создание альбомов «Гербарий лиственных деревьев Кузбасса»; «Ле-

карственные растения Кузбасса»; «Полезные травы нашего края, для приго-

товления чая»

Фотоотчет в группы родительских чатов на стартующих акции проекта

«Покормите птиц зимой»; «Посади дерево»; «Открытки для шахтеров Куз-

басса».

9

Организация работы с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу не-

льзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаи-

мопонимания между родителями и педагогами.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды на-

глядной агитации, родители убеждаются в необходимости повседневного

внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит

свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный ин-

терес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонят-

ное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но

открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками

радуги.»

Дошкольники очень любят экспериментировать. Это объясняется тем,

что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим воз-

растным особенностям.

Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и

опытно-экспериментальную деятельность является частью образовательной

деятельности в группе. Происходит непосредственное взаимодействие между

родителями и детьми, педагогами, совместная деятельность основывается на

поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активно-

сти.

Совместная исследовательская, опытно-экспериментальная деятель-

ность детей и родителей способствует развитию у детей личностных качеств:

любознательности, инициативности, самостоятельности. А еще более ценно

время, проведенное вместе с мамой и папой. Ведь только заинтересованный

родитель сможет стать своему ребенку настоящим другом и авторитетом.

10

Это залог будущих крепких семейных связей, фундамент целостной, гармо-

ничной личности ребенка

В результате родители начинают понимать, что участие в жизни дет-

ского сада — это не прихоть воспитателей, а необходимость для оптимально-

го развития их собственных детей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы

помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка.

Поэтому, чтобы привлечь родителей к активной помощи в решении

проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активно-

сти дошкольников, был разработан перспективный план по работе с родите-

лями.

Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в

образовательный процесс

11

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Формы работы с родителями

1

сентябрь

Привлечь родителей к созданию предметно - развива-

ющей среды.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в разви-

тии интереса ребенка к опытно-экспериментальной

деятельности»

Анкетирование родителей.

2

октябрь

Привлекать родителей к пополнению центра экспери-

ментирования новой познавательной литературой.

Привлекать

родителей

к

пополнению

коллекции

«Осенние листья Кузбасса»; сбор материала для даль-

нейших исследований: подорожники, птичьи перья,

сбор трав нашего края (душица, зверобой, Иван чай и

т.д). Обговаривается с родителями, заранее в летний

период.

3

ноябрь

Организовать родителей на пополнение коллекции

«Камни».

4

декабрь

Изготовление кормушек для птиц

Фотоотчёт «Покормите птиц зимой»

5

январь

Оформление наглядной информации в родительском

уголке «Угольный Кузбасс»

«Как построить беседу с ребенком, чтобы вызвать ин-

терес и уважение к профессии шахтера»

6

февраль

Заготовка семян для посадки огорода на окне

7

март

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабора-

торию?

12

8

апрель

Фотоотчет «Наш волшебный огород»

9

май

Оформление наглядной информации в родительском

уголке:

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддер-

жания интереса детей к познавательному эксперимен-

тированию»

Выставка фотографий «Я на даче»

Перспективный план работы с детьми по опытно экспериментальной

деятельности состоит из практических опытов с описанием и выводами, а

также имеется колонка под названием «Виды детской деятельности», через

которые закрепляется полученный материал и подчеркивается связь с род-

ным краем – Кузбассом.

13

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Сентябрь

Тема: «Осенний Кузбасс»

Цель: Расширение знаний о климатических условиях малой родины

Кузбасса, исследование природного явления «Листопад» (на примере опытов

и наблюдений)

Задачи:

Расширение знания о явлениях живой и неживой природы, исследова-

ние природного явления- – листопад,

Знакомство с понятием «хлорофилл»

Закрепить знания детей о знакомых деревьях Кузбасса

Воспитывать бережное отношение к деревьям Кузбасса

Предварительная работа: на прогулке наблюдение за листопадом; разу-

чивание стихотворения «Листопад»; Рассматривание иллюстраций, картинок

«Осенний Кузбасс»; поиск деревьев по листьям. Беседа «Заводы нашего го-

рода плюсы и минусы?»

14

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Что таит в себе обычный лист?»

Оборудование: Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; дере-

вянные кубики.

Листья зеленые и других цветов. Листья настоящие крупные и мелкие,

разной формы.

Описание опыта№1

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Рассматривание

листа через лупу (чере-

шок, жилки, лист с вет-

кой, размер)

2.

Проговорить

строение листа

3.

Листочек

вло-

жить его внутрь согну-

того пополам кусочка

белой ткани.

4.

Развернуть

и

обратить внимание на

пятно на ткани.

Когда наступает осень

и становится холоднее

и меньше солнечного

света. Это зеленое ве-

щество

постепенно

уменьшается и наконец

пропадает совсем. То-

гда

лист

становится

желтым или какого цве-

та бывают листья у де-

ревьев осенью? Оран-

жевые, красные, корич-

невые

Беседа: «А какие дере-

вья

растут

в

нашем

Кузбассе?»

Дидактическая игра: «С

какого дерева листик»

15

«Дыхание листьев»

Оборудование: миска прозрачная, свежий лист с любого дерева, небольшой

камень, картинка с изображением заводов города Кемерово

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Налить в миску

теплую воду

2.

Поместите

лист(свежий) в миску и

придавите

его

не-

большим камнем, что-

бы он был полностью

погружен под воду.

3.

Затем

поместите

миску на солнце, подо-

ждать несколько часов.

Внимание, вопрос де-

тям:

что

произойдет,

если они нырнут под

воду и начнут дышать

там. Правильно – пой-

дут пузыри! С листья-

ми происходит нечто

подобное. В процессе

фотосинтеза лист выде-

ляет кислород, который

можно увидеть в виде

пузырьков в воде.

Беседа «Для чего у нас

в

Кузбассе

сажают

много деревьев?» ( в

Кузбассе много заво-

дов, воздух загрязнен.

Для того, чтобы воздух

был чище, сажают де-

ревья. Поскольку, ли-

стья выделяют много

кислорода)

16

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Куда исчезают опавшие листья?»

Оборудование: Разные листья деревьев, горшочки с землей, совочки,

емкость с водой.

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Закопать листья в

землю, полить, поста-

вить в теплое место

2.

Выкапывать

че-

рез неделю

3.

Рассматривать

и

отмечать

изменения,

происходящие с листом

5.

Листья снова за-

копать, полить и поста-

вить в теплое место

4.

Промыть водой

Листья в городах не

скапливаются

в

больших

количествах,

так

как

их

убирают

дворники, а в природе

листья, упав в землю,

перепревают и тем са-

мым дают питание рас-

тениям для роста

Наступила осень.

Рассматривание

фото-

графий «Парк Гагарина

в осенний период»;

«Осенний лес Кузбас-

са»

Наступила

осень.

Осень, прекрасное вре-

мя года. Листья желте-

ют, краснеют или еще

остаются зелеными.

17

Октябрь

Тема: «Волшебный мир лекарственных растений нашего Кузбасса»

Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром целебных

трав, формирование эстетического восприятия окружающего мира, экологи-

чески грамотного поведения к природе Кузбасса, изучить лекарственные рас-

тения, встречающиеся в нашей местности, и выяснить какими лечебными

свойствами они обладают

Задачи:

Познакомить с лечебными свойствами подорожника

Формировать представление о съедобных и ядовитых растениях

Формировать начал экологической культуры, становление осознанно-

правильного отношения к природе во всем ее многообразии

Предварительная работа: Подорожник в фольклоре: легенды и сказки

Создание лепбука «Знакомый незнакомец» Изучение лечебных свойств

подорожника. О подорожнике в фольклоре: легенды и сказки о ядовитых и

полезных растениях

18

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Подорожник»

Оборудование: Лупы на каждого ребенка листья, подорожника, стакан

с водой, салфетки белые, кукла, халат, перчатки

Описание опыта

Вывод

Виды детской деятельно-

сти

1.

Рассмотреть

подо-

рожник через лупу (обра-

тить внимание на жилки и

прочный корешок)

2.

Затем потереть его в

руке (выделяется сок)

3.

Игровая

ситуация

«Вылечим Катю»

4.

Игра

«Лесная

ап-

тека»

Сок,

содержа-

щийся в подо-

рожнике,

обла-

дает

живитель-

ной силой и ле-

чит ранки

Рассматривание альбома

«Лекарственные растения

Кузбасса»

(подорожник,

кровохлебка лекарственная,

мать-и-мачеха, пижма обык-

новенная ромашка,

19

Опытно – экспериментальна деятельность №2

«Лекарственные и ядовитые растения»

Оборудование: предметные картинки с лекарственными и ядовитыми

растениями и засушенные лекарственные растения, алгоритм описания расте-

ния, шарф, мишка

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Игра «Опиши расте-

ние» (по схеме). - Давайте

опишем

эти

растения

и

расскажем о них подробнее

нашему гостю по схеме.

2.

Заварим «Фито- чай»

(четко и строго соблюдать

инструкцию)

3.

Дети насыпают чайны-

ми ложками растения в бо-

калы:

каждое

растение

в

отдельный бокал, воспита-

тель заливает кипятком, на-

крывают блюдцами)

4.

Пока заваривается чай,

проводится беседа о ядови-

тых растениях

Необходимо соблюдать

технику

безопасности

при сборе трав, только

со взрослыми. Многие

растения

могут

быть

как полезными, так и

опасными

Рассматривание иллю-

страций полезных рас-

тений и трав, растущих

в Кузбассе. Сделать вы-

вод о том, насколько

удивителен и многооб-

разен

растительный

мир нашего Кузбасса.

20

Ноябрь

Тема: «Удивительный мир птиц нашего Кузбасса»

Цель: Знакомство с образом жизни перелетных птиц Кузбасса и

устройством их гнезд, воспитание в детях природно-охранного чувство к

птицам родного края

Задачи: вызвать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельно-

сти. Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать

причинно-следственные связи

воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Закреп-

лять знания

Предварительная работа: Знакомство с перелетными птицами (внеш-

ний облик), рассматривание картинки с изображением этапов происхождения

птицы из яйца. «Когда это бывает?», «Зимующие и перелетные птицы», Ди-

дактическая игра «Покажи без слов»; наблюдение за птицами, беседа,

рассматривание тематических альбомов, чтение художественной литературы.

детей о сезонных изменениях в природе Кузбасса в осенний период.

Знакомство с перелетными птицами (внешний облик), рассматривание

картинки с изображением этапов происхождения птицы из яйца.

21

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Почему улетают птицы»

Оборудование: проектор, маски птиц (на столах), схематические изоб-

ражения признаков осени, тряпочки с перьями, кусочки льда, ведерко (мусор-

ное), салфетки, прозрачный контейнер с замороженной водой (в ней лягуш-

ка, водоросли, рыбка), прозрачный контейнер с замороженной землёй (по

стенкам изнутри изображения червячков и личинок), указка

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Показать кусочек льда,

а затем перья.

2.

Проводит кусочком по

оголенным участкам тела де-

тей.

3.

На экране рассматрива-

ют, чем питаются птицы

4.

Рассматривают заморо-

женную землю и лед с раз-

личными насекомыми.

На улице стало холод-

но, перелетных птиц,

перья

не

согревают.

Пища, которой питают-

ся

птицы

замерзла.

Птицам нечем питаться.

Ситуативный разговор:

«Как мы можем помочь

птицам?».

(Сделать

кормушки,

кормить

птиц).

Дидактическая

игра

«Птицы

нашего

края»

22

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Перышки братьев наших меньших»

Оборудование: картинки с изображением птиц, схема пера, перья кури-

ные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло, лупа, камень,

ручка, перо.

Описание опыта

Вывод

Виды детской де-

ятельности

1.

Рассматривание строе-

ния пера через лупу.

2.

Сравнить камень и пе-

рышко в руке. Определить,

что легче.

3.

Бросить монетку в ем-

кость с водой, затем перо.

4.

Смочить перо расти-

тельным

маслом,

бросить

перо в воду.

Опытным путем было

установлено,

что пе-

рышко очень легкое по

сравнению

сравнению с другими

материалами и поэтому

с помощью них птицы

летают.

За счет жировой смазки

водоплавающие птицы

могут плавать в воде.

Даже

пословица

есть «Как с гуся вода».

Показ

книжки

рисунков перьями

Просмотр презен-

тации «Поможем пти-

цам улететь в Заура-

лье».

23

Декабрь

Тема: «В царстве зимнего Кузбасса»

Цель: Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через ис-

следование свойств снега и льда, расширение знаний о климатических усло-

виях нашего края. Воспитание любови к родному краю и природе Кузбасса

Задачи:

расширять знания детей о зиме, ее месяцах; продолжать формировать

умение детей выделять сезонные изменения в природе; формировать умение

детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега.

Развивать любознательность, расширение знаний о явлениях природы

свойственных нашему краю

Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, раствори-

мость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой

деятельности расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима»;

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций: «Зима в Куз-

бассе»

Фотовыставка «Красив Кузбасс в любое время года»; познакомить с

картиной и Ивана Шишкина «Зима». Беседа на тему «Зима в Кузбассе».

24

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Ах, снег, снежок!» (свойства снега)

Оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом

Описание опыта

Вывод

Виды детской деятель-

ности

1.

Рассматривание снега

под лупой.

2.

Сжать снег в ладошке.

3.

Капнуть гуаши.

4.

Слепить

комочки.

Дать холодный, рассыпча-

тый.

1.

Снег грязный, в

нем много микробов.

2.

В тепле снег тает

3.

Снег окрашивает-

ся

4.

Снег лепиться, но

в холод он рассыпается

Беседа о том, какой у

нас бывает зима; когда

выпал первый снег в го-

роде;

Дидактическая игра:

«Зимние месяцы»

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Рассматривание

льда

(понюхать, пощупать, потро-

гать)

2.

Затем сравнить снег и

лед на прочность (расколоть

молоточком)

3.

Опустить кусочек льда

и снега в воду (наблюдать,

что быстрее растает)

1.

(Холодный,

твердый,

тяжелый,

гладкий, не имеет запа-

ха

2.

снег рыхлый, мяг-

кий,

а

лёд

твердый,

жесткий

3.

Снег и лёд – это

замёрзшая вода. Снег

растаял

быстрее.

Он

рыхлый,

а

лед

тает

дольше

Ситуативный

разговор о технике без-

опасности во время го-

лоледа. На прогулке по-

мочь дворнику посы-

пать скользкие участки

песком

25

26

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Нужен ли нам снег зимой?»

Оборудование: две бутылки с горячей водой, два ведерка для снега, ло-

патки

Предварительная работа: на прогулке набрать по два ведерка снега,

запастись бутылками с горячей водой

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

Закопать в ведерки со сне-

гом бутылки с горячей во-

дой. А другие бутылки оста-

вить на улице на один час.

После вместе с детьми про-

верить, какая из этих буты-

лок застыла быстрее

Снег «греет»

потому,

что сугробы – это мно-

жество отдельных сне-

жинок, между которы-

ми находится воздух, а

воздух плохо проводит

тепло.

Вот

почему

снежное «одеяло» со-

гревает зимой и может

защищать

от

мороза

корни растений. Поэто-

му медведь зимой спит

под снегом и не мерз-

нет.

Почему

в

Кузбассе

большую часть времени

зима?» Рассматривание

место положения наше-

го края на карте.

27

Январь

Тема: «Подземные богатства кемеровской области»

Цель: способствовать развитию представлений детей о природных бо-

гатствах недр Кемеровской области, формированию умения распознавать не-

которые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать, выделяя

характерные признаки и качества; воспитывать чувство гордости и ответ-

ственно

Задачи: развивать представление детей о богатстве недр Земли, что ка-

ченный уголь – полезное ископаемое. Расширять и уточнять представление

детей о профессии шахтера, помочь уяснить значимость этой профессии.

Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа: Экскурсия в котельную, работающую на угле.

Беседа на тему «Откуда пришло тепло в детский сад?». Чтение рассказа

«Черное золото» из книги С. И. Венецкого «Рассказы о металлах» и рассмат-

ривание иллюстраций к нему. Беседа на тему «Профессия мужественных лю-

дей» (о шахтерах, Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Как

добывают уголь».

28

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Солнечный камень-Уголь»

Оборудование: емкость с водой, каменный уголь, лупы, салфетки, мо-

лоточек, обычный камень, символы –знаки с обозначениями.

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Рассматривания

угля

через лупу

2.

Ставим на доску зна-

ки– символы. А теперь вы-

ясним, что же нам расскажет

об угле наш носик? Давайте

понюхаем его. Чем он пах-

нет?

3.

Положите

кусочек

угля в салфеточку, возьмите

молоток в правую руку, а ле-

вую спрячьте за спину. За-

чем мы это делаем? Пра-

вильно это техника безопас-

ности, её всегда соблюдают

в лабораториях. А теперь

осторожно ударьте по ку-

сочку угля.

4.

Горение угля. Смот-

рим фотографии.

1.

1Уголь

блестя-

щий и черного цвета

2.

у него нет запаха

3.

каменный уголь

чёрный, блестящий, бу-

гристый, не пахнет, он

твёрдый, но хрупкий,

тяжёлый,

в

воде

не

растворяется, хорошо и

ярко горит, пачкается

Просмотр презентации

«как добывают уголь?»

Беседы

об

угольном

Кузбассе,

посмотреть

карту

Кузбасса

с

обозначениями

по-

лезных ископаемых

29

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Шкатулка хозяйки медной горы»

Оборудование: презентация, каменный уголь, мел, шкатулка, молоток.

ленты двух разных цветов, стаканы с водой, картон, влажные салфетки,

палочки, тарелки (на каждого ребенка)

Предварительная работа: чтение сказов П. П. Бажова «Малахитовая

шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хозяйка медной горы»

Описание опыта

Вывод

Виды

детской

деятельности

1.

Растворить мел в

емкостях

2.

Манипуляции с

мелом (потрогать, понюхать,

расколоть,

нарисовать

ме-

лом)

3.

Сравнение

угля

и мела

1.

У

мела

белый

цвет

2.

Мел Есть очень

тонкий запах; Мел ма-

товый. Мел оставляет

след. Мел твердый.

4.

Мел – это извест-

няк, который образует-

ся на морском дне из

скелетов морских жи-

вотных, из водорослей,

раковин моллюсков и

кораллов.

3.

Уголь и мел – это

полезные

ископаемые,

которые

человек

научился

добывать

и

применять в своих це-

лях.

Конечно,

нельзя

забывать, что, исполь-

зуя природные богат-

Угощение

детей

глюкозой, в состав ко-

торой тоже входит мел.

30

ства мы должны охра-

нять

природу,

отно-

ситься к ней бережно

31

Февраль

Тема: «Удивительная почва Кузбасса»

Цель: создание условий для формирования у старших дошкольников

представлений о почве, ее значении для всего живого на земле формирование

познавательного интереса к культурным и природным ценностям родного го-

рода

Задачи: развивать стремление к экспериментированию и интерес к ре-

зультатам эксперимента, учить делать простейшие умозаключения путём

опытнической исследовательской деятельности

сформировать представление о том, что почва – это верхний плодород-

ный слой земли формировать познавательный интерес к культурным и при-

родным ценностям родного города и края

определение состава почвы на наличие в ней воздуха и воды

Уточнить представления детей о почве

Оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфет-

ки и почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало, ёмкость с

водой, салфетки.

Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка). Большие банки для

воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов. Листки бумаги. Банки с образцами

почвы. 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или по-

рошковый раствор с пеной).

Предварительная работа: «Что содержится в почве? Чтение сказок и

стихов о почве (Рыжова Н.)» п/и «Цветы на лугу», Чтение Сказка про ненуж-

ные вещи. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные перио-

ды года.

32

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Дыхание земли»»

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

1в банку с водой опу-

стить образец почвы. На по-

верхности воды появились

пузырьки

2.

рассмотреть

комочки

земли и запомнить, как они

выглядят

3.

Рассмотреть затоптан-

ные тропинки на фотографи-

ях.

На поверхности воды

появились пузырьки. В

почве есть воздух

2. при сжимании земли

воздух «уходит»

(стоптанные тропинки в

лесах, скверах, парках.)

Земля сжалась и воздух

ушел

3. Чем больше мест в

лесу, парке будут вы-

таптываться

людьми,

тем меньше подземных

жителей там останется

Беседа: «Где нужно хо-

дить в лесу: где захо-

чется или по дорожкам.

Почему?»

33

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Загрязнение почвы»

Оборудование:

Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка).

Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов. Листки бумаги.

Банки с образцами почвы. 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной,

мыльный или порошковый раствор с пеной). Листья из картона. Эмблемы с

изображением червей. Стаканчики с землей. Обручи. Медали для награжде-

ния.

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

1.Рассмотреть воду в

больших банках (в одной –

чистая, в другой – с мыль-

ным раствором)

2.

Сравнить, чем отлича-

ется вода? (в одной банке –

чистая вода, в другой – та,

которая остается после стир-

ки, её мы выливаем в рако-

вину)

3.

в

большие

банки

с

почвой налить чистую (гряз-

ную) воду.

4.

Что изменилось в пер-

вой (второй) банке? (в пер-

вой банке почва стала влаж-

ной, но чистой.

5.

во второй почва за-

грязнилась: появились пузы-

ри)»

В жизни, как и в

сказках,

есть

живая

вода (она попадает в

землю вместе с дождем,

талым снегом. Она поит

растения,

животных),

но

есть

и

«мертвая

вода» - грязная (когда

она попадает в почву,

подземным

жителям

приходится худо: они

могут заболеть и даже

погибнуть).

Такая вода попа-

дает

в

землю

после

мойки автомашин, сте-

кает по заводским тру-

бам.

Нам необходимо

бережно

относится

к

Рисование

«Украсим

парк цветами»

Беседа «Как сохранить

чистоту на земле»

34

подземному

царству,

стараться сделать так,

чтобы

в

нём

всегда

было чисто.

35

Март

Тема: «Лесные жители нашего края»

Цель: Формирование у детей представлений о жизни животных в лесу

нашего края, их приспособленности знания детей о внешнем виде диких жи-

вотных, их повадках, жилищах. Воспитание любви к животным Кузбасса.

Выяснить, как маскируются животные. Развивать и поощрять в детях позна-

вательную активность, интерес к исследовательской деятельности и позна-

нию нового.

36

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Маскировка лесных жителей»

Оборудование:

Белый силуэт зайчика, белый фон Презентация на тему «Звери в лесу»,

кусочком пластилина. силуэт серой белки, белую бумагу, желтые мелки ли-

сты с нарисованным зайцем

Предварительная работа: Рассматривание карты Кемеровской области,

значки и обозначения лесов и полей. Беседа на тему «Суровая зима» Загады-

вание загадок о диких животных, чтение сказки «Заюшкина избушка», «Волк

и лиса»

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

«Летом – серый, зи-

мой – белый». Эту загадку

знают все дети и взрослые.

А почему же зайчик к зиме

белеет.

Положите

силуэт

зайчика на лист белой бума-

ги.

Прикрепите

кусочком

пластилина. Белый силуэт

зайчика прикреплен на бе-

лый фон.

2.

Положите силуэт се-

рой белки на лист серебри-

стой бумаги. Прикрепите ку-

сочком пластилина.

Серебристый силуэт белки

3.

прикреплен на сере-

бристый фон

1.

в

серой

шубке зайца бы сразу

увидели волк и лиса, а

белая шубка его охра-

няет).

2.

в рыжей шубке её

бы сразу увидели волк

и лиса, а серая шубка её

охраняет)

3.

Красный цвет –

не чистый, он содержит

в себе желтый. Этот

желтый цвет в пластике

сливается

с

желтым

цветом на картинке, и

наш

глаз

не

может

отделить один цвет от

другого – мы видим пу-

Беседа о Красной Кни-

ге России.

Чтение художествен-

ной

литературы

Л.

Дайнеко «Есть на земле

огромный дом под кры-

шей голубой…»

37

4.

Раздаем детям белую

бумагу

и

желтые

мелки.

Предлагаем нарисовать зай-

чика (или как вариант раз-

дать листы с нарисованным

зайцем).

Предлагаем

на-

крыть рисунок красным пла-

стиком. (можно использо-

вать папки-уголки красного

цвета

или

разрезать

пластиковые папки на кноп-

ках и т.п.)

стую картинку.

38

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Всем на свете нужен теплый дом, даже животным»

Оборудование: Лед и перчатки теплые и холодные на каждого ребенка,

картинки диких животных

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Взять лед и две пер-

чатки: одна холодная, другая

- теплая. (если дети не спра-

вятся

объяснить:

пред-

ставьте перчатки это – жили-

ще.

2.

Одно жилище (пока-

зать перчатку тонкую) ка-

кое? (Холодное). А другое

(показать перчатку теплую?)

(Теплое).

У всех ли животных есть

жилище зимой? Что их спа-

сает? А как они могут спа-

стись в сильные морозы? (В

норку,

дупло,

берлогу…

Утепляют…)

Надо

надеть

перчатки и потрогать лед.

В легкой перчатке руке

холодно, а в теплой лед

не

почувствуешь.

Жилища нет у зайца,

лося, волка. Что их спа-

сает

зимой?

(Теплая

шубка и умение пря-

таться в снегу)

Просмотр

мультиме-

дийной

презента-

ции «Животные

Крас-

ной книги»

39

Апрель

Тема: «В Кузбассе нужен огород- для семьи большой доход»

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследова-

тельской деятельности по выращиванию культурных растений, воспитание у

детей любви к природе представлений о растительном мире Кузбасса

создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской дея-

тельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошколь-

ников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию ово-

щей

Задачи: формировать представления о работах, проводимых в весен-

ний и летний период в саду и огороде.

Расширять представление детей о жизни растений.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

Участвовать в посильной экспериментальной деятельности.

Воспитывать бережное отношение к растениям

Предварительная работа: Дидактические игры «Вершки и Корешки»,

«Чудесный мешочек», Пальчиковые игры: «Дождик песенку поёт»,

«Вот веселый огороду ли в огороде» и т.д.). Чтение художественной литера-

туры Ю. Тувин «Овощи».

40

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Огородик мы посадим, сытым будет целый садик»

Оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один

поливают регулярно, второй не поливается совсем) Ящики с грунтом для по-

садки семян. Семена растений: огурцы, перец, укроп, петрушка, чернушка. А

также вода, лейка, микроскопы на каждого ребенка

Описание опыта

Вывод

Виды детской дея-

тельности

1.

Беседа о почве (вспо-

мнить предыдущие опыты)

2.

Рассматривание семян

(огурцы, перец, укроп, пет-

рушка, чернушка.)

3.

Выбор почвы для по-

сева (городская или лесная)

4.

Посадка семян, по схе-

ме –инструкции)

5.

Посевы мы прикроем

пленкой

6.

Далее наблюдение и

уход за растениями

1.

Почву делает бо-

гатой перегной.

2.

Семена

все

разные между собой

3.

чтобы

получить

хороший урожай, нуж-

на плодородная, бога-

тая перегноем почва

Беседы: «Что мы садим

в огороде?»;

Рассматривание

полей

нашего края.

Беседа о том, какую вы-

году приносят фермер-

ские хозяйства

41

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Много радостных хлопот, нам доставит огород»

Оборудование: Огородик в контейнерах с проросшими семенами, вода,

лейка, фотографии наших парков с цветами, лупы на каждого ребенка для

рассматривания

Предварительная работа: Беседы: «Где растут овощи» ; «Что такое ого-

род»; «Что растёт на огороде»; «Какие растения можно вырастить на под-

оконнике»; «Где живут витамины»; «Для чего растениям нужны семе-

на»; «Где найти витамины зимой»; «Что нужно растениям для роста»; «Кто и

как ухаживает за растениями»; «Что готовят из овощей» (дети, воспитатели)

Описание опыта

Вывод

Виды детской де-

ятельности

Сравнить результат: у

второй луковицы - перья

больше, но они бледные, им

не хватало света, значит, не

вырабатывалось зеленое ве-

щество - хлорофилл, а без

него растение бледнеет и

рано или поздно умирает.

Луковица без света и воды

осталась без изменений.

Продолжаем

наблю-

дать за остальными растени-

ями

Растениям

для

роста необходимы свет,

вода и тепло.

Мы люди – яв-

ляемся частью приро-

ды, что для роста и раз-

вития живых объектов

необходимы не только

вода, свет и тепло, но

любовь и бережное от-

ношение окружающих

Рассматривание

парков, скверов нашего

края. Обратить внима-

ние на растительность.

Беседа о том, ка мы мо-

жем преображать наш

город.

Рисование рисун-

ков «цветы на клумбе»

42

Май

Тема: «Загадочный мир насекомых нашего края»

Цель: Формирование у детей представлений о существовании насеко-

мых, исследование тайного мира насекомых, которые живут в Кузбассе.

Задачи: формировать элементарные преставления о жизни пчел в Куз-

бассе, их значимость для людей нашего края. Формировать у детей представ-

лений о существовании насекомых.

развивать у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отно-

шение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении

природы

развивать познавательный интерес через экспериментально-исследова-

тельскую деятельность.

43

Опытно –экспериментальна деятельность №1

«Хоть пчела не велика, но велики ее дела»

Оборудование: Мед, салфетки, лупы, тарелочки, картинка пчелы, улья,

картинка пчеловода и пасеки

Предварительная работа: Рассматривание насекомых, живущих в Кеме-

ровской области (внешний вид, строение)

Беседа «Полезные и вредные насекомые»

Загадывание загадок о насекомых Подвижная игры «Мяч бросай, насе-

комых называй» Беседы; «Чем питается пчела» Сюжетно – ролевые игры: «В

лечебнице у доктора Медуницы», «Пчелы в опасности», «На пасеке», сю-

жетно-ролевая игра магазин «Пчеловод». Дидактическая игра» «Ползает и

летает», «Чего не стало?», рисунки на тему «Забавные пчёлки», Пословицы и

поговорки о пчелах, прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова

«Полѐт шмеля»

Описание опыта

Вывод

Виды

детской

дея-

тельности

1.

Рассматривание маке-

та пчелы через лупу

2.

Показать детям кар-

тинку пчелы крупным пла-

ном. Что это, за жёлтые кру-

пинки?

(Шарики,

комоч-

ки) это

пыльца. В макеты

цветов заранее был насыпан

порошок – краситель жёлто-

го цвета

3.

(Дети выполняют экс-

перимент самостоятельно, а

воспитатель

наблюдает

и,

если необходимо помогает.)

1.

1.У пчелы есть го-

лова,

грудь,

брюшко,

ножки.

Тело пчелы по-

крыто волосками черно-

го и желтого цветов. На

задних

ножках пче-

лы находятся специаль-

ные корзинки для сбора

пыльцы. У пчелки есть

полупрозрачные

кры-

лышки.

У

пче-

лы большие глаза

3.

К волоскам при-

липли частички порош-

Как нужно относиться

к насекомым? (Ответы

детей).

Пригласит

пасечника,

который

подробно

расскажет детям о жиз-

ни пчел. Покажет воск,

рамки и.т.д.

Можно

посмотреть

презентацию о пасеке.

Беседа

«Очень

мало

осталось пасек в нашем

Кузбассе»

44

На ватных шариках? (Краска

- пыльца)

ка – краски. Вот так же

прилипает

пыльца

с

растений к лапкам и

тельцу пчёлки.

2.

- Насекомых нуж-

но беречь, они приносят

нам

пользу:

бабочки

опыляют

растения,

а

пчёлы не только опыля-

ют растения, но, и при-

носят мёд.

45

Опытно –экспериментальна деятельность №2

«Насекомые через лупу»

Оборудование: лупы, микроскопы, перчатки, емкости для насекомых,

иллюстрации насекомых нашего Кузбасса

Описание опыта

вывод

Виды

детской

деятельности

. Рассмотрите внима-

тельно на плакате, какие ча-

сти тела есть у насекомых.

Найдите

эти

части

тела у игрушечных насеко-

мых.

Поймайте и помести

нескольких

насекомых

в

банку, в том числе и паука.

. С помощью лупы по-

наблюдайте за ними. 6. На-

рисуйте любое насекомое,

только не забудь про все ча-

сти тела.

Основные части

тела насекомого: голо-

ва, грудь, брюшко, лап-

ки, усики. Не у всех на-

секомых есть крылья.,

но у всех - 6 лапок.

Ученые раздели-

ли всех живых существ

на группы и дали каж-

дой группе своё назва-

ние. У каждой группы

животных есть общий

признак. У насекомых –

это количество лапок.

Паук — это не насеко-

мое, т.к. у него 8 лап. А

гусеница относится к

насекомым,

т.к.

это

одна из стадий разви-

тия бабочек и мотыль-

ков. Строение насеко-

мых

На улице наблю-

дать за муравейником.

Чтение

энцикло-

педической литературы

«Жизнь муравьев», «Ба-

бочки нашего края»

Взять на прогул-

ку лупы и микроскопы

для наблюдения за на-

секомыми.

Беседы о важно-

сти и нужности насеко-

мых.

Дидактические

игры «Насекомые Куз-

басса»

46

Диагностика

«Освоения детьми старшего дошкольного возраста системных знаний о

живой и неживой природы Кузбасса, бережного отношения к Родине в ре-

зультате познавательно - исследовательской деятельности»

Результативность внедрения познавательно-исследовательской дея-

тельности определяется с помощью диагностики. Система диагностики поз-

воляет оценивать эффективность использования метода экспериментирова-

ния в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происхо-

дящие в результате познавательно-исследовательской деятельности. Диагно-

стика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1.

Выявить в какой степени ребенок овладел навыками экспериментиро-

вания.

2.

Выявить знания у детей старшего дошкольного возраста о живой и не-

живой природе нашего края Кузбасса в ходе реализации данного

проекта

3.

Выявить уровень познавательной активности и интереса у детей стар-

шего дошкольного возраста к исследовательской деятельности и позна-

нию нашего края Кузбасса

4.

Выявить уровень сформированности элементарного правильного эко-

логического поведения по отношению к природе нашего края,

ко всему, что нас окружает, стремления сделать свой край лучше.

5.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы

изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюде-

ний; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитан-

ников. Для осуществления диагностики развития навыков экспериментирова-

ния у детей старшего дошкольного возраста ,за основу взяты сводные дан-

ные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов эксперимен-

тирования Ивановой А.И. «Живая экология» («Творческий центр) (Творче-

47

ский Центр «Сфера» М.,2007), а также программа «От рождения до школы»

под редакцией Вераксы. Педагогическая диагностика призвана оптимизиро-

вать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в

целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о

причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности

избранной технологии. На этой основе можно сделать предварительные

предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться

в правильности избранной технологии.

п/п

Диагностика овладения

знаниями и умениями

Познавательно- исследова-

тельской деятельности

Год

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

1

Умение видеть и выделять

проблему

31%

66%

3%

54%

46%

0%

2

Умение принимать и ста-

вить цель

14%

72%

14%

46%

53%

1%

3

Умение решать проблемы 17%

72%

11%

49%

51%

0%

4

Умение анализировать

объект или явление

26%

63%

11%

54%

46%

0%

5

Умение выделять суще-

ственные признаки и связи

26%

60%

14%

57%

42%

1%

6

Умение сопоставлять раз-

личные факты

31%

66%

3%

54%

46%

0%

7

Умение выдвигать гипоте-

зы, предположения

17%

72%

11%

46%

54%

0%

8

Умение делать выводы

26%

63%

11%

65%

35%

0%

9

Уровень сформированно-

сти гуманного и бережно-

го поведения по отноше-

43%

55%

2%

55%

45%

0%

48

нию к природе нашего

края

10

Знания о живой и неживой

природе нашего края Куз-

басса

30%

58%

12%

57%

43%

0%

В-высокий уровень развития;

С-средний уровень развития;

Н-низкий уровень развития

49

«Освоения детьми старшего дошкольного возраста системных знаний о жи-

вой и неживой природы Кузбасса, бережного отношения к Родине в результа-

те познавательно- исследовательской деятельности»

50

%

0

%

10

%

20

%

30

%

40

%

50

%

60

%

70

начало

года

конец

года

23%

%

51

%

66

%

46

%

11

3%

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Результаты диагностики

Они позволяют увидеть стабильную динамику: Усвоение детьми зна-

ний, представлений о живой и неживой природе Кузбасса. У детей расшири-

лись и обогатились знания, природе нашего края Кузбасса, повысился уро-

вень поддержания у детей инициативы, сообразительности, самостоятельно-

сти, оценочного и критического отношения к миру. А также виден высокий

результат уровня сформированности познавательного интереса у старших до-

школьников о природных ценностях родного города и края- Кузбасса.

Познавательно- исследовательская деятельность позволила сформовать

у детей старшего дошкольного возраста правильные суждения, дети научи-

лись делать выводы, сформировалось чувство ответственности за окружаю-

щую среду, любовь к родному краю, а также гордость за величие Кузбасса.

51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель проекта – формирование у детей старшего дошкольного

возраста системных знаний о живой и неживой природы Кузбасса, бережного

отношения к Родине на основе опытно-экспериментальной детальности.

Данный проект позволил детям старшего дошкольного возраста погру-

зиться в интересный мир опытов и экспериментов, где дети получили воз-

можность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать

творческие способности и коммуникативные и познавательные навыки.

Данный проект был составлен таким образом, что ознакомление с род-

ным краем осуществляется в процессе опытно- экспериментальной деятель-

ности, на наглядных примерах, дети учились самостоятельно делать выводы,

умозаключения. Большая предварительная работа, организованная перед

предстоящим плановым экспериментированием, позволила расширить и

углубить знания детей старшего дошкольного возраста, о живой и неживой

природе нашего Кузбасса, ее климатических условиях, дети вникали в непро-

стую экологическую ситуацию свойственную нашему Кузбассу, велись ак-

тивные рассуждения о том, чем каждый из нас может помочь и спасти наш

Кузбасс(посадить дерево, не бросать мусор, покормить птиц в холодное вре-

мя года, не вредить насекомым и.т.д.)

Привлекая, детей к тесному общению с природой, посредством экспе-

риментирования у детей развились такие качества: целеустремленность, от-

ветственность, инициативность, доброта, настойчивость, толерантность, тру-

долюбие. Во время рефлексии дети отметили, что им нравится узнавать но-

вое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими

знаниями и умениями.

Активное привлечение родителей к реализации данного проекта, позво-

лило вести полноценную работу во благо детей и с пользой для самих роди-

телей: у них появилась возможность повысить уровень теоретических знаний

по разным аспектам воспитания и развития своих детей. Вместе с тем родите-

52

ли приобрели практические навыки педагогического воздействия в ходе раз-

личных видов детской деятельности, которые смогут применить в дальней-

шем в домашних условиях. В группе созданы необходимые условия и твор-

ческая среда для развития познавательной активности дошкольников, через

экспериментальную и опытническую деятельность.

Апробация данного проекта, познавательно-исследовательской направленно-

сти на основе опытно- экспериментальной деятельности, предоставила

большие возможности для формирования у детей старшего дошкольного воз-

раста, правильных суждений, умения делать выводы, формирования чувства

ответственности за окружающую среду, любови к природе родного края.

Поэтому, в дальнейшем запланировано продолжить работу по данному

проекту «Мой Край и я!» с детьми старшего и подготовительного возраста.

53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под

ред. И.Бабаевой. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс». 2002

2.

Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практиче-

ское пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ Т.М. Бондаренко-

Воронеж: Учитель, 2002.- 159с.

3.

Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-

менты для дошкольников [Текст]/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щети-

нина. - М.: Творческий центр, 2001.- 188с.

4.

Зарипова,

А.

Элементарная

поисковая

деятельность

в

детском

саду. [Текст]/ А. Зарипова // Дошкольное воспитание.- 1994. - №7-С. 43-48.

5.

Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учре-

ждений [Текст]/ А.И. Иванова- М.: Творческий центр, 2003.- 56с.

6.

Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошколь-

ный возраст [Текст]/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое

общество России, 2003.- 79с.

7.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.

Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Методическое посо-

бие. [Текст]/ С.Н. Николаева.- М.: Просвещение, 2000.-208 с.

8.

Николаева С.Н. [Текст] Парциальная программа «Юный эколог»

9.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методи-

ческие рекомендации. [Текст]/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ,

2003.

10.

Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой дея-

тельности [Текст] / О. Чехонина.// Дошкольное воспитание.- 2007.- №6.-С.13-

16

54

11.

Шемаханова, О.А. Организация экспериментальной деятельности при

ознакомлении дошкольников с окружающим миром [Текст] / О.А. Шемаха-

нова// Дошкольная педагогика. – 2011. -№4 – С.25-29

12.Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперимен-

ты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина.

–М.: ТЦ «Сфера», 2013.

13. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, из-

дательство. – Волгоград: Учитель, 2012.

Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград: Учитель,

2013.

14. Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации».

– М.: ТЦ «Сфера», 2008.

15. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с. (Серия «Программа развития»)

16. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество Рос-

сии, 2003. -80 с.

17. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошколь-

ников. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

18.Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-

Пресс, 1997 ..

Интернет ресурсы

55



В раздел образования