Автор: Сундутова Венера Балтабековна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ СО "Гимназия №8"
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Страдательные причастия прошедшего времени
Раздел: среднее образование
Тема: Образование страдательных причастий прошедшего времени.
1.
Организационный момент. -
Здравствуйте! Ребята, сегодня наш урок будет необычным.
Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой и жестами, и наших гостей поприветствуйте
жестами. Присаживайтесь.-Сегодня у нас много работы: нужно думать, запоминать. Вы
способные, умные и, конечно же мне поможете вести урок.
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Актуализация знаний2) Фронтальный опрос.
- Что такое причастие? -Что такое причастный оборот? - Каким членом предложения он является? -
Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми? - Чем отличаются действительные причастия от
страдательных? - Как образуются действительные причастия настоящего времени? Привести пример. -
Как образуются действительные причастия прошедшего времени? Привести пример. - Как образуются
страдательные причастия настоящего времени? Привести пример.
2 человека работа по карточкам у доски
1 карточка
Вставьте пропущен
ные буквы: объясните графически условия выбора букв
У, ю, а, я.
Определите вид причастий.
Руб..щие лес, держ..щие флаг, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, чуть плещ..щие волны
2 карточка
Объясните графически вставленные орфограммы и знаки препинания.
Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздают..ся в ночной тишине. Вдали стоял почти невид..мый лес.
Разг..рался костер раздува..мый ветром.
(запишите число, классная работа) (зажигаю свечу, беру в руку)
4. Мотивация на изучение нового материала
- Ребята, что у меня в руке? (Зажженная свеча) Сегодняшний наш урок - не совсем обычный. Его
символом будет ЗАЖЖЕННАЯ свеча
-А что, по-вашему мнению, символизирует свеча? Примерные ответы: память о ком-то и т.д.
Учитель: Скажите, а важно ли хранить память о человеке, каком-то событии, дате? Если мы не будем
помнить о людях, о том, что происходило, мы лишимся своей истории. Совсем скоро в нашей стране
отмечается великое событие, это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады,
которое произошло 27 января 1944 года.
Про Великую Отечественную войну никак забывать нельзя, мы должны чтить память о тех великих
героях, которые подставив свои спины воевали, благодаря им мы сейчас живем под мирным небом.
Память об этом событии нужно не только чтить , но и передавать из поколения в поколение.
4. Мотивационная установка
Учитель: Я предлагаю вам сегодня открыть новые знания в области филологии.-Обратите внимание на
экран. В стихотворении, прочитанном сейчас есть слово-подсказка, которое поможет вам определить
тему урока.
УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к прострелеННой каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
- Что же это за слово? Простреленной. Примерные ответы: выделен суффикс причастия. Мы будем
продолжать разговор о причастии. Но это не действительные причастия и не страдательные
причастия настоящего времени, хотя в тексте есть действительные причастия. Значит, мы будем
изучать новый тип причастий.
- Я предлагаю вам определить категорию времени причастия. какой? Что сделанной? простреленной
Определите тему урока. Запись темы урока - Какую цель вы для себя поставите?
6. Работа по теме урока.
1)Работа с учебником. Предлагаю вам стать исследователями филологами. Просмотреть и рассказать как
образуются страдательные причастия прошедшего времени. Таблица стр. 52. (обобщаю ответы) на доске
объяснение
Переписать – переписанный
Посеять – посеянный
Рассмотреть – рассмотренный
Оклеить- оклеенный
Размолоть- размолотый.
презентация.
Перед суффиксами –ЕНН-/-ЁНН- часто происходит чередование согласных.
Заметил – замеченный (Т//Ч)
Вырастил – выращенный (СТ//Щ)
Испек – испечённый (К//Ч)
Наладил – налаженный (Д//Ж)
Запряг – запряженный (Г//Ж)
Победил – побежденный (Д//ЖД)
2. Выполнение упр.78 у доски. До слова испечь.
3. Физминутка.
4.
упр. 77. Комментированное письмо. (по времени не все)
заменить выделенные словосочетания на причастия.
Например певец, который исполнил арию. – певец, исполнивший арию.
Ария, которую исполнил певец – ария, исполненная певцом.
7. Закрепление материала
Итак давайте повторим, как образуются причастия: - действительное причастие н.в. - действительное
причастие п.в. - страдательное причастие н.в. - страдательное причастие п.в.
Цифровой диктант (один человек у доски)
0 если это не причастие
1. страдательное причастие н.в.
2. страдательное причастие п.в.
3. действительное причастие н.в.
4. действительное причастие п.в.
1.любящий 3
2. вышитый 2
3.принесенный 2
4.засеянный 2
5. считаемый 1
6.задержанный 2
7.проверивший 4
8. погнутый 2
9. странный 0
10.прочитанный 2
(взаимопроверка)
Итог урока.
1.
С
помощью
какого
формообразующего
суффикса
образуются
страдательные
причастия
прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –а, -я? Примеры .
2.
С
помощью
какого
формообразующего
суффикса
образуются
страдательные
причастия
прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –и, -е или согласный? Примеры .
3.
Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени с формообразующим
суффиксом –т-.
8. Оценивание.
9. Домашнее задание: упр.76.
10. Рефлексия
Наш урок освещала зажженная свеча, свеча памяти. А это значит, с первой минуты урока страдательное
причастие прошедшего времени заявило о себе.
Рефлексия: Мне очень важно понять, что вас увлекло, заинтересовало, что было понятным, а что так и
осталось непонятым. Поэтому прошу вас оценить собственную работу на уроке.
Это сердечко символизирует огонек общения. Передавайте символическое сердечко и говорят:
- Я сегодня понял….-После изученной темы осталось неясным….