Напоминание

Страдательные причастия прошедшего времени


Автор: Сундутова Венера Балтабековна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ СО "Гимназия №8"
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Страдательные причастия прошедшего времени
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Образование страдательных причастий прошедшего времени.

1.

Организационный момент. -

Здравствуйте! Ребята, сегодня наш урок будет необычным.

Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой и жестами, и наших гостей поприветствуйте

жестами. Присаживайтесь.-Сегодня у нас много работы: нужно думать, запоминать. Вы

способные, умные и, конечно же мне поможете вести урок.

2.

Проверка домашнего задания.

3.

Актуализация знаний2) Фронтальный опрос.

- Что такое причастие? -Что такое причастный оборот? - Каким членом предложения он является? -

Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми? - Чем отличаются действительные причастия от

страдательных? - Как образуются действительные причастия настоящего времени? Привести пример. -

Как образуются действительные причастия прошедшего времени? Привести пример. - Как образуются

страдательные причастия настоящего времени? Привести пример.

2 человека работа по карточкам у доски

1 карточка

Вставьте пропущен

ные буквы: объясните графически условия выбора букв

У, ю, а, я.

Определите вид причастий.

Руб..щие лес, держ..щие флаг, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, чуть плещ..щие волны

2 карточка

Объясните графически вставленные орфограммы и знаки препинания.

Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздают..ся в ночной тишине. Вдали стоял почти невид..мый лес.

Разг..рался костер раздува..мый ветром.

(запишите число, классная работа) (зажигаю свечу, беру в руку)

4. Мотивация на изучение нового материала

- Ребята, что у меня в руке? (Зажженная свеча) Сегодняшний наш урок - не совсем обычный. Его

символом будет ЗАЖЖЕННАЯ свеча

-А что, по-вашему мнению, символизирует свеча? Примерные ответы: память о ком-то и т.д.

Учитель: Скажите, а важно ли хранить память о человеке, каком-то событии, дате? Если мы не будем

помнить о людях, о том, что происходило, мы лишимся своей истории. Совсем скоро в нашей стране

отмечается великое событие, это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады,

которое произошло 27 января 1944 года.

Про Великую Отечественную войну никак забывать нельзя, мы должны чтить память о тех великих

героях, которые подставив свои спины воевали, благодаря им мы сейчас живем под мирным небом.

Память об этом событии нужно не только чтить , но и передавать из поколения в поколение.

4. Мотивационная установка

Учитель: Я предлагаю вам сегодня открыть новые знания в области филологии.-Обратите внимание на

экран. В стихотворении, прочитанном сейчас есть слово-подсказка, которое поможет вам определить

тему урока.

УТРО ПОБЕДЫ

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к прострелеННой каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

- Что же это за слово? Простреленной. Примерные ответы: выделен суффикс причастия. Мы будем

продолжать разговор о причастии. Но это не действительные причастия и не страдательные

причастия настоящего времени, хотя в тексте есть действительные причастия. Значит, мы будем

изучать новый тип причастий.

- Я предлагаю вам определить категорию времени причастия. какой? Что сделанной? простреленной

Определите тему урока. Запись темы урока - Какую цель вы для себя поставите?

6. Работа по теме урока.

1)Работа с учебником. Предлагаю вам стать исследователями филологами. Просмотреть и рассказать как

образуются страдательные причастия прошедшего времени. Таблица стр. 52. (обобщаю ответы) на доске

объяснение

Переписать – переписанный

Посеять – посеянный

Рассмотреть – рассмотренный

Оклеить- оклеенный

Размолоть- размолотый.

презентация.

Перед суффиксами –ЕНН-/-ЁНН- часто происходит чередование согласных.

Заметил – замеченный (Т//Ч)

Вырастил – выращенный (СТ//Щ)

Испек – испечённый (К//Ч)

Наладил – налаженный (Д//Ж)

Запряг – запряженный (Г//Ж)

Победил – побежденный (Д//ЖД)

2. Выполнение упр.78 у доски. До слова испечь.

3. Физминутка.

4.

упр. 77. Комментированное письмо. (по времени не все)

заменить выделенные словосочетания на причастия.

Например певец, который исполнил арию. – певец, исполнивший арию.

Ария, которую исполнил певец – ария, исполненная певцом.

7. Закрепление материала

Итак давайте повторим, как образуются причастия: - действительное причастие н.в. - действительное

причастие п.в. - страдательное причастие н.в. - страдательное причастие п.в.

Цифровой диктант (один человек у доски)

0 если это не причастие

1. страдательное причастие н.в.

2. страдательное причастие п.в.

3. действительное причастие н.в.

4. действительное причастие п.в.

1.любящий 3

2. вышитый 2

3.принесенный 2

4.засеянный 2

5. считаемый 1

6.задержанный 2

7.проверивший 4

8. погнутый 2

9. странный 0

10.прочитанный 2

(взаимопроверка)

Итог урока.

1.

С

помощью

какого

формообразующего

суффикса

образуются

страдательные

причастия

прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –а, -я? Примеры .

2.

С

помощью

какого

формообразующего

суффикса

образуются

страдательные

причастия

прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –и, -е или согласный? Примеры .

3.

Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени с формообразующим

суффиксом –т-.

8. Оценивание.

9. Домашнее задание: упр.76.

10. Рефлексия

Наш урок освещала зажженная свеча, свеча памяти. А это значит, с первой минуты урока страдательное

причастие прошедшего времени заявило о себе.

Рефлексия: Мне очень важно понять, что вас увлекло, заинтересовало, что было понятным, а что так и

осталось непонятым. Поэтому прошу вас оценить собственную работу на уроке.

Это сердечко символизирует огонек общения. Передавайте символическое сердечко и говорят:

- Я сегодня понял….-После изученной темы осталось неясным….



В раздел образования