Автор: Макарова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Саввино -Каринская средняя образовательная школа (дошкольное отделение детский сад №63)
Населённый пункт: с.Каринское, Московкая обл.
Наименование материала: Проект по физическому воспитанию
Тема: "Если хочешь быть здоров - закаляйся"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Саввино – Каринская средняя образовательная школа
(дошкольное отделение детский сад № 63)
«Если хочешь быть здоровым – закаляйся!»
Воспитатель:
Макарова Е.В.
2023г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Если хочешь быть здоровым - закаляйся.
2. Проект реализован воспитателями старшей группы №4:Макаровой Е.В.
3. Вид проекта: познавательно-игровой
по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети старшей группы №4, воспитатели группы,
родители воспитанников.
5. Срок проекта: краткосрочный – 1месяц.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что
приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм
еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в
окружающей среде, механизмы терморегуляции еще работают не в полную
меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или
переохлаждением.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей и
формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В этот период года
дошкольники проводят большую часть времени на свежем воздухе.
В основе процесса закаливания лежит принцип тренировки нервной системы.
Закаливающий фактор действует на нервные окончания, которые расположены
в коже и слизистых, а в ответ на это воздействие организм формирует
защитные реакции. Действительно, закаливание оказывает общеукрепляющее
действие на организм, способствует улучшению кровообращения, нормализует
деятельность нервной системы, улучшает обмен веществ.
Самый доступный и действенный метод закаливания — это закаливание водой.
Для детей можно использовать такой метод, как контрастные ванночки для ног.
Оптимальная температура воды для начала закаливания для детей — +37 °C.
Каждый день необходимо снижать температуру воды на 1 °C, постепенно
доводя ее до 21–22 °C и ниже.
Гелиотерапия или закаливание солнечным светом. Этот вид закаливания часто
применяют для малышей раннего возраста и дошкольников. УФ-лучи активно
влияют на работу иммунной системы и устойчивость организма к различного
рода неблагоприятным факторам, но, помните, чем младше ребенок, тем выше
его чувствительность к УФ-лучам.
Летом рекомендуется устраивать световоздушные ванны при температуре
воздуха +20–22 °C и выше, начиная с 3–5 минут и постепенно увеличивая их
продолжительность до 30–40 минут в день. Если столбик термометра за окном
достигает отметки +30 °C и выше, процедуру не проводят. После солнечных
ванн рекомендуется устраивать водные процедуры. Если позволяет погода, то
такое закаливание проводят курсами, которые состоят из 20–25 процедур,
ежедневных или через день.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего
детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям
окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам
здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым,
вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не
причинить вреда себе и другим.
Цель проекта:
Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, способствовать
развитию интереса к летним видам закаливания.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные
формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных
мероприятий;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- воспитание нравственного поведения;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического
развития детей.
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему закаливающих
мероприятий;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность
оздоровительной работы;
- Формирование у детей представления о своем теле и повышение интереса к
оздоровлению собственного организма;
- Снижение уровня заболеваемости у детей.
- Повышение интереса родителей к вопросам здорового образа жизни детей.
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
- Приобретение педагогами практического опыта в проектировании
педагогической деятельности
- Пополнение предметной среды группы игровыми пособиями, альбомами по
ЗОЖ, спортивным оборудованием.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной
направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство
с методической литературой по вопросам здоровьесбережения, подбор
иллюстрированного материала о закаливающих процедурах.
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед
по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье»,
«Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на
свежем воздухе, полоскание горла, умывание, световоздушные ванны,
контрастные ванночки для ног, хождение по дорожке здоровья.
Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма с помощью
закаливающих мероприятий, консультации по темам: «Семейные виды спорта»,
«О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам».
2 этап -практический.
- Проведение тематических бесед с детьми по следующим темам:
«Летние виды закаливания», «Что значит быть здоровым?», «Как нужно
заботиться о своем здоровье», «Для чего нужно закаливание», «Чистота —
залог здоровья», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Для чего нужно
делать зарядку?»
.
- Чтение и заучивание следующих произведений:
Т. Шорыгина «Зарядка и простуда», К. Чуковский «Скрюченная песен-ка», А.
Барто «Девочка чумазая», загадки и пословицы о закаливании и здоровом
образе жизни.
- Дидактические игры (Название игры, цель):
«Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
«Сезонные закаливания»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о
своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
- Подвижные игры:
«День и ночь»
Цель: развивать двигательную активность детей.
«Перелёт птиц»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
«Мышки в кладовой»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на
носках.
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
«Лесные дорожки»
Цель: упражнять детей в беге подскоками, боковым галопом, ходьбе
приставным шагом, сохранять равновесие, прыгать на одной ноге, формировать
качество личности.
- Художественно-продуктивная деятельность:
Раскрашивание карандашами, фломастерами, мелками.
Рисование красками.
Аппликация из цветной бумаги.
- Закаливающие мероприятия:
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях).
Контрастные ванночки ног.
Умывание контрастной водой.
Воздушные, солнечные ванны.
Хождение босиком на площадке, по дорожке здоровья.
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
3 этап - завершающий.
У детей старшей группы повысился интерес и желание вести здоровый образ
жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, по траве (на
групповом участке), легко овладели методикой полоскания рта, умывают руки
по локоть, полощут рот, играют с водой, принимают контрастные ванночки.
У детей повысилась двигательная активность: бегают, прыгают, играют с
мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой,
физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости закаливания для здорового образа
жизни.
Расширилось представление об оздоровительных мероприятиях.
Проявилось творчество и фантазия в продуктивной деятельности.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо
продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и
реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием
нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в
педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на
охрану и укрепление здоровья дошкольников.