Напоминание

«Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации обучающихся»


Автор: Валентина Сергеевна Степаненко
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№9
Населённый пункт: город Краснотурьинск Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации обучающихся»
Раздел: полное образование





Назад




Учитель химии и биологии МОУО СОШ№9

г.Краснотурьинска Свердловской области

«Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации

обучающихся»

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда.

Древняя мудрость.

Цель: эффективное использование метод проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта

образовательного процесса

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или

доклад Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение

оптимальным способом заранее запланированного результата; проект может включать элементы

докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы

учащихся, но только как способов достижения результата проекта

Учебные проекты очень разнообразны, теоретики предлагают множество способов их

классификации

по

доминирующей

деятельности

(прикладной,

исследовательский,

организационный, творческий и так далее), по продолжительности работы над ним, по

предметно-содержательной области.

Индивидуальный проект дает учащемуся разносторонний опыт деятельности на всех

этапах работы. Кроме того, можно выбрать проект под собственные предпочтения и интересы,

развивать личную ответственность. Однако коммуникативный аспект в этом случае исчезает —

нет общения с группой.

Групповой проект

позволяет формировать навыки сотрудничества, а комбинация в

команде сильных сторон разных участников, их идей и взглядов идёт на пользу глубине

проработки проекта. При этом может быть сложно оценить вклад каждого участника в общий

результат.

Проект - это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над ним. Причем

проблема должна иметь личностно значимый для автора (авторов) проекта характер,

мотивировать на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально

достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной

проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое

воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе

его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Исследователи выделяют три вида проектов по их приближённости к реальной жизни.

Условные проекты не связаны с внешними заказчиками и не выходят за рамки чисто

учебной активности ("Содержание витамина С в соках" , "Глутамат натрия - причина пищевой

наркомании"). Условные проекты имеют свои преимущества — такие задания легко

адаптировать под уровень компетентности обучающихся, да и оценить результаты по заранее

определённым критериям тоже несложно.

(большинство разрабатываемых школьниками

проектов относится именно к данной группе)

Реалистичный проект

выполняется при участии внешнего заказчика — заказчик

инициирует проект на базе своих реальных рабочих задач и даёт обучающимся задание —

например, разработать прототип продукта. Задача может быть сложной, но это всё ещё

безопасная среда, потому что если не выполнят проект или выполнят недостаточно качественно,

заказчик ничем не рискует: в реальности у этой задачи низкий приоритет или её уже на самом

деле выполнили профессионалы.

Реальный проект — самый сложный из всех видов, с самыми высокими ставками. Это

настоящая рабочая задача, приоритетная для компании-заказчика. Как правило, обучающийся

получает возможность поработать внутри организационной структуры — скажем, входит в

команду программистов, разрабатывающих какой-то цифровой продукт (с такими видами

проектов школьники встречаются крайне редко)

В работе над этапами использую предлагаемые авторами–шесть «П»

Проблема.

С формулировки значимой проблемы (например, исследовательской или

прикладной) начинается вся работа над проектом. По сути, это необязательно проблема в

буквальном смысле — это может быть просто задача, цель.

Планирование. На этом этапе нужно определить способ решения проблемы (то есть вид

итогового продукта) и форму его презентации. А также — пошагово распланировать все шаги к

достижению результата, указав конкретные действия, промежуточные итоги, сроки и имена

ответственных.

Поиск информации. Это исследовательская часть проекта, связанная с поиском,

анализом и обобщением информации, необходимой для подготовки продукта.

Продукт.— собственно работа над созданием продукта и его оформлением.

Презентация. Теперь учащимся нужно выбрать форму презентации (по сути — защиты

проекта), подготовить и провести её, а затем проанализировать и оценить результат.

Портфолио. Это уже не этап, а скорее важный элемент проектной работы — отдельная

папка со всеми рабочими материалами проекта (черновиками, собранной информацией,

результатами исследований и так далее). Её тоже представляют на защите, чтобы можно было

оценить ход работы над проектом, развитие навыков участников в процессе. А ещё эти

материалы могут послужить полезным ресурсом для подготовки будущих проектов по смежным

темам.

Критерии оценки проектов используемые в моей работе:

важность темы проекта (она может значимой для автора);

глубина исследования проблемы (наличие анализа и исследований и собственных

выводов автора);

оригинальность предложенных решений (отход от известных данных, авторский подход к

решению проблемы);

качество выполнения продукта (отсутствие теоретических ошибок, глубина проработки

проблемы);

Презентация результата (грамотное предоставление результата работы).

Шаблон отчета о работе.

Введение

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы – Проектным продуктом будет – Этот продукт поможет достичь цель

проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

• выбор темы и уточнение названия

• сбор информации (где и как искал информацию

• изготовление продукта (что и как делал)

• написание письменной части проекта (как это делал)

Основная часть Я начал свою работу с того, что Потом я приступил к Я завершил работу

тем, что В ходе работы я столкнулся с такими проблемами Чтобы справиться с возникшими

проблемами, я Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что В ходе работы я принял решение изменить

проектный продукт, так как Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано,

получилось, например Это произошло, потому что Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы Я думаю, что я

решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой

работал) Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме.

Однако

необходимо,

чтобы,

отчитываясь

о

ходе

и

результате

работы,

ребенок

проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности,

является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы

(проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и

убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10

минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами

своей работы. Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть

связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной

речью,

неумением

вызвать

интерес

слушателей,

нарушением

регламента

(ученик

не

укладывается в отведенное время).

Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его

выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или

членов творческой проектной мастерской.

Роль педагога в проектном обучении

Проектное обучение — ученикоцентричный подход, то есть ученик активно участвует в

постановке целей, выбирает методы их достижения, планирует свою деятельность, рефлексирует

над результатами.

В идеале сами учащиеся предлагают темы для учебных проектов, обосновывают их

актуальность, распределяют роли (если проект групповой), планируют работу и так далее.

Педагог в таком сценарии выступает не транслятором информации, а куратором. Это

требует от учителя развитых управленческих, креативных и коммуникативных компетенций.

Учитель это:

энтузиаст — повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к

достижению цели;

специалист — обладает знаниями и умениями в нескольких областях;

консультант — организует доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;

руководитель — особенно в вопросах планирования времени;

тот, кто организует обсуждение

(например, чтобы участники проекта совместно

нашли способ решения возникших трудностей) и даёт обратную связь;

координатор всего группового процесса;

эксперт — даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.

За период обучения детей 8-11класс (изучения химии в школе) обучающиеся имеют

возможность плавно погружаться в данный метод обучения:

1.

первые проекты, как правило групповые и короткосрочные. Например- разработка

технологической карты этапа изучения материала на уроке по теме, или предоставление

информации по теме «Алхимия как наука прошлого», "Драгоценные камни" , "Вода, которую мы

пьём" . Обучающиеся получают возможность в деятельности изучать (закреплять навыки

приобретенные в младших классах на других предметах), Этапы выполнения проекта.

Развивается навык коммуникации

2.

далее

групповые

но

более

продолжительные

по

времени:

«Выращивание

кристаллов», «Влияние ядов на организм человека», "Влажность воздуха и наше самочувствие",

"Сероводород. Действие сероводорода на человека", "Химия в книгах и сериалах" и.т.д. Задача

учителя увлечь обучающихся в ходе несложных исследований изучением сложного школьного

предмета. И вместе с тем развивать навык проектной работы пошагово еще и еще раз проигрывая

этапы выполнения проекта.

3.

ну и индивидуальные (некоторые ребята параллельно с работай в группе начинают

выполнять индивидуальные проекты – мотивация участие в НПК различных уровней,

индивидуальное выполнение эксперимента): "Шоколад: вред или польза?", "Пищевые добавки и

их влияние на здоровье человека", "Содержание витамина С в соках" , "Глутамат натрия -

причина пищевой наркомании" и.т.д.

От класса к классу темы проектов усложняются, возрастает и глубина проработки

проекта. Кроме того, от проектов предметной направленности обучающиеся переходят к

написанию интегрированных проектов. В основном интеграция наблюдается с физикой,

биологией, и, конечно же, экологией.

Опыт приобретаемый обучающимися важен для них и об этом они говорят после

окончания школы : они приобретают навык предоставления результата труда на различных

уровнях. А начинается все с выступления перед одноклассниками, выступления на школьных и

городских конференциях, а так же участие в областных окружных, всероссийских и

международных конкурсах и конференциях – они готовы к написанию курсовых работ,

дипломных работ, к участию в проектах которые определяют их успешность в жизни.

Используемая литература

1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология

формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии

обучения //Директор школы. 1995. № 6.

6. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы // Директор

школы. 2001. № 2.

7. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в

современной школе. 2001. № 9.

8. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное

пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . —

М.: Издательский центр «Академия», 1999–2005.

12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для

учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ ,



В раздел образования