Автор: Валентина Сергеевна Степаненко
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ№9
Населённый пункт: город Краснотурьинск Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации обучающихся»
Раздел: полное образование
Учитель химии и биологии МОУО СОШ№9
г.Краснотурьинска Свердловской области
«Учебные проекты как форма активизации деятельности и социализации
обучающихся»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Цель: эффективное использование метод проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта
образовательного процесса
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или
доклад Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение
оптимальным способом заранее запланированного результата; проект может включать элементы
докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Учебные проекты очень разнообразны, теоретики предлагают множество способов их
классификации
—
по
доминирующей
деятельности
(прикладной,
исследовательский,
организационный, творческий и так далее), по продолжительности работы над ним, по
предметно-содержательной области.
Индивидуальный проект дает учащемуся разносторонний опыт деятельности на всех
этапах работы. Кроме того, можно выбрать проект под собственные предпочтения и интересы,
развивать личную ответственность. Однако коммуникативный аспект в этом случае исчезает —
нет общения с группой.
Групповой проект
позволяет формировать навыки сотрудничества, а комбинация в
команде сильных сторон разных участников, их идей и взглядов идёт на пользу глубине
проработки проекта. При этом может быть сложно оценить вклад каждого участника в общий
результат.
Проект - это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над ним. Причем
проблема должна иметь личностно значимый для автора (авторов) проекта характер,
мотивировать на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально
достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной
проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое
воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе
его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Исследователи выделяют три вида проектов по их приближённости к реальной жизни.
Условные проекты не связаны с внешними заказчиками и не выходят за рамки чисто
учебной активности ("Содержание витамина С в соках" , "Глутамат натрия - причина пищевой
наркомании"). Условные проекты имеют свои преимущества — такие задания легко
адаптировать под уровень компетентности обучающихся, да и оценить результаты по заранее
определённым критериям тоже несложно.
(большинство разрабатываемых школьниками
проектов относится именно к данной группе)
Реалистичный проект
выполняется при участии внешнего заказчика — заказчик
инициирует проект на базе своих реальных рабочих задач и даёт обучающимся задание —
например, разработать прототип продукта. Задача может быть сложной, но это всё ещё
безопасная среда, потому что если не выполнят проект или выполнят недостаточно качественно,
заказчик ничем не рискует: в реальности у этой задачи низкий приоритет или её уже на самом
деле выполнили профессионалы.
Реальный проект — самый сложный из всех видов, с самыми высокими ставками. Это
настоящая рабочая задача, приоритетная для компании-заказчика. Как правило, обучающийся
получает возможность поработать внутри организационной структуры — скажем, входит в
команду программистов, разрабатывающих какой-то цифровой продукт (с такими видами
проектов школьники встречаются крайне редко)
В работе над этапами использую предлагаемые авторами–шесть «П»
Проблема.
С формулировки значимой проблемы (например, исследовательской или
прикладной) начинается вся работа над проектом. По сути, это необязательно проблема в
буквальном смысле — это может быть просто задача, цель.
Планирование. На этом этапе нужно определить способ решения проблемы (то есть вид
итогового продукта) и форму его презентации. А также — пошагово распланировать все шаги к
достижению результата, указав конкретные действия, промежуточные итоги, сроки и имена
ответственных.
Поиск информации. Это исследовательская часть проекта, связанная с поиском,
анализом и обобщением информации, необходимой для подготовки продукта.
Продукт.— собственно работа над созданием продукта и его оформлением.
Презентация. Теперь учащимся нужно выбрать форму презентации (по сути — защиты
проекта), подготовить и провести её, а затем проанализировать и оценить результат.
Портфолио. Это уже не этап, а скорее важный элемент проектной работы — отдельная
папка со всеми рабочими материалами проекта (черновиками, собранной информацией,
результатами исследований и так далее). Её тоже представляют на защите, чтобы можно было
оценить ход работы над проектом, развитие навыков участников в процессе. А ещё эти
материалы могут послужить полезным ресурсом для подготовки будущих проектов по смежным
темам.
Критерии оценки проектов используемые в моей работе:
важность темы проекта (она может значимой для автора);
глубина исследования проблемы (наличие анализа и исследований и собственных
выводов автора);
оригинальность предложенных решений (отход от известных данных, авторский подход к
решению проблемы);
качество выполнения продукта (отсутствие теоретических ошибок, глубина проработки
проблемы);
Презентация результата (грамотное предоставление результата работы).
Шаблон отчета о работе.
Введение
Тема моего проекта
Я выбрал эту тему, потому что
Цель моей работы – Проектным продуктом будет – Этот продукт поможет достичь цель
проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• выбор темы и уточнение названия
• сбор информации (где и как искал информацию
• изготовление продукта (что и как делал)
• написание письменной части проекта (как это делал)
Основная часть Я начал свою работу с того, что Потом я приступил к Я завершил работу
тем, что В ходе работы я столкнулся с такими проблемами Чтобы справиться с возникшими
проблемами, я Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что В ходе работы я принял решение изменить
проектный продукт, так как Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что
Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано,
получилось, например Это произошло, потому что Если бы я начал работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы Я думаю, что я
решил проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой
работал) Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме.
Однако
необходимо,
чтобы,
отчитываясь
о
ходе
и
результате
работы,
ребенок
проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности,
является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы
(проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и
убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10
минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами
своей работы. Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть
связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной
речью,
неумением
вызвать
интерес
слушателей,
нарушением
регламента
(ученик
не
укладывается в отведенное время).
Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его
выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или
членов творческой проектной мастерской.
Роль педагога в проектном обучении
Проектное обучение — ученикоцентричный подход, то есть ученик активно участвует в
постановке целей, выбирает методы их достижения, планирует свою деятельность, рефлексирует
над результатами.
В идеале сами учащиеся предлагают темы для учебных проектов, обосновывают их
актуальность, распределяют роли (если проект групповой), планируют работу и так далее.
Педагог в таком сценарии выступает не транслятором информации, а куратором. Это
требует от учителя развитых управленческих, креативных и коммуникативных компетенций.
Учитель это:
энтузиаст — повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к
достижению цели;
специалист — обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
консультант — организует доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
руководитель — особенно в вопросах планирования времени;
тот, кто организует обсуждение
(например, чтобы участники проекта совместно
нашли способ решения возникших трудностей) и даёт обратную связь;
координатор всего группового процесса;
эксперт — даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
За период обучения детей 8-11класс (изучения химии в школе) обучающиеся имеют
возможность плавно погружаться в данный метод обучения:
1.
первые проекты, как правило групповые и короткосрочные. Например- разработка
технологической карты этапа изучения материала на уроке по теме, или предоставление
информации по теме «Алхимия как наука прошлого», "Драгоценные камни" , "Вода, которую мы
пьём" . Обучающиеся получают возможность в деятельности изучать (закреплять навыки
приобретенные в младших классах на других предметах), Этапы выполнения проекта.
Развивается навык коммуникации
2.
далее
групповые
но
более
продолжительные
по
времени:
«Выращивание
кристаллов», «Влияние ядов на организм человека», "Влажность воздуха и наше самочувствие",
"Сероводород. Действие сероводорода на человека", "Химия в книгах и сериалах" и.т.д. Задача
учителя увлечь обучающихся в ходе несложных исследований изучением сложного школьного
предмета. И вместе с тем развивать навык проектной работы пошагово еще и еще раз проигрывая
этапы выполнения проекта.
3.
ну и индивидуальные (некоторые ребята параллельно с работай в группе начинают
выполнять индивидуальные проекты – мотивация участие в НПК различных уровней,
индивидуальное выполнение эксперимента): "Шоколад: вред или польза?", "Пищевые добавки и
их влияние на здоровье человека", "Содержание витамина С в соках" , "Глутамат натрия -
причина пищевой наркомании" и.т.д.
От класса к классу темы проектов усложняются, возрастает и глубина проработки
проекта. Кроме того, от проектов предметной направленности обучающиеся переходят к
написанию интегрированных проектов. В основном интеграция наблюдается с физикой,
биологией, и, конечно же, экологией.
Опыт приобретаемый обучающимися важен для них и об этом они говорят после
окончания школы : они приобретают навык предоставления результата труда на различных
уровнях. А начинается все с выступления перед одноклассниками, выступления на школьных и
городских конференциях, а так же участие в областных окружных, всероссийских и
международных конкурсах и конференциях – они готовы к написанию курсовых работ,
дипломных работ, к участию в проектах которые определяют их успешность в жизни.
Используемая литература
1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология
формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии
обучения //Директор школы. 1995. № 6.
6. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы // Директор
школы. 2001. № 2.
7. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в
современной школе. 2001. № 9.
8. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное
пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . —
М.: Издательский центр «Академия», 1999–2005.
12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для
учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ ,