Автор: Брындина Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Ивановская СОШ
Населённый пункт: Оренбургский район
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: Домашняя школа «Фоксфорда»
Раздел: дошкольное образование
Домашняя школа «Фоксфорда»
Педагогика Монтессори: что это и кому подойдёт
6 октября 2021
Рассказываем об особенностях методики, основных принципах и возможных недостатках.

Содержание
История появления
В чём суть педагогики Монтессори
Основные принципы методики
Преимущества и недостатки системы
Кому подойдёт система Монтессори
История появления
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века,
которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за
справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она
много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не
занимается. А ведь образование нужно всем!
Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально —
только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-
развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что
классические методы не всегда эффективны.
В чём суть педагогики Монтессори
Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно,
опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики
Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый
разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий
и учит его пользоваться ей.
Основные принципы методики
Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные.
Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться
друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются
недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори
подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными
считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую,
математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может
заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под
интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут
учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со
сверстниками.
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача
взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает
собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-
группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать
игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и
осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами
формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много
деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по
фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен
дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так,
чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким
образом дети учатся договариваться между собой.