Напоминание

Домашняя школа «Фоксфорда»


Автор: Брындина Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Ивановская СОШ
Населённый пункт: Оренбургский район
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: Домашняя школа «Фоксфорда»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Домашняя школа «Фоксфорда»

Педагогика Монтессори: что это и кому подойдёт

6 октября 2021

Рассказываем об особенностях методики, основных принципах и возможных недостатках.

Содержание

История появления

В чём суть педагогики Монтессори

Основные принципы методики

Преимущества и недостатки системы

Кому подойдёт система Монтессори

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века,

которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за

справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она

много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не

занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально —

только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-

развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что

классические методы не всегда эффективны.

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно,

опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики

Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый

разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий

и учит его пользоваться ей.

Основные принципы методики

Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные.

Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться

друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются

недопонимания.

Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори

подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными

считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую,

математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может

заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под

интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут

учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со

сверстниками.

Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача

взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает

собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-

группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать

игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и

осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами

формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много

деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по

фактуре, с сортировкой.

Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен

дойти до всего сам.

В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так,

чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким

образом дети учатся договариваться между собой.



В раздел образования