Автор: Фатыхова Альбина Махмудовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "Арская детская школа искусств"
Населённый пункт: РТ г. Арск
Наименование материала: статья
Тема: "Эстрадный вокал в условиях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
« Эстрадный вокал. Доступность и
актуальность занятий эстрадным вокалом в
условиях дополнительного образования»
Эстрадный вокал – это вид сценического искусства, сочетающий в себе
множество песенных направлений. В эстрадном искусстве можно услышать
народные
мотивы,
элементы
джаза,
рока,
а
также
авторской
песни.
Эстрадный вокал, в отличие от академического, отличается своей открытостью
и естественностью в звучании
.
Детская эстрада сегодня является очень
популярной в сфере дополнительного образования. В данной статье
рассматривается доступность и актуальность эстрадного вокала в любом
детском
образовательном
учреждении,
в
том
числе
и
в
общеобразовательной школе. В статье
рассматривается доступность
вокального
музицирования,
рассказывается
о
специфических
физиологических возможностях человека, об обладании каждым из нас
уникальным инструментом, который находится внутри нас, т.е. голосом.
В настоящее время занятия вокалом и участие в различных эстрадных
конкурсах детей и подростков стало очень популярным. Кроме того
пропаганде и популяризации эстрадного исполнительства способствуют
средства массовой информации, в том числе очень широко телевидение.
От этого актуальность занятий эстрадным вокалом возрастает с каждым
днём.
Слово вокал, происходит от итальянского «воче» — голос. Но голос
служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее
одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные
состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Вокал рассматривается как технологический процесс художественного
пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными
приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть
свободно управлять своим голосом
Эстрадный
вокал
по
своему
звучанию
находится
между
академическим (классическим) и народным. Основное отличие от
академического и народного вокала заключается в целях и задачах
вокалиста.
Академические и народные певцы работают в рамках
канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы
не
принято.
Задача
эстрадного
исполнителя
—
поиск
своего
собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой
манеры пения и сценического образа
Пение - основной и наиболее доступный способ музицирования.
Голос-инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка
к
активной
музыкальной
деятельности,
к
осознанию
красоты
музыкального
искусства
.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у
детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной
из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей
профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих
способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве её
форм и жанров.
В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и
эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди
детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу
телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», « Детский
Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», « Детское
Евровидение» и т.д. По результатам таких мероприятий и, по мнению
специалистов
в
этом
направлении,
стало
очевидным,
что
начинать
заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста.
Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Центры
детского творчества, кружки при общеобразовательных школах, Центры
дополнительного Образования, Музыкальные школы и Школы Искусств. С
возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом
возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая
необходимость
в
разработке
программ
и
методик
по
эстрадному
направлению.
И
это
неслучайно,
т.к.
эстрадное
пение
развивает
художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный
кругозор,
способствует
повышению
культурного
уровня
и
интеллекта. Эстрадное пение как вид вокального искусства,
сформировалось от слияния народного и академического пения. Несмотря на
существенные
различия
с
академическим
вокалом,
эстрадное
пение
базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового
аппарата. Основные свойства, характерные для эстрадной манеры пения:
близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре,
отсутствие
выраженного
прикрытия
«верхов».
Для
обучения
физиологическим принципам в работе голосового аппарата включены
упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению:
- дыхательной гимнастики индийских йогов,
- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,
- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,
- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.
В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не
менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно
рассматривать как некий технологический процесс художественного
пения. Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной
техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами.
Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.
Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека
происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение
нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса,
причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического
и других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного
человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе
осуществляется самое важное и в то же время самое сложное -
формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой
пения
и
конкретным
сценическим
образом.
Надо
отметить,
что
правильная постановка голоса является очень значимым моментом в
развитии и реализации голосовых данных человека. Как принято считать,
при правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно.
.
Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил
и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при
желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в
практически любом возрасте. Петь может практически каждый ребёнок.
Можно ли научиться петь? Конечно, есть люди, которых бог наделил
природным даром: хорошим музыкальным слухом, красивым тембром
голоса и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту
категорию? Нужно «идти» в этом направлении, набраться терпения и
усиленно заниматься. Существует множество упражнений, которые
укрепят
певческое
дыхание,
активизируют
артикуляцию,
дикцию,
развивают музыкальный слух, силу голоса и т.д.
Эстрадное
пение,
несмотря
на
существенные
различия
с
академическим
вокалом,
базируется
на
тех
же
физиологических
принципах в работе голосового аппарата
Стоит отметить, что
предмет
«эстрадное пение» предполагает
обучение не только правильному и красивому исполнению произведений
в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение
сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене -
одно
из
важнейших
составляющих
имиджа
эстрадного
артиста,
исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со
зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций,
которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь
актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый
талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его
главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А
для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо
понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим
образом и только после этого считать произведение выученным, готовым
к показу.