Напоминание

"Эстрадный вокал в условиях дополнительного образования"


Автор: Фатыхова Альбина Махмудовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "Арская детская школа искусств"
Населённый пункт: РТ г. Арск
Наименование материала: статья
Тема: "Эстрадный вокал в условиях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Эстрадный вокал. Доступность и

актуальность занятий эстрадным вокалом в

условиях дополнительного образования»

Эстрадный вокалэто вид сценического искусства, сочетающий в себе

множество песенных направлений. В эстрадном искусстве можно услышать

народные

мотивы,

элементы

джаза,

рока,

а

также

авторской

песни.

Эстрадный вокал, в отличие от академического, отличается своей открытостью

и естественностью в звучании

.

Детская эстрада сегодня является очень

популярной в сфере дополнительного образования. В данной статье

рассматривается доступность и актуальность эстрадного вокала в любом

детском

образовательном

учреждении,

в

том

числе

и

в

общеобразовательной школе. В статье

рассматривается доступность

вокального

музицирования,

рассказывается

о

специфических

физиологических возможностях человека, об обладании каждым из нас

уникальным инструментом, который находится внутри нас, т.е. голосом.

В настоящее время занятия вокалом и участие в различных эстрадных

конкурсах детей и подростков стало очень популярным. Кроме того

пропаганде и популяризации эстрадного исполнительства способствуют

средства массовой информации, в том числе очень широко телевидение.

От этого актуальность занятий эстрадным вокалом возрастает с каждым

днём.

Слово вокал, происходит от итальянского «воче» — голос. Но голос

служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее

одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные

состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово.

Вокал рассматривается как технологический процесс художественного

пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными

приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть

свободно управлять своим голосом

Эстрадный

вокал

по

своему

звучанию

находится

между

академическим (классическим) и народным. Основное отличие от

академического и народного вокала заключается в целях и задачах

вокалиста.

Академические и народные певцы работают в рамках

канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы

не

принято.

Задача

эстрадного

исполнителя

поиск

своего

собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой

манеры пения и сценического образа

Пение - основной и наиболее доступный способ музицирования.

Голос-инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка

к

активной

музыкальной

деятельности,

к

осознанию

красоты

музыкального

искусства

.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у

детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной

из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей

профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих

способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве её

форм и жанров.

В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и

эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди

детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу

телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», « Детский

Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», « Детское

Евровидение» и т.д. По результатам таких мероприятий и, по мнению

специалистов

в

этом

направлении,

стало

очевидным,

что

начинать

заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста.

Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Центры

детского творчества, кружки при общеобразовательных школах, Центры

дополнительного Образования, Музыкальные школы и Школы Искусств. С

возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом

возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая

необходимость

в

разработке

программ

и

методик

по

эстрадному

направлению.

И

это

неслучайно,

т.к.

эстрадное

пение

развивает

художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный

кругозор,

способствует

повышению

культурного

уровня

и

интеллекта. Эстрадное пение как вид вокального искусства,

сформировалось от слияния народного и академического пения. Несмотря на

существенные

различия

с

академическим

вокалом,

эстрадное

пение

базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового

аппарата. Основные свойства, характерные для эстрадной манеры пения:

близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре,

отсутствие

выраженного

прикрытия

«верхов».

Для

обучения

физиологическим принципам в работе голосового аппарата включены

упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению:

- дыхательной гимнастики индийских йогов,

- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,

- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,

- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не

менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно

рассматривать как некий технологический процесс художественного

пения. Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной

техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами.

Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.

Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека

происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение

нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса,

причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического

и других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного

человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе

осуществляется самое важное и в то же время самое сложное -

формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой

пения

и

конкретным

сценическим

образом.

Надо

отметить,

что

правильная постановка голоса является очень значимым моментом в

развитии и реализации голосовых данных человека. Как принято считать,

при правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно.

.

Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил

и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при

желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в

практически любом возрасте. Петь может практически каждый ребёнок.

Можно ли научиться петь? Конечно, есть люди, которых бог наделил

природным даром: хорошим музыкальным слухом, красивым тембром

голоса и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту

категорию? Нужно «идти» в этом направлении, набраться терпения и

усиленно заниматься. Существует множество упражнений, которые

укрепят

певческое

дыхание,

активизируют

артикуляцию,

дикцию,

развивают музыкальный слух, силу голоса и т.д.

Эстрадное

пение,

несмотря

на

существенные

различия

с

академическим

вокалом,

базируется

на

тех

же

физиологических

принципах в работе голосового аппарата

Стоит отметить, что

предмет

«эстрадное пение» предполагает

обучение не только правильному и красивому исполнению произведений

в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение

сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене -

одно

из

важнейших

составляющих

имиджа

эстрадного

артиста,

исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со

зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций,

которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь

актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый

талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его

главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А

для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо

понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим

образом и только после этого считать произведение выученным, готовым

к показу.



В раздел образования