Автор: Каплина Анастасия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 55
Населённый пункт: г.Чита. Забайкальский край
Наименование материала: конспект занятия по обучению грамоте
Тема: Буква и звук "Ч"
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте
на тему: «Звук и буква Ч»
Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.
Задачи:
1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3)познакомить детей с графическим образом буквы Ч. И ее написанием.
4) совершенствовать навык чтения слогов
5) совершенствовать звуковой анализ;
Оборудование: презентация, иллюстрации к загадкам, фонарики, счетные палочки,
тетради, ручки, картинки к игре: «Собери слово», буквы.
1.Организационный момент. Дети входят в группу и встают кругом.
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Мы рады, что вы пришли к
нам в гости. Давайте поздороваемся.
-Воспитатель: Сегодня утром мне поступил интересный телефонный звонок, но так как
звонивший обращался к детям нашей группы, я его сохранила и вывела на экран. Давайте
послушаем запись этого разговора. А звонила мама нашего Мирослава, которая в данный
момент находится в командировке в другом городе.
- «Здравствуйте, уважаемые ребята! Сейчас я нахожусь в другом регионе и для того
чтобы мне вернуться обратно необходимо купить билет, но я не могу этого сделать,
потому что в названии нашего города, который напечатан на этом билете
таинственным образом исчезла буква. Помогите узнать, что это за пропущенная буква
и тогда я смогу беспрепятственно вернуться домой.
2. Загадки
- Воспитатель: Ну что поможем маме Мирослава? Чтобы нам понять, какая буква
потерялась, нужно правильно выполнять задания. Давайте присядем на коврики. На доске
расположены картинки, каждая из которых может быть ответом на заданную мной
загадку. (картинки)
Мама испекла печенье, падала на стол варенье. Быстрей водичка закипай, что же
будем пить мы – Чай
Нас от простуды избавит и витаминов нам добавил, он от гриппа нам помог,
добрый доктор наш чеснок
Кочующий пернатый, окрас зеленоватый, среди хвои обитает, к ольхе под корм
летает? (чиж)
Паренёчек белобрысый. Ветер дунет, станет лысый. Кто же этот Мальчик Это
(Одуванчик)•
3.Характеристика звука
Воспитатель: Какой одинаковый звук встретился во всех этих словах? Правильно, звук Ч.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ч.
- Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч. Когда мы произносим этот звук
губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка
плотно прижаты к верхним коренным зубам.
- Можно этот звук петь? Нет.
- поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Что мешает воздуху выходить свободно? – язык, который при произнесении звука
отрывается от нёба.) Если звук встречает на своем пути преграду, то он какой?
Согласный. приложите ладонь к горлышку и произносите звук. Что мы чувствуем? Что
голосовые связки молчат. Значит этот звук (глухой и всегда мягкий). Мирослав, дай
полную характеристику звуку Ч. (он согласный, глухой и мягкий)
4. Игра «Внимательные ушки» - сейчас мы будем ловить звук. Я буду произносить
звуки, слоги и слова а вы, если услышите звук Ч поднимаете фонарик. Так как звук ч у
нас какой твердый или мягкий ? Мягкий. Значит будем поднимать зеленой стороной.
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, СТЕПЬ, ОЧКИ.
6. Игра: «Место звука в слове»
Воспитатель: А теперь присаживаемся за столы. Смотрим на экран. Презентация с
окошками.
- Ребята, нам нужно выполнить еще одно задание. Необходимо определить место звука Ч
в словах. Слова: Чижи, чай, сачок, одуванчик, бабочка , мяч, грач ,
- Молодцы вы все справились с заданием.
7. Игра «Назови слова»
- Ребята, а кто из вас может подобрать свои слова со звуком Ч, но чтобы они о нашем крае
или городе, в котором бы прозвучал звук Ч.
Слова: речка, печка, черемуха, кузнечик, Чикой – это населенный пункт, нерча – река,
чай, чабрец, черемша, часовня.
7. Работа за столами. Выкладывание из палочек.
- Ребята как вы наверное догадались - звук «Ч» на письме обозначается буквой «Ч»(показ)
на что похожа буква? (ответы)
Ч – вы правильно решили
Пишут так же как четыре,
Только с цифрою, друзья,
Путать букву нам нельзя.
Рассмотрим ее. Она состоит из каких элементов: Из одной длинной вертикальной
палочки, одной короткой вертикальной палочки и одной короткой - горизонтальной.
Предлагаю провести соревнование. Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат
счетные палочки и вам нужно будет собрать из них букву. Заметьте, что элементы из
коротких палочек выкладываются с лева от длинной палочки. Начинаем выкладывать
букву.
- Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь
проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят
по букве.
- Удалось вам лучше запомнить букву Ч? А чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы
видим и пишем, а звуки – слышим и произносим
8. Ребята, а кто поздней весной к нам прилетает в полосатой одежде, всех кусает и
любит мед.
Это Пчела. она появляется на экране.
Пчелка буковку нашла, пчелке помогайте, слоги с буквой Ч читайте. Прилетела пчелка
А прочитали дети ЧА, прилетел пчеленок И , прочитали дети ЧИ , прилетел пчеленок У
прочитали дети ЧУ, прилетел пчеленок Е прочитали дети ЧЕ. Прилетел пчеленок О
Прочитали дети ЧО. Молодцы, вы хорошо читали, а вот с гласными буквами Я и Ю Ч не
дружит. Эти гласные буквы , обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не
«дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.
Поэтому запомните при письме : ЧА – пишется с А.
ЧУ – пишется с У.
9. Физминутка: Весна
Давайте встанем на ноги и немного отдохнем. Какая тема этой недели? Весна.
«Пришла весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(махи рук в левую, а потом в правую сторону)
8. Работа в тетрадях
-Посмотрите, как пишется буква Ч а письме. Сначала, пишу длинную палочку сверху вниз
и затем слева от нее элемент, который вы выкладывали из коротких палочек.
- Открываем тетради, кладем левым уголком вниз. От предыдущей работы отсчитываем
две клеточки и начинаем писать с новой строки , слева на право. Пишем большую букву
и маленькую.
11. Игра: «Составь слово»
Дети делятся на две команды и составляют слова. Первая команда - ЧАЙНИК вторая
команда – СВЕЧКА
- Перед вами два стола, одной команде нужно выложить слово чайник, другой– свечка.
Сколько букв в этом слове? А сколько слогов? Как узнать, сколько слогов в слове?
Составьте предложение с этим словом.
12. Итог занятия. Какой звук мы изучали – звук Ч, какую букву писали в тетради – букву
Ч.
Назовите название нашего города? Чита. какой звук слышится в начале? Ч. Значит в
билете потерялась какая буква – Ч. Молодцы.