Автор: Чусовитина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга""
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская
Наименование материала: статья
Тема: Методические приемы работы с детьми по развитию типов восприятия
Раздел: дошкольное образование
"Методические приемы работы с детьми по развитию типов восприятия"
Подготовила:
Воспитатель ОДП
Чусовитина Е.А.
Свое выступление я хочу начать с проведения небольшого упражнения
«Что за окном»? Уважаемые коллеги, попрошу Вас посмотреть в окно, и одной короткой
фразой ответить, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним
предложением.
(Я: "«Я чувствую теплое дуновение ветерка»"; высказывания коллег).
Вывод: у каждого из нас было свое впечатление и видение происходящего за окном. Кто-
то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я
чувствую».
Наш мозг поступает чрезвычайно хитро. Мы получаем информацию из окружающего
мира, используя пять чувств, и эти же самые пять чувств используются внутренне, чтобы
обрабатывать информацию. Мы видим картины, слышим звуки и имеем ощущения
изнутри.
Существует три канала восприятия и называются они модальностями.
В зависимости от основного канала, по которому мы получаем информацию, выделяют:
аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная), кинестетическая (ощутительная).
Есть еще дигиталы (или дискреты). Эта категория встречается редко, поэтому на ней я не
буду заострять внимание.
Наши воспитанники прибывают у нас в центре достаточно короткое время, на проведение
различных диагностик время практичеки нет. Я предлагаю вашему вниманию таблицу, по
которой с помощью наблюдения, можно выявить: визуала, кинестетика и аудиала.
Давайте вспомним, какие методы, и приёмы, воздействующие на каналы восприятия, мы
используем при организации социально-педагогической деятельности.
Для аудиалов приемлемы: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, вопросы, указание.
Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух, любят петь,
рассказывать стихи, задают множество вопросов
Для визуалов: Визуал лучше воспринимает новый материал, если одновременно с
объяснением видит наглядный материал. Именно для них важно наличие раздаточных
материалов, желательно использвать яркие презентеции, иллюстрации, показы
мультфильмов, наблюдение, экскурсии.
Для кинестетов: У кинестетика главный инструмент восприятия — тело, а главный способ
восприятия — движение, действие. Поэтому во время занятий лучше использовать
моделирование, дидактические игры, практические упражнения.
Если воспитатель знает, к какой категории относится каждый ребенок, легче строить с
ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с
дисциплиной, как правильно поощрять детей или делать им замечания и. т.д.
Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то
есть, мы не можем быть только визуалами, например. Мы можем быть по своей природе
визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у нас не работают. Их можно и
нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем
эффективнее идет процесс обучения.
Поэтому, когда мы планируем занятия, необходимо его насыщать различными
приемами и видами деятельности, в этом случае занятие пройдет более продуктивно и
дети усвоят больше информации.
Еще я бы хотела в своем выступлении обратить внимание на тактические приемы
взаимодействия с детьми аудиалами, визуалами, кинестетиками. Это так же поможет
отразиться на результативности занятий.
Тактические приемы взаимодействия с «аудиалами»:
Используйте вариации голоса (громкость, сделать паузу, сменить интонацию);
Не делайте замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;
Замечания воспримутся лучше, аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише";
Тактические приемы взаимодействия с «визуалами»:
Употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, использовать таблицы,
наглядные пособия;
-Разрешайте иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить,
штриховать, рисовать и т.д.;
- Замечания воспримутся лучше, если: визуалу - покачать головой, погрозить пальцем;
Тактические приемы взаимодействия с «кинестетиками»:
-
Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь;
-
не заставляйте сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной
разрядки (сменить позу) и т.п.;
- Замечания воспримутся лучше, если: погладить по голове,
положить руку на плечо....
Как мы уже говорили, ребенок воспринимает мир всеми чувствами, однако сталкиваясь с
новой информацией, часто использует ведущую модальность восприятия. Если способ
передачи информации совпадает с ведущей модальностью ребенка, он прекрасно
справляется с материалом и хорошо его запоминает.
И в заключение своего выступления я хотела бы подетиться играми, которые мы
проводим в группе для развития у наших воспитанников различных тивов модальностей.
Для развития кинестетического восприятия.
Игра "Волшебный мешочек"
Участник игры должен найти среди предметов в мешке тот, качество которого назвал
ведущий
(квадратный, круглый, мягкий, твердый, большой, маленький, тяжелый, легкий, гладкий,
пушистый и т.д.)
Игра "Светофор"
Дети стоят на тротуаре. Водящий "светофор" пропускает только тех пешеходов, у кого в
одежде присутствует названный им цвет. Дети называют цвет и показывают его у себя на
одежде, после чего получают разрешение перейти дорогу. Остальным проход закрыт. Они
пытаются перебежать на другую сторону улицы без разрешения. Ведущий их ловит.
Пойманный становится ведущим.
Для развития аудиального восприятия
Игра " Снежный ком ".
Дети должны повторить все то, что сказали предыдущие и добавить свое слово.
«Кто сказал мяу»»
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных, или
транспорта.
воспитатель: включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети
должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
«Испорченный телефон»
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто
неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья,
поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему,
тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий
спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово,
предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий
спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так
узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в
ряду.
Для развития визуального восприятия:
Игра «Цифра спряталась» или её можно видоизменить"Кто убежал?"
Предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в
течение 1-2 минут. После этого им показывают другую картинку, на которой отсутствуют
некоторые животные, изображенные на первой картинке. Учащиеся должны сказать,
какие животные "убежали".
Упражнение "Рисунок вместо слова"
На доске написаны предложения. Некоторые них заменены картинками. Учащиеся
должны прочитать эти предложения и записать слова рядом с картинками.