Автор: Носова Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Мдоу "Д/С №107"
Населённый пункт: Г.Ухта,пгт.Водный
Наименование материала: Дискуссия
Тема: "Обзор здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №107 общеразвивающего вида»
Дискуссия: «Обзор здоровьесберегающих технологий в педагогическом
процессе»
Выполнила:
ст.воспитатель О. Н. Носова
Пгт. Водный,2017г.
«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в педагогическом процессе»
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Как укрепить
здоровье дошкольников», т.к. общая заболеваемость детей возрастает с
каждым годом.
В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое
количество инновационных технологий, методик и оздоровительных
программ. Это предопределило появление в теории и практике физической
культуры новых терминов: «инновационные технологии»
«здоровьесберегающие технологии», «фитнес-технологии» и др.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую
часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами,
компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а
как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,
задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости,
координации движений, выносливости, что подтверждается результатами
мониторинга уровня здоровья воспитанников в возрасте 2 – 7 лет МДОУ
«Детский сад № 107» , что лишь 43% детей в среднем по ДОУ имеет I группу
здоровья, 43% - II группу здоровья, 8% - III группа. 10,4% детей с высокой
массой тела , 10% часто болеющих , 5% с нарушением осанки , 18% с
плоскостопием, 3% с болезнями сердечно-сосудистой системы, 8% с
болезнями ЖКТ, 33% аллергическими заболеваниям. Это главная причина,
побудившая наш педагогический коллектив искать пути сохранения здоровья
дошкольника, учиться эффективно применять здоровьесберегающие
технологии.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных
качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального
и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития,
неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период
идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,
отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе
сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической
культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно
постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные
формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление
здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее
название «здоровьесберегающие технологии». Федеральные государственные
требования определили содержание и условия организации образовательного
процесса для формирования общей культуры, развития физических,
интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих
их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также
выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей. Все эти задачи педагогам необходимо решать
интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна
только при условии реального соединения в единое целое процессов
обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится
интегрированное включение здоровьесберегающих технологий
в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий —
объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное — самих детей
на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая
технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных,
коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются
в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка
и медицинского работника.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом
образе жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных
видах деятельности и представлены как:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения здоровому образу жизни;
коррекционные технологии.
В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного
процесса, основными из которых являются: организация разных видов
деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ оборудованием,
игрушками, играми и пособиями.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив
сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для
благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый
специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области
своей предметной деятельности.
Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие
технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика.Во время занятий у детей развивается музыкальный слух,
чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.
Обращается внимание на художественную ценность, величину физической
нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время непосредственно
образовательной деятельности, 2–5 мин., по мере утомляемости детей.
Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз,
дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть
физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате —
со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии
с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация Для психического здоровья детей необходима
сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
обеспечивающая поддержание душевного равновесия
и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы
подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать
свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью
в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление
определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений
очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются,
этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная
классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение,
быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости
от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического
напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения
используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех
тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы
в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 мин.
В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия,
воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ — это в первую
очередь технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний
о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни
и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата,
чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий
потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели
багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8–10 мин. с музыкальным
сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при
этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии
с образовательной программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют
организм и способствуют повышению иммунитета.
Серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья».Как бы много
воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет
недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка.
Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому.
Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная
работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза —
орган зрения», и т.д.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,
способствует не только физическому укреплению здоровья, но и
оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения,
их простота, доступность, возможность использования в различной
обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети
приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,
соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя
непосредственно, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого
напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения,
которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется
своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участке ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет
обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Сказкотерапия— используется для психотерапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми.
Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком,
открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно
узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или
стесняются обсуждать их со взрослыми.
Эмоционально-личностная сфера детей корректируется
благодаря использованию в режимных моментах тихой, успокаивающей
музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить
душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей,
их желание работать, способствовать проявлять волевые усилия для
достижения цели.
«Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги.
В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений после
вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-3раза) детям предлагается
пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После подвижной
игры в обратном направлении;
«Цветные островки“»- индивидуальные коврики «холодных» (синего)
и «теплых» (желтого) тонов. Гимнастические упражнения в основной части
занятия выполняются на «теплых» островках, релаксационные движения —
в конце занятия на «холодных». Терапевтический эффект цвета заключается
в регулировании психо-эмоционального состояния детей в соответствии
с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности
ослабленного ребенка.
Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики.
Рассмотрим каждый из них.
Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами
стали дарить добро окружающим.
Секрет успешности
(в
делах
и
в
жизни
вообще)
—
стремление и
готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для
радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
Секрет эффективности
усилий
по
созданию
здоровьесберегающего
пространства
—
профессионализм
всех
работающих
в
образовательном
учреждении педагогов.
Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры
здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
Секрет соответствия
создаваемого
задуманному
—
объективное
отслеживание получаемых результатов.
Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы
разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии
единства целей, задач, принципов и методологий.
Секрет истинности — интуитивное ощущение непротиворечивости
того, что делается.
Опираясь
на
результаты
мониторинга
состояния
здоровья
и
уровня
физической подготовленности детей, коллектив МДОУ «Детский сад № 107»
Разработал мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей:
выявление
причины
отставания
детей
в
физическом
развитии
и
физической подготовленности;
обеспечение
индивидуально
–
дифференцированного
подхода
в
процессе воспитания и социализации воспитанников;
соблюдение
санитарно
–
гигиенических
требований
к
организации
образовательного процесса;
внедрение
в
практику
новых
методик
воспитания,
образования
и
контроля,
вариативных
программ
по
воспитанию
и
оздоровлению
детей;
создание
многофункциона льной
системы
ф и з к ул ьт у р н о -
о зд о р о в и т е л ь н о й
р а б от ы
п о
зд о р о в ь е ф о рм и р о ва н и ю
и
здоровьюсбережению детей;
осуществление
диагностики
физической
подготовленности
дошкольников и скрининг – тестирование, с целью определения уровня
и состояния здоровья детей;
организация консультаций, мастер-классов для родителей и педагогов
по вопросам физического воспитания и оздоровления детей;
создание разнообразной предметно-развивающей среды;
осуществление взаимодействия родителей, педагогов, медперсонала и
инструктора
по
физической
культуре
для
решения
вопросов
по
коррекции физического развития детей.
В
период
внедрения
ФГОС
к
дошкольным
образовательным
учреждениям необходимо совершенствовать программно-методическое
обеспечение
образовательной
области
«Физическая
культура»
с
формами
дополнительного
физкультурного
образования
и
с
оздоровительными мероприятиями в режиме дня.