Автор: Марина Владимировна Кочкина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАШИРСКИЙ РАЙОН, КАШИРА
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Занятие-игра по сказке В.Сутеева «Кораблик».
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по сказке В.Сутеева «Кораблик».
Область: социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
способствовать созданию положительного эмоционального настроя в
группе;
формировать навыки социального взаимодействия, сплочения
детской группы;
развивать у детей умение договариваться друг с другом;
способствовать развитию чувства взаимопомощи и поддержки;
моделировать социальные ситуации и позитивные способы
поведения; расширять эмоционально-поведенческие реакции;
способствовать развитию чувства уверенности в себе и
окружающем; развивать навыки, необходимые для уверенного
поведения, для совместной деятельности;
Материалы: кукла бибабо «бабушка»; фигурки из фетра-лягушонок,
цыпленок, мышонок, жучок и муравей; шапочки- лягушонок, цыпленок,
мышонок, жучок и муравей; пиктограммы с эмоциями «Радость»,
«Грусть», «Удивление». Бумажные разноцветные кораблики 4-х цветов
(кол-во больше, чем детей – участников). Материал для построения
кораблика: платок (по сказке это листочек для паруса); маленький коврик
(это ореховая скорлупка для основания кораблика), палка гимнастическая
для прикрепления к ней паруса (по сказке – соломинка); веревочка (чтобы
закрепить «парус»). «Волшебная река» - полоска голубой ткани L=1,5м;
Карточки с заданиями; иллюстрации к сказке; ленты для изображения
волн, колокольчик, танграм по количеству детей; музыкальная колонка с
записью музыки «В гостях у сказки».
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках в кругу.
Приветствие (ритуал).
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики звонили,
Дили-дили, дили-день
Наступает новый день.
- Всем, всем добрый день.
Дети здороваются.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель достает куклу бабушку.
Ритуал "входа" в сказку.
Звучит "Песенка о сказке" музыка С. Никитина, слова Ю. Мориц
Воспитатель читает стихотворение:
Стоит небольшой старинный дом,
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая, седая старушка,
И сразу откроется дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок,
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распевать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
- Звоним в колокольчик?
(звонит колокольчик, передается от ребенка к ребенку)
-А о чем будет новая сказка - догадайтесь сами.
Пальчиковая гимнастика «Кораблик» (А. Барто «Кораблик»)
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека. из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет
(покачивание ладоней).
На кораблике четыре очень храбрых моряка. показать одной рукой четыре пальца и
раскачивать кистью этой руки в такт.
У них ушки – на макушке, руки приставить к голове, показывая ушки.
У них длинные хвосты. одну руку отвести назад за спину, показывая хвост
волнообразными движениями всей рукой.
И страшны им только кошки, только кошки да коты! напрячь пальцы – это кошачьи
коготки и имитировать царапанье.
- Так о чем будет новая сказка? (ответы детей)
«Бабушка» показывает красивый сундучок.
Сундучок наш непростой
И, конечно, не пустой,
Я сейчас скажу слова:
Поколдую, раз и два,
Тук-тук! тук-тук тук!
Открывайся наш сундук!
В сундучке - цветные кораблики.
-С помощью этих корабликов мы сможем попасть в сказку.
Каждый из детей берет по кораблику и «плывет» по «Волшебной реке».
Все:1-2-3! Повернись! В сказке окажись!
- Вот мы и в сказке! Располагайтесь поудобнее. Послушайте сказку.
Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик»
Вопросы для обсуждения по сказке:
О ком рассказывается в этой сказке?
Что в сказке произошло с главными героями?
Почему Лягушонок сказал на Цыпленка, Мышонка, Жучка и Муравьишку: «никуда вы
не годитесь»?
Как вы понимаете это выражение?
Что не умели герои сказки? Что почувствовали Цыпленок, Мышонок, Жучок и
Муравьишка; (обиду и желание доказать, что это не так).
Что в сказке произошло дальше с героями?
Герои не умели плавать, но они умели делать многое другое!
- Что придумали друзья? (построить кораблик).
- Как друзья строили кораблик?
Кораблик кто-то строил один или все вместе?
Как распределили обязанности Цыпленок, Мышонок, Жучок и Муравьишка?
Какими словами можно похвалить друзей?
Друзья какие? (умелые, трудолюбивые (готовы трудиться и у них все получается); они
дружные, находчивые)
А какой лягушонок в этой сказке? (хвастливый, насмешливый, озорной).
Чего не надо было делать лягушонку, чтобы не обижать друзей? (смеяться, насмехаться
над теми, кто еще что-то не умеет)
Чему мы можем научиться у этой сказки?
«Друзей нельзя обижать, нельзя смеяться над товарищем, если у него что-то не
получается. Он может обидеться и уйти». «Если у товарища что-то не получается –
помоги!» (в сказке герои не умели плавать). «Если друг другу помогать,
договариваться, что-то делать вместе, сообща, то обязательно можно найти выход из
ситуации и все обязательно получиться».
-Как вы понимаете поговорку «Один за всех и все за одного?»
В сказке «Кораблик» про кого можно так сказать? А к Лягушонку подходит эта
поговорка, как вы думаете?
Постановка сказки (театрализация).
Детям предлагается превратиться в героев сказки.
-А теперь представьте, что вы превратились в сказочных героев… Кто в кого хочет
превратиться?
«Артисты» надевают шапочки соответствующих сказочных героев. От лица этих героев
- Лягушонка, Цыпленка, Мышонка, Жучка и Муравья – детям необходимо «построить»
кораблик, проиграть сюжет: герои гуляют, строят кораблик, плывут на кораблике по
речке.
Остальные дети изображают речку, используя голубые ленты.
Проигрывание проблемной ситуации, ролевая гимнастика.
«Превращения». Дети превращаются в сказочных героев.
-Покажи, изобрази: какой ты лягушонок. Как ты прыгаешь, как говоришь? А вот
пришел цыпленок… и т. п.
По ходу сказки обращается внимание детей на настроение героев.
-Герои «пошли гулять», настроение какое? - «радости» (воспитатель выставляет
соответствующую пиктограмму).
- Но вот лягушонок стал смеяться над нашими героями – настроение стало какое? -
«грустное» (пиктограмма грусти).
-Друзья грустили недолго, они стали думать и придумали построить кораблик!
Настроение «радостное» (пиктограмма радости).
Далее дети действуют по содержанию сказки:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок — ореховую скорлупку. Муравей
соломинку притащил. А Жучок — веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку
воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!
В конце герои подплывают к берегу. Они обязательно возвращаются домой.
Интеграция: связать новый опыт с реальной жизнью.
- Скажите, а с вами так бывало, чтобы кто-то смеялся, когда что-то не получалось или
ты сам смеялся над товарищем?
-Если обидели товарища, то ТЫ можешь ему помочь? -
А как можно успокоить ребёнка, если ему обидно, и он плачет? (Погладить,
предложить помочь, предложить поиграть вместе и поделиться игрушкой, сказать
добрые слова, ободрить «ничего, ты обязательно научишься»).
-Что больше всего понравилось сегодня на занятии?
Что произошло сегодня в сказке?
Что нового вы узнали?
Если с вами произойдет история, кто-то будет дразниться, что вы ничего не умеете, как
надо ответить обидчику: «Я научусь…А еще я умею…».
Игра с танграмом.
Схема «Кораблик»
Резюмирование: обобщить приобретенный опыт, связать с имеющимся.
- Никогда не смейся над товарищем, если он что-то не умеет, ты этим его обидишь, и
он уйдет (играть с другими ребятами). Лучше помоги товарищу и поддержи его! И он
скажет тебе «спасибо».
Молодцы! Вы замечательно поработали!
Заключительная часть.
Пора возвращаться назад: «плывем» по Волшебной реке.
Бабушка прощается с ребятами и дарит им на память цветные кораблики.
Ритуал «выхода» из сказки:
«Сказка завершается, дверка закрывается.
Всем ребятам на прощанье дружно скажем до свидания!».
1-2-3! Повернись! В группе, дома окажись!
- Ребята, на сегодня наше путешествие в сказку закончилось.
-До новых встреч в сказке!
Список литературы:
1.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб: Лань, 2006. -
123 с.
2.Зинкевич- Основы сказкотерапии. - СПб.: Лань, 2006. - 345 с. , 3.«Подарки
фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
4.Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.:
Речь; М.: Сфера, 2008.
5.Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е
изд. – М.: Генезис, 2010.
6.Терапевтические сказки. - М.: Академический проект. Парадигма, 2016. – 176 с.
7. В.Сутеев «Кораблик» (любое издание)