Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов
с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы)
и
дальнейшее
формирование
индивидуальной
картины
мира.
Ознакомление
с
действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и
свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется
мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия
напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.
На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям.
Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.
Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается
фундаментом в этой сфере.
В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:
восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
восприятие величины;
цветовое восприятие;
восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за
предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений,
пропорций и их положения при движении;
временное восприятие;
восприятие телесных манипуляций;
восприятие
звука:
происходит
через
прослушивание
музыкальных
произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
и т.д.
Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее
приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия
существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические
закономерности.
Роль сенсорного развития для малышей
Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме,
цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных
способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.
В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и
остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и
разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так,
как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным.
Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под
силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь
правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного
развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать
его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.
Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных
эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И
этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей
жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные
свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь
применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в
различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон
формы – простейшие фигуры.
Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо
разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых
будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.
Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки
Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате
наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в
последующей деятельности.
1.
Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим
необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
2.
Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца
постройки.
3.
Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их
изменения дает знания о природных явлениях.
4.
Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует
первоначальные математические представления.
Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными
цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает
толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.
Этапы сенсорного познания
У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной
культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные
цели для их дальнейшей реализации.
В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное
воспитание
занимает
первостепенную
позицию
и
практически
может
считаться
единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания
о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов.
Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к
форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для
развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития.
У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в
развитии.
Когда
малышу
исполняется
год,
сенсорные
задачи
значительно
усложняются.
Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно
познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также
черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими
простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение
терминов «форма», «цвет» и «такой же».
В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют
определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической
последовательности
нарисовать рисунок,
соорудить
элементарные
конструкции
из
кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет,
объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства
предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при
положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету,
величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре
голоса, узнавать знакомые мелодии.
Игры, используемые для тренировки
В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно
следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для
развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы,
различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет
дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре
материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно
ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их,
играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».
Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов
по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы.
Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для
развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.
Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических
фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру»,
«Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно
изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.