Напоминание

"Сенсорное развитие детей раннего возраста"


Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов

с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы)

и

дальнейшее

формирование

индивидуальной

картины

мира.

Ознакомление

с

действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и

свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется

мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия

напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям.

Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается

фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;

восприятие величины;

цветовое восприятие;

восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за

предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений,

пропорций и их положения при движении;

временное восприятие;

восприятие телесных манипуляций;

восприятие

звука:

происходит

через

прослушивание

музыкальных

произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.

и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее

приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия

существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические

закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме,

цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных

способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и

остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и

разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так,

как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным.

Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под

силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь

правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного

развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать

его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных

эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И

этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей

жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные

свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь

применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в

различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон

формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо

разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых

будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате

наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в

последующей деятельности.

1.

Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим

необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.

2.

Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца

постройки.

3.

Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их

изменения дает знания о природных явлениях.

4.

Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует

первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными

цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает

толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной

культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные

цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное

воспитание

занимает

первостепенную

позицию

и

практически

может

считаться

единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания

о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов.

Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к

форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для

развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития.

У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в

развитии.

Когда

малышу

исполняется

год,

сенсорные

задачи

значительно

усложняются.

Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно

познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также

черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими

простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение

терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют

определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической

последовательности

нарисовать рисунок,

соорудить

элементарные

конструкции

из

кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет,

объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства

предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при

положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету,

величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре

голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно

следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для

развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы,

различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет

дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре

материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно

ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их,

играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов

по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы.

Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для

развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических

фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру»,

«Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно

изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.



В раздел образования