Автор: Марина Владимировна Кочкина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАШИРСКИЙ РАЙОН, КАШИРА
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Возвратим осени память"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
Тема: «Возвратим Осени память»
Образовательная деятельность: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: уточнение представлений об основных признаках осени.
Задачи:
Обучающие:
закрепить признаки осени, учить правильно называть и описывать их,
связывать явления живой и неживой природы;
объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей,
наступление осени и труда людей.
Развивающие:
развивать умение анализировать и устанавливать простые причинно-
следственные связи.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать навыки общения.
Предварительная
работа:
отгадывание
загадок
осенней
тематики,
заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой «Золотая осень»; чтение
художественной литературы И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», В.
Сухомлинский «Осенний клен»; наблюдение на прогулке за изменениями в
природе;
рассматривание
картины
И.
Левитана
«золотая
осень»;
дидактические игры «Чей листок?», «Наоборот»; лепка «Осеннее дерево»;
рисование с использованием нетрадиционных техник «Лесная опушка
осенью».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность.
Материалы и оборудование: мольберт; лист ватмана; запись криков птиц;
кукла, в осеннем наряде; краски; кисти; баночка с водой; карандашный
набросок осеннего пейзажа; мяч; лукошко с загадками; две куклы с набором
сезонной одежды.
Демонстрационный материал: лист с контурным изображением разных
насекомых,
Раздаточный материал: две корзинки, наборы овощей и фруктов, осенние
листочки из бумаги, лабиринт на каждого ребенка.
Структура занятия:
1.
Вводная часть – 3 минуты
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации.
2.
Основная часть – 20 минут
Загадки из лукошка.
Физкультурная минутка.
Дидактическая игра «Классификация»
Игра на внимание «Кто спрятался»
Лабиринт «Поможем белке добраться до орехов»
Игра «Соберем кукол на осеннюю прогулку».
3.
Заключительная часть – 2 минуты
Дидактическая игра «Подбери слова».
ХОД НОД:
Вводная часть.
Организационный момент.
Дети встают около стульчиков и хором произносят.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Наши ушки на макушке, (движения по тексту)
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Создание проблемной ситуации.
- Вы помните, ребята, у матушки природы четыре дочери, четыре времени
года. Назовите их. (=Зима, весна, осень и лето)
- Времена года сменяют друг друга, каждое выполняет свои обязанности,
меняет и украшает природу. Лето покинуло нас и за ним пришла …. (= осень)
Воспитатель показывает куклу, одетую в осенний наряд.
- Вот только что-то невеселая она и плачет. Что с тобой случилось?
(воспитатель «слушает», что «говорит» кукла)
- Ребята, Осень говорит, что злая волшебница заколдовала ее и она ничего не
помнит. Чем должна она заниматься, как приготовить природу к зиме. Осень
просит вас помочь ей все вспомнить. Как же мы поступим? (= Мы поможем
тебе Осень)
- Тогда садись Осень и внимательно слушай ребят.
Основная часть.
Загадки из лукошка.
- Посмотрите, волшебница забыла свое лукошко с заклинаниями, если я их
прочитаю, а вы отгадаете и нарисуете отгадку, то мы сможем помочь Осени
все о себе вспомнить. Готовы?
Воспитатель достает из корзинки загадку и читает, дети отгадывают и
рисуют отгадку на ватмане, закрепленном на мольберте.
- 1.Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит.
Ночь денек торопит, раньше тьму гоня.
И лучи все реже греют уж меня.
- Молодцы, это солнышко. А какое солнышко осенью? (= Осенью солнце
греет плохо, «спать» уходит раньше, день становится короче, темнеет рано)
- Нарисуем осеннее солнышко.
- 2. По небу ходила, солнышко закрыла,
Только солнце спряталось
И она расплакалась. (= Туча)
- А какие тучи осенью? (=Серые, тяжелые, их много на небе)
- Кто поможет нарисовать тучи осенью?
-3. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это …(=дождь)
- Какой дождь идет осенью? (= холодный, частый, сильный, проливной)
- Что делает осенний дождь? (= льет, моросит, хлещет)
- Давайте нарисуем дождь.
- 4. Сидят на ветках золотые монетки (= осенние листья)
- Какого цвета становятся листья осенью? (= желтые, красные, оранжевые)
- А почему листья меняют цвет осенью? (= листьям не хватает солнечного
света)
-5. Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад,
Это просто …. (=листопад)
Физкультурная минутка.
Ветер и листья.
Ветер по лесу летал, (Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают
руками)
Ветер листики считал.(Встают лицом в круг, поднимают и опускают на
пол листочки в соответствии с названием)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Опускают руки, приседают)
Ветер по лесу кружил, (Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают
руками)
Ветер с листьями дружил. (Встают лицом в круг, загибают по одному
пальцу на обеих руках на каждую строку)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой. (Кружатся на носочках на месте)
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег. (Приседают, опустив руки)
Вот дубовый, (Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих
руках на каждую строку)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке. (Опускают руки,приседают)
Н. Нищева
6. Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний... (урожай).
- Помогите собрать урожай.
Дидактическая игра «Классификация»
- Дети получают две корзины, мальчики собирают овощи, а девочки фрукты.
- Куда мальчики пойдут за овощами?
- Где девочки нарвут фруктов?
Проверяется правильность выполнения задания.
Игра на внимание «Кто спрятался»
- Что-то совсем стало холодно. Насекомые попрятались в пни, под кору
деревья, в щели забились и уснули там до теплых деньков. Посмотрите
внимательно, какие насекомые спрятались?
Показывается картинка, дети называют знакомых насекомых.
Включаются крики птиц.
- Слышите, это птицы прощаются с нами. Почему они нас покидают? (=
птицам становится холодно и голодно в наших краях, насекомые спрятались,
вот и летят они туда, где тепло и много еды)
-7. Будет холодно, конечно,
Да и голодно, я знаю!
Потому-то я орешки
И грибочки запасаю. (= Белка)
- Верно, это белка. Как белочки к зиме готовятся?
- А кто еще из зверей делает запасы на зиму?
Лабиринт «Поможем белке добраться до орехов»
Задание выполняется на листах для индивидуальной работы.
- А что же остальные звери бездельничают? (= медведи и ежи жир
нагуливают, берлоги и норы готовят к зимней спячке, звери линяют, шерсть
становится густая и теплая)
- Сегодня куклы мне сказали, что им очень хочется погулять и полюбоваться
осенней природой. Возьмем их на прогулку. Только давайте подумаем можно
ли им вот в таких нарядах отправляться гулять. Что не так?
Игра «Соберем кукол на осеннюю прогулку».
Два ребенка берут по одной кукле и подбирают им одежду для осенней
прогулке, объясняя свой выбор.
Заключительная часть.
- Кажется, мы все про осень рассказали, давайте, коротко напомним о
главном нашей гостье. Предлагаю вам встать в круг, поиграть с мячом и
закончить фразу. Я называю слово и бросаю мяч, кто ловит мяч заканчивает
фразу, возвращает мяч воспитателю.
Дидактическая игра «Подбери слова».
- Моросит….
- Дует….
- Желтеют….
- Опадают…
- Льет ….
- Прячутся….
- Линяют…
- Улетают…
- Созревают…
- Собирают…
- А сейчас Осень покидает нас, теперь она знает, как много у нее дел, и она
спешит их выполнить.
- А кто мне сможет назвать главную причину, по которой желтеют и опадают
листья, вянут травы, прячутся насекомые, птицы улетают в теплые края, а
звери линяют и ложатся в спячку?
- Конечно, все изменения в жизни растений и животных связаны с погодой.
Наступление холодов осенью заставляет их приспособиться к новым
условиям, приготовиться, чтобы в дальнейшем пережить суровую зиму.