Автор: Михайлова Вера Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №142
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Юнкор"
Раздел: среднее образование
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №142
620902, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Ленина 15а тел: (343)266-03-33 email: mou_142@mail.
ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №142
_____________Булыкина Н.А.
протокол педсовета № 8
от 29 августа 2017 г.
приказ № 108-О/1 от 29.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
социальное направление
«
ЮНКОР»
(6 класс, ФГОС ООО)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Юнкор» является составной частью Основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №142
Рабочая программа разработана с учётом требований нормативно-правовых документов:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
утверждённый
приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г),
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-
методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Внеурочная деятельность предназначена учащимся 5-6 классов школы.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)
Курс
направлен
на
развитие
в
каждом
ребенке
таких
важных
личностных
качеств
как
коммуникабельность,
общую
эрудицию,
выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, развитие познавательных и творческих способностей учащихся
через искусство слова, что способствует формированию и воспитанию личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
-
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные:
- Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе:
находить
общее
решение
и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
-
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- определять тему и основную мысль текста;
-
находить
основные
изобразительно-выразительные
средства,
характерные
для
творческой
манеры
писателя,
определять
их
художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада,
написания
аннотации,
сочинения,
эссе,
литературно-творческой
работы,
создания
проекта
на
заранее
объявленную
или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии
- аргументировать свою точку зрения;
-
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О
бучение учащихся курсу «Юнкор» проходит по следующим направлениям:
1. Учебная часть работы кружка «Юный корреспондент» включает в себя:
- печатная журналистика (история журналистики, журналистская этика, правовое поле журналиста, жанры публицистики.);
- Интернет-журналистика (организация работы информационных сайтов, СМИ в Интернете)
- художник-оформитель (организация работы в конкурсах оформителей, иллюстраторов произведений). Учащиеся знакомятся с историей
прессы, газетными жанрами, а также изучают основы оформительской работы. Объединение "Юнкор» помогает учащимся программы
познакомиться
с
основными
положениями
журналистского
творчества,
оформительской
работой,
расширяет
кругозор
и
помогает
в
профессиональном становлении молодого корреспондента.
2. Практическая часть работы кружка «Юный корреспондент» включает в себя:
- развивающие тренинги «Берем интервью»;
- проведение пресс-конференций с интересными людьми;
- организация экскурсий в редакцию газеты с целью ближе познакомиться с работой над ее выпуском;
- выпуск школьной газеты с целью на практике применить полученные в кружке «Юный корреспондент» знания и активного освещения
работы школы;
- участие в выпуске районной газеты.
- проведение круглого стола;
- презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе
материала, который они получают на занятиях кружка «Юный корреспондент»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
тем
ы
Темы занятий
Кол.
часов
Формы работы
1
Запись в кружок.
1
Беседы. Заполнение индивидуальных бланков.
2
«Разрешите представиться, или…»
1
Знакомство и индивидуальные беседы.
3
Организация работы кружка.
1
Анкетирование. Беседа с членами кружка.
4
Утверждение плана работы на первое
полугодие.
1
Беседы.
5
Введение.
1
Лекционное занятие.
6
Моя будущая профессия
1
Практикум.
7
Журналистика - профессия
1
Лекционное занятие.
8
Журналистика - призвание.
1
Работа в группах
9
Из истории российской журналистики.
1
Работа в группах
10
«Десять заповедей журналистики».
1
Работа в группах
11
Газетная журналистика.
1
Практические занятия.
13
«Как делать газету?»
2
Работа по бригадам.
14
Участие в культурно-массовых классных
мероприятиях.
1
Работа по бригадам.
15
Участие в культурно-массовых школьных
мероприятиях.
1
Работа по бригадам.
17
Жанры газетной журналистики.
2
Практические занятия
19
Подготовка материалов.
2
Создание рубрик
21
Оформление газетной статьи.
2
Текстовое оформление
22
Фотосессия
1
Экскурсия.
23
«Новость, её сущность и качество».
1
Работа бригады фотографов.
24
Совместное обсуждение школьных событий.
1
Обсуждение снимков.
26
Подготовка материала к выпуску газеты.
2
Работа по бригадам.
29
Выпуск пробной газеты
3
Практические занятия
30
Интервью
1
Лекционное занятие.
31
Интервьюирование
1
Практические занятия.
32
Деловая игра «Мое первое интервью».
1
Ролевая игра.
33
Анализ образцов интервью, взятых из газет и
журналов
1
Практические занятия.
34
Интервью-зарисовка.
1
Практические занятия.
36
Подготовка репортажа.
2
Работа в группах.
38
Подбор материалов для репортажа
2
Работа в группах.
40
Анкетирование
2
Работа по бригадам.
42
Анализ репортажей
2
Практические занятия.
44
Анализ анкетирования
2
Практические занятия.
46
Литературное редактирование материалов
массовой информации.
2
Лекционное занятие.
49
Практикум по литературному
редактированию.
3
Практические занятия
51
Анализ литературного редактирования
2
Анализ предложенного материала.
53
Классификация речевых ошибок.
2
Лекционное занятие.
55
Классификация грамматических ошибок.
2
Практические занятия.
57
Классификация орфографических ошибок.
2
Практические занятия.
59
Классификация пунктуационных ошибок.
2
Практические занятия.
61
Исправление различных типов ошибок, их
условное обозначение.
2
Анализ предложенного материала.
63
Анализ работы
2
Практические занятия.
64
Обсуждение планов на второе полугодие.
1
Беседы.
66
Заметка.
2
Занятия теоретического и практического плана.
68
Заметка информационного характера.
2
Создание заметки.
70
Заметки на темы, связанные с оценкой
поступков.
2
Создание заметки.
72
Заметка на дискуссионную тему
2
Создание заметки.
75
Написание заметки
3
Создание заметки.
77
Анализ работы
2
Обсуждение заметки.
79
Газетные иллюстрации.
2
Лекция
80
Виды иллюстраций (репортажный снимок).
1
Лекция
81
Виды иллюстраций (репортажный рисунок).
1
Лекция
82
Виды иллюстраций (фотоэтюд).
1
Лекция
83
Виды иллюстраций (дружеский шарж).
1
Лекция
84
Виды иллюстраций (карты).
1
Лекция
85
Виды иллюстраций (заставки).
1
Лекция
86
Виды иллюстраций (репродукции).
1
Лекция
88
Рисунок в компьютере.
2
Практические занятия.
90
Конкурс творческих работ.
2
Работа в группах.
92
Анализ работы
2
Обсуждение иллюстраций
94
Анализ работы за год.
2
Подведение итогов.
95
Интервьюирование учителей по итогам
учебного года.
1
Практикум.
96
Интервьюирование школьников по итогам
учебного года.
1
Практикум.
98
Обработка материала.
2
Практическая работа всех членов кружка.
100
Систематизация материала
2
Практическая работа всех членов кружка.
103
Выпуск газеты.
3
Практическая работа всех членов кружка.
105
Итоговый анализ работы
2
Подведение итогов года