Автор: Фирсова Танзиля Гарифовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы над ансамблем в фортепианном классе ДШИ
Раздел: дополнительное образование
МКУ «Управление культуры Исполнительного комитета
Менделеевского муниципального района РТ»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г.Менделеевска
Методическая работа на тему:
«Особенности работы над ансамблем в фортепианном классе
Детской школы искусств»
Работа выполнена
преподавателем высшей
квалификационной категории
Фирсовой Т.Г.
Содержание
Пояснительная записка
3
1. Работа с фортепианным
ансамблем учащихся младших
классов.
4
2. Основы ансамблевой техники.
5
Заключение
11
Список литературы
11
2
Пояснительная записка
Цель и специфика обучения детей в классе фортепиано - воспитание
грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование
творческих способностей,
музыкально-художественного вкуса,
а при
индивидуальных занятиях - приобретение чисто профессиональных навыков
музицирования: игры в ансамбле,
подбор по слуху,
чтение с листа,
транспонирование.
«Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки –
главнейшая
из
первоначальных
задач
педагога.
В классе фортепиано применяются различные формы работы. Среди них
особыми
развивающими
возможностями
обладает
ансамблевое
музицирование.
Коллективное инструментальное исполнительство – это одна из самых
доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая
атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном
процессе. Радость и удовольствие от совместного исполнения с первых дней
обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. Каждый ученик
становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его
способностей
в
данный
момент,
что
способствует
психологической
раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе, повышению
коммуникабельности учащихся.
Умелое педагогическое руководство, рациональная методика работы над
ансамблем предполагают чёткое знание специфики ансамблевой игры. Само
слово
«ансамбль»
в
переводе
с
французского
означает
«единство».
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план,
и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой
фантазии не одного, а двоих исполнителей.
Основы техники музыканта - ансамблиста предопределены уже самим
названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически
грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:
синхронное
звучание
всех
партий,
единство
темпа
и
ритма,
уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики,
согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.
С усложнением художественных задач
расширяются и технические
задачи
совместной
игры:
преодоление
трудностей
полиритмии,
использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта и
т.д.
Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем,
что каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры.
Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы
не
мешать
друг
другу,
особенно
при
сближающемся,
или
перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).
Цель данной работы - раскрыть некоторые особенности и принципы работы
над
ансамблем
в
фортепианном
классе
Детской
школы
искусств.
3
Данная разработка будет полезна начинающим преподавателям в классе
«Фортепиано», работающим в Детских школах искусств и музыкальных
школах.
Работа с фортепианным ансамблем учащихся младших классов.
Подготовка к игре в полноценном фортепианном ансамбле начинается
буквально с первых уроков обучения игре на фортепиано. Учащемуся
предлагается играть простую попевку, строящуюся на одном звуке, при этом
педагог
подыгрывает
несложный
аккомпанемент,
основанный
на
элементарных аккордовых функциях (Т-Д-T), (Т-S-Д-Т). Этот прием в работе
способен значительно обогатить слух ребенка в гармоническом плане, и
поддерживает его интерес к занятиям, это особенно важно на начальном
этапе, когда исполнительские возможности учащегося пока еще очень малы.
Такое тесное сотрудничество способствует наибольшему взаимопониманию
педагога и ученика. Умение читать с листа, транспонировать, играть в
ансамбле - это умения, характеризующие степень владения инструментом.
Больше того, от своевременного приобретения этих навыков в огромной мере
зависят
и
широта
музыкального
кругозора,
и
развитие
творческой
индивидуальности учащегося.
Однако, как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее
сказать, готовы к такому сотрудничеству. Слыша параллельно звучащую
партию в исполнении педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях»
за инструментом; некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так
как это им мешает». В таких случаях педагогу следует проявлять терпение и
такт, постепенно готовя ученика к совместному исполнительству.
На мой взгляд, это можно сделать следующим образом.
- для начала предупредить ученика о своем намерении играть с ним
вместе, уточнить у него готовность к этому;
-
изначально
педагогу
следует
исполнять
только
фрагменты
аккомпанемента, например, линию баса, придерживаясь нюанса «пиано»,
постепенно добавляя оставшиеся элементы фактуры;
- специально познакомить ученика с партией сопровождения, выявлял в
ней сходства и отличия с партией ученика.
Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к
тому, что в некоторых произведениях должны одновременно звучать
мелодия, которую он играет и аккомпанемент, в исполнении педагога. В
дальнейшем, когда ученик освоит ноты басового ключа, он может
попробовать свои силы в игре «вторых» партий, в то время, как педагог будет
играть первую.
4
Современные пособия для начинающих пианистов включают в себя
разнообразный материал для игры в четыре руки. Для практических занятий
можно рекомендовать следующие сборники: Геталова О., Визная И. «В
музыку с радостью», Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».
Таким образом, как уже было отмечено, игра с педагогом закладывает в
учащегося базовые основы и навыки игры в ансамбле, помогает получить
представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный
ансамбль и готовит юного исполнителя к следующему этапу обучения –
совместной игре с другим учеником.
При формировании фортепианного дуэта педагог, прежде всего, должен
учесть
индивидуальные
особенности
учащихся,
чтобы
подобрать
соответствующий музыкальный материал.
Часто бывает так, что учащиеся I класса не могут играть друг с другом, в
силу психологических и технических моментов. В таких случаях в партнеры
к первокласснику можно рекомендовать второклассника, который уже имеет
достаточный исполнительский опыт и поручить ему исполнение «второй»
партии в ансамбле. Практика показывает, что объединение в дуэт таких
исполнителей, с небольшой разницей в возрасте, чрезвычайно полезно для
обоих партнеров: первоклассник начинает осознанно развивать свои игровые
возможности, чтобы не «отстать» от своего старшего товарища,
а
второклассник в таком дуэте повышает свою самооценку и ощущает себя
«опытным наставником» для младшего партнера. Он даже берет на себя
некоторые организационные моменты в исполнении, например – показ
вступления и т.п. На данном этапе продолжает формироваться навык
слушания партнера, а также восприятие всей музыкальной ткани в целом.
Основы ансамблевой техники
Большое взаимопонимание и тренировка требуются для достижения
синхронности
звучания
,
что
является
одним
из
основополагающих
технических требований совместной игры. Под синхронностью ансамблевого
звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших
длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность
является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и
чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.
Исполнителям
нужно вместе взять и вместе снять звук, или перейти к следующему,
выдержать паузу и т.д.
Одновременное вступление
обычно достигается незаметным жестом
одного из участников ансамбля. В данном случае технически обусловлен
прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком
головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это
позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет
сковывающее напряжение.
5
Синхронность вступления достижима легче, если речь идет о звуке
(аккорде), находящемся на сильной доле такта.
Более
сложные
задачи
ставит
совместное
исполнение
в
начале
произведения синкоп, затактных фраз и т.п. Исполнение синкоп требует
специальных навыков, хорошего, развитого ритмического чувства и очень
ясного ощущения паузы как равноценного звуку выразительного элемента
музыки. Оно требует более искусного «сигнала» и особой договоренности
участников ансамбля.
Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем
точность начала. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное
впечатление, как и не вместе взятый. Конечно, в наиболее ответственные
моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей.
Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче,
если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.
Темп. Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и
при длительно выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить
повествования в перерывах звучания, понимать выразительное значение
длительной паузы или выдержанного звука. Самый простой и эффективный
способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь
пропустить момент вступления
-
знать звучащую у партнера музыку
(поиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным ожиданием и
заполняется живым звуком.
Часто непрерывность четырёхручного исполнения нарушается из-за
отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и
отсчёта длительных пауз. Необходимо установить, кому из партнёров, в
зависимости от занятости рук, удобнее перевернуть страницу. В случае, если
не оказывается свободной руки, следует определить, какой пропуск в нотном
тексте окажется наименьшей потерей. Этому надо учиться, не пренебрегая
специальной тренировкой.
У ансамблистов нередко возникают проблемы в области двигательных
навыков, которые приходится решать совместно. Одной из задач по
освоению элементарной техники ансамбля является приобретение навыков
передачи ансамблистами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии,
аккомпанемента и т.д.
Большие трудности связаны с исполнением чередующихся пассажей. От
исполнителей требуются определенные навыки «подхвата», точность и
синхронность вступления, органичность передачи любого голоса из одной
партии в другую. Индивидуальная работа может предшествовать или
сопутствовать общимрепетициям, но координация отдельных приемов и их
совместная
отработка
являются
непременным
этапом
преодоления
пассажных трудностей ансамблевого произведения. Ансамблисты должны
научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее партнеру,
не разрывая музыкальной ткани.
Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства
ритма - важная задача в музыкальной педагогике. Ритм в музыке - категория
6
не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-
поэтическая, художественно-смысловая.
В области темпа и ритма индивидуальные особенности исполнителей
сказываются очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое
изменение темпа и ритма при совместной игре может резко нарушить
синхронность. И это очень чутко улавливается слушателем. Поэтому особое
место в совместном исполнительстве занимают вопросы,
связанные с
ритмом.
Основные задачи работы над ритмом: найти художественно наиболее
выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка,
овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм
гибким и живым.
Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые
простые ансамбли,
сопутствуют выработке ряда игровых приёмов и
навыков,
которые относятся к процессам развития чувства ритма,
выступают в качестве его «подпорки».
Важнейший из этих навыков -
воспроизведение
равномерной
последовательности
одинаковых
длительностей. На первых порах партия ученика должна быть предельно
простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной
позиции.
Хорошо
если партия педагога будет представлять ровную
пульсацию, заменяя ученику счёт.
Играя
вместе
с
педагогом,
ученик
находится
в
определенных
метроритмических рамках.
Необходимость «держать» свой ритм делает
усвоение различных ритмических фигур более органичным. Такой ритмике
способствует и разучивание примеров с текстом.
Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения
мерной пульсации, выстраивает «материальную» основу для развития
чувства темпа.
Не секрет,
что иногда учащиеся исполняют пьесы в
замедленном темпе. Это может деформировать верное ощущение темпа.
Ансамблевая
игра
не
только
даёт
педагогу
возможность
диктовать
правильный темп в каждом конкретном случае, но и формирует у ученика
верное темпоощущение.
Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической
единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в
ансамбле
большое
значение,
так
как
подчиняет
частное
целому
и
способствует созданию у партнёров единого темпа.
При ансамблевой игре партнёры должны определить темп, ещё не начав
собственного
исполнения.
В
ансамбле
темпоритм
должен
быть
коллективным.
При всей строгости он должен быть естественным и
органичным.
Отсутствие ритмичной устойчивости часто связано со
свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это
происходит при нарастании силы звучности - эмоциональное возбуждение
учащает ритмический пульс; или
в стремительных пассажах,
когда
неопытному пианисту начинает казаться, что он скользит по наклонной
7
плоскости; а также
в сложных для исполнения местах - технические
трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасный такт.
При объединении в дуэте двух пианистов страдающих таким недостатком,
возникшее accelerando развивается с неумолимостью цепной реакции и
увлекает партнёра к неизбежной катастрофе.
Если же этот недостаток
присущ только одному из участников,
то второй оказывается верным
помощником.
Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые
благоприятные
возможности
для
исправления
индивидуальных
погрешностей исполнения.
В ансамблевой игре существуют определенные ритмические принципы:
ведущим в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии
которого в данный момент находятся наименьшие длительности.
Довольно распространенный
недостаток в
исполнении
ансамблевой
музыки – искажение ритмического рисунка, нечеткое его исполнение. Чаще
всего ошибки появляются в пунктирном ритме, сочетание ритмически
неоднородных фигур в партиях,
чередование и совмещение двух и
трехдольных ритмов, применение пяти-семидольных размеров. Безупречная
точность ритмического рисунка властная сила ритма - непременное условие
в исполнении. Ансамблисты должны стремиться к совпадению опорных
долей без вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной
длительности несовпадающих долей. Исполнитель должен ясно ощущать
самостоятельность
ритмического
рисунка
своей
партии,
преодолевая
магнетическую силу одновременно звучащей ритмической фигуры другой
партии.
Динамика
(изменение силы
громкости звучания) является одним из
самых действенных выразительных средств.
Диапазон четырехручного
исполнения шире, чем при сольной игре, т.к. наличие двух пианистов
позволяет полней реализовать возможности клавиатуры, использовать для
достижения динамического эффекта равномерное распределение сил двух
человек.
Умелое использование динамики помогает раскрыть общий
характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные
особенности формы произведения.
Динамика исполнения отдельной партии в равной степени зависит от того,
что играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности
изложения обеих партий. Здесь следует еще раз отметить организующую
роль партии Secondo как основы, фундамента всего ансамбля в динамических
сдвигах и нарастаниях. Forte ведущей партии, как правило, несколько более
интенсивнее, чем forte сопровождения. При прозрачной фактуре forte звучит
иначе, чем при плотной Ансамблисты должны точно и ясно представлять
общий
динамический
план
произведения.
Нужно
определить
его
кульминацию;
постепенное
усиление
или
уменьшение
громкости.
Внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на
фразировку, но и на композицию произведения в целом. Несогласованное с
партнером,
непродуманное применение динамического нюанса может
8
сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во
всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной
совместной игры.
В ансамблевой игре важны не только синхронность и ровность движения,
согласованность и ровность динамики, но и тождественность приемов
звукоизвлечения. С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от
участников полной согласованности в приемах звукоизвлечения. Большого
внимания требует тщательная работа над штрихами, в процессе которой
происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной
формы ее выражения.
Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии
отдельно, т.к. штрихи в ансамбле взаимосвязаны. Лишь при общем звучании
обеих партий может быть определена художественная целесообразность и
убедительность решения любого штрихового вопроса. Выбор приемов
звукоизвлечения
связан
со
стилевыми
особенностями
исполняемого
произведения,
с
музыкальным
содержанием
и
его
истолкованием
ансамблистами, с характером исполняемой музыки.
Внимательное чтение нотного текста, прослушивание его внутренним
слухом и первые попытки исполнения пробуждают творческую фантазию
участников ансамбля.
Совместные поиски наиболее выразительного
произнесения каждой фразы приводят к выбору наиболее естественных для
музыкального образа штрихов.
Одновременное или последовательное
произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов,
дающих сходный по характеру звучания результат.
Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать
общее представление о характере его музыкального содержания. С этой
целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в
записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из
партий.
Помимо
этого
познакомить
учащихся
с
автором,
эпохой,
содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями
является работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более
тщательно заняться фразировкой, штрихами, ритмом и т.п.
После предварительного совместного прочтения нового произведения
наступает
период
репетиций.
Успешность
ансамблевых
репетиций
непосредственно зависит от творческой активности каждого из участников
ансамбля. Конечная задача, стоящая перед ними – создание продуманной
интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное
его воспроизведение.
От теории перейдем к практике.
Объединение учащихся Ахметовой Галины и Переиной Златы в дуэт
состоялось в 3 классе. Учащиеся психологически были готовы к совместной
работе, им хотелось играть вместе! До это времени у учащихся уже был
9
достаточный опыт игры в ансамбле с педагогом. Поэтому им уже были
известны основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне
«своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не
мешать партнеру. Но – раньше за этим в основном следил педагог, а теперь
они должны себя самостоятельно контролировать.
Первым, совместно сыгранным, произведением данного дуэта была
русская народная песня «Светит месяц». Работа строилась следующим
образом.
Пьеса
была
выбрана
по
обоюдному
согласию
будущих
исполнителей, то есть эмоциональный отклик был сформирован еще до
совместной игры, что немаловажно на начальном и последующих этапах
обучения. Первый показ произведения педагогом (совмещенное исполнение
обоих партий) также вызвал только самые положительные эмоции.
Состоялась беседа о произведении, о специфике его исполнения, были
определены
характер
музыки,
значение
и
функции
каждой
партии.
Учащиеся самостоятельно разбирали текст партий в ходе домашней работы.
Проверка результатов проводилась в классе, на индивидуальных занятиях,
целью которых было грамотное исполнение нотного текста, аппликатуры,
штриховых обозначений, агогики. При этом педагог при каждом удобном
случае подыгрывал партию будущего партнера, подготавливая тем самым
ученика
к
слышанию
всей
партитуры
музыкального
произведения.
После этого началась работа над совместным исполнением.
Таким образом, после первого года совместной игры в ансамбле
учащиеся должны владеть развитыми навыками ансамблевого мышления:
- умение вместе вступать и заканчивать произведение;
- умение играть вместе;
- обладать ритмическим и темповым единством;
- понимать функции своей партии.
Отмечу, что первый опыт совместной игры моих учениц оказался очень
удачным. Исполнительское мастерство, чувство партнерства развивается и
крепнет, сформировался стойкий интерес к совместному исполнительству.
Учащиеся на протяжении 4 лет, играющие вместе, в свое время овладели
всеми необходимыми первоначальными навыками, необходимыми для
формирования
крепкого,
полноценного
фортепианного
ансамбля,
что
подтверждают их успешные выступления на школьных мероприятиях.
В 2016 году фортепианный дуэт на II Межрегиональном Открытом конкурсе
фортепианных ансамблей в г.Набережные Челны был удостоен звания
Лауреата II степени. В то же время, ученицы понимают – как много нужно
работать, каждому в отдельности и совместно, для достижения качественных
результатов. При этом каждое новое исполняемое произведение – еще одна
ступень к вершинам мастерства игры в ансамбле.
10
Заключение
Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся, наряду с целым комплексом
сольных пианистических навыков, овладевают приемами и способами
работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианный
дуэт, аккомпанемент, концерт.
Игра в ансамбле
играет важную роль в развитии творческих
способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения
совместной
игры
совершенствуют
слуховые,
ритмические,
образные
представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на
высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства;
обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно.
Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в
ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся
приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,
1978.
2. Вопросы музыкальной педагогики – сборник статей под ред.
В.Натансона. М.: Музыка, 1971.
3. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
11