Автор: Болотина Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№ 27 "Росинка"
Населённый пункт: Г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование фольклорных произведений в развитии речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 27 «Росинка»
Методическая разработка
Использование фольклорных
произведений в развитии речи детей раннего
возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Воспитатель высшей кв. категории
С.В. Болотина
Новосибирск
2022
Представляю вашему вниманию результаты моей работы по вопросам
развития речи детей раннего возраста с использованием фольклора, его
богатого словарного потенциала: песен,, потешек, попевок, поговорок, игр,
где
сочетаются слово и музыкальный ритм, который дает стимул для
познавательного и речевого развития в соответствии с ФГОС ДО.
Материал
предназначен
для
организации
дополнительной
образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, по вопросам речевого
развития с использованием словесных игр фольклорного характера, как с
педагогами, так и с родителями.
Актуальность инновационной деятельности заключается в доступности
материала
детскому
восприятию,
добровольности
усвоения
новой
информации в игровой деятельности и возможности побуждения
к
возникновению самостоятельной двигательной и речевой активности у детей
раннего возраста
Цель: использование речевого материала фольклорного характера в
работе по развитию речи детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО в
дополнительной образовательной деятельности.
Задачи:
1.
Побуждать стремление взаимодействовать с окружающим
миром, через приобщение к фольклорному творчеству.
2.
Способствовать
формированию
положительного
эмоционального
настроя
детей
к
совместной
образовательной
деятельности.
3.
Способствовать развитию речи, посредством развития
фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики
рук, интонационной выразительности, становлению самостоятельной
речевой активности, посредством использования ценностного речевого
содержания фольклорных игр-забав.
Принципы:
развивающее образование;
научная обоснованность и практическая применимость;
адекватность возрастным особенностям.
Методы и приемы: игра, объяснение, показ, повторение, демонстрация.
Оборудование: игрушки, картинки, предметы бытового назначения,
мультимедийные средства.
Методические
рекомендации:
работа
проводится
с
небольшой
подгруппой детей (до 5 человек), раз в две недели, во второй половине дня,
длительностью 5 минут. Рекомендуется использовать яркий, красочный
демонстрационный материал, преподносить который следует эмоционально,
2
интонационно выразительно. С началом художественной деятельности с
детьми, количество занятий по ознакомлению стихотворного материала,
варьируется в зависимости от степени его запоминания (не больше трех раз
подряд).
Размещение
детей
произвольное,
комфортное.
Настроение
радостное,
позитивное.
Использование
фонового
музыкального
сопровождения
во
время
подвижных,
словесных
игр,
продуктивной
деятельности, приветствуется. В конце учебного года проводится итоговое
развлечение,
демонстрирующее
развитие
детей
за
данный
период
дополнительной образовательной деятельности.
Планирование работы.
№
Тема
Форма деятельности
Оборудование
1 неделя
октября
«Игры с
язычком».
И/с «Жил да был
язычок…»
Д/и «Язычок
забавляется».
Д/у «Язычок
играется».
М/у «Повторялки».
Картинка с
изображением домика и
язычка в окошке
(мобильная).
3 неделя
октября
«Повторяшки»
Закрепление
материала.
Чтение потешки:
«Дружная семейка»
-//-
1 неделя
ноября
«Постирушки».
Д/у«Озорные
пальчики».
С/м «Разноцветные
кораблики».
П/д «Поиграем –
постираем».
Тазики с водой, пена
для ванн, поролоновые
губки разных цветов по
количеству детей;
полотенца.
3 неделя
ноября
«Повторяшки».
Закрепление
материала.
Чтение
потешки:
«Водичка,
водичка»
-//-
1 неделя
декабря
«Поварята».
Д/у «Язычок
играется».
П/г «Кашку сварим».
Игрушки: кукла, кошка.
3
3 неделя
декабря
«Повторяшки»
Закрепление
материала. Чтение
потешки: «Сорока-
белобока»
-//-
2 неделя
января
«Зайка –
почитай-ка».
Д/у«Покажи
ладошки».
П/г«Зайка и
книга».Чтение
потешки Зайка
попляши
Игрушка – заяц.
4 неделя
января
«Повторяшки»
Закрепление
материала. Чтение
потешки: «Идет коза
рогатая»
Игрушка - коза
2 неделя
февраля
«Пальчик -
мальчик»
П/и «Солнышко и
дождик».
П/г «Пальчик -
мальчик»
Картинки с
изображением детских
рук.
1 неделя
марта
«Повторяшки».
Закрепление
материала.Чтение
потешки:«Пальчик-
мальчик»
-//-
4 неделя
марта
«Ладушки».
Д/у «Надуй пузырь».
П/
г«Ладушки».Чтение
потешки:«Ладушки-
ладушки»
Мыльные пузыри.
1 неделя
апреля
«Вьюшки»
П/и «Прокати мяч».
П/г «Вьюшки».
Массажные мячи по
количеству детей,
стулья, большая мягкая
игрушка – заяц.
3 неделя
апреля
«Повторяшки».
Закрепление
материала.
-//-
4 неделя
апреля
Этюд «В гостях
у солнышка».
Х/д этюд «В гостях у
солнышка».
Корзина, платок, лента,
игрушки – заяц, коза,
птичка, кошка;
мыльные пузыри, зонт.
4
Примечания:
п/и – подвижная игра,
д/и – дидактическая игра,
м/и – музыкальная игра,
д/у – динамические упражнения,
п/д – продуктивная деятельность,
п/г пальчиковая гимнастика,
и/с – игровая ситуация,
с/м – сюрпризный момент.
Ожидаемые результаты:
Создание потенциала для развития интеллектуальных и речевых
процессов в результате использования фольклорных игр имитационного
характера в сочетании с развитием мелкой моторики руки у детей раннего
возраста в соответствии с ФГОС ДО. Установление положительного
психоэмоционального
климата
в
отношениях
между
взрослым
и
ребенком.
Вывод:
Между
детьми
и
воспитателем
сложился
положительный
психоэмоциональный климат. Они с большим удовольствием шли на
контакт с воспитателе, вовлекались в игру. У детей расширился
словарный запас, в самостоятельной деятельности и в играх стали
использовать произведения русского народного фольклора, а также
пальчиковые
игры, научились соотносить действия с содержанием
потешки, понимать значение слов и правильно их произносить.
Список использованной литературы:
1.
Генинг М.Г., Герман Н.А. О Веселом Язычке. / М.Г. Геринг, Н.А.
Герман. – Москва: Мозаика – синтез, 2012 год.- 207с.
2.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. -
Санкт-
Петербург: Литера, 2005 год. – 23с.
3.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования (пилотный вариант) / ред. Н.Е. Вераксы, ТС.
Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – синтез, 2014 год.-
368с.
5
Методическое сопровождение.
Игровой материал:
Игровая ситуация «Жил да был язычок»:
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень
интересный. Что это за домик? Это рот. (Показываем картинку мобильного
характера). И у нас есть домик и язычок в нем (обращаем внимание на
собственный рот и язык). Вот какой интересный домик был у Веселого
Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А
чем закрыт домик? Губами (показ). Но, кроме одной дверки, у этого домика
есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта
дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно
открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать
свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и
предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок
высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался -
холодно на улице, лето прошло. В домике у Веселого Язычка есть постелька,
где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык).
Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую
дверку, а затем первую [1].
Дидактическая игра «Язычок забавляется»:
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так
прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей,
что потолок - это нёбо. Просит погладить небо языком).На следующий день
Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были
открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и
почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась
одна дверка, а затем вторая.
Динамическое упражнение «Язычок играется»:
Упражнение строится на повторении движений языка детьми за
взрослым:
«Язычок гуляет» - высунуть язык вперед, убрать назад;
«Язычок греется на солнышке» - высунуть язык, задержать на
некоторое время;
«Язычок оглядывается» - перемещаем язык из одного уголка губ в
другой;
«Язычок прячется» - высунуть язык и по сигналу взрослого
спрятать.
6
Музыкальное упражнение «Повторялки»:
Упражнение основано на имитировании звуков детьми, которые
произносит взрослый: на распев произносим гласные звуки (язычок любит
петь), согласные звуки произносим в зависимости от мягкости и твердости,
даем характеристику каждому звуку и сочетанию звуков (бам-бам - играем в
барабан; тук-тук – молоточка звук и т.д.).
Динамическое упражнение «Озорные пальчики»:
Упражнение строится на повторении движений пальцев детьми за
взрослым:
«Пальчики гуляют» - разжимаем, сжимаем пальцы в кулачок;
«Пальчики
играют»
-
совершаем
возвратно-поступательные,
веерообразные движения пальцами;
«Покажи пальчик» - показываем определенное количество пальцев.
Для активизации интереса к упражнению, взрослый может одеть
перчатки с цветными пальчиками.
Подвижная игра «Ой, поймаю!»:
Дети стоят полукругом, вытянув руки вперед, ладонями вверх.
Игровая задача – спрятать ладошки за спину, чтобы их не поймал «кот».
Взрослый проводит игрушкой по ладошкам детей, поет «песенку кота»
(мурлыкает), после произносит – ой, поймаю! – дети прячут руки, «кот»
ловит ладошки.
Подвижная игра «Прокати мяч»:
Игровая задача – прокатить мяч по дорожке из препятствий к
зрительному ориентиру.
Дети выбирают мячи по цвету, называя его, и
прокатывают в произвольно расставленные «воротики» (3-4 стульчика) по
дорожке к «зайке».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»:
Игровая задача – действие по сигналу взрослого. Дети «гуляют» по
группе, когда взрослый открывает зонт, спешат собраться по ним.
Продуктивная деятельность:
«Поиграем – постираем» - дети играют с поролоновыми губками, на
которых находится капелька пены для ванн, опускают их под воду,
отжимают, наблюдают за пузырьками воздуха и пены, выходящими из под
воды и т.д.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:
7
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки
пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения
резиновые игрушки издающие звуки. Упражнение начинается с объяснения
его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа
переходят к словесным указаниям. Сначала все упражнения выполняются
медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить
требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с
ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или
помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию
движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически[2].
Художественный материал:
Пальчиковая гимнастика «Кашку сварим»:
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
(водим
указательным
пальцем по ладошке)
Куколку кормили,
Кошечке давали.
(имитация
кормления,
угощаем куклу и кошку).
Пальчиковая
гимнастика «Зайка и книга»:
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладошки
соприкасаются,
при слове «открыл» раскрываются
как книга)
Итоговое мероприятия:
Этюд «У солнышка в гостях».
Цель: развитие речевой активности детей 2-3 лет, умения соотносить
действие с содержанием стиха или потешки, побуждение к пониманию
значения слов, правильному их произношению.
Задачи: развитие мелкой моторики,
коммуникативных навыков,
эмоциональной сферы, побуждение к использованию полученных умений в
самостоятельной речевой и двигательной деятельности.
Оборудование: мягкие игрушки среднего размера по количеству детей:
коза, птичка; мыльные пузыри (на каждого ребенка); модули, зонт, лента для
декорирования букетов цветов, корзина, платок; музыкальный центр.
8
Методические рекомендации: развлечение проводится с небольшой
подгруппой детей (до 5 человек), длительность 15 минут. Рекомендуется
использовать яркий, красочный демонстрационный материал, преподносить
который следует эмоционально, интонационно выразительно. Размещение
детей полукругом (используем зрительные ориентиры – цветные кружки).
Настроение радостное, позитивное. Используется фоновое музыкальное
сопровождение.
Ход:
Звучит веселая музыка, воспитатель приглашает детей подойти к нему.
Дети становятся возле воспитателя в произвольном порядке.
В: ребята, мы с вами сегодня собрались здесь, чтобы поиграть и
повеселиться! Будем играть? Будем веселиться?
Д:да!
В:тогда начнем! На улице такие чудесные весенние деньки, ярко светит
солнышко, Я вам сегодня предлагаю, отправится в гости к солнышку! Вон
его домик, но чтоб туда дойти, нужно нам преодолеть вот такую сложную
дорожку.
Справимся?
Тогда
вперед!
(дети
проходят
по
дорожке
с
препятствиями из мягких модулей).
В: вот мы и дошли до домика. Но, где же солнышко? Поздороваемся с
ним, может оно услышит нас и придет! - Здравствуй, солнышко –
колоколнышко!
Мы с ребятами знаем потешку и хотим подарить ее тебе, солнышко, за
то, что ты нас ласково и тепло встречаешь каждое утро! Начнем, ребята?!
Д:
светит
солнышко
в
окошко,
Греет нашу комнату,
Мы похлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
(Дети
хлопают
в
ладоши,
звучит
русская
плясовая
мелодия,
пританцовывая, входит герой - «Солнышко»).
С:здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я солнышко! Очень радо всех
вас сегодня видеть у себя в гостях! Я услышало ваше приветствие, мне оно
очень понравилось, спасибо! А сейчас я с вами хочу поиграть! Игра
«Солнышко и дождик». Хорошо, ребята, весело играете! Вы мои гости, и у
меня для вас есть подарки! (Достает корзинку накрытую платком). Подниму
за уголок, я голубенький платок, ну-ка, детки, подходите и в корзинку
загляните!
9
(Дети подходят к корзине, осматривают содержимое, берут игрушки в
руки).
В: ай, да солнышко, спасибо! Всем подарки надарило! Мы тоже в долгу
не останемся и за каждый подарок отчитаемся! Подарим тебе сказку,
которую умеем рассказывать руками. (Дети по очереди, показывают игрушки
и рассказывают соответствующую сказку).
Пальчиковая гимнастика «Птичка»:
Птичка-птичка,
(круговыми
движениями
водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(пощипываем
или
стучим
пальцами по ладошке)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Птичка-птичка,
(круговыми
движениями
водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(пощипываем
или
стучим
пальцами по ладошке)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
10
Пальчиковая гимнастика «Вьюшки»:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью (указательным пальцем водим вокруг
другого
пальца)
Колотушки
колочу
(Стучим
кулачком
по
кулачку)
Заколачиваю, приколачиваю! (Стучим поочередно указательными пальцами
друг по дружке).
Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»:
Идет коза рогатая, за малыми ребятами, (делаем «козу» и указательного
и среднего пальцев, имитируем движение ног козы) Кто кашу не ест? Кто
молоко не пьет? Забодаю! (пальцы в том же положении – щекочем друг
дружку).
С: здорово, ребята! Мне было весело с вами! А теперь мне пора
уходить, ведь надо успеть всем улыбнуться и всех обогреть!
В: у нас для тебя тоже есть подарки, солнышко! Чтоб тебе не скучно
было по небу ходить, мы тебе подарим фейерверк из мыльных пузырей!
(Дети пускают мыльные пузыри, солнце уходит).
- До свидания, солнышко, до новых встреч!
11