Напоминание

"Использование фольклорных произведений в развитии речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Болотина Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№ 27 "Росинка"
Населённый пункт: Г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование фольклорных произведений в развитии речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 27 «Росинка»

Методическая разработка

Использование фольклорных

произведений в развитии речи детей раннего

возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Воспитатель высшей кв. категории

С.В. Болотина

Новосибирск

2022

Представляю вашему вниманию результаты моей работы по вопросам

развития речи детей раннего возраста с использованием фольклора, его

богатого словарного потенциала: песен,, потешек, попевок, поговорок, игр,

где

сочетаются слово и музыкальный ритм, который дает стимул для

познавательного и речевого развития в соответствии с ФГОС ДО.

Материал

предназначен

для

организации

дополнительной

образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, по вопросам речевого

развития с использованием словесных игр фольклорного характера, как с

педагогами, так и с родителями.

Актуальность инновационной деятельности заключается в доступности

материала

детскому

восприятию,

добровольности

усвоения

новой

информации в игровой деятельности и возможности побуждения

к

возникновению самостоятельной двигательной и речевой активности у детей

раннего возраста

Цель: использование речевого материала фольклорного характера в

работе по развитию речи детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО в

дополнительной образовательной деятельности.

Задачи:

1.

Побуждать стремление взаимодействовать с окружающим

миром, через приобщение к фольклорному творчеству.

2.

Способствовать

формированию

положительного

эмоционального

настроя

детей

к

совместной

образовательной

деятельности.

3.

Способствовать развитию речи, посредством развития

фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики

рук, интонационной выразительности, становлению самостоятельной

речевой активности, посредством использования ценностного речевого

содержания фольклорных игр-забав.

Принципы:

развивающее образование;

научная обоснованность и практическая применимость;

адекватность возрастным особенностям.

Методы и приемы: игра, объяснение, показ, повторение, демонстрация.

Оборудование: игрушки, картинки, предметы бытового назначения,

мультимедийные средства.

Методические

рекомендации:

работа

проводится

с

небольшой

подгруппой детей (до 5 человек), раз в две недели, во второй половине дня,

длительностью 5 минут. Рекомендуется использовать яркий, красочный

демонстрационный материал, преподносить который следует эмоционально,

2

интонационно выразительно. С началом художественной деятельности с

детьми, количество занятий по ознакомлению стихотворного материала,

варьируется в зависимости от степени его запоминания (не больше трех раз

подряд).

Размещение

детей

произвольное,

комфортное.

Настроение

радостное,

позитивное.

Использование

фонового

музыкального

сопровождения

во

время

подвижных,

словесных

игр,

продуктивной

деятельности, приветствуется. В конце учебного года проводится итоговое

развлечение,

демонстрирующее

развитие

детей

за

данный

период

дополнительной образовательной деятельности.

Планирование работы.

Тема

Форма деятельности

Оборудование

1 неделя

октября

«Игры с

язычком».

И/с «Жил да был

язычок…»

Д/и «Язычок

забавляется».

Д/у «Язычок

играется».

М/у «Повторялки».

Картинка с

изображением домика и

язычка в окошке

(мобильная).

3 неделя

октября

«Повторяшки»

Закрепление

материала.

Чтение потешки:

«Дружная семейка»

-//-

1 неделя

ноября

«Постирушки».

Д/у«Озорные

пальчики».

С/м «Разноцветные

кораблики».

П/д «Поиграем –

постираем».

Тазики с водой, пена

для ванн, поролоновые

губки разных цветов по

количеству детей;

полотенца.

3 неделя

ноября

«Повторяшки».

Закрепление

материала.

Чтение

потешки:

«Водичка,

водичка»

-//-

1 неделя

декабря

«Поварята».

Д/у «Язычок

играется».

П/г «Кашку сварим».

Игрушки: кукла, кошка.

3

3 неделя

декабря

«Повторяшки»

Закрепление

материала. Чтение

потешки: «Сорока-

белобока»

-//-

2 неделя

января

«Зайка –

почитай-ка».

Д/у«Покажи

ладошки».

П/г«Зайка и

книга».Чтение

потешки Зайка

попляши

Игрушка – заяц.

4 неделя

января

«Повторяшки»

Закрепление

материала. Чтение

потешки: «Идет коза

рогатая»

Игрушка - коза

2 неделя

февраля

«Пальчик -

мальчик»

П/и «Солнышко и

дождик».

П/г «Пальчик -

мальчик»

Картинки с

изображением детских

рук.

1 неделя

марта

«Повторяшки».

Закрепление

материала.Чтение

потешки:«Пальчик-

мальчик»

-//-

4 неделя

марта

«Ладушки».

Д/у «Надуй пузырь».

П/

г«Ладушки».Чтение

потешки:«Ладушки-

ладушки»

Мыльные пузыри.

1 неделя

апреля

«Вьюшки»

П/и «Прокати мяч».

П/г «Вьюшки».

Массажные мячи по

количеству детей,

стулья, большая мягкая

игрушка – заяц.

3 неделя

апреля

«Повторяшки».

Закрепление

материала.

-//-

4 неделя

апреля

Этюд «В гостях

у солнышка».

Х/д этюд «В гостях у

солнышка».

Корзина, платок, лента,

игрушки – заяц, коза,

птичка, кошка;

мыльные пузыри, зонт.

4

Примечания:

п/и – подвижная игра,

д/и – дидактическая игра,

м/и – музыкальная игра,

д/у – динамические упражнения,

п/д – продуктивная деятельность,

п/г пальчиковая гимнастика,

и/с – игровая ситуация,

с/м – сюрпризный момент.

Ожидаемые результаты:

Создание потенциала для развития интеллектуальных и речевых

процессов в результате использования фольклорных игр имитационного

характера в сочетании с развитием мелкой моторики руки у детей раннего

возраста в соответствии с ФГОС ДО. Установление положительного

психоэмоционального

климата

в

отношениях

между

взрослым

и

ребенком.

Вывод:

Между

детьми

и

воспитателем

сложился

положительный

психоэмоциональный климат. Они с большим удовольствием шли на

контакт с воспитателе, вовлекались в игру. У детей расширился

словарный запас, в самостоятельной деятельности и в играх стали

использовать произведения русского народного фольклора, а также

пальчиковые

игры, научились соотносить действия с содержанием

потешки, понимать значение слов и правильно их произносить.

Список использованной литературы:

1.

Генинг М.Г., Герман Н.А. О Веселом Язычке. / М.Г. Геринг, Н.А.

Герман. – Москва: Мозаика – синтез, 2012 год.- 207с.

2.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. -

Санкт-

Петербург: Литера, 2005 год. – 23с.

3.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования (пилотный вариант) / ред. Н.Е. Вераксы, ТС.

Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – синтез, 2014 год.-

368с.

5

Методическое сопровождение.

Игровой материал:

Игровая ситуация «Жил да был язычок»:

"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень

интересный. Что это за домик? Это рот. (Показываем картинку мобильного

характера). И у нас есть домик и язычок в нем (обращаем внимание на

собственный рот и язык). Вот какой интересный домик был у Веселого

Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А

чем закрыт домик? Губами (показ). Но, кроме одной дверки, у этого домика

есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта

дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно

открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать

свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и

предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок

высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался -

холодно на улице, лето прошло. В домике у Веселого Язычка есть постелька,

где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык).

Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую

дверку, а затем первую [1].

Дидактическая игра «Язычок забавляется»:

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так

прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей,

что потолок - это нёбо. Просит погладить небо языком).На следующий день

Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были

открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и

почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась

одна дверка, а затем вторая.

Динамическое упражнение «Язычок играется»:

Упражнение строится на повторении движений языка детьми за

взрослым:

«Язычок гуляет» - высунуть язык вперед, убрать назад;

«Язычок греется на солнышке» - высунуть язык, задержать на

некоторое время;

«Язычок оглядывается» - перемещаем язык из одного уголка губ в

другой;

«Язычок прячется» - высунуть язык и по сигналу взрослого

спрятать.

6

Музыкальное упражнение «Повторялки»:

Упражнение основано на имитировании звуков детьми, которые

произносит взрослый: на распев произносим гласные звуки (язычок любит

петь), согласные звуки произносим в зависимости от мягкости и твердости,

даем характеристику каждому звуку и сочетанию звуков (бам-бам - играем в

барабан; тук-тук – молоточка звук и т.д.).

Динамическое упражнение «Озорные пальчики»:

Упражнение строится на повторении движений пальцев детьми за

взрослым:

«Пальчики гуляют» - разжимаем, сжимаем пальцы в кулачок;

«Пальчики

играют»

-

совершаем

возвратно-поступательные,

веерообразные движения пальцами;

«Покажи пальчик» - показываем определенное количество пальцев.

Для активизации интереса к упражнению, взрослый может одеть

перчатки с цветными пальчиками.

Подвижная игра «Ой, поймаю!»:

Дети стоят полукругом, вытянув руки вперед, ладонями вверх.

Игровая задача – спрятать ладошки за спину, чтобы их не поймал «кот».

Взрослый проводит игрушкой по ладошкам детей, поет «песенку кота»

(мурлыкает), после произносит – ой, поймаю! – дети прячут руки, «кот»

ловит ладошки.

Подвижная игра «Прокати мяч»:

Игровая задача – прокатить мяч по дорожке из препятствий к

зрительному ориентиру.

Дети выбирают мячи по цвету, называя его, и

прокатывают в произвольно расставленные «воротики» (3-4 стульчика) по

дорожке к «зайке».

Подвижная игра «Солнышко и дождик»:

Игровая задача – действие по сигналу взрослого. Дети «гуляют» по

группе, когда взрослый открывает зонт, спешат собраться по ним.

Продуктивная деятельность:

«Поиграем – постираем» - дети играют с поролоновыми губками, на

которых находится капелька пены для ванн, опускают их под воду,

отжимают, наблюдают за пузырьками воздуха и пены, выходящими из под

воды и т.д.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:

7

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки

пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения

резиновые игрушки издающие звуки. Упражнение начинается с объяснения

его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа

переходят к словесным указаниям. Сначала все упражнения выполняются

медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить

требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с

ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или

помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию

движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически[2].

Художественный материал:

Пальчиковая гимнастика «Кашку сварим»:

Кашку варили,

Ложечкой мешали,

(водим

указательным

пальцем по ладошке)

Куколку кормили,

Кошечке давали.

(имитация

кормления,

угощаем куклу и кошку).

Пальчиковая

гимнастика «Зайка и книга»:

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладошки

соприкасаются,

при слове «открыл» раскрываются

как книга)

Итоговое мероприятия:

Этюд «У солнышка в гостях».

Цель: развитие речевой активности детей 2-3 лет, умения соотносить

действие с содержанием стиха или потешки, побуждение к пониманию

значения слов, правильному их произношению.

Задачи: развитие мелкой моторики,

коммуникативных навыков,

эмоциональной сферы, побуждение к использованию полученных умений в

самостоятельной речевой и двигательной деятельности.

Оборудование: мягкие игрушки среднего размера по количеству детей:

коза, птичка; мыльные пузыри (на каждого ребенка); модули, зонт, лента для

декорирования букетов цветов, корзина, платок; музыкальный центр.

8

Методические рекомендации: развлечение проводится с небольшой

подгруппой детей (до 5 человек), длительность 15 минут. Рекомендуется

использовать яркий, красочный демонстрационный материал, преподносить

который следует эмоционально, интонационно выразительно. Размещение

детей полукругом (используем зрительные ориентиры – цветные кружки).

Настроение радостное, позитивное. Используется фоновое музыкальное

сопровождение.

Ход:

Звучит веселая музыка, воспитатель приглашает детей подойти к нему.

Дети становятся возле воспитателя в произвольном порядке.

В: ребята, мы с вами сегодня собрались здесь, чтобы поиграть и

повеселиться! Будем играть? Будем веселиться?

Д:да!

В:тогда начнем! На улице такие чудесные весенние деньки, ярко светит

солнышко, Я вам сегодня предлагаю, отправится в гости к солнышку! Вон

его домик, но чтоб туда дойти, нужно нам преодолеть вот такую сложную

дорожку.

Справимся?

Тогда

вперед!

(дети

проходят

по

дорожке

с

препятствиями из мягких модулей).

В: вот мы и дошли до домика. Но, где же солнышко? Поздороваемся с

ним, может оно услышит нас и придет! - Здравствуй, солнышко –

колоколнышко!

Мы с ребятами знаем потешку и хотим подарить ее тебе, солнышко, за

то, что ты нас ласково и тепло встречаешь каждое утро! Начнем, ребята?!

Д:

светит

солнышко

в

окошко,

Греет нашу комнату,

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

(Дети

хлопают

в

ладоши,

звучит

русская

плясовая

мелодия,

пританцовывая, входит герой - «Солнышко»).

С:здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я солнышко! Очень радо всех

вас сегодня видеть у себя в гостях! Я услышало ваше приветствие, мне оно

очень понравилось, спасибо! А сейчас я с вами хочу поиграть! Игра

«Солнышко и дождик». Хорошо, ребята, весело играете! Вы мои гости, и у

меня для вас есть подарки! (Достает корзинку накрытую платком). Подниму

за уголок, я голубенький платок, ну-ка, детки, подходите и в корзинку

загляните!

9

(Дети подходят к корзине, осматривают содержимое, берут игрушки в

руки).

В: ай, да солнышко, спасибо! Всем подарки надарило! Мы тоже в долгу

не останемся и за каждый подарок отчитаемся! Подарим тебе сказку,

которую умеем рассказывать руками. (Дети по очереди, показывают игрушки

и рассказывают соответствующую сказку).

Пальчиковая гимнастика «Птичка»:

Птичка-птичка,

(круговыми

движениями

водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка

(пощипываем

или

стучим

пальцами по ладошке)

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

Птичка-птичка,

(круговыми

движениями

водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка

(пощипываем

или

стучим

пальцами по ладошке)

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

10

Пальчиковая гимнастика «Вьюшки»:

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью (указательным пальцем водим вокруг

другого

пальца)

Колотушки

колочу

(Стучим

кулачком

по

кулачку)

Заколачиваю, приколачиваю! (Стучим поочередно указательными пальцами

друг по дружке).

Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»:

Идет коза рогатая, за малыми ребятами, (делаем «козу» и указательного

и среднего пальцев, имитируем движение ног козы) Кто кашу не ест? Кто

молоко не пьет? Забодаю! (пальцы в том же положении – щекочем друг

дружку).

С: здорово, ребята! Мне было весело с вами! А теперь мне пора

уходить, ведь надо успеть всем улыбнуться и всех обогреть!

В: у нас для тебя тоже есть подарки, солнышко! Чтоб тебе не скучно

было по небу ходить, мы тебе подарим фейерверк из мыльных пузырей!

(Дети пускают мыльные пузыри, солнце уходит).

- До свидания, солнышко, до новых встреч!

11



В раздел образования