Напоминание

"Бабенская игрушка"


Автор: Бачарникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9 "8 Марта"
Населённый пункт: Московская область,городской округ Подольск.
Наименование материала: Педогогический проект
Тема: "Бабенская игрушка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Бабинская игрушка»

(старшая группа)

Воспитатель:

Бачарникова С.В.

2017 г.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере

русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей бабинской игрушки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить

рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем

в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей,

традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя

геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи,

характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного

декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще

больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь

и дружбу.

Актуальность:

Бабинская игрушка.

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда

появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри,

какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается

игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена

изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-

ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан

на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка рисунков «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир»,поход в музей «Бабинской игрушки»

5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание

иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления

историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

1. Опрос.

2. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трѐх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую

матрешек.

5. Познакомиться с этапами создания матрешек.

6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих

способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От

большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать

предметы, решать задачки и составлять рассказы.

7. Организация совместной деятельности с детьми.Поход в музей.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. ООД: «Откуда появилась матрешка?».

3. ООД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных

районах России»).

4. ООД «Матрѐшка – как символ семьи».

5. ООД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале

(посуда, игрушки)».

7. ООД «Эти разные матрешки»

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»

8. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек.

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весѐлые матрѐшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу

краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не

губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнѐм не дружит!», «Враг

природы тот, кто леса не бережѐт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрѐшки». Учим водить

хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрѐшка.»

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрѐшки (в качестве

Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весѐлые матрѐшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-

сестрички».

2. Дидактические игры:

«Собери матрешку».

«Построй ряд с закрытыми глазами».

«Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

1.

Консультация «Русская матрешка».

2.

Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории

русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка

является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Поход в музей «Бабинской игрушки»

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом

матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для

матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых

чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать

шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей

большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были

все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так

нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте.

Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства



В раздел образования