Напоминание

Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки


Автор: Кирсанова Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЗабУЦПК, Читинского подразделения
Населённый пункт: Г.Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Характеристика

инновационных технологий

профессиональной

подготовки

Развитие технологий, достижения технического прогресса оказывают на

нашу жизнь всестороннее воздействие.

Оно

отражается

не

только

в

видимых

изменениях

окружающей

нас

техносферы.

Проблемы

профессионального

образования,

его

соответствия

требованиям

современного

этапа

социально

экономического

развития

приобрели особую актуальность не только в России, но и в других странах.

Сегодня, учитывая его значимость, это одно из наиболее разрабатываемых

направлений профессиональной дидактики. Причѐм ориентировано оно на

перспективу, так как учитывает неизбежное движение прогресса.

Появившиеся

образовательные

технологии,

нашедшие

применение

в

обучении высококвалифицированных специалистов, учитывают современные

тенденции.

В самой общей форме их можно классифицировать следующим образом:

1)

технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

учащихся (проблемное обучение, игровые технологии и тд.);

2)

технологии

на

основе

эффективности

управления

и

организации

учебного

процесса

(технологии

программированного

обучения,

компьютерные технологии обучения и тд.);

3)

технологии развивающего обучения (личностно

– ориентированное

развивающее

обучение,

системы

с

направленностью

на

развитие

творческих качеств личности…)

К сожалению, не все из технологий в полной мере теоретически и

методически обоснованы. Обратим внимание на одну, наиболее динамично

развивающуюся в последние годы.

Академик

С.Я.

Батышев

в

системе

профессионального обучения

как

наиболее эффективный выделяет

блочно - модульный принцип обучения.

Первые упоминания о модульном методе восходят ещѐ к 17 веку, но полное

развитие новое поколение гибких концепций профессионального образования,

основанных на модульном подходе, получило лишь в наши дни. За рубежом

модульное

обучение

применяют

в

профессиональном

образовании

Великобритании, Италии, США и др.

Международная

организация

труда

при

ЮНЕСКО

разработала

концепцию профессионального образования

« Модули трудовых навыков»,

применяемую в разных странах, в том числе в последние годы и в России. В

1995г. В Москве создан Международный центр развития модульной системы

обучения (проект МОТ), в задачи которого входит создание сети региональных

центров и организаций, участвующих в развитии и применении модульной

технологии

обучения.

Примером

может

служить

Уральский

региональный

центр модульных технологий обучения.

Компетентностный подход сегодня в федеральной целевой программе

развития

образования

рассматривается

как

основа

обновления

содержания

профессионального образования. Нормативный переход на компетентностно-

ориентированное

образование

получил

отражение

в

стандартах

нового

поколения.

Модульно - компетентностная система обучения все шире используется в

практике учебных заведений профессионального обучения.

Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлѐн,

обладает познаниями и опытом. Сегодня компетентность чаще определяют как

сочетание

умений

самостоятельно,

ответственно

и

с

умением

выполнять

определѐнные трудовые функции.

Современная концепция модульного обучения основывается на взаимосвязи

личностного

и

деятельного

подходов.

На

современном

этапе

развития

модульного

обучения

определены

основные

концепции

и

требования

к

содержанию обучения, однако единого мнения, однозначно определяющего

технологию и базовые элементы обучения, нет. Это связано в основном с тем,

что существуют разночтения основного принципиального понятия «модуль» и

различная трактовка того, что включает в себя понятие « модульное обучение».

Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий

развития

личности

путѐм

обеспечения

гибкости

содержания

обучения,

приспособления

дидактической

системы

к

индивидуальным

потребностям

личности и уровню еѐ базовой подготовки посредством организации учебно-

познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Особенности модульного обучения:

1)

обеспечение

обязательной

проработки

каждого

компонента

дидактической системы

и

наглядное его

представление в

модульной

программе и модулях;

2)

четкая

структуризация

содержания

обучения,

последовательное

изложение теоретического материала,

обеспечение учебного процесса

информационно-предметной системы оценки и контроля усвоения знаний

(рейтинговый

контроль),

позволяющей

корректировать

процесс

обучения;

3)

возможность

различных

вариантов

обучения,

адаптация

учебного

процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти

отличительные

особенности

модульного

обучения

являются

основой

высокой технологичности, Которая определяется структуризацией содержания

обучения

с

различными

вариантами

структурных

организационно-

методических

единиц

и

четкой

последовательностью

предъявления

всех

элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления

учебным процессом) в форме модульной программы.

Достоинство

этой

технологии

заключается

в

еѐ

возможностях,

позволяющих проводить:

оптимизацию и структурирование содержания обучения на деятельностно

-

модульной

основе,

обеспечивающей

вариативность

программ

-

возможность их гибкого изменения;

индивидуализацию образовательных программ и взаимодействие между

обучаемым и педагогом;

обучение практической деятельности и контроль успешности обучения на

уровне оценки наблюдаемых действий;

активизацию,

самостоятельность

и

максимальную

реализацию

возможностей обучаемых на основе профессиональной мотивации.

Термин «модуль» обозначает функциональный узел.

Термин

«технология»-

способ

реализации

людьми

сложного

процесса

путем

разделения

его

на

систему

последовательных,

взаимосвязанных

процедур,

действий

и

операций,

которые

выполняются

относительно

однозначно и достигают запланированных результатов.

А так как модули легко компоновать по уровням сложности материала, его

содержанию,

последовательности

сочетаний

блоков,

становится

понятным,

какие широкие возможности открываются для производственного обучения,

его индивидуализации.

Кроме этого, на продуктивность процесса обучения может сильно повлиять

изменивший подход к формированию в нем новой системы межличностных

связей.

Таковым

сегодня

является

тьюторский

(репетиторский,

наставнический) подход.

Тьюторство

практика

индивидуального

образовательного

сопровождения, ориентированная на построение и реализацию персональной

образовательной

стратегии,

учитывающей

личностный

потенциал

человека.

Тьюторство как модуль педагогических отношений актуализует в себе смену

парадигмы восприятия личности в России.

Тьюторское

сопровождение-это

педагогическая

деятельность

по

индивидуализации

образования,

направленная

на

выявление

и

развитие

образовательных

мотивов

и

интересов

учащегося,

поиск

образовательных

ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Индивидуализацию

образования

следует

отличать

от

индивидуального

подхода.

Индивидуальный

подход

понимается

как

средство

преодоления

несоответствия

между

уровнем

учебной

деятельности,

который

задается

программами, и реальными возможностями ученика усвоить их.

Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения:

-при восприятии цели;

-мотивации учения;

-решения учебных задач;

-определении способов действий и тд.

Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися

остается

право

на

выстраивание

собственного

содержания

образования,

собственной образовательной программы.

Деятельность

тьютора

в

логике

индивидуального

подхода

в

принципе

возможна, тогда она строится как средство компенсации «помех» в обучении,

связанных

с

индивидуальными

особенностями

ученика.

Актуальность

применения данной технологии в условиях модернизации образования доказана

опытом разных стран.

Качество

образования

-

востребованность

полученных

знаний

в

конкретных

условиях

их

применения

для

достижения

конкретной

цели

и

повышения качества жизни.

Качество

знаний

определяется

их

функциональностью,

глубиной

и

востребованностью

в

работе

после

окончания

обучения.

Становление

информационного общества на современном этапе его развития реализуется за

счет высокого уровня информационных технологий. Все в большей степени

нарастает

объем

информации,

уметь

ориентироваться

в

котором

следует

образованному человеку. Наряду с этим происходит быстрое обесценивание

предыдущего опыта, возникают принципиально новые задачи, нарастает их

множественность.

Владение ключевыми компетенциями, а не энциклопедичность знаний,

формирование

и

развитие

информационной

культуры

личности

рассматривается сейчас как основа успешной профессиональной

адаптации

человека в обществе.

Каждый

конкретный

вид

специальности

имеет

свои

особенности.

Правильный выбор той или иной системы обучения обеспечивает успех при

подготовке высококвалифицированных специалистов.

Движение по жизни во многом закладывается при учебе, и каким будет шаг,

уверенным

или

робким,

определит

уровень

профессиональной

подготовки

каждого…

Литература

1.

Батышев С.Я Производственная педагогика. - М.,1995г

2.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М 1989

3.

Кругликов Г.И. методика профессионального обучения – М.,2008г.



В раздел образования