Авторы: Ефремова Олеся Александровна, Пиндюр Наталья Федоровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №12 "Здоровячок"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Раздел: дошкольное образование
Воспитатели МБДОУ «Детский сад№12», г.Барнаула
Пиндюр Наталья Федоровна
Ефремова Олеся Александровна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он
совсем не болел, то, во всяком случае,
поддерживать его высокий уровень
здоровья вполне возможно».
Н.М.Амосов
Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья.
Именно в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем организма, закладываются основные
черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков
здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная
деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного
здоровья. Основными составляющими здорового образа жизни являются:
- оптимальный режим дня,
- рациональное сбалансированное питание,
- закаливающие процедуры в режиме дня,
- личная гигиена,
- превалирование положительных эмоций.
Приобщение
детей
к
здоровому
образу
жизни
предполагает
использование
эффективных
педагогических
технологий.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это технологии, направленные на
решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
-
обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у
него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к
здоровому образу жизни и спорту. Выделяют следующие факторы риска,
влияющие на здоровье детей:
- применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не
соответствующих их возрастным особенностям;
- неправильная организация образовательного процесса (без учёта
норм и требований СанПиН);
- отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей
со стороны родителей.
Воспитатель
планирует
каждый
режимный
момент
с
учётом
потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует
развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ
благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы,
формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых
здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников
формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует
специальные технологии.
Методиками
по
здоровьесозиданию
воспитатель
делится
с
родителями на консультациях и мастер-классах. Забота о здоровье детей
состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его.
Существует
стереотип,
что
здоровьесберегающие
технологии
используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так.
Забота
о
здоровье
детей
—
общая
задача
работников
ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный
руководитель,
логопед,
психолог,
медицинская
сестра,
педагоги
дополнительного образования.
В работе с детьми
первой младшей группы мы используем
разнообразные здоровьесберегающие технологии: утренняя гимнастика,
физкультминутки,самомассаж,динамические паузы, физкультурные занятия,
бодрящая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, дыхательная
гимнастика, подвижные игры, профилактика плоскостопия и формирование
правильной
осанки,
релаксация,
пальчиковые
игры,
сказкотерапия,
гимнастика для глаз, физкультурные развлечения.
Разнообразные
формы
здоровьесберегающей
деятельности
способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа
жизни, полезных привычек и, в итоге, подготовке их к обучению в школе.
Литература
1.
Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту
здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
2.
Каштанова
Т.В,
Организация
оздоровительного
центра
в
образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
3.
Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
4.
Кузнецова
М.Н.
Система
комплексных
мероприятий
по
оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.:
АРКТИ, 2002 – 64 с.
5.
Пензулаева
Л.И.
Оздоровительная
гимнастика
для
детей
дошкольного возраста М.: 2004