Автор: Болотина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ д/с№ 27 "Росинка"
Населённый пункт: Г. Новосибирск
Наименование материала: Программа
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
казенное
дошкольное
образовательное
учреждение
города
Новосибирска
«Детский
сад
№27
«Росинка»
Согласовано:
Педагогическим
советом
Протокол
№
/8
20
сад
№
Утверждаю:
Заведующий
МКДОУ
«Детский
Н.
Г.
Подойникова
20^£г
Составители:
Тумакова
Светлана
Александровна
Болотина
Светлана
Владимировна
Новосибирск
2020
Программа
по приобщению детей
дошкольного возраста к истокам
русской народной культуры
2
Содержание
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………...3
1.2 Планируемые результаты освоения Программы……………………………6
Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Обязательная часть Программы.
2.1 Содержание образования по образовательным областям………………... 8
2.2 Формы и направления работы по образовательным областям………… 11
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация жизни и воспитания детей
3.1 Модель воспитательно-образовательного процесса……………………………12
3.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды……………………………………………………………………………….24
3.3 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания…………………………………………………………………………25
3
Воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в лучших системах,
основанных на абстрактных идеях.
К. Д. Ушинский
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
программа
по
приобщению
детей
к
истокам
русской
народной
культуры
-
это
комплексная
программа
по
ознакомлению
детей
с
жизнью,
бытом
и
творчеством
русского
народа,
ориентированная
на
нравственно-патриотическое
и
художественно–
эстетическое воспитание детей.
Программа
составлена
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования,
на
основе
программы О.А. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам
русской
народной
культуры»,
согласно
учебному
плану
Муниципального
казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска
«Детский сад №27 «Росинка», адаптирована к ООП МКДОУ №27 «Росинка».
Рабочая программа
разработана в соответствии с нормативными правовыми
документами:
•
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ
•
«Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
Сан
Пин
2.4.1.1249-03.
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013
№1155
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"
•
Конвенцией о правах ребенка.
•
Уставом МКДОУ «Детский сад №27 «Росинка».
Данная
программа
является
специализированной
программой
познавательно-речевого воспитания детей дошкольного возраста, эффективно
содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на
приобщение
детей
к
лучшим
традициям
русского
народа,
знакомство
с
историей народного творчества.
Строится эта программа на концепции духовно-нравственного воспитания и
развития творческих и познавательных способностей детей, в основу которых
4
положены принципы народности, комплексного использования разных видов
детской деятельности. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание
творческих возможностей детей.
Программа
ценна
тем,
что
знакомясь
с
декоративно-прикладным
искусством,
участвуя
в
календарных
праздниках,
детям
легче
понять
и
представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с
жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности
развития у дошкольников творческого потенциала.
Структура
программы
предусматривает
поэтапное
знакомство
детей
с
декоративно-прикладным
искусством,
знакомство
с
культурой
и
бытом
русского народа, с устным народным творчеством.
Учебный
материал,
предусмотренный
программой,
распределен
в
определенной
последовательности
с
учетом
возрастных и
индивидуальных
особенностей детей. В программе даны темы занятий, их задачи, перечень
материалов.
Материал
сгруппирован
отдельными,
блоками:
знакомство
с
историей,
культурой
и
бытом
русского
народа;
обрядовые
праздники;
музыкально-фольклорные игры; народные промыслы. Занятия расположены от
простого к сложному. В приложении есть конспекты занятий по ознакомлению
с культурой и бытом, обычаями, краткие сведения о промыслах, их истории и
развитии, стихи, загадки, сказки.
В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа
построена
на
духовно
–
нравственном
воспитании
дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную
направленность.
Она поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма:
гордости
за
свою
Родину,
любовь
к
родному
краю,
уважение
традиций,
понимание
неповторимости
культуры
своего
народа.
Дети,
начиная
с
дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране,
особенностях русской культуры и русских традиций.
Программа
способствует
познавательному,
речевому,
художественно-
эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию детей и
предусматривает
проведение различных
видов
занятий
-
игровых
занятий,
занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий,
занятий изобразительной деятельностью и ручным трудом.
Содержание программы рассчитано на детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет.
Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение
свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём
регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе
НОД сочетается групповая и индивидуальная работа.
Сроки реализации программы: 5 лет
Первый год обучения 2-я группа раннего возраста (2-3 года)
Второй год обучения 2-я младшая группа (3-4 года)
Третий год обучения средняя группа (4-5 лет)
Четвертый год обучения старшая группа (5-6 лет)
Пятый год обучения подготовительная группа (6-7 лет)
5
Цель программы.
Воспитание
гуманной,
духовно-нравственной
личности,
достойных
будущих граждан России через приобщение детей ко всем видам
национального
искусства:
архитектуре,
живописи,
устному
народному
творчеству, декоративно-прикладному искусству, народной музыке, танцам.
Задачи:
• Знакомство с культурно-историческими событиями и явлениями с
целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих
традиций.
• Создание условий, в которых доминируют прочные культурно-исторические
корни.
•
Воспитание
нравственных
чувств
детей
дошкольного
возраста
путём
приобщения к культуре русского народа.
• Воспитание будущего гражданина России.
• Создание условий, в которых дети смогли бы наполнить своё развитие
новым духовным содержанием.
• Воспитывать интерес к произведениям русского народного фольклора.
• Воспитание заботливого, уважительного и внимательного отношения к
русской культуре, а также к культуре любого народа.
В основу программы положены следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка
данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических
особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности материала;
- наглядность;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- профессиональная компетентность педагога;
- систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно
системно;
- принцип от близкого к далекому;
-
принцип
системно-организованного
подхода,
который
предполагает
скоорди-нированную работу всех специалистов ДОУ;
- принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
6
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ранний возраст
- проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки,
потешки, скороговорки);
- с помощью взрослых рассказывает, договаривает их;
- проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх;
- с интересом следит за действиями героев кукольного театра.
Младший возраст
-
знает
потешки,
пословицы, приметы, загадки,
считалки
и
с
инициативы
педагога использует их в речи;
- знает народные приметы;
- знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
или с инициативы педагога;
- знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним;
- различает Дымку, Хохлому; имеет элементарные навыки по работе с тестом,
тканью.
Старший возраст
- использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и
поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений;
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными
предметами и делать соответствующие умозаключения;
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях
изобразительного искусства;
- принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках;
- знание и умение называть народных праздников и умеет объяснять, что это за
праздник и когда он бывает;
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры;
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы
(женские, девичьи, мужские);
-
имеет
представление о
народных промыслах (Хохлома, Городец,
Гжель,
Дымка);
-
имеет
практические
навыки
в
работе
с
тестом,
с
тканью,
в
украшении
головных
уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных
кукол;
- умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных
построек.
Формы подведения итогов реализации программы
- викторины;
- конкурсы;
- выставки;
- участие в фольклорном фестивале.
7
Мониторинг
достижения
детьми
планируемых
результатов
освоения
программы проводится воспитателями два раза в год: в сентябре и в мае, для
этого воспитатели заполняют таблицы выявления знаний о русской народной
культуре для детей каждой возрастной группы.
Цель: определить степень освоения детьми программы «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры»
Формы мониторинга (методы):
- наблюдения за ребенком,
- беседы,
- анализ продуктов детских видов деятельности
Оценка уровня развития:
1 балл – не знает программный материал
2 балла – средний уровень усвоения программного материала
3 балла – высокий уровень усвоения программного материала
Диагностика усвоения детьми содержания программы
по приобщению к истокам русской народной культуры
Ранний возраст
№
Фамилия, имя
ребенка
Критерии оценки
Проявляет интерес к русским
народным песенкам, потешкам,
закличкам, сказкам
рассказывает
песенки, потешки,
договаривает их
проявляет желание участвовать в
театрализованных и подвижных
играх
с интересом следит за действиями
героев кукольного театра
1
3 балла - усвоил 2 балла - частично усвоил 1 балл - не усвоил
8
Младший возраст
№
Фамилия, имя
ребенка
Критерии оценки
Знает русские народные песни,
потешки, заклички, загадки,
считалки
Знает название и назначение
предметов русского народного
быта.
Знает народные приметы
Знает названия некоторых
праздников, но принимает в них
пассивное участие
Имеет представление о народных
промыслах; называет их, узнает
материал, из которого сделано
изделие
Знает 2-3 народные подвижные
игры и умеет объяснять правила к
ним
1
3 балла - усвоил 2 балла - частично усвоил 1 балл - не усвоил
Старший возраст
№
Фамилия,
имя ребенка
Критерии оценки
Знает русские народные песни, потешки,
заклички, пословици и поговорки, загадеи,
считалки, дразнилки.
Знает название и назначение предметов
русского народного быта.
Знает русские народные и
хороводные игры
Знает основные народные праздники и
обычаи с ними связанные.
Имеет представление о народных
промыслах; называет их
(Хохлома, Городец, Гжель, Дымка)
Знает народные приметы, умеет соотносить
увиденное в природе с народными
приметами
Знает былинных и сказочных героев,
умеет узнавать их
Знает историю русского народного
костюма, различает головные уборы
(женские, девичьи, мужские)
Умеет отличать архитектурные сооружения
древней Руси
от современных
построек
1
3 балла - усвоил 2 балла - частично усвоил 1 балл - не усвоил
9
Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область
Содержание
психолого - педагогической работы
Социально-коммуникативное
развитие
1. Формирование представления о народной
культуре;
развитие
навыков
игровой
деятельности;
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности;
патриотических
чувств,
причастности
детей
к
наследию прошлого.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и
сверстниками.
3.
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
в
различных
видах
деятельности.
Познавательное развитие
1. Расширить представление о жанрах устного
народного творчества.
2.Воспитывать
нравственно-патриотические
чувства.
3.Формирование
целостной
картины
мира.
Приобщение
детей
к
народной
культуре
(народные праздники и традиции).
Содействие
атмосферы
национального
быта.
Понимать
историческую
преемственность
с
современными аналогами (лучина - керосиновая
лампа - электрическая лампа и т.д.)
Знакомить детей с зависимостью использования
предметов от образа жизни людей, от места их
проживания
Речевое развитие
1.Широкое
использование
фольклора:
песен,
загадок, пословиц, поговорок; развитие устной
речи.
Способствовать развитию любознательности.
2. Пополнять и активизировать словарь детей на
основе углубления знаний о русском народном
быте, традициях, праздниках, искусстве.
3.
Развивать
умение
рассказывать
русские
народные
сказки.
Художественно- эстетическое
1. Ознакомление детей с народной декоративной
10
развитие
росписью.
2.
Приобщать
детей
ко
всем
видам
национального искусства: сказки, музыка, пляски
3.
Знать
и
различать
народное
искусство,
промыслы.
Понимать
познавательное
значение
фольклорного
произведения,
а
также
самобытности
народных
промыслов
(мотив,
композиция, цветовое решение), связи народного
творчества
в
его
различных
проявлениях
с
бытом, традициями, окружающей природой.
4. Воспитывать интерес к народному искусству,
его необходимости и ценности, уважение к труду
и таланту мастеров.
Физическое развитие
1.
Сохранение
и
укрепление
физического
и
психического здоровья детей.
2. Развитие физических качеств и нравственных
чувств в русских народных подвижных играх.
3.
Развитие
двигательной
активности,
самостоятельности
и
творчества;
интереса
и
любви к русским народным играм.
Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных
занятий с изучением следующих разделов:
1. Устный фольклор
Простейшие
детские
стихи,
потешки,
пестушки,
считалки,
колыбелные
песенки положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается
каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у
ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь.
Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
2. Этнографические сведения
Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы
о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о
значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
3. Игры
Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел
входят музыкальные, спортивные и драматические игры.
4. Фольклорный театр
Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для
того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его
погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены,
дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.
11
5. Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в
которой
находят
своё
применение
очень
многие
сферы
фольклорного
творчества
народа.
Здесь
предполагается
знакомство
с
календарными,
трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких
праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
6. Творческая мастерская
«Виды декоративной росписи в технике Папье-маше». На протяжении всех
занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-
прикладного
искусства,
изучают
русские
традиции
развития
промыслов
и
ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе
работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.
2.2 Формы и направления работы по образовательным областям
Направления работы:
• ознакомление с бытом и трудом русского народа;
• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
• воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его
природой и культурой.
• ознакомление детей с народным искусством;
• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского
народа.
Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.
Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной
литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском
быте.
Практические методы:
- использование русских народных песен и танцев;
12
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной
деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения.
Игровые методы:
- создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь;
- ролевые игры;
- путешествие по сказкам;
- инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных
народных и детских праздниках, фестивалях;
Исследовательский метод:
- выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время
занятий-встреч.
Формы работы с детьми.
- беседы;
- занятия на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,
альбомов, открыток, таблиц;
- выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-
прикладного искусства;
- дидактические игры;
- работа с различными художественными материалами;
- развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских
народных песен;
- использование народных игр, в том числе хороводов.
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Модель воспитательно-образовательного процесса
Образовательный процесс
в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
Возраст детей
Регламентированная
деятельность (НОД)
Нерегламентированная
деятельность, мин
В день
В месяц
Совместная
деятельность
Самостоятельная
деятельность
2 - 3 года
1 по 10 мин
42 - 45 мин
18 - 24 мин
13
3 - 4 года
4 - 5 лет
5 - 6 лет
6 - 7 лет
1 по 15 мин
2 по 20 мин
2 по 20-25 мин
2 по 30 мин
Итого в год: 35 час
42 - 45 мин
42 мин
36 - 39 мин
33 - 36 мин
18 - 24 мин
1 8 -21 мин
1 5 -21 мин
1 5 -18 мин
Основные тематические направления программы:
• Быт, обряды, обычаи русского народа.
• Русские народные и фольклорные праздники России.
• Искусство в народном быту: домашняя утварь – деревянная, глиняная, из
природных материалов; практические и эстетические свойства домашней
утвари.
• Народная игрушка.
Перспективно-тематический образовательный план
Ранний возраст
Номер
занятия
Тема занятия
Содержание
1
«Милости просим,
гости дорогие»
Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее
хозяйкой
2
«Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбельными песнями
3
«Во саду ли, в
огороде»
Знакомство с огородом детского сада. Игра-
инсценировка по потешке «Огуречик, огуречик».
4
«Репка»
Знакомство со сказкой «Репка»
5
«Чудесный
сундучок»
Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.
Загадывание загадок об овощах
6
«Как у нашего кота»
Знакомство детей с обитателем «избы» — котом
Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»
7
«Котик, котик,
поиграй»
Повторение потешки «Как у нашего кота».
Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра
с котенком в катушку на ниточке
8
«Девочка и лиса»
Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра
«Кто позвал?» (угадывание по голосу)
9
«Водичка, водичка,
умой мое личико»
Разучивание потешек «Водичка, водичка, умой мое
личико»,
«Ай, лады, лады, лады» . Помочь детям
запомнить название умывальных принадлежностей.
14
10
«С гуся вода, а с
Ванечки худоба»
Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое
личико» и колыбельных
11
«Идет коза рогатая»
Знакомство с новым обитателем «избы» — козой
Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая»
12
«Волк и семеро
козлят»
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
13
«Стоит изба из
кирпича, то холодна,
то горяча»
Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой
14
«Колобок»
Знакомство со сказкой «Колобок»
15
«Уж ты, зимушка-
зима»
Учить детей различать и называть разные виды
одежды, последовательно одевать и снимать
одежду. Дидактическая игра «Оденем куклу на
прогулку»
16
«Сундучок Деда
Мороза»
Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде
17
«Пришла коляда —
отворяй ворота»
Знакомство детей с Рождеством
18
«Фока воду кипятит и
как зеркало блестит»
Знакомство детей с самоваром Дидактическая игра
«Напоим куклу чаем»
19
«Гость на гость —
хозяйке радость»
Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка
посуды
20
«Три медведя»
Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого «Три
медведя»
21
«Маша и медведь»
Знакомство со сказкой «Маша и медведь»
22
Хозяйкины
помощники
Знакомство детей с предметами обихода — ко-
ромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской
23
«Половичку курочка
веничком метет»
Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива
была»
24
«Масленица дорогая
— наша гостьюшка
годовая»
Знакомство детей с Масленицей
25
«Нет милее дружка,
чем родимая матушка»
Этическая беседа «Моя любимая мама»
26
«Приди, весна, с
радостью»
Разучивание заклички «Весна, весна красная!»
27
«Петушок-золотой
гребешок»
Знакомство детей с новым персонажем — Пе-
тушком Разучивание потешки о петушке.
15
28
«Заюшкина
избушка»
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
29
«Трень-брень,
гусельки»
Знакомство с русским народным инструментом —
гуслями
30
«Кот, лиса и петух»
Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»
31
«Петушок с семьей»
Знакомство с семьей петушка Знакомство с
рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»
32
«Курочка Ряба»
Знакомство со сказкой «Курочка Ряба»
33
«Здравствуй,
солнышко-
колоколнышко!»
Разучивание потешки про солнышко
34
«Сорока-белобока
кашу варила»
Знакомство с предметом обихода — глиняным
горшком
35
«Кто в тереме живет?» Знакомство со сказкой «Теремок»
36
Прощание с «избой»
Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Про-
щание детей с Хозяйкой до осени
Младшая группа
Номер
занятия
Тема занятия
Содержание
1
«Милости просим,
гости дорогие»
Посещение детьми «избы». Встреча с ее хозяйкой
2
«Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и
колыбельными песнями
3
«Во саду ли,
в огороде»
Знакомство с огородом детского сада
4
«Почему морковку
назвали морковкой»
Знакомство со сказкой «Почему морковку назвали
морковкой» (театр)
5
«Чудесный
сундучок»
Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.
6
«Как у нашего кота»
Знакомство детей с обитателем «избы» - котом
Васькой заучивание потешек «Котя, коток»
16
7
«Котик, котик,
поиграй»
Повторение потешки «Как у нашего кота»,
театр « Кошкин дом»
8
«Лисичка со
скалочкой»
Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».
Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)
9
«Водичка, водичка,
умой мое личико»
Знакомство детей с рукомойником, рассматривание
вышитого полотенца.
10
«С гуся вода, а с
Ванечки худоба»
Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое
личико» и колыбельных.
11
«Коза Дереза»
Чтение, показ сказки «Коза-Дереза».
12
«Волк и семеро
козлят»
Кукольный театр «Волк и семеро козлят»
13
«Стоит изба из
кирпича, то холодна,
то горяча»
Кукла «Каша» помощница наша. Знакомство
с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
14
«Мужик и медведь»
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».
15
«Уж ты, зимушка-
зима»
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
16
«Сундучок Деда
Мороза»
Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде
17
«Пришла коляда —
отворяй ворота»
Знакомство детей с Рождеством
18
«Фока воду кипятит и
как зеркало блестит»
Знакомство с традицией чаепития
19
«Гость на гость —
хозяйке радость»
Традиция чаепития . Лепка посуды.
20
«Крошечка -
Ховрошечка»
Знакомство со сказкой «Крошечка -
Ховрошечка»
21
«Бычок смоляной
бочок»
Поделка из природного материала «Бычок»
22
Хозяйкины
помощники
Знакомство детей с предметами обихода –
иголка, спицы, веретено
23
«Иголка-иголка»
Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка
сметлива была»
24
«Масленица дорогая
— наша гостьюшка
годовая»
Знакомство детей с Масленицей
25
«Нет милее дружка,
чем родимая матушка»
Этическая беседа «Моя любимая мама»
17
26
«Приди, весна, с
радостью»
Разучивание заклички «Солнышко-ведрышко»,
«Весна, весна красная!»
27
«Сороки»
Знакомство детей с жаровонком. Печенье
«Жаворонки»
28
«Заюшкина
избушка»
Настольный театр «Заюшкина избушка»
29
«Трень-брень,
гусельки»
Знакомство с русским народным инструментом –
ложки
30
«Кот, лиса и петух»
Кукольный театр «Кот, лиса и петух»
31
«Скотный двор»
Закрепление Тема «Домашние животные»
32
«Курочка Ряба»
Настольный театр «Курочка ряба»
33
«Здравствуй,
солнышко-
колоколнышко!»
Поделка из природного материала «Солнышко».
34
«Сорока-белобока
кашу варила»
Закрепление знаний о предметах обихода –
глиняном горшке, лепка.
35
«Кто в тереме живет?» Драматизация сказки «Теремок»
36
Прощание с «избой»
Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Прощание детей с Хозяйкой до осени.
Средняя группа
Номер
занятия
Тема занятия
Содержание
1
«Во саду ли, в
огороде»
Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде».
Загадывание загадок об овощах и о фруктах.
Разучивание потешки «Наш козел»
2
«Чудесный
мешочек»
Повторение песенки-потешки «Наш козел». Ди-
дактическая игра «Чудесный мешочек»
3
Коровушка и бычок
Знакомство детей с домашними животными —
коровой и бычком. Разучивание потешек про корову
и бычка
4
«Бычок-черный
бочок»
Повторение потешки про бычка. Знакомство со
сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца»
5
«Приглашаем в гости к
нам»
Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».
Повторение потешек о козле, коровушке, бычке
18
6
«Гуси-лебеди»
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание
потешки «А тари, тари, тари»
7
«Сошью Маше
сарафан»
Знакомство с женской русской народной одеждой.
Повторение потешки «А тари, тари, тари»
8
«Золотое веретено»
Знакомство с предметами обихода — прялкой и
веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое
веретено»
9
«Волшебные
спицы»
Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о
шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть
(козья, овечья)
10
«Лисичка со
скалочкой»
Знакомство с предметом обихода — скалкой.
Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»
11
«Петушок- золотой
гребешок»
Упражнение в вежливом обращении к гостю.
Дидактическая игра «Похвали Петушка». Зна-
комство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
12
«Чудесный
сундучок»
Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание
загадок о домашних животных). Повторение
потешек и попевок о домашних животных
13
«Здравствуй,
зимушка-зима»
Загадки о зиме. Разучивание русской народной
песенки «Как на тоненький ледок»
14
«Зимовье зверей»
Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».
Повторение песенки «Как на тоненький ледок»
15
«Одень зверей»
Занятие аппликацией по готовым формам. Само-
стоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье
зверей»
16
«Сею, сею, посеваю, с
Новым годом
поздравляю!»
Знакомство с празднованием Нового года. Разучи-
вание колядки «Щедровочка»
17
«Сундучок Деда
Мороза»
Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание
заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»
18
«Лиса и козел»
Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение
потешек о домашних животных. Знакомство со
сказкой «Лиса и козел»
19
«Веселые ложки»
Знакомство с предметами обихода — деревянными
ложками. Загадывание загадок о животных
20
«Заюшкина
избушка»
Самостоятельный пересказ детьми сказки «За-
юшкина избушка»
21
«Кто же в гости к нам
пришел?»
Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»
22
Русская балалайка
Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о
балалайке
19
23
«Лисичка-сестричка»
Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый
волк»
24
«Масленица дорогая
— наша гостьюшка
годовая»
Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки
«Блины» [
25
«При солнышке —
тепло, при матушке —
добро»
Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.
Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение
песенок о маме
26
«Крошечка-
Хаврошечка»
Знакомство со сказкой «Хаврошечка»
27
«Весна, весна, поди
сюда!»
Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о
весне
28
«Пришла весна!»
Повторение заклички о весне. Создание из цветных
лоскутков коллективной аппликации «Пришла
весна»
29
«Шутку шутить —
людей насмешить»
Знакомство с потешным фольклором — дразнил-
ками, скороговорками
30
«Небылица-
небывальщина»
Знакомство с небылицами. Разучивание и само-
стоятельное придумывание небылиц
31
Русская свистулька
Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек
32
«Чудесный
сундучок»
Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра
«Угадай по звуку». Слушание народных мелодий
33
Времена года
Рассказ о временах года с использованием
соответствующих загадок. Повторение закличек,
песенок о временах года
34
«Волшебная
палочка»
Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них,
иллюстрациям, предметам
35
Игра с Колобком
Самостоятельное творческое развитие сюжета
сказки «Колобок»
36
Прощание с «избой»
Знакомство детей с новой сказкой (по выбору
Хозяйки). Прощальное чаепитие
Старшая группа
Номер
занятия
Тема занятия
Содержание
1
«Что летом родится, —
зимой пригодится»
Беседа о лете. Народные приметы, пословицы,
поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о
летних явлениях природы
20
2
«Гуляй,
да присматривайся»
Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.
Дидактическая игра «С какого дерева детки?»
(плоды, листья). Разучивание песенки-попевки
«Восенушка-осень»
3
«Вершки да корешки»
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».
Дидактическая игра «Вершки да корешки».
Загадывание детьми загадок
4
«Хлеб — всему
голова»
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство
со старинными орудиями труда — цепом и серпом.
Пословицы и поговорки о хлебе
5
«Октябрь пахнет
капустой»
Беседа о характерных для октября явлениях при-
роды, народных обычаях и праздниках (Покров,
Сергиев день). Знакомство с предметами обихода —
деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки
«Восенушка-осень»
6
«Зайчишка-
трусишка»
Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание
потешки «Зайчишка-трусишка»
7
«У страха глаза
велики»
Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха
глаза велики»
8
«Друг за дружку
держаться — ничего не
бояться»
Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да
масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке
9
«Знаешь ли ты
сказки?»
Литературная викторина по сказкам «Заяц- хваста»,
«У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да
масленый»
10
Гончарные
мастеровые
Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о
гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса
и кувшин»
11
Дикие животные
Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание
песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с
использованием загадок о них
12
«Что нам осень
принесла?»
Беседа об осени с использованием соответствующих
народных примет, песенок, загадок, пословиц
13
«Здравствуй,
зимушка-зима!»
Беседа о характерных особенностях декабря с
использованием соответствующих пословиц, пого-
ворок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз,
Мороз»
14
«Проказы старухи
зимы»
Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички
«Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой
К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
15
«Лиса-обманщица»
Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки
«Лисичка-сестричка и серый волк»
21
16
«Пришла коляда —
отворяй ворота»
Рассказ о рождественских праздниках и коля-
довании. Разучивание колядки
17
«С Новым годом со
всем родом!»
Рассказ о традициях празднования Нового года.
Пение колядок
18
«Гуляй,
да присматривайся»
Беседа о характерных особенностях января.
Знакомство со сказкой «Морозко»
19
«Хороший город
Городец»
Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи.
Пение частушек
20
Городецкая роспись
Продолжение рассказа о городецкой росписи.
Составление узоров из готовых форм. Повторение
пословиц и поговорок о мастерстве
21
«Гуляй,
да присматривайся»
Беседа о характерных особенностях февраля.
Знакомство со сказкой «Два Мороза»
22
Сказка для Кузи
Самостоятельное рассказывание детьми сказок.
Словесная игра «Аюшки»
23
Письмо Нафане
Составление детьми письма Нафане — Другу
домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми пес-
нями, посвященными Масленице
24
«Ой ты, Масленица!»
Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен
25
«Нет милее дружка, чем
родимая матушка»
Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок
маме
26
«Мудреному и счастье к
лицу»
Знакомство со сказкой «Семилетка».
Загадывание загадок
27
«Гуляй, да
присматривайся»
Беседа о характерных признаках начала весны.
Разучивание заклички о весне «Жаворонки,
прилетите»
28
«Весна, весна, поди сюда!»
Пение закличек о весне. Словесное упражнение
«Какие краски и для чего нужны весне»
29
«Шутку шутить — людей
насмешить»
Знакомство с потешным фольклором. Составле-
ние детьми потешного рассказа. Загадывание
загадок о весенних явлениях
30
«Небылица в лицах,
небывалыцина»
Знакомство с русскими народными
небылицами. Самостоятельное придумывание
детьми небылиц
31
Красная горка
Знакомство с традициями народных гуляний на
Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение
частушек
22
32
«Апрель ленивого не
любит, проворного
голубит»
Рассказ о весенних полевых работах. Самостоя-
тельный посев детьми семян
33
«Весна красна цветами»
Повторение закличек, песенок, пословиц о
весне. Отгадывание загадки. Знакомство со
сказкой Н. Павловой «Под кустом»
34
«Победа в воздухе не
вьется, а руками достается»
Рассказ о воинах — защитниках Отечества.
Знакомство со сказкой «Каша из топора»
35
«А за ним такая гладь — ни
морщинки не видать»
Знакомство детей с различными способами гла-
жения белья. Загадывание загадок о предметах
обихода
36
Прощание с «избой»
Словесные народные игры. Рассказывание
докучных сказок. Пение частушек
Подготовительная группа
Номер
занятия
Тема занятия
Содержание
1
«Что летом родится, —
зимой пригодится»
Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок
и песенок о лете
2
«Восенушка- осень — сноп
последний косим»
Беседа о первом осеннем месяце, его
особенностях и приметах. Повторение заклички
«Восенушка-осень»
3
«Хлеб — всему голова»
Беседа о старинных способах уборки хлеба.
Знакомство с жерновами и их использованием
4
«К худой голове своего ума
не приставишь»
Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказ-
кой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля»
5
«Град на устье Оки»
Рассказ об истории Нижнего Новгорода.
Прослушивание русских народных песен (в
грамзаписи)
6
«Октябрь- грязик — ни
колеса, ни полоза не
любит»
Беседа о характерных приметах октября.
Рассказ о народном празднике Покрове
7
«Злое истребление»
Рассказ о монголо-татарском нашествии и пре-
дания о граде Китеже. Знакомство со
старинным оружием
8
«Камень-град»
Знакомство с легендами о строительстве
Нижегородского кремля — пограничной
крепости Московского государства
9
«Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать»
Экскурсия в Нижегородский кремль
10
Синичкин день
Заключительная беседа об осени. Рассказ о
праздниках Синичкин день и Кузьминки
23
11
«Где живет перо Жар-
птицы?»
Знакомство детей с хохломской росписью
12
«Чудо-чудное, диво-дивное
— Золотая Хохлома»
Рассказ о традициях хохломской росписи
(«Кудрина», «травка» и т.п.)
13
«Зима — не лето, — в шубу
одето»
Беседа о характерных особенностях зимы. Ис-
полнение русской народной песенки «Как на
тоненький ледок»
14
«Светит, да не греет»
Беседа о разных источниках освещения. Показ
теневого театра
15
«Пришел мороз — береги
ухо и нос»
Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского
«Мороз Иванович». Загадывание загадок о
морозе. Повторение песенки «Как на тоненький
ледок»
16
Снегурочка — внучка Деда
Мороза
Знакомство со сказкой «Снегурочка».
Прослушивание фрагментов оперы Н. А.
Римского-Корсакова «Снегурочка» (в
грамзаписи)
17
«Пришла Коляда накануне
Рождества»
Беседа о рождественских праздниках,
святочных гаданиях. Пение песенок
18
«Зимние узоры»
Знакомство с творчеством вологодских кружев-
ниц
19
«Гжель прекрасная»
Знакомство с гжельским художественным про-
мыслом
20
«Гжель прекрасная»
Самостоятельное рисование детьми гжельских
узоров
21
«Дело мастера боится»
Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».
Дидакти-ческая игра «Кому что нужно для
работы». Повторение пословиц о труде и
мастерстве .
22
«Живет в народе песня»
Беседа о русской народной песне. Знакомство с
пословицами и поговорками о песне. Разучива-
ние русской народной песни «Ой, вставала я
ранешенько»
23
«На героя и слава бежит»
Рассказ о русских богатырях
24
«Масленица Прас- ковейка,
встречаем тебя
хорошенько!»
Беседа о Масленице. Пение песен, частушек
25
«Сердце матери лучше
солнца греет»
Этическая беседа о маме с включением народ-
ных пословиц и поговорок
26
Русская матрешка
Рассказ о матрешке. Разучивание частушек
27
Поэзия народного костюма
Рассказ о народном костюме. Прослушивание
русских народных песен (в грамзаписи)
24
28
«Грач на горе — весна на
дворе»
Беседа о русских обычаях встречи весны.
Пение закличек о весне
29
«Шутку шутить — людей
насмешить»
Беседа о народном юморе (докучные сказки,
скороговорки, дразнилки). Словесная игра
«Путаница»
30
Наши земляки
Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького
«Про Иванушку-дурачка»
31
Красная горка
Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры
«Садовник», «Бирюльки»
32
«Путешествие на
златогривой чудо-тройке»
Знакомство детей с образом коня в русском на-
родном декоративно-прикладном творчестве
(Городецкая, палехская, хохломская роспись).
Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание
народных песен, воспевающих русскую тройку
(в грамзаписи)
33
«Человек без Родины, что
соловей без песни»
Заключительная беседа о прошлом родного
края и героях-земляках. Просмотр диафильмов
34
Литературная
викторина
Литературная викторина. Игра-драматизация
35
«Край родной, навек
любимый»
Экскурсия. Русские подвижные игры на откры-
том воздухе
36
Прощание с «избой»
Заключительная беседа о русской избе и нацио-
нальной кухне. Коллективное изготовление
панно из лоскутков
Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками
Тема занятия
Содержание
Возрастная
группа
Зимние Святки
Рассказ о зимних праздниках, которые
отмечают в период зимних Святок (Рождество,
Новый год)
Младшая,
средняя, старшая,
подготовительная
Знакомство детей с
рождественскими
колядками и
новогодними
песнями
Занятие1. Рассказ о рождественских песнях –
колядках. Проведение русской народной игры
«Скакалка»
Занятие 2. Рассказ об обычае на святки
рядиться, чтобы изменить свою внешность.
Пение колядок. Проведение русской народной
игры «Прялица»
Занятие 3. Рассказ о новогодних песнях –
Старшая,
подготовительная
25
«овсенях»
«Пришла Коляда -
отворяй ворота»
Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об
обычае колядования. Загадывание
загадок. Проведение русских народных игр
«Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»
Младшая,
средняя, старшая,
подготовительная
Масленица
Рассказ о Масленице. Проведение русских
народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно»
Младшая,
средняя, старшая,
подготовительная
Знакомство детей
с масленичными
песнями
Занятие 1. Рассказ о праздновании
первых двух дней Масленицы и пение песен,
исполняемых в эти дни.
Занятие 2. Рассказ о праздновании остальных
дней Масленицы. Пение песен этих дней.
Проведение русских народных игр «Горелки»,
«Гори, гори ясно»
Средняя,
старшая,
подготовительная
«Алексей - с гор
потоки»
Рассказ о празднике «Алексей - с гор потоки».
Проведение русских народных игр «Гуськи»,
«Ручеек», «Кораблики». Рассказывание
докучных сказок, дразнилок.
Старшая,
подготовительная
«Вербное
воскресенье»
Рассказ о празднике «Вербное воскресенье» и
о вербе. Проведение русских народных игр
«Верба- вербочка», «Заря - зарница».
Представление кукольного спектакля
«Петрушка и солдат». Исполнение песенки
«Солнышко»
Средняя,
старшая,
подготовительная
Пасха
Занятие 1. Рассказ о праздновании Пасхи.
Пение пасхальных песен этих дней.
Проведение русских народных игр «Верба-
вербочка», «Солнышко-ведрышко»
Занятие 2. Рассказ о традиции обмениваться
яйцами на Пасху, о значении этого действа, о
праздновании последнего дня пасхальной
недели _ Красной горки. Проведение русских
народных игр с яйцами и «Прялица»
Ранняя,
младшая,
средняя, старшая,
подготовительная
Троица
Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах
«завивания» березки, «кумления», «проводов
русалок». Проведение русской народной игры
«Венок», «В кресты», хоровода «Во поле
березонька стояла». Исполнение песни
«Березынька»
Средняя,
старшая,
подготовительная
Семенов день
Рассказ о праздновании Семенова дня, о
народных приметах и обычаях, с ним
Старшая,
подготовительная
26
связанных. Отгадывание загадок, проведение
русских народных игр «Муха «Карусель».
Исполнение песни «Комарочек»
Покров
Рассказ о празднике Покров, о народных
приметах и обычаях, с ним связанных.
Отгадывание загадок, проведение русских
народных игр «В углы», «Карусель».
Исполнение песни «Я по рыночку ходила»
Средняя,
старшая,
подготовительная
«Кузьминки - об
осени поминки»
Рассказ о народных обычаях и приметах,
связанных с днем Кузьмы и Демьяна.
Разыгрывание содержания песен «Во
кузнице», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение
плясок, загадывание загадок.
Средняя,
старшая
,
подготовительная
Перспективный план работы с родителями
Месяц
Тема
Формы проведения
Сентябрь
Мини - музей «Русская изба»
Экскурсия
в
мини
музей
«Русская изба» в ДОУ
Октябрь
Народные традиции, их роль в семейном
воспитании.
Консультация
Ноябрь
Самый лучший русский национальный
костюм
Конкурс рисунков
Декабрь
Колыбельная песня в жизни ребенка
Консультация
Январь
Рождественские посиделки
Совместное
мероприятие
в
«Русской избе»
Консультация
Февраль
Проведение
русских
национальных
праздни-ков, развлечений, досугов - одно
из условий воспитания интереса, любви и
уважения
к
русской
национальной
культуре.
Консультация
Март
«Масленица»
Праздник
Апрель
«Благовещенье»
Занятие в подготовительной
группе
Май
«Люби свой край и воспевай»
Праздник
3.2. Особенности организации предметно – пространственной
развивающей среды
27
Система
работы
по
приобщению
детей
к
истокам
русской
народной
культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая
средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый
комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
В детском саду выделено место и оборудовано в виде комнаты в русской
избе, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских
сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д. В поисках старинных бытовых
предметов
участвовали
не
только
сотрудники
ДОУ,
но
и
родители
воспитанников.
Обстановка
избы
предельно
проста,
что
соответствует
тогдашнему
деревенскому образу
жизни. Вдоль стены тянется лавка, над
ней полки
-
полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька
- кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая
печь. Почти вся хозяйственная утварь, орудия труда сделаны из дерева, т. к.
крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами.
Основной нашей задачей как педагогов стало введение детей в особый
самобытный
мир
путем
его
действенного познания.
В
старинном
сундуке
хранятся
русские
народные
костюмы
для
мальчиков;
расшитые
сарафаны,
кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.
В
обстановке
убранства
русской
избы
воспитатели
знакомят
детей
с
народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные
произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель,
Дымка и др.).
Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло;
на столе - самовар; на полке - домашняя утварь (кринки, горшки, миски,
чугунки и др.); у печки - ухват, кочерга, веник - голик; на полках - предметы
прикладного искусства.
Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили
люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни
Хозяйка
встречает
детей
в
традиционной
домашней
одежде
русских
крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.
Посещения
избы
детьми
младшего
возраста
посвящаются
знакомству
с
предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с
ними.
В
старших
группах
подчёркивается
историческая
преемственность
с
современными
аналогами.
Например:
лучина
-
керосиновая
лампа
-
электрическая
лампа
и
пр.
Кроме
того,
детей
знакомят
с
зависимостью
использования предметов
от
образа
жизни
людей
(крестьяне
пользовались
лучиной, а более богатые люди - свечами и т. п.).
Организация такой деятельности предполагает познавательную активность
детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки,
используются пословицы и поговорки.
Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются
игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных
28
произведениях
(котик,
собачка,
петушок,
лисичка,
мишка).
Впервые
эти
персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в
зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного
театра.
Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых
произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым
сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.
Система занятий в избе может включать не только активное знакомство
детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством.
Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.
Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение,
ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не
встречающиеся
в
современной
речи,
необходимы
специальные
наглядные
средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью
которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может
сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов,
иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
3.3 Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
Материальное обеспечение программы:
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л.,
Маханева М. Д. СПб. Детство-Пресс, 1998
2. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А. Бударина, Л.С.
Куприна, О.А. Маркелова
3. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,
4. «Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Н. Стеркина
5. «Народные промыслы» Клиенов А. П., Москва. Белый город, 2002
6. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей
Дошкольников» Корчаловская Н. В., Москва. Феникс, 2003
7. «Народное искусство в воспитании дошкольников» Комарова Т. С., Москва.
Педагогическое общество России, 2005
8. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным
декоративно-прикладным искусством» Скоролупова О.А., Москва.
крипторий, 2003
9. «Русское народное прикладное искусство» Майорова К., Дубинская К..
Москва. Русский язык, 1990
10. «Матрешки. Книжка-картинка Алехин А.Д.. Москва. 1988
11. «Голубая сказка» Алексахин Н.Н., Москва. Народное образование, 1996
12. «Волшебная глина» Алексахин Н.Н., Москва. Агар, 1998
13. «Русская глиняная игрушка» Богусловская И.Я., СПб, 1975
14. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей
Дошкольников» Корчаловская Н.В., Москва. Феникс, 2003
15. «Народный календарь — основы планирования работы с дошкольниками»
29
Николаева С.Р., Катышева И.Б. «Детство -Пресс»
16. «Народный месяцеслов» Рыженков Г.Д., Москва
17. «Русские традиционные праздники» Шангина И.И., Санкт-Петербург
18. «Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы» Агеева Р.А.,
Словарь-справочник. – М.: Академия, 2000
19. «Нравственное воспитание школьников на народных традициях» Батурина
Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. – М.: Народное образование, 2002
20. «Мир русской деревни» Громыко М.М.. – М.: Молодая гвардия, 1991
21.«Знакомство детей с русским народным творчеством» Методическое
пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008
22. «Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2007
23. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении:
планирование, разработки занятий и мероприятий». Позднякова Е.А.
Волгоград: Учитель, 2008
24. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Новицкая М.Ю.,
М.: Линка – Пресс, 2003
25. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. Шарыгина Т.А.
М.: Прометей; Книголюб, 2005
26. «Дошкольнику – об истории и культуре России» Данилина Г.Н. , М.:
АРКТИ, 2003
Для реализации программы необходимы:
1.
Просторное
и
светлое
помещение
для
проведения
НОД,
бесед,
дидактических
игр.
Оно
должно
иметь
полки
для
выставочных
работ,
литературы, дидактического материала, для хранения незавершенных работ
детей, материалов для практических занятий: ватмана, картона, тканей и пр.
2. Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок,
посиделок.
Создание
костюмов
осуществляется
как
непосредственно
на
занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.
3.
Декорации
для
оформления
«ярмарочной
площади»
и
«избы»
при
проведении праздников в актовом зале или на улице.
4. Инвентарь для проведения народных игр.
5. Иллюстративный материал, методическая литература.
6. Магнитофон, аудио- и видеозаписи по тематике программы.
Педагогические условия:
• Доступность. Постепенное усложнение (выполнение простейших действий
плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)
• Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы
постепенно закрепляются в новых темах)
• Интеграция с другими методиками дошкольного образования.
• Согласование тематического плана с календарными праздниками.
• Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом.
• Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом
познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)
30
• Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций
русской национальной культуры, знание базовых форм)
• Наличие предварительного и подготовительного этапов.