Напоминание

Имя прилагательное как часть речи


Автор: Трофимова Оксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Рождественская СОШ"
Населённый пункт: с. Рождествено Валуйский район Белгородская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Раздел: среднее образование





Назад




урок по русскому языку в 5 классе

по теме « Имя прилагательное как часть речи».

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его

морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательного.

Задачи:

Обучающие, формирование регулятивных УУД:

- обобщить теоретический материал об имени прилагательном;

- создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

- показать на примерах художественных текстов функцию прилагательных в

речи

Развивающие, формирование познавательных УУД:

- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в

самовыражении через различные виды работ;

- вызвать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий

характер;

- развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;

- развивать речевые навыки учащихся.

Воспитательные, формирование личностных УУД :

- помочь учащимся почувствовать силу слова и воспитывать у них любовь к

слову;

- совершенствовать культуру речи учащихся.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах,

анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти;

работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие

умений речетворчества.

Оборудование урока:

1. Раздаточный материал.

Ход урока:

I. Оргмомент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок?

Поднимите правую руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать.

Поднимите левую руку, кто будет отвечать у доски.

Обе руки, кто будет внимательно слушать одноклассников и покажет свои

знания.

- Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное

настроение.

-А теперь, пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа.

А строчку, где должна быть тема урока, мы пока оставим пустой, поскольку в

ходе урока тему мы попробуем сформулировать сами.

II. Актуализация опорных знаний.

-Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с загадок, которые помогут нам

окунуться в атмосферу тайны, чуда, необыкновенных открытий.

Загадки. 1.Сам алый , сахарный, кафтан зелёный , бархатный.

(Арбуз.)

2. Золотое решето чёрных домиков полно, сколько чёрненьких домов-

столько беленьких жильцов.

( Подсолнух.)

- Скажите, ребята, а что помогло вам отгадать загадки? ( В них четко

обозначаются признаки предметов.)

-Как же называются признаки предметов? ( Имя прилагательное)

- Молодцы! Ваши ответы, ребята, и помогут сформулировать тему нашего

урока. Как она будет звучать? Какие у вас будут варианты?

Замечательно! Давайте запишем тему урока в тетради «Что обозначает имя

прилагательное».

-Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? ( Чередование А-

О в корне слова ЛАГ-ЛОЖ).

-Давайте приведём примеры слов с этой орфограммой и запишем их в два

столбика:

-лаг- -лож-

Излагать-изложить

Предлагать-предложить

Прилагать-приложить

Слагать-сложить

Располагаться-расположиться

Предполагать-предположить

Как вы понимаете смысл названия этой части речи? (Приложенное,

добавленное к чему-то)

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из

латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный

перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим

понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и

перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

-А как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами на уроке? Чем мы

будем заниматься?( Мы должны повторить всё, что знаем об имени

прилагательном, его морфологические и синтаксические признаки, выяснить

роль имён прилагательных в речи.)

.

Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (ученые, исследователи,

открыватели).

Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)

Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем

мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это

имя прилагательное.

Что обозначает:

Вопросы:

Изменяется

Синтаксическая роль:

III. Работа по теме урока.

1. -Итак, сегодня у нас пойдёт разговор об удивительной части речи. Всё к

чему прикасается прилагательное преображается удивительным образом.

« Я - часть речи интересная,

широко в миру известная:

опишу любой предмет –

в этом равных со мною нет.

Речь со мною выразительна,

и точна , и удивительна.

Чтоб красиво говорить ,

мною нужно дорожить!»

-Итак, что обозначает имя прилагательное?

Я предлагаю послушать песню «Пропала собака». Из текста выпишите

прилагательные

Висит на заборе,

Колышется ветром (2 раза)

Бумажный листок:

Пропала собака (3 раза)

По кличке «Дружок».

Щенок белоснежный,

Лишь рыжие пятна (2 раза)

И кисточкой хвост.

Он очень занятный, (2 раза)

Совсем ещё глупый

Доверчивый пёс.

А дождь – забияка

Листочек закапал.

И буквы и строчки

Заплакали вдруг:

Найдите собаку, (2 раза)

Вернись поскорее,

Мой маленький друг.

- Не правда ли красивая песня?

Обратите внимание на последние строчки: почему собака – маленький друг?

- А теперь проверим насколько внимательно вы поработали с песней.

Белоснежный, рыжие –значение - цвет;

глупый, доверчивый, занятный –, внутренние качества,

маленький –по возрасту.

Бумажный –обозначает материал, из которого сделан предмет.

Так что же обозначает имя прилагательное?

С помощью прилагательных можно описать форму, величину. размер, цвет. материал и

т.д.

2. Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые

отвечает эта часть речи.

Имя прилагательное, мы с тобой дружны,

Признаки предметов называешь ты.

Солнечное лето, праздничная ель,

Вкусные конфеты, Машенькин портфель.

- Выпишите прилагательные из этого стихотворения.

-На какие вопросы отвечают выписанные прилагательные?

- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Молодцы! Мы совершили второе открытие на нашем уроке.

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Чей?

3. Следующее открытие, которое нам предстоит, – это морфологические

признаки прилагательного.

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

-Чтобы

определить

морфологические

признаки,

просклоняем

словосочетания:

I вариант – черемуха душистая

II вариант – небо ясное

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательные.

Давайте

внимательно

посмотрим

на

существительные.

Какие

морфологические признаки можно определить у существительного? (род,

число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть

разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

(нет)

Сделаем вывод:

прилагательные изменяются по числам, падежам и в

единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами

существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

4. Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая

роль.

-Внимательно посмотрите на предложения.

-Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут

являться?

Наступает ранняя весна. Шерсть у белки рыжая. – 1 вариант

Распускаются зелёные листочки. У грызунов зубы острые. – 2 вариант

Вывод: имя прилагательное в предложении являются определением или

сказуемым.

ФИЗМИНУТКА

Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным или

топнуть, если слово относится к другой части речи

веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный,

разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

IV.Закрепление.

1. А теперь применим наши знания на практике.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы

(сущ.):

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый,

игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое …

(яблоко)

2. А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как

можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 вариант – горы 3 ряд – море

3. А теперь давайте и мы с вами попробуем создать пейзажную зарисовку.

Задание: перед вами небольшой текст . (Чтение текста.)

-Понравился вам текст. А почему? (Скучный, невыразительный)

-А теперь вы попробуйте изменить этот текст.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

Текст.

Вот и наступила…………………………… весна. Светит………………………

солнце. Небо уже не ………………………… как зимой, а

………………………………… . Тает ……………………………снег. Журчат

…………………ручьи. Воздух в эту пору ……………………………………

и………………………………….. .Птицы возвращаются из

…………………….стран в……………………………….края. Всё в природе

радуется наступлению………………………………………времени года.

(Учащиеся зачитывают текст).

Справка:чудесный,долгожданный.ласковый.родной.теплый,последний,говор

ливый, темный. ясный.

Обратите внимание на прилагательное «последний», не такое уж оно и

красивое. Пушистый или серебристый снег звучит более красиво. Так почему

в этом тексте уместнее все-таки это прилагательное? Сделайте вывод о роли

прилагательного в речи.

Подберите имена прилагательные для характеристики

1вариант: зимний снег

2 вариант: весенний снег

Работа в группах

1 группа

Используя имена прилагательные, сочините загадки о животных и временах

года. Запишите одну из них, подчеркните имена прилагательные.

2 группа

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наступление весны».

3 группа

- Найдите прилагательные,

подчеркните их как члены предложения и

определите у них род, число и падеж.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

(С. Есенин)

4 группа

- Сочините синквейн на тему урока.

Индивидуальные задания

1. Напиши объявление о пропавшей собаке (с учётом особенностей породы).

Пропала собака породы (овчарка, такса, пудель, болонка).

Шерсть …………………., окраска …………………., морда …………….,

уши ………………., хвост ……………. Особые приметы ………………….

Нашедшего просим вернуть хозяину, обращаться в школу № 5, в 5 «а» класс.

Попробуй выполнить такую же работу, самостоятельно выбрав объект для

описания.

2. Сравни два описания игрушки. Сделай вывод о роли имён прилагательных

в связи с темой текста.

Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для

детей 5-12 лет. Длина-25 см,высота-20 см. Цвет коричневый с белым.

Неозвученная, с механическим заводом.

Перед нами весёлый маленький щенок. У него большая голова со

смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы,

которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шёрстка густая и

жёсткая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под

этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз и высовывается

любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

Попробуй выполнить такую же работу, самостоятельно выбрав объект для

описания.

3. Опишите своего друга домашнего питомца, используя прилагательные

Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. И уходя с урока, ответьте на вопрос « А каким

сегодня был урок?», используя только имена прилагательные.

Домашнее задание:

Запишите названия известных вам литературных сказок, где встречаются

имена прилагательные.

Карточка.

1. Работа с текстом.

Вот и наступила…………………………………………..весна.

Светит………………………………..солнце. Небо уже не …………………………..,

как зимой, а …………………………………………………. . Тает

……………………………снег. Журчат ………………………………ручьи. Воздух в

эту пору ……………………………………и………………………………….. .Птицы

возвращаются из …………………………………..стран в

……………………………….края. Всё в природе радуется наступлению

………………………………………времени года.

2. Запишите текст, раскрывая скобки. Определите род, число, падеж имен

прилагательных.

1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над

(мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке

солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали

( весёлый) птички.

Карточка.

1. Работа с текстом.

Вот и наступила…………………………………………..весна.

Светит………………………………..солнце. Небо уже не …………………………..,

как зимой, а …………………………………………………. . Тает

……………………………снег. Журчат ………………………………ручьи. Воздух в

эту пору ……………………………………и………………………………….. .Птицы

возвращаются из …………………………………..стран в

……………………………….края. Всё в природе радуется наступлению

………………………………………времени года.

2. Запишите текст, раскрывая скобки. Определите род, число, падеж имен

прилагательных.

1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над

(мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке

солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали

( весёлый) птички.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ

1. Угадай предмет по признакам:

А) серый, хищный, жадный…

Б) Рыжая, хитрая, ловкая …

В) Косой, слабый, трусливый …

Г) Большой, мохнатый, косолапый …

2. Допиши слово, которого не хватает, на твой взгляд.

Солнечный, ясный, тёплый ………………………………………………………

Серое, пасмурное, хмурое ……………………………………………………….

Снежная, морозная, ветреная …………………………………………………….

Тихая, золотая, погожая ………………………………………………………….

Сделай вывод о том, как прилагательные помогают описать

существительное.

1. Угадай предмет по признакам:

А) серый, хищный, жадный…

Б) Рыжая, хитрая, ловкая …

В) Косой, слабый, трусливый …

Г) Большой, мохнатый, косолапый …

2. Допиши слово, которого не хватает, на твой взгляд.

Солнечный, ясный, тёплый ………………………………………………………

Серое, пасмурное, хмурое ……………………………………………………….

Снежная, морозная, ветреная …………………………………………………….

Тихая, золотая, погожая ………………………………………………………….

Сделай вывод о том, как прилагательные помогают описать

существительное.

Имя прилагательное как часть речи

Что обозначает: __________________________________________

Вопросы: _______________________________________________

Изменяется: ________________________________________________

Синтаксическая роль: ___________________________________________

1.Прослушайте песню. Запишите имена прилагательные

цвет

материал

возраст

качества

2. - Выпишите прилагательные из стихотворения.

-На какие вопросы отвечают выписанные прилагательные?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Просклоняем словосочетания:

I вариант – черемуха душистая II вариант – небо ясное

4.

-Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут

являться?

Наступает ранняя весна. Шерсть у белки рыжая. – 1 вариант

Распускаются зелёные листочки. У грызунов зубы острые. – 2 вариант

Текст.

Вот и наступила……………… весна. Светит…………………… солнце. Тает

……………………………снег. Журчат …………………ручьи. Птицы

возвращаются из …………………….стран в……………………………….края.

Всё в природе радуется наступлению………………………………………

времени года.

Справка:

чудесный,долгожданный.ласковый.родной.теплый,последний,говорливый,

темный. ясный.

Имя прилагательное как часть речи

Что обозначает: __________________________________________

Вопросы: _______________________________________________

Изменяется: ________________________________________________

Синтаксическая роль: ___________________________________________

1.Прослушайте песню. Запишите имена прилагательные

цвет

материал

возраст

качества

2. - Выпишите прилагательные из стихотворения.

-На какие вопросы отвечают выписанные прилагательные?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Просклоняем словосочетания:

I вариант – черемуха душистая II вариант – небо ясное

4.-Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут

являться?

Наступает ранняя весна. Шерсть у белки рыжая. – 1 вариант

Распускаются зелёные листочки. У грызунов зубы острые. – 2 вариант

Текст.

Вот и наступила……………… весна. Светит…………………… солнце. Тает

……………………………снег. Журчат …………………ручьи. Птицы

возвращаются из …………………….стран в……………………………….края.

Всё в природе радуется наступлению………………………………………

времени года.

Справка:

чудесный,долгожданный.ласковый.родной.теплый,последний,говорливый,

темный. ясный.

1 группа

Запишите текст, раскрывая скобки. Определите род, число, падеж имен

прилагательных.

1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над

(мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке

солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали

( весёлый) птички.

- Спишите текст, вставляя имена прилагательные, обозначая графически их

окончания.

________________________________________________________________

2 группа

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наступление весны».

__________________________________________________________________

3 группа

- Найдите прилагательные,

подчеркните их как члены предложения и

определите у них род, число и падеж.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

(С. Есенин)

__________________________________________________________________

4 группа

- Сочините синквейн на тему урока.

1 группа

Запишите текст, раскрывая скобки. Определите род, число, падеж имен

прилагательных.

1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над

(мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке

солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали

( весёлый) птички.

- Спишите текст, вставляя имена прилагательные, обозначая графически их

окончания.

2 группа

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наступление весны».

3 группа

- Найдите прилагательные,

подчеркните их как члены предложения и

определите у них род, число и падеж.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

(С. Есенин)

4 группа

- Сочините синквейн на тему урока.

1. Напиши объявление о пропавшей собаке (с учётом особенностей породы).

Пропала собака породы (овчарка, такса, пудель, болонка).

Шерсть …………………., окраска …………………., морда …………….,

уши ………………., хвост ……………. Особые приметы ………………….

Нашедшего просим вернуть хозяину, обращаться в школу № 5, в 5 «а» класс.

Попробуй выполнить такую же работу, самостоятельно выбрав объект для

описания.

2. Сравни два описания игрушки. Сделай вывод о роли имён прилагательных

в связи с темой текста.

Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для

детей 5-12 лет. Длина-25 см,высота-20 см. Цвет коричневый с белым.

Неозвученная, с механическим заводом.

Перед нами весёлый маленький щенок. У него большая голова со

смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы,

которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шёрстка густая и

жёсткая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под

этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз и высовывается

любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

Попробуй выполнить такую же работу, самостоятельно выбрав объект для

описания.

__________________________________________________________________

3. Опишите своего друга- домашнего питомца, используя прилагательные

1 группа

Используя имена прилагательные, сочините загадки о животных и временах

года. Запишите одну из них, подчеркните имена прилагательные.

_________________________________________________________________

2 группа

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наступление весны».

__________________________________________________________________

3 группа

- Найдите прилагательные,

подчеркните их как члены предложения и

определите у них род, число и падеж.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

(С. Есенин)

__________________________________________________________________

4 группа

- Сочините синквейн на тему урока.



В раздел образования