Автор: Новикова Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУСО СП "Ручеёк" для детей и подростков в п. Красный Гуляй
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: методический материал
Тема: "Учимся строить отношения"
Раздел: дополнительное образование
"Учимся строить отношения"
Цели: развивать у воспитанников навыки самоанализа на основе
позитивного самовосприятия.
Задачи:
Развивать адекватную самооценку.
Развивать коммуникативные навыки.
Способствовать формирования позитивного образа «Я»
Оборудование: магнитофон, компакт-диск с музыкой для релаксации,
бумага для рисования, мяч, фломастеры, листы с надписями ПРОДАЮ,
ПОКУПАЮ, бланки "телеграмм" с именами всех участников группы (для
каждого участника).
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на занятии мы будем учиться строить дружеские отношения друг с
другом.
- Человек не может жить без общения.
- Вы общаетесь друг с другом? (да)
- А что вы в первую очередь делаете, когда встречаетесь с знакомыми,
друзьями? (здороваетесь)
- Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Упражнение «Веселое приветствие»
– Как вы приветствуете друг друга? (машите ладонью, здороваетесь за руки,
словами)
- А знаете ли вы, что у разных народов приняты свои жесты приветствия.
Варианты приветствия:
Объятие (Россия);
Лёгкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками
пальцев (Малайзия);
Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
– Знаете ли вы современные варианты приветствия?
Давайте встанем в два круга (внешний и внутренний), теперь пары
повернитесь друг к другу и поздороваемся друг с другом разными способами
приветствия (выбирают карточки).
Анализ:
- Какие приветствия были наиболее интересными? Почему? Вам было
приятно здороваться необычным способом?
Игра «Комплимент без слов»
(Дети стоят по кругу парами, берутся за руки, смотрят партнеру в глаза и
дарят ему молча самую добрую улыбку).
Упражнение "Ласковое имя"
– Вам приятно, когда вас ласково называют?
(Дети стоят в кругу).
- Сейчас вы будете бросать мяч друг другу по очереди и называть своё имя
ласково, затем бросать мяч стоящему рядом и называть соседа ласково по
имени и так далее.
- Вам было приятно, когда вас называли ласково?
- Мы можем сохранить эту традицию, чаще называть друг друга ласково и
тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Игра «Возьми и передай»
- Сейчас вы будете передавать друг другу воображаемые предметы.
Например: тяжелый чемодан, горячую картошку, пушистого котенка, лёгкое
пёрышко, кислый лимон, колючего ёжика, холодный снежок, большой арбуз
и др.
- Что чувствовал каждый участник во время игры - я чувствовал…, мне было
приятно, когда…
- Работа по теме
Прошу вас ответить на вопросы:
– Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и
вызывает положительные эмоции?
– Что нужно для того, чтобы общение было позитивным (положительным.
хорошим)?
– Какие черты характера помогают нам в общении, а какие нет?
– Нужно ли учиться общению?
– Как вы считаете, для чего это нужно?
– Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны?
- Да, общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно
учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. И в этом нам
помогают положительные черты характера, позитивное отношение к друг
другу,
умение
выслушать,
уважение.
Мы остановились на чертах характерах человека. Давайте с вами попробуем
составить звездную карту своих качеств. Но не забывайте, что они побывают
положительные и отрицательные, постарайтесь критически отнестись к себе.
Упражнение "Моя вселенная" (возможности личности).
- В центре листа (формата А 4) нарисована планета с буквой "Я", Вокруг этой
планеты нарисованы звёзды, на которых вы должны написать свои
положительные и отрицательные качества.
- То есть вы должны написать в звездочках 10 определений вашего характера
, отвечающих на вопрос «Кто я?», «Я – ... смелый»).
Ребята, подсчитайте каких слов в характеристике больше: положительных
или отрицательных. Кто хочет их зачитать?
- Хорошо.
Анализ
– Каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных?
– У кого больше положительных?
– А у кого есть хоть одно отрицательное качество вашего характера?
– Вы хотели бы, чтобы у вас не было этих отрицательных качеств?
– А вы хотели бы приобрести какие-то качества?
– А теперь давайте составим звездную карту нашего приюта. (совместное
фото детей с звёздной картой)
Упражнение "Ярмарка достоинств"
(Каждый из участников игры получает листы с надписями ПРОДАЮ и
ПОКУПАЮ).
Каждому
из
вас,
на
листе
бумаги,
под
надписью
ПРОДАЮ,
необходимо написать все свои недостатки, от которых хотелось бы
избавиться – злость, скуку, зависть, вертлявость, занудность, грубость,
лень и т. д. или написать достоинства, которыми он мог бы поделиться –
доброта, забота, дружелюбие, любовь к окружающим, желание учиться,
хорошо петь, хорошо рисовать и т.д.
На другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства,
которые хотели бы приобрести - доброта, забота, дружелюбие, любовь к
окружающим, желание учиться, хорошо петь, хорошо рисовать и т.д.
Теперь по очереди попробуйте продать свои положительные и
отрицательные качества. Вы должны убедить остальных ребят, что именно
эти качества необходимо купить.
Затем проводится обсуждение:
– Что удалось продать?
– Что было легче продать отрицательные или положительные качества?
Почему?
– Какие качества вы не смогли продать? – отрицательные. Почему? (они не
приятные)
– Как вы считаете, нужно ли смелость для того, чтобы признать свои
недостатки?
- Не надо бояться признавать свои недостатки, – это проявление мужества.
От такого признания человек становится только сильнее и старается бороться
со своими недостатками, приобретать как можно больше положительных!
– Мы сейчас говорили о себе, давали себе самооценку. А вам хочется знать,
что думает о вас ребята, которые находятся в вашей группе, какие качества
они видят в вас?
– Вам приходилось получать телеграммы? Давайте отправим телеграммы в
адрес друг друга.
Упражнение "Телеграмма"
- Я раздам бланки "телеграмм" с написанным именем адресата, где надо
написать адресату самое хорошее, что можно о нём сказать.
-
Попробуйте
сыграйте
роль
почтальона,
вручите
телеграмму.
А адресаты, получив сообщение, высказывают вслух свои впечатления по
желанию (спасибо, я очень рад….)
Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит, и греет. Давайте сотворим
солнце в себе.
- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
Мысленно направим к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как
звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка
опять увеличилась. Направляю лучик с добром - звездочка стала еще
больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость,
тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как
солнце. Оно несет тепло всем, всем (руки в стороны). Постарайтесь это
ощущение в себе запомнить, а когда станет грустно, постарайтесь его
восстановить в памяти, и вам опять станет хорошо как сейчас.
Рефлексия
– Чему мы научились? (общаться и дружить, осознавать свои достоинства и
недостатки).
– Что было главным в нашем занятии? (быть дружелюбным).
- Вам понравилось занятие?
- Какой вы можете сделать вывод по нашему занятию?
- Важно уметь общаться и проявлять положительные эмоции, сдерживать
негативные эмоции. Так как дружеские отношения помогают нам в общении
и делают это общение приятным.