Напоминание

Дошкольники и гаджеты


Автор: Михеева Снежана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Искитим, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Дошкольники и гаджеты
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи и гаджеты

На сегодняшний день существует одна из проблем подрастающего

поколения – использование гаджетов и в связи с этим появление поколения

digital natives.

Гаджеты используются везде: дома, на работе, в транспорте и т. д. С

технической точки зрения без этого в современном технократическом мире

не обойтись. Трудовые процессы усложняются и надо успеть всегда и везде.

А что касается психологической и как не странно физической Можно ли

отучить и нужно ли отучать новое поколение от непрерывного смотрения в

экран? А главное когда и как.

Гаджеты в руках у ребенка чреваты потерей связи поколения родителей

и детей, включающей в себя речевое и эмоциональное общение. Разрыв

между поколением отцов и детей существовал всегда. Однако сейчас тут

пролегла уже почти официально признанная пропасть.

Родители обычно сами дают детям гаджеты, и довольно рано — с

шести-восьми месяцев. Побуждения, разумеется, благие: хочется, чтобы

малыш как можно раньше освоил счет, алфавит, иностранный язык. Но стоит

внимательнее рассмотреть эффект от таких занятий:

Во-первых, ребенок проводит с гаджетом значительно больше времени,

чем проводил бы за традиционными занятиями, где смене деятельности

отводится большое внимание.

Во-вторых, информация часто не соответствует возрасту. А значит,

можно говорить об отсутствии системного и поэтапного развития речи и

психических процессов ребенка.

Существует куда более важная проблема — родители перестают быть

авторитетами для своего ребенка, нарушаются принципы воспитания и

социализации.

Самоустранение

от

процесса

социализации

родители

объясняют по-разному, часто ссылаются на уникальную digital-природу

нового поколения, которому абсолютно необходима цифровая среда. В

результате утрачивается культура родительства, связь поколений через

передачу жизненного и речевого опыта.

Последствия альтернативной социализации техническими средствами

уже видны невооруженным глазом: многие дети, к примеру, проявляют

интонирование, напоминающее озвучивание в «развивающих» приложениях.

Другим, и более ощутимым в перспективе последствием является изменение

типа мышления. Чтобы получить от роботизированной игрушки результат,

надо однозначно сформулировать запрос. Так мышление ребенка незаметно

трансформируется, упрощается, утрачивает глубину.

Пока сторонники особенности digital natives ищут все новые доводы в

пользу необходимости для этих

детей

digital-среды как основы

их

существования, противники фиксируют появление комплекса симптомов под

общим названием псевдодебильность. Термин ввел немецкий психиатр М.

Шпитцер, описывая им общее снижение когнитивных способностей у

интеллектуально сохранных детей. Любопытно, что дети из «Силиконовой

долины» не пользуются гаджетами и посещают частные школы, работающие

«по старинке», где вместо гаджетов и уроков компьютерной грамотности

играют в традиционные детские игры, много времени уделяется чтению,

другим видам речевой деятельности, в том числе и на иностранных языках, а

также спорту и ручному труду. Так что, вероятно, довольно скоро

традиционное образование будет свидетельствовать о принадлежности к

элите.

Широко известен тот факт, что под влиянием компьютерных игр у

ребенка уже в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте может

сформироваться

аддиктивное

(зависимое)

поведение,

которое

характеризуется стремлением уйти от реального мира в виртуальный.

Изменяется психическое состояние ребенка: он перестает осознавать

ценность реального общения с близкими взрослыми и со сверстниками,

гораздо меньше интересуется обыкновенными ролевыми и предметными

играми. С точки зрения психологов, такая ситуация негативно сказывается на

развитии навыков общения и тонкой моторики.

Психические функции (устная и письменная речь, память, моторика,

интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития,

складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При

передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в

достаточном объеме.

Специалисты

говорят

и

о

том,

что

серьезным

фактором

интеллектуальной

деградации

является

потребление

информации

маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Оно

не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться». О

влиянии

многочасовых

игр

в

«Тетрис»,

«Шарики»

или

«Пиратские

сокровища» и говорить не стоит. Ребенок с гаджетом видит картинку в

двухмерном изображении (ширина и длина). Тогда как в жизни мы видим

мир в трехмерном изображении (ширина, длина и глубина). Таким образом,

оречевление действий, описание происходящего упрощается и как следствие

словарь, грамматические конструкции в речи ребенка упрощаются и

становятся маловыразительными.

Такое прогрессирующее интеллектуальное снижение уже получило

медицинское название — «цифровая деменция» (digital dementia).

Когда речь идет о дисграфии и дислексии, проблемы касаются не

только моторики письма, но и грамотности. Это понятно и также связано,

конечно, с дефицитом чтения, поскольку именно при регулярном чтении

формируются зрительные образы букв и слов, которые сохраняются в памяти

и становятся одной из опор правописания. Что касается текущей ситуации, я

бы назвала ее воинственной экспансией безграмотности. Письменное

общение наших с вами взрослых современников на просторах интернета

создает впечатление, что они получают колоссальное удовольствие в

результате полного отказа от соблюдения языковых норм. Умение «ступить и

молвить» (в частности, правильно говорить и писать) перестает быть

ценностью в мире взрослых, и это обязательно будет иметь реальные

последствия для детей.

Родители не должны забывать, что развитие когнитивных функций и

навыков требует систематической работы и со стороны ребенка, и со

стороны взрослых. Задача взрослых — постоянное моделирование бытовых,

игровых,

учебных

ситуаций,

в

которых

возникает

необходимость

формирования и упражнения различных психических функций (памяти,

внимания, речи, пространственных навыков и т. п.). В противном случае

затруднения при освоении детьми вербальных и пространственных навыков

(не только чтения и письма, но и формирования словарного запаса,

определения времени по аналоговым часам и т. п.) могут оказаться

хроническими и препятствовать успешному обучению в школе.

Не будем забывать и о том, насколько важно в детском и подростковом

возрасте развитие не только отдельных психических функций, но и

психической деятельности (возможностей программирования ее реализации,

контроля, критичности к ошибкам, понимания последствий собственных

действий и т.

п.).

Роль семейного

воспитания,

детско-родительских

отношений в таком развитии, в преодолении негативных последствий

киберсоциализации нельзя недооценивать.

Не стоит забывать и о так называемой «сенсорной депривации»

(слуховой

и

зритеьной),

так

как

«освоение

мира»

активирует

преимущественно зрительную и слуховую сенсорную систему. Движения

тела и глаз ограничены примитивными манипуляциями пальцами и

концентрацией на маленьком экране, что не дает возможности изучать

реальные

законы

взаимодействия

предметов,

определять

объемы

и

расстояния и т. д.

Развитие речи зависит от разговоров. Если ребенок проводит время

рядом с взрослыми, даже если те заняты своими делами, но отвечают на его

вопросы или комментируют, он слышит в десять раз больше слов в час, чем

когда сидит перед экраном. К тому же детям часто подбирают то, что они

хотят, без определенной зоны роста. Скажем, малышам, которые еще не

говорят, предлагают мультики без слов. Это отличается от выхода из зоны

комфорта, когда ребенок пытается играть со старшими детьми или

взрослыми, говорить, чтобы его поняли и чтобы удовлетворить нужды. У

ребенка с гаджетом значительно меньше стимулов разговаривать. А развитие

речи тесно связано с развитием интеллекта. Раньше дети 8-12 лет читали

книги 18 или 19 века и просто запоминали незнакомые понятия вроде

«конка» или «капор». Сейчас им трудно воспринимать старинные слова,

поэтому книги приходится адаптировать, «переводить» на современный

язык.

Поэтому детский мозг не приспособлен для гаджетов, считает ученый.

Даже фоновый шум от ноутбуков, где идет кино или играет музыка,

приводит к гиперактивности и проблемам с концентрацией внимания.

Что же делать если в доме гаджет?

1. Заниматься с ребенком дома, как в былые времена. Решающее

значение для развития ребенка имеют разговоры, рассказывание историй,

пение, обучающие игры, совместное творчество. Особенно важно чтение.

Четверть часа каждый день — это не много, но если вы потратите его на

чтение рассказов своему ребенку, это будет 800 тысяч слов, которые он

дополнительно услышит за год.

2. Еще до 10 лет объяснить ребенку, чем вредят гаджеты, иначе в

подростковом возрасте ничего не докажете.

3. Почти не пользоваться гаджетами дома.

Один из главных факторов, определяющих использование детьми

гаджетов, это то, что мы, взрослые, делаем с ними. Непоследовательно

говорить, что это плохо, и постоянно что-то делать в смартфонах, планшетах

или ноутбуках.

4. Не сдаваться. Дети будут жаловаться, что не способны пообщаться

на темы интернета и игр со сверстниками, их обделили, не подарили

телефон. Но признают правоту, когда повзрослеют.

5.

Нужно регулярно определять, что такое здоровое использования

технологий. Как 100 калорий из пончика — не то же, что 100

калорий из салата, час хаотичного просмотра видео на YouTube —

не то же, что час, проведенный в программе цифрового искусства.

6.

Пользуйтесь

гаджетами

вместе

с

детьми.

Так

вы

сможете

контролировать контент (но не запрещать, а убеждать, предлагать

другое). А также добавляете живое общение к работе с экраном.

Если дети лучше вас знают новые технологии, пусть учат вас — это

повысит их уверенность в себе, а вы не отстанете от нового опыта и

будете уверенны, что он им не вредит.

7.

Введите время без гаджетов: за столом, перед сном, в транспорте,

на природе.

8.

Дети не должны чувствовать, что им приходится конкурировать с

устройствами за внимание родителей. Поэтому четко определяйте часы

работы, если работаете дома, а в остальное время отрывайтесь от гаджетов,

когда что-то надо детям. Запретите себе смартфоны, планшеты, ноутбуки на

час после возвращения с работы и проведите это время с семьей.

9.

Вам нужен собственный семейный план использования гаджетов,

а не стандарты, навязываемые учеными. Ребенок с незрелой нервной

системой и эмоционально нестабильный в 7 лет должен получать меньше

времени с гаджетами, чем спокойный и здоровый 5-летний.

Однако те же гаджеты открывают для ребенка мир науки и техники,

что помогает ему идти в ногу со временем. И изолировать ребенка от

мультимедиа-среды значит «выключить» его из современности. Но мы

должны дозировать нагрузки, потому что истощаемость нервных центров,

которая начинается в раннем детстве, может привести к формированию

невротического симптомокомплекса.

Но рано или поздно реальность дает о себе знать — мир человеческих

отношений гораздо сложней, чем набор «эмодзи», у реального партнера есть

голос, взгляд, движения, он может оказаться неловким, молчаливым, или

излишне самоуверенным, болтливым. Юный пользователь, дошкольник,

гаджета ко всему этому просто не готов! Его воображаемый мир дает

трещину. А с трещиной жить непросто.



В раздел образования