Автор: Ромашкина Ирина Геннадьевна
Должность: старший воспитаель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 3 "Сказка"
Населённый пункт: поселок Матвеев Курган
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами
ДОУ
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для
создания условий качественного дошкольного образования. В результате
содержание
профессионально-педагогической
деятельности
педагогов
дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых
инновационных
методов,
востребованных
в
новых
образовательных
условиях.
Эффективность
образовательно-воспитательного
пространства
определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.
В
настоящее время существует проблема развития педагога, способного к
созданию и использованию инноваций.
При
инновационном
подходе
в
ходе
педагогического
процесса
центральной
фигурой
выступает
ребенок
с
его
активностью
и
изобретательностью.
В
традиционной
педагогической
деятельности
центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм
работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели
выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка
способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с
педагогическими кадрами.
Современные
реалии
таковы,
что
педагоги
должны
постоянно
совершенствовать
свою
деятельность,
развивать
свои
творческие
способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и
интересно организовать педагогический процесс.
Роль старшего воспитателя заключается в создании благоприятных условий
для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и
поощрения их творческих поисков по ознакомлению с инновационными
образовательными технологиями обучения и воспитания детей дошкольного
возраста, освоению современных методов работы с детьми и родителями, а
также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению
педагогической документации.
В дошкольной образовательной организации
старший воспитатель является стратегом и тактиком воспитательно-
образовательного процесса.
Под методической деятельностью старшего воспитателя обычно определяют
деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.
К.Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего
воспитателя: «Это целостная система деятельности, направленная на
обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических
задач МДОУ».
По мнению А.И Васильевой: «Методическая работа старшего воспитателя в
ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется
практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми».
Ведущая цель деятельности старшего воспитателя: повышение
профессиональной компетентности педагога посредством формирования его
мотивации к самообразованию.
Уровень саморазвития педагогов (педагогический коллектив дошкольного
учреждения состоит из 16 человек) изучался с помощью анкетирования,
листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный
оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа
деятельности воспитателей.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования,
выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно
сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса
педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его
организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей
в результатах собственной деятельности.
Таким образом была спланирована методическая работа, направленная на
повышение профессионализма педагогов учреждения.
Цель:
повышение
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
проанализировать
уровень
профессиональной
подготовки
педагогов ДОУ;
создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;
создать систему мероприятий по корректировки содержания и
форм педагогического процесса.
Организация
процесса
взаимодействия
старшего
воспитателя
и
педагогов ДОУ.
Методической основой послужили источники К.Ю. Белой, Н.В.
Елжовой, С.М. Оберемок, В.И. Савченко, Т.В. Хабаровой, А.Н. Чернышевой.
В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
индивидуальный подход;
системно - деятельностный подход.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2019 года по май
2020 года.
1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2019 г.
2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2019 г. - март 2020 г.
3 этап: заключительный (контрольный) - март 202 г. - май 2020 г.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование
для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме
того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы
по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с
педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной
системы.
При
подведении
итогов
проводился
анализ
педагогической
деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ
педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и
администрацией. Данные мероприятия позволили выявить затруднения,
проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, наметились
перспективные
направления
работы
для
дальнейшей
деятельности,
отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса,
квалификация и мастерство педагогов учреждения.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую
очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться
с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении
профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую
различные формы и методы в работе с педагогами, как традиционные, так и
инновационные.
Традиционные формы методической работы по повышению
педагогической компетентности:
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган,
рассматривающий различные аспекты деятельности образовательного
учреждения. Непременным компонентом является развитая рефлексивная
деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.
Семинар-практикум - является наиболее продуктивной и эффективной
формой повышения педагогической компетентности: основное внимание
уделяется повышению теоретической подготовки педагогов. Необходимое
условие организации - участие всех педагогов, которым заранее
предлагаются задания, позволяющие каждому развить свои педагогические
способности.
Консультация - обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане
и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость
в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую
зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего
воспитателя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ
литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию
детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации,
определение ее содержания, а также подготовку информационных буклетов,
проспектов и пособий.
Открытые просмотры образовательной деятельности - они позволяют
родителям и педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их
позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся
анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а
также НОД или досуговой деятельности в группе.
Представление передового педагогического опыта - изучение лучшего
опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как:
целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ
результатов деятельности по определенному направлению образовательной
работы, описание взаимосвязанной работы всех педагогов- специалистов,
подготовка к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного
процесса.
Создание творческих и проблемно-поисковых групп - в образовательной
системе нашего образовательного учреждения практикуются творческие
группы, включающие педагогов-специалистов; воспитателей групп
компенсирующейи оздоровительной направленности; воспитателей групп
общеразвивающей направленности по определенной проблеме или общей
теме. В нашей образовательной организации функционируют творческие
группы педагогов по направлениям: «Юный гражданин», «Юный эколог»,
«Здоровый малыш», «Речецветик».
Педагогическая диагностика - является неотъемлемой частью работы
старшего воспитателя, особенно при повышении педагогических
компетенций работников. Работа с педагогическим коллективом в
современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом
запросов каждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу
каждого педагога, путем включения в активную самообразовательную
деятельность.
Смотр-конкурс - общественное мероприятие, сочетающее в себе элементы
смотра и конкурса. Разнообразные смотры-конкурсы в образовательном
учреждении проводятся согласно годовому плану работы. Разрабатывается
положение, определяются критерии оценки, выбирается состав жюри или
экспертной комиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного
развития активности, творческого взаимодействия педагогов, детей и их
родителей.
Инновационные формы методической работы по повышению
педагогической компетентности:
Игровое моделирование - моделирование реальной педагогической
ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения.
Преследуют различные цели – от развития отдельных педагогических
способностей воспитателей до формирования их устойчивого
педагогического мышления.
Технологии игрового моделирования
Деловая игра
Ролевая игра
Имитационная игра
Тренинг
Педагогический ринг
Педагогическое ателье (педагогическая мастерская) – педагог - мастер
знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей
воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями
по ее реализации.
Киношкола - старший воспитатель показывает заранее подготовленные
видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой).
Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги
оценивают уровень развития детской деятельности.
Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное
консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе
осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи
профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную
эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.
Педагогическая гостиная молодого воспитателя - осуществляется на базе
образовательной организации (встречи проходят не реже одного раз в два
месяца для педагогов, желающих расширить свой кругозор, повысить свой
психолого -педагогический уровень. Работа Педагогической гостиной
планируется с учетом интересов и пожеланий участников
Для подбора эффективных форм и методов работы ежегодно проводится
мониторинг сформированности профессионально-личностных способностей
и затруднений педагогов.
Инновационные
методы
работы
с
педагогами
обладают
отличительными особенностями:
носят опережающий характер;
обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;
оснащение педагогов способами и средствами педагогической
деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие
воспитанников.
Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет
интегрировать
повышение
квалификации
с
помощью
внедрения
современных научных исследований и передового педагогического опыта.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в
следующих направлениях:
Основные направления работы с педагогами
№
направление
содержание
1
Диагностика
компетентности
Наблюдение
за
деятельностью
педагогов;
Тестирование и анкетирование;
Коллективные наблюдения;
Экспресс-опросники
педагогов
и
родителей;
Самоанализ деятельности
2
Практическая
Индивидуальная
консультативная
помощь начинающим педагогам;
Проведение методических мероприятий
(семинары, практикумы, мастер-классы)
3
Координационная
Контроль
и
оценка
работы
по
обеспечению
образовательного
процесса и освоение воспитанниками
программы, утвержденной в ДОУ
4
Организационная
Организация
самообразования
педагогов по выбранной методической
теме;
Организация курсовой переподготовки;
Организация и подготовка педагогов к
выступлениям
на
методических
мероприятиях разного уровня с целью
распространения
педагогического
опыта;
Организация взаимодействия педагогов
с родителями воспитанников в вопросах
участи в образовательном процессе
5
Мотивирующая
Стимулирование
деятельности
педагогов,
поощрение
за
профессиональные
успехи
(грамоты,
благодарности,
премирование
из
стимулирующего фонда)
Результатом
диагностического
обследование
выступило
создание
диагностических карт возможностей и затруднений педагогов.
Для
контроля
деятельности
воспитателей
использовались
листы
самооценки с выделением компонентов анализируемого явления.
Педагогическое
наблюдение
позволило
определить
уровень
дидактической
и
методической
подготовленности
педагогов,
их
целеполагания
в
профессиональной
деятельности,
стиля
общения
с
воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для системного информативного сбора и обработки используемых
методических разработок педагогам было предложено оформить портфолио
педагога, отражающим всю информацию участия педагога в методической и
инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации.
Портфолио позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений,
проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей,
так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все
сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию
педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение,
регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и
самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по
обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с
педагогами:
проектная деятельность;
мастер-классы;
творческие мастерские;
банк инновационных идей;
педагогическая "копилка" мастерства;
педагогический ринг;
дебаты.
Все
методы,
означенные
выше
способствовали
обновлению
образовательного процесса, задавали благоприятные условия для
самореализации каждого педагога.
Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых
разработок, исследований в сфере педагогики.
В
качестве
основных
инновационных
методов
использовались
следующие
Таблица 2
Инновационные методы работы с педагогами
№
Форма
характеристика
1
Коучинг-сессия
("Методический
вояж",
Метод
тренинга
позволяет
достичь
осознания
новых
позитивно
"Эффективные
вопросы",
"Возможности
использования
интерактивных
средств
в
образовательном процессе в
ДОУ",
"Возможности
без
границ",
"Креативные
и
инициативные"
сформулированных
результатов
в
профессиональной деятельности
2
Педагогический
мастер-
класс
Трансляция
опыта,
его
активное
обсуждение,
творческое
решение
проблем,
возникающих
в
ходе
педагогической
деятельности,
присвоение опыта
3
Ярмарка
педагогических
идей
Представление
образцов
педагогической
деятельности
для
публичной
оценки
и
обсуждения,
установление творческих контактов с
коллегами
4
"Вечер вопросов и ответов"
Проводился раз в квартал, так как
педагогам дается не менее месяца
обдумать
и
представить
вопросы
наиболее
актуальные
в
образовательном процессе за данный
период.
Все
вечера
классифицировались по темам, так как
на некоторые вопросы педагоги сами
могут
найти
ответ,
а
некоторые
вопросы
требуют
разъяснения
специалистов.
5
"Методический
ринг"
("Развитие педагогического
потенциала
в
свете
современных
инноваций",
деловые
игры
в
форме
мозгового штурма)
Совершенствовались
профессиональные
знания,
развивались
знания
и
умения
по
анализу
собственной
деятельности,
приобретался
опты
коллективной
работы,
обобщались
знания
о
средствах
обучения
и
воспитания
дошкольников
6
"Педагогический КВН"
Создавался
благоприятный
психологический климат в коллективе,
активизировались
имеющиеся
теоретические знания и практические
умения
7
"Методический мост"
Дискуссии, к котором привлекались
педагоги
других
образовательных
учреждений,
руководители
методических объединений, родители.
В
результате
осуществлялся
обмен
педагогическим
опытом,
осуществлялось
распространение
инновационных
форм
обучения
и
воспитания
8
"Решение
основных
педагогических
задач"
(педагогические ситуации)
Знакомство
с
особенностями
педагогического процесса, характером
деятельности
педагога
и
ребенка,
изучение системы взаимоотношений
"педагог-воспитанник",
"педагог-
родители", "родители-ребенок"
Использование
разнообразных
форм
работы
дало
определенные
результаты:
положительная мотивация педагогов к профессиональному
росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на
30%);
рост
активности
в
подготовке
различных
методических
мероприятий (45%);
курсовая подготовка за три года увеличилась на 100%;
увеличились совместные разработки и реализации проектов с
детьми (50%);
количественное соотношение полученных квалификационных
категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения
(30%);
мониторинг
качества
образования
воспитанников
показал
позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась,
о чем показал опрос (87% удовлетворены деятельностью).
Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила
изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а
также планирование деятельности учреждения.
Библиографический список
1.
Белая,
К.Ю.
Методическая
деятельность
в
дошкольной
организации / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.
2.
Виноградова,
Н.А.,
Микляева,
Н.В.,
Родионова
Ю.Н.
Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера,
2008. - 188 с.
3.
Давыдова, О.И., Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Интерактивные
методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.
4.
Кораблева, С.В., Мифтахова, О.А. Организация работы старшего
воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С.В.
Кораблева, О.А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. -
№2. - с. 23-26.
5.
Тимофеева, Л.Л., Майер, А.А. Повышение профессиональной
компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. –
96с.