Напоминание

Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ


Автор: Ромашкина Ирина Геннадьевна
Должность: старший воспитаель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 3 "Сказка"
Населённый пункт: поселок Матвеев Курган
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами

ДОУ

Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для

создания условий качественного дошкольного образования. В результате

содержание

профессионально-педагогической

деятельности

педагогов

дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых

инновационных

методов,

востребованных

в

новых

образовательных

условиях.

Эффективность

образовательно-воспитательного

пространства

определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ.

В

настоящее время существует проблема развития педагога, способного к

созданию и использованию инноваций.

При

инновационном

подходе

в

ходе

педагогического

процесса

центральной

фигурой

выступает

ребенок

с

его

активностью

и

изобретательностью.

В

традиционной

педагогической

деятельности

центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм

работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели

выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка

способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с

педагогическими кадрами.

Современные

реалии

таковы,

что

педагоги

должны

постоянно

совершенствовать

свою

деятельность,

развивать

свои

творческие

способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и

интересно организовать педагогический процесс.

Роль старшего воспитателя заключается в создании благоприятных условий

для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и

поощрения их творческих поисков по ознакомлению с инновационными

образовательными технологиями обучения и воспитания детей дошкольного

возраста, освоению современных методов работы с детьми и родителями, а

также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению

педагогической документации.

В дошкольной образовательной организации

старший воспитатель является стратегом и тактиком воспитательно-

образовательного процесса.

Под методической деятельностью старшего воспитателя обычно определяют

деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.

К.Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего

воспитателя: «Это целостная система деятельности, направленная на

обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических

задач МДОУ».

По мнению А.И Васильевой: «Методическая работа старшего воспитателя в

ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется

практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми».

Ведущая цель деятельности старшего воспитателя: повышение

профессиональной компетентности педагога посредством формирования его

мотивации к самообразованию.

Уровень саморазвития педагогов (педагогический коллектив дошкольного

учреждения состоит из 16 человек) изучался с помощью анкетирования,

листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный

оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа

деятельности воспитателей.

Проанализировав полученные данные диагностического обследования,

выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно

сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса

педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его

организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей

в результатах собственной деятельности.

Таким образом была спланирована методическая работа, направленная на

повышение профессионализма педагогов учреждения.

Цель:

повышение

уровня

профессиональной

компетентности

педагогов.

Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:

проанализировать

уровень

профессиональной

подготовки

педагогов ДОУ;

создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;

создать систему мероприятий по корректировки содержания и

форм педагогического процесса.

Организация

процесса

взаимодействия

старшего

воспитателя

и

педагогов ДОУ.

Методической основой послужили источники К.Ю. Белой, Н.В.

Елжовой, С.М. Оберемок, В.И. Савченко, Т.В. Хабаровой, А.Н. Чернышевой.

В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:

индивидуальный подход;

системно - деятельностный подход.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2019 года по май

2020 года.

1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2019 г.

2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2019 г. - март 2020 г.

3 этап: заключительный (контрольный) - март 202 г. - май 2020 г.

На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование

для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме

того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы

по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.

На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с

педагогами с применением инновационных методов.

На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной

системы.

При

подведении

итогов

проводился

анализ

педагогической

деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ

педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и

администрацией. Данные мероприятия позволили выявить затруднения,

проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, наметились

перспективные

направления

работы

для

дальнейшей

деятельности,

отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса,

квалификация и мастерство педагогов учреждения.

Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую

очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться

с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении

профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую

различные формы и методы в работе с педагогами, как традиционные, так и

инновационные.

Традиционные формы методической работы по повышению

педагогической компетентности:

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган,

рассматривающий различные аспекты деятельности образовательного

учреждения. Непременным компонентом является развитая рефлексивная

деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.

Семинар-практикум - является наиболее продуктивной и эффективной

формой повышения педагогической компетентности: основное внимание

уделяется повышению теоретической подготовки педагогов. Необходимое

условие организации - участие всех педагогов, которым заранее

предлагаются задания, позволяющие каждому развить свои педагогические

способности.

Консультация - обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане

и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость

в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую

зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего

воспитателя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ

литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию

детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации,

определение ее содержания, а также подготовку информационных буклетов,

проспектов и пособий.

Открытые просмотры образовательной деятельности - они позволяют

родителям и педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их

позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся

анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а

также НОД или досуговой деятельности в группе.

Представление передового педагогического опыта - изучение лучшего

опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как:

целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ

результатов деятельности по определенному направлению образовательной

работы, описание взаимосвязанной работы всех педагогов- специалистов,

подготовка к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного

процесса.

Создание творческих и проблемно-поисковых групп - в образовательной

системе нашего образовательного учреждения практикуются творческие

группы, включающие педагогов-специалистов; воспитателей групп

компенсирующейи оздоровительной направленности; воспитателей групп

общеразвивающей направленности по определенной проблеме или общей

теме. В нашей образовательной организации функционируют творческие

группы педагогов по направлениям: «Юный гражданин», «Юный эколог»,

«Здоровый малыш», «Речецветик».

Педагогическая диагностика - является неотъемлемой частью работы

старшего воспитателя, особенно при повышении педагогических

компетенций работников. Работа с педагогическим коллективом в

современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом

запросов каждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу

каждого педагога, путем включения в активную самообразовательную

деятельность.

Смотр-конкурс - общественное мероприятие, сочетающее в себе элементы

смотра и конкурса. Разнообразные смотры-конкурсы в образовательном

учреждении проводятся согласно годовому плану работы. Разрабатывается

положение, определяются критерии оценки, выбирается состав жюри или

экспертной комиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного

развития активности, творческого взаимодействия педагогов, детей и их

родителей.

Инновационные формы методической работы по повышению

педагогической компетентности:

Игровое моделирование - моделирование реальной педагогической

ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения.

Преследуют различные цели – от развития отдельных педагогических

способностей воспитателей до формирования их устойчивого

педагогического мышления.

Технологии игрового моделирования

Деловая игра

Ролевая игра

Имитационная игра

Тренинг

Педагогический ринг

Педагогическое ателье (педагогическая мастерская) – педагог - мастер

знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей

воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями

по ее реализации.

Киношкола - старший воспитатель показывает заранее подготовленные

видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой).

Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги

оценивают уровень развития детской деятельности.

Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное

консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе

осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи

профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную

эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.

Педагогическая гостиная молодого воспитателя - осуществляется на базе

образовательной организации (встречи проходят не реже одного раз в два

месяца для педагогов, желающих расширить свой кругозор, повысить свой

психолого -педагогический уровень. Работа Педагогической гостиной

планируется с учетом интересов и пожеланий участников

Для подбора эффективных форм и методов работы ежегодно проводится

мониторинг сформированности профессионально-личностных способностей

и затруднений педагогов.

Инновационные

методы

работы

с

педагогами

обладают

отличительными особенностями:

носят опережающий характер;

обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;

оснащение педагогов способами и средствами педагогической

деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие

воспитанников.

Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет

интегрировать

повышение

квалификации

с

помощью

внедрения

современных научных исследований и передового педагогического опыта.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в

следующих направлениях:

Основные направления работы с педагогами

направление

содержание

1

Диагностика

компетентности

Наблюдение

за

деятельностью

педагогов;

Тестирование и анкетирование;

Коллективные наблюдения;

Экспресс-опросники

педагогов

и

родителей;

Самоанализ деятельности

2

Практическая

Индивидуальная

консультативная

помощь начинающим педагогам;

Проведение методических мероприятий

(семинары, практикумы, мастер-классы)

3

Координационная

Контроль

и

оценка

работы

по

обеспечению

образовательного

процесса и освоение воспитанниками

программы, утвержденной в ДОУ

4

Организационная

Организация

самообразования

педагогов по выбранной методической

теме;

Организация курсовой переподготовки;

Организация и подготовка педагогов к

выступлениям

на

методических

мероприятиях разного уровня с целью

распространения

педагогического

опыта;

Организация взаимодействия педагогов

с родителями воспитанников в вопросах

участи в образовательном процессе

5

Мотивирующая

Стимулирование

деятельности

педагогов,

поощрение

за

профессиональные

успехи

(грамоты,

благодарности,

премирование

из

стимулирующего фонда)

Результатом

диагностического

обследование

выступило

создание

диагностических карт возможностей и затруднений педагогов.

Для

контроля

деятельности

воспитателей

использовались

листы

самооценки с выделением компонентов анализируемого явления.

Педагогическое

наблюдение

позволило

определить

уровень

дидактической

и

методической

подготовленности

педагогов,

их

целеполагания

в

профессиональной

деятельности,

стиля

общения

с

воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.

Для системного информативного сбора и обработки используемых

методических разработок педагогам было предложено оформить портфолио

педагога, отражающим всю информацию участия педагога в методической и

инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации.

Портфолио позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений,

проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей,

так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все

сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.

Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию

педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:

1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение,

регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и

самоанализа;

2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по

обмену опытом;

3) использование интерактивных методов в коллективной работе с

педагогами:

проектная деятельность;

мастер-классы;

творческие мастерские;

банк инновационных идей;

педагогическая "копилка" мастерства;

педагогический ринг;

дебаты.

Все

методы,

означенные

выше

способствовали

обновлению

образовательного процесса, задавали благоприятные условия для

самореализации каждого педагога.

Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых

разработок, исследований в сфере педагогики.

В

качестве

основных

инновационных

методов

использовались

следующие

Таблица 2

Инновационные методы работы с педагогами

Форма

характеристика

1

Коучинг-сессия

("Методический

вояж",

Метод

тренинга

позволяет

достичь

осознания

новых

позитивно

"Эффективные

вопросы",

"Возможности

использования

интерактивных

средств

в

образовательном процессе в

ДОУ",

"Возможности

без

границ",

"Креативные

и

инициативные"

сформулированных

результатов

в

профессиональной деятельности

2

Педагогический

мастер-

класс

Трансляция

опыта,

его

активное

обсуждение,

творческое

решение

проблем,

возникающих

в

ходе

педагогической

деятельности,

присвоение опыта

3

Ярмарка

педагогических

идей

Представление

образцов

педагогической

деятельности

для

публичной

оценки

и

обсуждения,

установление творческих контактов с

коллегами

4

"Вечер вопросов и ответов"

Проводился раз в квартал, так как

педагогам дается не менее месяца

обдумать

и

представить

вопросы

наиболее

актуальные

в

образовательном процессе за данный

период.

Все

вечера

классифицировались по темам, так как

на некоторые вопросы педагоги сами

могут

найти

ответ,

а

некоторые

вопросы

требуют

разъяснения

специалистов.

5

"Методический

ринг"

("Развитие педагогического

потенциала

в

свете

современных

инноваций",

деловые

игры

в

форме

мозгового штурма)

Совершенствовались

профессиональные

знания,

развивались

знания

и

умения

по

анализу

собственной

деятельности,

приобретался

опты

коллективной

работы,

обобщались

знания

о

средствах

обучения

и

воспитания

дошкольников

6

"Педагогический КВН"

Создавался

благоприятный

психологический климат в коллективе,

активизировались

имеющиеся

теоретические знания и практические

умения

7

"Методический мост"

Дискуссии, к котором привлекались

педагоги

других

образовательных

учреждений,

руководители

методических объединений, родители.

В

результате

осуществлялся

обмен

педагогическим

опытом,

осуществлялось

распространение

инновационных

форм

обучения

и

воспитания

8

"Решение

основных

педагогических

задач"

(педагогические ситуации)

Знакомство

с

особенностями

педагогического процесса, характером

деятельности

педагога

и

ребенка,

изучение системы взаимоотношений

"педагог-воспитанник",

"педагог-

родители", "родители-ребенок"

Использование

разнообразных

форм

работы

дало

определенные

результаты:

положительная мотивация педагогов к профессиональному

росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на

30%);

рост

активности

в

подготовке

различных

методических

мероприятий (45%);

курсовая подготовка за три года увеличилась на 100%;

увеличились совместные разработки и реализации проектов с

детьми (50%);

количественное соотношение полученных квалификационных

категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения

(30%);

мониторинг

качества

образования

воспитанников

показал

позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;

удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась,

о чем показал опрос (87% удовлетворены деятельностью).

Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила

изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а

также планирование деятельности учреждения.

Библиографический список

1.

Белая,

К.Ю.

Методическая

деятельность

в

дошкольной

организации / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.

2.

Виноградова,

Н.А.,

Микляева,

Н.В.,

Родионова

Ю.Н.

Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера,

2008. - 188 с.

3.

Давыдова, О.И., Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Интерактивные

методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.

4.

Кораблева, С.В., Мифтахова, О.А. Организация работы старшего

воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С.В.

Кораблева, О.А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. -

№2. - с. 23-26.

5.

Тимофеева, Л.Л., Майер, А.А. Повышение профессиональной

компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. –

96с.



В раздел образования