Автор: Осадчук Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Ньютон" г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современное образование требует от педагогов применения в образовательной
практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли
бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в
природе.
Одной из таких технологий является метод проектов, который прочно вошел в
практику нашего дошкольного образовательного учреждения.
Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды
продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями: в поисковую и
исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную.
В данной статье предложен вариант использования метода проектов в
экологическом образовании дошкольников на примере проекта «Зеленая
аптека».
Проект «Зеленая аптека» имеет своей целью уточнение и расширение
знаний детей о лекарственных растениях, о применении этих растений для
восстановления
и
сохранения
здоровья
человека,
выяснить,
какие
лекарственные растения растут на Урале, открыть «Зеленую аптеку» в своей
группе.
В ходе реализации данного проекта решаются следующие задачи:
ознакомление детей с внешним видом и особенностями произрастания
лекарственных растений;
обучение детей способам и технологиям приготовления травяных сборов и
настоев;
уточнение представлений детей о том, какие растения можно использовать
для лечения несложных заболеваний (простуда, насморк, кашель);
предоставить
детям
информацию
о
том,
какие
растения
содержат
необходимые для организма человека витамины (сборы витаминных ягод:
шиповника, липы, рябины).
В содержание данного проекта во второй младшей группе включены
мероприятия «В гостях у Лесовичка», это персонаж, который на протяжении
всей второй младшей группы участвует во всех делах группы, режимных
моментах, оценивания навыки и умения детей в сохранении и укреплении
собственного здоровья. Лесовичок советует закаляться малышам; следит за
тем, как дети полощут горло травяными настоями, рассказывая о том, из какой
травы сегодня он приготовлен и т. д.
В средней группе содержание проекта определено ознакомлением детей в
течение месяца с определенным лекарственным растением:
«Наши зеленые помощники – ромашка»;
«Наши зеленые помощники – шиповник»;
«Желтые цветы липы»;
«Помощница – календула»;
«Красные ягоды рябинки»;
«Цветы одуванчика и мать – и – мачехи».
Также тематический план включает такие темы, как «Полечи себя сам» и
«Уроки Лесовичка», на которых дети средней группы демонстрируют
практические умения по применению лекарственных растений.
В старшей и подготовительной группах главный упор делается на
практических занятиях по приготовлению самими детьми лекарственных
травяных настоев, на закреплении технологии приготовления настоев в
сюжетно-ролевых играх: «Дом», «Аптека».
Итогом работы по каждому разделу являются музыкально-познавательные
развлечения или викторины, конкурсы и творческие презентации каждого
ребенка, авторские выставки детских работ по содержанию проекта.
Таким образом, не перегружая сетку занятий, предложенный материал
систематизирует и конкретизирует знания ребенка о лекарственных растениях,
помогает создать в группе атмосферу творчества и неформального общения
детей друг с другом и со взрослыми, включить в общую работу родителей.
Содержание экологического проекта «Зеленая аптека»
во второй младшей группе
Содержание проекта
Предметно-
развивающая
среда
Методическое
обеспечение
Продук
тив
ная
деяте
льно
сть
Сентябрь
«В гостях у Лесовичка»
Знакомство с куклой
Лесовичок
кукла в уголке
«Зеленая аптека»
план
знакомство с
куклой
Организация экскурсии в
«Домик Лесовичка» -
знакомство с уголком
«Зеленая аптека»
модель и эмблема
уголка «Зеленая
аптека»
конспект
Беседа о том, почему
человек болеет (с показом
иллюстраций или
кукольного театра)
кукольные
персонажи, книги
о здоровых и
больных детях С.
Михалкова
план беседы
Рассказ Лесовичка о том,
как он вылечился без
таблеток
конспект
Рассматривание
иллюстраций с
подборка
иллюстраций
изображением здорового
и заболевшего человека
Моделирование эмоций
здорового и заболевшего
человека
модели эмоций
Октябрь
«Наши зеленые помощники - ромашка»
Рассматривание коробочки
с ромашкой, рассказ
воспитателя о
лекарственных растениях и
их пользе для человека
аптечные
упаковки с
ромашкой
конспект
Создание проблемной
ситуации: «У Лесовичка
заболело горло», чем его
полечить
подборка
аптечных
упаковок с
травами, пакетик
с сухой ромашкой
Рассматривание гербария
«Ромашка»
гербарий
коллект
ивная
апплика
ция
«Ромаш
ковое
поле»
Д/И «Узнай, что в
мешочке» (пакетики и
коробочки с травой)
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Моделирование на кукле
эмоций (веселая и здоровая
кукла; заболевшая кукла)
силуэты кукол,
детали лица с
выраженными
эмоциями)
Экскурсия в аптеку,
рассматривание витрины с
сухими травами
пакетики с
сухими травами,
иллюстративный
материал, модели
эмоций человека
конспект
Рассматривание
технологической карты
приготовления отвара из
ромашки
технологическая
карта
план, вопросы
к детям
Обучение детей
полосканию горла
ромашковым настоем
карточка с
последователь-
ностью приемов
полоскания
Заучивание стихотворения
«Ромашка-цветок»
иллюстрации по
содержанию
стихотворения
план
Приготовление настоя
ромашки вместе с детьми
схема
последовательнос
ти выполнения
работы
конспект
Ноябрь
«Наши зеленые помощники – шиповник»
Лесовичок принес детям
витаминный подарок -
рассматривание ягод
шиповника
мешочки с
сухими ягодами
шиповника
Д/И «Узнай на ощупь»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассказ воспитателя о
полезных свойствах
шиповника
пакетик с
плодами
шиповника,
иллюстрации
кустарника и
цветов шиповника
конспект,
материал к
рассказу
рисован
ие
«Краси
вые
ягодки»
Экскурсия на садовый
участок детского сада,
рассматривание куста
шиповника
макет участка
детского сада,
иллюстрации
растений на
участке
конспект
Моделирование кукол с
положительными и
отрицательными эмоциями
модели кукол,
детали лиц с
эмоциями
Рассматривание
технологической карты
приготовления напитка из
шиповника в термосе
технологическая
карта
Приготовление вместе с
детьми витаминного
напитка
карточка по ТБ
при
приготовлении
напитка в термосе
конспект
Домаш
нее
задание:
вместе с
родите
лями
пригото
вить
витамин
ный
напиток
Декабрь
«Полечи себя сам»
Рассматривание модели
«Полечи себя сам»
(простуда, кашель, упадок
сил) – подборка детьми
необходимых трав и
лекарственных растений
модель с
карточками трав и
растений
конспект
Д/И «Подбери травку,
чтобы вылечить кашель»
(простуду, насморк)
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Д/И «Что нам нужно, когда
мы болеем?» (карточки с
изображением носового
платка, градусника,
коробочки с травами и
витаминами)
Организация проблемной
ситуации: «У Лесовичка
появился насморк»
материалы к
беседе, модели,
пакетики трав
описание
проблемы,
вопросы и
задания детям
Рассматривание
технологической карты
организации ингаляции
технологическая
карта
Организация сюжетно-
ролевой игры «Кукла
заболела»
план
подготовки и
организации
игры
Составление из мозаики
цветов лекарственных
растений (ромашка,
шиповник, мать - и -
мачеха)
наборы мозаики с
необходимыми
цветами деталей
Д/И «Узнай, какой
картинки не стало»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассматривание гербария
«Мать - и - мачеха»
гербарий
Рассматривание альбома
«Лекарственные растения»
альбом с
иллюстрациями,
стихами о
растениях
вопросы к
детям, план
беседы
Январь
«Желтые цветы липы»
Рассматривание альбома
«Лекарственные растения»
- липа
альбом
Ситуация «У куклы Кати
поднялась температура»
кукла, термометр,
аптечные
упаковки с
травами
Рассматривание
технологической карты
приготовления настоя из
цветков липы
технологическая
карта
Приготовление вместе с
детьми настоя из цветков
липы, дегустация настоя
карточка по ТБ
при
приготовлении
настоя
конспект
Заучивание стихотворения
«Липка» Благининой
«Выросла я, липка
Тоненькой да гибкой,
Не ломай меня!»
иллюстрации по
содержанию
стихотворения
Д/И «Узнай на вкус»
(отвары из ромашки,
шиповника, липы)
Д/И
описание
вариантов игры
Февраль
«Помощница-календула»
Рассматривание
засушенных цветов
календулы
гербарий,
иллюстрации,
альбом о
лекарственных
растениях
вопросы к
детям
апплика
ция
«Оранж
евый
цветок»
Конкурс «Знатоки трав»
(по иллюстрациям)
подборка
иллюстраций о
лекарственных
растениях,
пакетики с
сухими травами
план
проведения
конкурса
Д/И «Узнай травку»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Д/И «Какой цветок
поможет кукле Кате»
(иллюстрации с больной
куклой, подборка
иллюстраций или
пакетиков с травой)
Д/И «Лесовичок перепутал
пакетики с травами»
Наблюдение за работой
медсестры физиокабинета
по приготовлению настоя
из календулы
альбом с
иллюстрациями
лекарственных
трав
план, вопросы
к детям
«Вместе с мамой, вместе
папой» - картинки из
лекарственных трав
сухие травы,
иллюстрации,
альбом с
загадками
выстав
ка
детских
работ
Аппликация «Полянка с
календулой»
материалы для
работы детей:
бумага, сухие
травы
конспект
Выстав
ка работ
Март
«Красные ягоды рябинки»
Экскурсия в сад,
наблюдение за рябиной
иллюстрации
деревьев
конспект
Рассматривание ветки
рябины с ягодами
иллюстрации
деревьев с
плодами (ветка
яблони, ветка
черноплодной
рябины)
план
наблюдения
апплика
ция
«Ягоды
рябины»
Чтение стихов о рябинке
альбом о
лекарственных
растениях
план беседы по
стихотворению
Наблюдение за
приготовлением напитка
из рябины
схема
приготовления
Рассматривание модели
«Чем нам поможет
рябиновая ягодка?»
модель, пакетики
с рябиновыми
ягодами
конспект
Апрель
«Цветы одуванчика и мать - и - мачехи»
Экскурсия на весеннюю
полянку
иллюстрации о
весне, растениях
ной
конспект
Рассматривание цветов
одуванчика и мать – и
мачехи
иллюстрации
лекарственных
растений
план,
вопросы к
детям
Рисование «Полянка с
одуванчиками»
модель
одуванчика,
книжки-
раскраски,
иллюстрации
полянки
одуванчиков
конспект
Плетение венков из
одуванчиков на весенний
праздник
сценарий
Заучивание стихотворения
«Одуванчик « Е.А.
Благининой
альбом со
стихами и
загадками
Наблюдение за ростом и
развитием мать - и -
мачехи
иллюстрации,
альбом с
загадками и
стихами
конспект
Аппликац
ия
«Желтень
кий
цветок»
Наблюдение за
приготовлением настоя для
полоскания горла из мать-
и-мачехи
схема
приготовления
настоя
Рассматривание модели
применения настоя из
цветков мать-и-мачехи для
оздоровления
развернутая
модель
план
рисование
«Желтые
цветы»
Май
«Уроки Лесовичка»
Рассматривание модели
применения
лекарственных растений
для оздоровления
развернутая
модель
план
Д/И «Найди полезный
цветок»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Организация сюжетно-
ролевой игры «Аптека»
материалы для
игры, атрибуты,
халат для
аптекаря, рецепты
перспективный
план
организации
сюжетно-
ролевой игры
«Аптека»
Д/И «Сложи растение»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Конкурс знакомых стихов
о цветах и лекарственных
растениях
альбом со
стихами и
загадками,
иллюстрации,
модели растений
план
проведения
Д/И «Как вылечить куклу
Катю?»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Заучивание песенок-
потешек о растениях
альбом с
потешками
подборка
музыкальных
песен
Праздник «В гостях у
Лесовичка»
сценарий
Советы педагогам в реализации метода проектов
Глубоко изучить тематику проекта.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом
поддерживать детскую инициативу.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его
любознательность, устойчивый интерес к проблеме.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их
эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с
опорой на детский личный опыт (какой корм приготовить на кормушки
во время экологической акции «Поможем птицам зимой выжить» и
почему?)
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения
проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться
высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над
проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с
ребенком, используя индивидуальный и дифференцированный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,
создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Таким образом, метод проектов помогает вовлечь дошкольников в процесс
активной познавательной деятельности, позволяющей детям осознать, где и как
могут быть применены полученные знания. Поэтому способность педагога
использовать в работе проектный метод имеет большое значение для
экологического образования детей дошкольного возраста.