Автор: Осадчук Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Ньютон" г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование гибких компетенций у дошкольников методом проектов
Раздел: дошкольное образование
Формирование гибких компетенций у дошкольников методом
проектов
Стремительно меняющийся мир требует новых подходов в обучении и
воспитании детей. В настоящее время возросла роль, так называемых soft
skills- гибких компетенций. Это умственные и межличностные компетенции
–
социальные,
интеллектуальные
и
волевые.
Такие
как
лидерство,
кооперация, коммуникабельность, умение работать в команде, креативность,
эмоциональный интеллект, саморефлексия, умение слушать, осознавать, и
др.
В нашем детском саду одним из эффективных средств формирования
гибких компетенций у дошкольников является метод проектов.
«Метод проектов – интегрированный метод обучения дошкольников,
способ
организации
педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанника,
поэтапная
практическая
деятельность по достижению поставленной цели.» (Т. А. Данилина, Л. С.
Киселёва, Т. С. Ладога)
В образовательной практике нашего дошкольного учреждения мы
используем проектную деятельность экологической направленности, которая
позволяет развить у детей критическое мышление, творческие способности,
самостоятельность и инициативность.
Так цель проекта «Огород на подоконнике» - это создание условий для
формирования у детей гибких навыков.
Этапы проекта.
1.
Подготовительный.
Определение
цели
и
задач
проекта,
сбор
информации, материала. Создание условий для реализации проекта,
составление
плана
мероприятий
для
организации
проектной
деятельности;
2.
Основной. Проведение запланированных мероприятий для реализации
проекта (беседы, эксперименты, творческая деятельность, посадки и
уход за ними);
3.
Заключительный. Подведение итогов проекта: дневник наблюдений,
презентация с фотоотчетом, участие в смотре – конкурсе детского сада,
итоговая беседа.
В ходе реализации проекта педагогам
удается поддерживать интерес
детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают
разрабатывать тему, обогащать ее новыми ресурсами и идеями. Основными
формами детской деятельности в ходе проекта являются самостоятельная
деятельность и совместная деятельность. Основные формами педагогических
действий
являются моделирование предметно-пространственной среды и
демонстрация
конструктивных
моделей
поведения.
Дети
являются
полноправными субъектами деятельности, они влияют на выбор темы и
названия проекта, выбор ассортимента растений для посадки и формы
работы в рамках проекта.
Таким образом, дошкольники становятся инициаторами и активными
участниками, реализующими свои интересы и потребности в знаниях,
общении и игре. В процессе совместной и индивидуальной, самостоятельной
и
организованной
педагогами
детской
деятельности
происходит
формирование и развитие гибких навыков дошкольников.
С
овр
еме
нно
е
о
б
р
а
зов
а
ни
е
тр
еб
у
е
т
от
п
еда
гогов
ДОУ
при
ме
н
е
ни
я
в
о
б
р
а
зов
а
т
е
льной
пр
ак
ти
ке
н
а
и
б
ол
ее
э
ффек
тивн
ы
х
пе
да
гоги
ческ
их
т
е
хнологий,
к
отор
ые
по
м
огли
бы
р
ебе
н
к
у
овл
аде
ть
н
е
о
б
хо
д
и
мым
и
зн
а
ни
ям
и и н
а
в
ыкам
и.
Опыт работы педагогов нашего детского сада подтверждает, что о
д
ной
из т
ак
их т
е
хнологий
я
вл
яе
т
ся
ме
то
д
про
ек
тов. Д
а
нн
ы
й
ме
то
д
позвол
яе
т
п
еда
гогу
в
к
лю
ча
ть
р
ебе
н
ка
в
р
а
зноо
б
р
а
зн
ые
ви
ды
дея
т
е
льно
с
ти
д
л
я
овл
аде
ни
я
нов
ым
и
зн
а
ни
ям
и
и
компетенциями
:
в
пои
ск
овую,
и
сс
л
ед
ов
а
т
е
ль
ск
ую, твор
ческ
ую и про
д
у
к
тивную деятельность.
Таким образом, метод проектов дает возможность педагогу создать все
необходимые условия для формирования и развития гибких компетенций у
дошкольников.