Автор: Гульшат Камилевна Мишарина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №539
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников.
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский.
«Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные
люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как
«...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная
задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное
человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый
патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед
обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине,
родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Дошкольный период-это время, когда развивается личность ребенка и
проявляются его индивидуальные особенности. Не следует забывать, что в этот
период именно воспитатели и родственники находятся ближе всего к ребенку.
Именно в семье зарождаются симпатии, потребности, интересы и характер
ребенка, а семейный быт, традиции и идеалы влияют на его судьбу. Лучшие
нравственные и патриотические качества характера ребенка могут быть
заложены в нем через призму его отношений с родными.В своей работе с
семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но
и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных
семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую
различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу
анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю
совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление
генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности,
дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда
ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся
тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.
У мальчиков с детства необходимо формировать представления о
необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,
оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие
мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они
должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.
Родители должны формировать у своих детей положительный опыт
“решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению
без “кулаков” и т.д.
У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять,
мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться
о них.
Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива —
детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная
направленность поступков постепенно становиться основой воспитания
гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно
постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в
нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось
представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны
является ЧЕЛОВЕК.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он
живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше
рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство
гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что
создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и
порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в
своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и
уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые
передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и
трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,
формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок
должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно
принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и
традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная
работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо
знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,
особо выделив наиболее характерное для своего края. Любой край, область,
даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои
традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет
формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Развить в малышах
стремление сохранять и приумножать богатства русской природы, остающейся
неизменным символом родного края, — еще одна важная задача педагога,
которую следует реализовывать, начиная с младшей группы, во время прогулок
и национальных праздников, а также в комплексе патриотического воспитания.
Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной
заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое
значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность
познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе.
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и
разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые
помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях
нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы
поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина,
достойного продолжателя славных традиций русского народа.
«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же
естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».
Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое
уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины –
основная задача патриотического воспитания для формирования истинного
гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества.