Напоминание

Патриотическое воспитание


Автор: Гульшат Камилевна Мишарина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №539
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание дошкольников.

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник

укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о

воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский.

«Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные

люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как

«...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего

гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная

задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное

человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый

патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед

обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине,

родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Дошкольный период-это время, когда развивается личность ребенка и

проявляются его индивидуальные особенности. Не следует забывать, что в этот

период именно воспитатели и родственники находятся ближе всего к ребенку.

Именно в семье зарождаются симпатии, потребности, интересы и характер

ребенка, а семейный быт, традиции и идеалы влияют на его судьбу. Лучшие

нравственные и патриотические качества характера ребенка могут быть

заложены в нем через призму его отношений с родными.В своей работе с

семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но

и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу

способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных

семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую

различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу

анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю

совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление

генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности,

дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда

ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся

тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.

У мальчиков с детства необходимо формировать представления о

необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,

оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие

мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они

должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт

“решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению

без “кулаков” и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять,

мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться

о них.

Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива —

детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная

направленность поступков постепенно становиться основой воспитания

гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно

постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в

нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось

представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны

является ЧЕЛОВЕК.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он

живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше

рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство

гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что

создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и

порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в

своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и

уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые

передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и

трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,

формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок

должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно

принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и

традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная

работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо

знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,

особо выделив наиболее характерное для своего края. Любой край, область,

даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои

традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет

формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Развить в малышах

стремление сохранять и приумножать богатства русской природы, остающейся

неизменным символом родного края, — еще одна важная задача педагога,

которую следует реализовывать, начиная с младшей группы, во время прогулок

и национальных праздников, а также в комплексе патриотического воспитания.

Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной

заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое

значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность

познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и

разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об

истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые

помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях

нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы

поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина,

достойного продолжателя славных традиций русского народа.

«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же

естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».

Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое

уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины –

основная задача патриотического воспитания для формирования истинного

гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества.



В раздел образования