Автор: Воронина Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ №19" (дошкольное образование)
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: Детско- родительский проект
Тема: «Комнатные растения. Герань»
Раздел: дошкольное образование
Детско- родительский проект
«Комнатные растения.
Герань»
(подготовительная группа №8 «Говорунчики»)
Воспитатели
Апрель 2022г.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Тема: «Комнатные растения. Герань»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный
Сроки реализации:11-23 апреля 2022г.
Участники проекта:
дети подготовительной
группы
«Говорунчики»,
родители, педагоги.
Актуальность
Зеленый мир комнатных растений способен заинтересовать ребенка, если
взрослые вовлекают его в наблюдения за жизнью комнатной флоры. На
цветущие растения хочется смотреть, не отводя глаз. Каждый цветок – это
удивительное
чудо
природы.
Комнатные
растения
–
это
верные,
бескорыстные друзья человека, но, чтобы дружба была взаимной, полезно
познать этот таинственный мир вместе с ребенком.
У нас в детском саду много цветов, но практически в каждой группе есть
герани. Детям нравится этот удивительный цветок. Зная, что цветы не только
красивы, но и приносят пользу, мы захотели больше узнать об этом цветке.
Как известно, каждый дошкольник по своей натуре - любознательный
Почемучка, маленький исследователь. Поэтому «самое лучшее открытие то,
которое ребёнок делает сам»
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как
развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира,
повышения экологической грамотности детей и родителей. Масштабы
проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи. Поэтому
для осуществления данного проекта мы поставили для себя следующую цель.
Цель проекта:
Создание условий для познания детьми мира комнатных растений,
воспитание экологической культуры
Задачи проекта:
1.
Формировать
представления
о
комнатных
цветах
(герани,
их
значимости в жизни человека.
2.
Развивать
любознательность,
наблюдательность,
активность
в
познавательной деятельности.
3. Дать представления о размножении комнатных растений; учить
последовательности во время посадки.
4. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений.
5. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе
совместной исследовательской деятельности.
6.
Формировать
эстетическое
восприятие
окружающего
мира,
экологически грамотное отношение к цветам.
7. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
8. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
9. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога:
Подбор и изучение методической литературы. Выявление уровня знания
детей о комнатных растениях, процессе посадки и ухода за ними. Посадка и
уход. Создание предметно развивающей среды по теме проекта. Организация
дидактических игр: «Угадай комнатное растение», «Сложи картинку».
Чтение и заучивание стихов, загадок про комнатные растения. Организация
творческой
деятельности
с
детьми
(оформление
паспорта
растений,
рисование, работа с раскрасками)
Деятельность детей:
Трудовая деятельность: посадка совместно с педагогом комнатных
растений, уход за ними (поливка, рыхление, подкормка)
Творческая деятельность: Работа с раскрасками по теме: «Комнатные
растения»
Игровая
деятельность:
дидактические
игры
«Разрезные
картинки.
Комнатные растения», лото «Цветы»
Коммуникативная деятельность: дети с желанием слушали и заучивали
стихи и загадки про комнатные растения, речевая игра «Ты опиши, я
отгадаю»
Взаимодействие с семьёй:
Предложить родителям приобрести необходимое оборудование для
проведения проекта – контейнеры, землю.
Родители с желанием помогали при сборе информации, иллюстраций,
открыток, фотографий.
Создание презентации «Комнатное растение – Герань» и демонстрация
детям.
2 ЭТАП – основной, реализация проекта
На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты,
эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода,
растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.
В
процессе
исследований
дети
знакомились
с
художественной
литературой о комнатных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки.
Рассматривают иллюстрации, картины.
Деятельность педагога:
Выявление знаний детей о красивом цветке – герани.
Ознакомление детей с удивительным комнатным растением – геранью.
Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной
деятельности.
Создание лаборатории для растений.
Пополнить папку дидактическими играми.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за
растениями.
Консультация для родителей: «Комнатные растения для детской комнаты»
Беседы о том, как выращивают комнатные растения.
Беседа об уходе за комнатными растениями.
Чтение литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок,
придумывание детьми сказок.
Ознакомление детей лечебными, профилактическими свойствами чудо -
растения.
Совместная деятельность с детьми при посадке и уходу за геранью.
НОД с детьми: Ознакомление с окружающим «Комнатные цветы», «Чудо
цветок».
Рисование «Мир комнатных цветов», «Любимый цветок», аппликация
«Чудо – цветок».
Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения
часть», «Сложи цветок», «Угадай цветок», «Узнай и опиши».
Пальчиковая игра «Цветок».
Слушание и разучивание стихов и жзагадок о цветах.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Размножение, рост, развитие растений», «Строение цветов», «Можно ли
вырастить растение на клумбе»,
«Условия, необходимые для жизни растений»:
Земля и растения: Выявить свойства земли, роль почвы для роста
растений.
Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе
человека.
Деятельность детей:
Дети пожелали больше узнать о растении – о герани. Опыты в
лаборатории для растений.
Дети наблюдали за комнатными цветами (как приживаются, какие цветы
требуют больше влаги, а какие больше света, какие цветы цветут, а какие нет.
Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
Взаимодействие с семьёй:
Помощь родителей в сборе информации и наглядного материала о
растении – герань. Помощь родителей в организации посадки и выращивания
этого комнатного растения, которым дети очень заинтересовались, в
домашних условиях. Совместное изготовление воспитатель - ребенок -
родитель кукольного театра, для показа придуманных сказок. Подбор
информации
для
детей
«Это
интересно».
Подбор
художественной
литературы.
Подбор
материала
для
уголка
экспериментирования.
Наблюдения и уход за растением - геранью в домашних условиях. Помощь в
организации творческой деятельности детей.
3 ЭТАП – заключительный
Анализ
и
обобщение
результатов,
полученных
в
процессе
исследовательской деятельности детей.
Игра-викторина "Знатоки комнатных растений"
Деятельность педагога, детей, родителей:
1.
Презентация проекта
2.
Пополнение центра природы комнатными растениями
3. Выращивание черенков герани для цветника на участке
6. Создание альбома с рисунками детей «Герань», книги загадок, стихов и
сказок.
7. Выставка разновидностей комнатного растения – герань.
Предполагаемый результат (выход):
1. В группе имеется уголок «Мир комнатных цветов».
2. На участке планируется высадка в клумбу цветов герани, выращенной
детьми.
3. Дети научились ухаживать за комнатными растениями и познакомились
с условиями их содержания.
4. Дети многое узнали об этом цветке, с родителями посадили у себя дома
полезный цветок.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. В
процессе исследований познакомились с художественной литературой о
комнатных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали
иллюстрации,
картины.
Дети
научились
ухаживать
за
комнатными
растениями и познакомились с условиями их содержания, полюбили это
комнатное растение – герань.
5. Составлен альбом с детскими рисунками «Герань».
6. Сделана совместно с родителями книга «Загадки, стихи и сказки о
герани»
7. Фотовыставка «Наши домашние герани»
Вывод: Герань – это очень красивое растение. У него могут быть белые,
розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут
близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека
они
напоминают
цветной
зонтик.
Многие
герани
приятно
пахнут:
апельсином, лимоном, яблоком или розой. Герань любит свет, ее нельзя
держать в темной комнате. Если цветок надолго поставить в тень, то он
пожелтеет, листья опадут. Летом герань нужно хорошо поливать, а зимой
держать в прохладном месте, подальше от батарей, и поливать надо редко.
Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют
«доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с
болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят
запах герани и улетают. Герань – радует меня не только своей красотой,
поднимает настроение, но и заботится о моем здоровье.
Результатом
этого
проекта
стало
приобретение
детьми
навыков
бережного, созидательного отношения к комнатным растениям и конечно
своя выращенная герань с необыкновенно красивыми цветками, которые
распустятся очень скоро!
Ращу цветок старинный я —
Герань теперь есть у меня.
Она в окне горит огнём,
Напоминает о былом:
Росла в купеческих домах,
И в захудалых деревнях
Она скрывала бедноту,
Пылая, жаркая, в цвету.
Неугасимый этот свет,
Пронёс тепло сквозь толщу лет.
Сейчас горит в моём окне
И часто душу греет мне.
Владимир Архипов
Литература:
1. Туганаев В.В., Баранова О.Г. Зеленые спутники человека. Ижевск:
Издательство Удмуртского университета, 1992 г. – 192 с.
2. Энциклопедия комнатных растений.3. Журналы: «Мои любимые цветы»,
«Люблю цветы».
Опытно-экспериментальная деятельность в ходе проекта
Опыт «Герань дышит»
По инструкции воспитателя, дети поливают небольшую герань и помещают
ее в большой пакет, плотно завязывают его. Через некоторое время на
стенках пакета появляются капли воды. Вывод «Растение дышит»
Опыт «Герани нужна вода»
Для опыта берутся 2 черенка. Один опускается в стакан с чистой водой,
другой с подкрашенной. Через несколько дней выполняют надрез стебля и
делают вывод «Герани нужна вода. От корня по стеблю она поступает к
листьям.
Опыт «Герани нужен свет»
За несколько дней до занятия поставить герань у окна, затем повернуть
растение на 180 градусов
И оставить так на 3 дня, потом рассмотреть, как будут листья повернуты к
свету.
Вывод: стебли растения растут по направлению к свету, как бы мы не меняли
положение герани
Опыт «Куда исчезла зеленая окраска листа»
Цель опыта показать детям исчезновение хлорофилла в листе герани при
долгом нахождении в темноте
Вывод: герани нужен свет для роста.
Опыт «Где быстрее укоренится черенок герани»
Дети ставят черенок в воду, сажают сразу в землю и наблюдают за
появлением корешков, фиксируя результаты
Вывод: укоренить черенки можно по-разному
Опыт «Куда делась вода»
Дети ставят черенок с корнями в воду и отмечают ее уровень. Уровень
уменьшается. Дети делают вывод о том, что корни герани поглощают воду.
Игра - викторина.
"Знатоки комнатных растений"
Задачи:
Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.
Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Развивать мыслительную деятельность, память, речь.
Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.
Ход :
Воспитатель: - Ребята, догадайтесь о чем мы сегодня поговорим:
Я любуюсь вами, До чего ж красивые,
Как вы хороши! Нежные (дети) цветы!
Воспитатель: Правильно, это цветы! В нашей группе тоже есть цветы, их можно назвать
одним словом. Кто знает, как? Правильно, это комнатные растения. Почему они так
называются?
Воспитатель: Итак, тема нашей викторины « Комнатные растения». И для начала мы
разделимся на две команды. У меня есть необычный мешочек, вы достанете по одному
цветочку, какой цветочек вам попадёт, в ту команду вы проходите.
Воспитатель: Сегодня мы разделились на две команды: Команда «Кактусята» и команда
«Фиалки».
Воспитатель: Мы начинаем нашу викторину. Отвечает каждая команда по очереди, не
выкрикиваем, а поднимаем руку. Если команда отвечает не правильно, слово
предоставляется другой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Конкурс первый.
Вопросы для команд.
1. Назовите лучшее время для пересадки растений. (Весна)
2. Перечислите правила поливки комнатных растений. (Поливать растения нужно теплой,
отстоянной водой. Носик лейки следует класть на край горшка. Поливать нужно только
тогда, когда верхний слой земли подсох).
3. Живые ли комнатные растения? Почему?
(Да, потому что они дышат, пьют, растут, размножаются).
4. Чем похожи комнатные растения? ( Комнатные растения похожи тем, что у всех есть
стебель, цветы, корень, листья. За всеми надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить
землю, протирать пыль, подкармливать.)
5. Что нужно растениям для роста? (свет, вода, воздух, тепло).
6. Назовите растение, которое надо поливать не в край горшка, а в поддонник (фиалка).
7. Назовите комнатные растения, которых нельзя опрыскивать, так как у них листья
опушены (герань, фиалка, бегония-Реке).
8. Когда комнатные растения не нуждаются в подкормке? (Зимой)
9. В каком уходе кроме поливки нуждаются комнатные растения?
(В уборке сухих листьев, засохших цветков, в рыхлении, опрыскивании, в протирании
листьев от пыли, в подкормке).
10. Зачем в комнате выращиваем комнатные растения?
(Они обогащают воздух кислородом, очищают, увлажняют воздух, украшают комнату,
радуют нас своими красивыми цветами).
11. Чем отличаются комнатные растения друг от друга?
(Требуют разного ухода, это зависит от условий их жизни на родине.
Отличаются по форме стеблей: стоячие, вьющиеся, цепляющиеся, ползучие.
Отличаются по форме листьев: круглые, овальные, линейные.
Размножаются разными способами: семенами, делением корневища, стеблевыми
черенками, из листьев, луковицами, клубнями.)
12. У какого комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья? (Герань)
Конкурс второй
«Собери комнатное растение и назови»
Воспитатель: Ваша задача быстрее собрать и правильно называть растение. Вы получаете
конверты, вся команда на столе собирает вместе. (в конвертах картинки с разными видами
гераней)
Третий конкурс
«Загадочный»
Командам предстоит разгадать загадки, найти фотографию и показать команде напротив.
***
Лист горбочком, шипы имеет, а ранить не
умеет
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)
***
На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко,
А ходить не может. (Кактус)
***
Плоский, длинный, а не брус.
Полосатый, но не арбуз (Сансевьера)
***
Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый,
А цветки на окне,
Словно шапка в огне. (Герань)
***
Рано-рано по утру.
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя. (фиалка)
Четвертый конкурс.
А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Я буду называть слово, а вы скажете, как можно сказать ласково, например: Фиалка –
фиалочка ; лепесток – лепесточек ; стебель – стебелек, стебелечек ; лист – листик,
листочек ; земля – землица, земелюшка, земелька.
Пятый конкурс.
«Прочитай схему и расскажи»
Команды получают карточки-схемы с разным видом размножения герани (черенкование,
семенами) Задача разложить по- порядку и рассказать
Шестой конкурс.
Подведение итогов викторины
Ведущий: Вот подошла наша викторина к концу. На сегодняшней игре, ребята. Вы
показали прекрасные знания о комнатных растениях. Я надеюсь, у вас дома будет много
комнатных растений, ведь вы теперь умеете за ними ухаживать и любите их. Давайте
подведем итог нашей викторин