Напоминание

Особенности развития представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития


Автор: Кузина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 68 №Светлячок"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




О.В.Кузина, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 68 «Светлячок», г.Тамбова

Особенности развития представлений об окружающем мире у

дошкольников с задержкой психического развития

Аннотация:

Поступающие в детский сад дети с ЗПР имеют недостаточно

представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, что

требует организации специальной коррекционной работы, направленной на

формирование у них представлений об окружающем мире.

Ключевые

слова: бедность

запаса

знаний

об

окружающем,

недостаточность опыта действий с предметами, сниженная познавательная

активность.

Мир, окружающий нас, сложный и разнообразный. Он включает в себя

социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком.

Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой

синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные

нормы

отношений

между

людьми.

Видение

ребенком

предметного

и

социального мира должно быть единым и целостным.

У детей с задержкой психического развития недостаточно развиты такие

психические процессы как память, восприятие, внимание, мышление, речь, в

связи с чем познание окружающего мира становится затруднено. У детей

недостаточный уровень знаний о предметах и явлениях окружающего мира, о

правилах общения, поведения и способах взаимодействия.

Неравномерность

формирования

разных

сторон

психической

деятельности ребенка с ЗПР является одной из характерных особенностей.

Всем детям с ЗПР, отмечала М. С. Певзнер, свойственно снижение

внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей

максимальное

напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом

оно неуклонно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается

лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания

Недостаточное развитие психических функций (внимания,

памяти,

мышления и пр.) у детей с ЗПР существенно затрудняет процесс познания

живой и неживой природы и формирования представлений об окружающем

мире. По мнению И.А.Симоновой, дети не могут сосредоточиться на изучаемом

объекте, выделить в процессе наблюдения без помощи взрослого главное, что

характерно для данного объекта или явления. Это делает процесс наблюдения

за объектами менее продуктивным.

У большинства детей с задержкой психического развития отмечается

бедность запаса знаний об окружающем, недостаточность опыта действий с

предметами, сниженная познавательная активность.

Дошкольники с ЗПР 5-6 лет не приобретают многих самых элементарных

знаний и представлений, которыми владеют нормально развивающиеся

сверстники, поскольку их развитие имеет специфические особенности.

По мнению Е.В.Шамариной, трудности в освоении представлений об

окружающем мире имеет свои особенности и относятся к характерным

проявлениям развития детей с ЗПР.

Как справедливо считает Н.Ю.Борякова, комплекс нарушений развития у

детей с ЗПР обуславливает неготовность этих детей к усвоению знаний,

отражающих

особенности

представлений

об

окружающем

мире

и

характеризуются

бедностью,

ограниченностью,

фрагментарностью,

однообразием, недостаточной дифференцированностью.

В исследованиях Н.В. Блиновой указано, что восприятие окружающей

действительности у детей с ЗПР отличается замедленностью, страдает полнота

обозрения, наблюдательность, что неизбежно отражается на представлениях.

Анализ литературы показывает характерную особенность представлений

детей с ЗПР - резкое сужение их круга. Помимо сокращения количества,

представления

отличаются

от

чувственных

образов

памяти

нормально

развивающихся сверстников также качественно. Характерными особенностями

являются фрагментарность, бедность, низкий уровень обобщенности. Эти

особенности проявляются у детей с ЗПР в разной степени в зависимости от

состояния зрительного восприятия и мыслительных операций, а также других

факторов: знаний, опыта, деятельности, условий обучения и воспитания и пр.

В этом отношении представляют интерес исследования Н.В.Бабкиной и

Е.С.Слепович,

в

которых

отмечается

неполноценность

тонких

форм

зрительного

и

слухового

восприятия,

пространственных

и

временных

представлений,

недостаточность

планирования

и

выполнения

сложных

двигательных программ. Детям с ЗПР необходимо большее время для приема и

переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Кроме того, дошкольникам с ЗПР характерна сниженная скорость

перцептивных операций, что влияет на качество наблюдения. Рассматривая

предмет самостоятельно, дети потом не могут рассказать о его свойствах,

независимо от проявляемого интереса. Дети не могут самостоятельно выделить

существенные признаки предметов, дать им оценку.

Исследования У.В. Ульенковой выявили, что среди представлений об

окружающем представления об объектах природы особенно бедны. Работы

Н.Ю.Боряковой подтверждают, что дети с ЗПР в сравнении с остальными,

знают меньше растений и животных, или называют их неправильно.

Дети с ЗПР плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, с

которыми неоднократно встречались в жизни: сезонные изменения в природе,

состав семьи, труд членов семьи, их профессии, не знают многих признаков

объектов живой и неживой природы. Они значительно хуже, чем их нормально

развивающиеся

сверстники,

ориентируются

в

назначении,

названиях,

расположении общественных и бытовых предприятий, находящихся около их

дома. В своих ответах многие дети с ЗПР испытывают неверные и неточные

словесные обозначения предметов и явлений окружающего мира.

У всех детей с ЗПР, считает Т.Д. Пускаева, особенно нарушено словесное

определение

объектов

окружающей

действительности,

замедленно

формирование

конструктивного

мышления,

требующее

полноценной

аналитико-синтетической деятельности мозга. При самостоятельном описании

объекта эти дети осуществляют анализ в основном в трех направлениях:

называют цвет, размер отдельных деталей, дают эмоциональную оценку. В

некоторых случаях дети указывают один-два оценочных признака, а затем

перечисляют части анализируемого объекта.

Исследования,

проведенные

М.С.

Певзнер,

позволили

выявить

особенности ориентации детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

в

окружающей

действительности

и

осуществлении

многих

сторон

жизнедеятельности. Прежде всего, у детей с ЗПР, считает З.М. Дунаева,

наблюдается

разрыв

между

наглядными

и

словесными

компонентами

пространственного анализа,

что

обусловлено

недоразвитием речевых и

мыслительных процессов.

По мнению Е.В.Шамариной, в некоторых случаях дети с ЗПР, правильно

называя изображенных зверей или птиц, не могут рассказать о тех признаках,

опираясь на которые, они их узнали. Не имея отчетливых представлений о

существенных признаках предметов, они часто расширяют значение слов

(например, роза, георгин - это «мак»). Или, не зная наименования предмета,

дети часто его определяют, давая фрагментарное описание.

Наблюдается и другое явление, когда ребенок правильно называет

предметы, но не узнает их изображения на картинках. Также следует отметить,

что узнавание некоторых изображений предметов вызывает затруднения, дети с

ЗПР не узнают на рисунках многих птиц и животных. При этом, ориентируясь

на один или несколько сходных признаков, они их путают.

Неумение выделить существенные признаки предметов

и явлений

отражается

на

освоении

детьми

с

задержкой

психического

развития

элементарных общих понятий. Так, предметы мебели они называют словом

«комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование

одного из представителей группы, употребленное во множественном числе

(вместо слова «обувь» говорят «ботинки»).

Анализ ответов детей с задержкой психического развития показывает, что

знание

обобщающего

слова

еще

недостаточно

для

его

правильного

использования. Например, многие дети с ЗПР знают обобщающие слова посуда,

мебель, но оперируют ими неправильно, называя словом «мебель» посуду,

убранство комнаты, некоторые части комнаты и пр.

По мнению У.В Ульенковой, сужение сферы познания препятствует

самостоятельному ознакомлению детей с ЗПР даже с распространенными

предметами, их признаками, действиями.

Все названные особенности

наиболее ярко проявляются на уровне

игровой деятельности. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с

трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам,

преимущественно

затрагивают

бытовую

тематику.

Ролевое

поведение

отличается импульсивностью.

Если у нормально развивающихся дошкольников сюжетно-ролевая игра

является важным средством накопления представлений об окружающем мире,

то у детей с ЗПР она такой роли не играет.

Таким образом, многие дети с ЗПР затрудняются в понимании явлений

общественной жизни, ознакомлении с предметами ближайшего окружения. У

детей с ЗПР отмечается недостаточность в ознакомлении с природными

явлениями, что в свою очередь, затрудняет процесс накопления необходимых

представлений об окружающем мире.

Недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях

окружающей действительности, составляющая необходимую предпосылку и

основу последующего обучения, затрудняет дальнейшее обучение детей с ЗПР

в школе.

Мы знаем, что познание ребенком окружающего мира и ориентировка в

нем – процесс сложный и длительный. Лишь в процессе специально

организованного (коррекционного) обучения и воспитания у детей с ЗПР

происходит

правильное

формирование

и

уточнение

представлений

об

окружающем мире.

Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых

знаний, а в организации таких мероприятий для детей, в процессе которых они

сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемы.

Важно также научить ребенка способности видеть мир с точки зрения другого

человека, преодолевать детский эгоцентризм.

В обучении детей с ЗПР важное место занимают специальные занятия

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основными целями

этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и

представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей

знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них

умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и

явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы,

делать обобщения и выводы.

Таким образом, основными направлениями педагогической работы по

ознакомлению с окружающим миром детей с ЗПР старшего дошкольного

возраста являются: обогащение сознания детей новым содержанием, которое

способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к

элементарному

осмыслению

некоторых

понятий,

систематизация

уже

имеющейся

и

новой

информации

посредствам

логических

операций,

формирование у детей бережного, сознательного отношения к окружающему

миру.

Ознакомление с изучаемыми предметами и явлениями и первоначальные

представления

о них дети получают посредством наблюдений во время

целенаправленных прогулок и экскурсий. Анализ, сравнение, обобщение,

рассказы

об

увиденном,

установление

причинно-следственных

связей

происходят на занятиях, организуемых педагогом-дефектологом. Закрепление и

расширение сформированных на занятиях представлений и знаний должны

происходить в деятельности, организуемой воспитателем.

Таким образом,

детям с ЗПР

в большинстве

случаев требуется

развернутая и поэтапная помощь.

Поэтому работа по ознакомлению с

окружающим

миром является важнейшей частью педагогической работы с

детьми изучаемой категории.

Используемая литература:

1. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития //

Дефектология. 1992. № 3.

2. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой

психического развития. М.: Педагогика, 1990.

3. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития

М., Педагогика, 1990.

4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития: Моногр.

/НГПУ. 2-е изд.,испр. и доп. Н.Новгород:НГПУ, 1994.



В раздел образования