Автор: Балаева Ирада Абдуселимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад комбинированного вида №55 "Изумрудный город "
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: презентация
Тема: "Проблемы социализации личности дошкольника и пути их решения в рамках ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Городского округа Балашиха
Детский сад комбинированного вида №55 «Изумрудный город».
Проблемы социализации
личности дошкольника и пути
их решения в рамках ДОУ.
Подготовил:
воспитатель
Балаева И.А.
Личностные качества, которые должен
приобрести человек, и социальное
поведение, которое он должен усвоить, -
варьируют от одной культуры к другой,
точно так же как и методы, используемые
для социализации ребенка. Например, в
американской культуре ценятся такие
качества, как независимость, уверенность в
себе, высокий интеллект, уважительность,
популярность, целеустремленность и
умение защищать свои права. В японской
культуре, наоборот, ценится преданность
своей группе и общности, эмоциональная
сдержанность, сговорчивость, готовность
долго и упорно работать для достижения
отдаленной цели, обходительность и
скромность. В Российской культуре
ценятся средние качества между Западом
и Востоком.
Личность развивается и совершенствуется под
влиянием других людей, приспосабливается
к выполнению в обществе конкретных
обязанностей, несёт за своё поведение,
действия и поступки определённую
ответственность. Этот процесс получил
название социализации, те процесса, который
сопровождает человека всю жизнь и
начинается практически с рождения.
Именно социализация личности является
одной из важнейших функций воздействия
специальных институтов социализации, а
именно дошкольных заведений, школы,
профессиональных учебных заведений,
детских и молодежных организации и
объединений, семьи.
Детский сад – начало социальной жизни
ребенка. Первое знакомство с социальной
жизнью, ее закономерностями и причинно-
следственными связями происходит в
образовательной среде детского сада. В
детском саду, помимо общественного
окружения, расширяется и предметный
мир ребенка, за пределами дома он видит
множество новых, созданных человеком
вещей, узнает об их свойствах и
применении
.
Кроме того,
в дошкольном
учреждении, помимо
впитывания всего
нового, у ребенка
появляется
возможность раскрыть
и проявить свою
индивидуальность.
Большую роль в успешном социально-нравственном
воспитании дошкольников играет коллектив
единомышленников, который формируется из
администрации детского сада, воспитателей,
педагога-психолога, инструктора по физкультуре,
музыкальных руководителей. Воспитатели
формируют у детей представления о социальном
мире, о самом себе, окружающих людях, природе и
рукотворном мире, воспитывают социальные чувства,
активную жизненную позицию.
Музыкальные руководители помогают в
создании драматизаций, обыгрывании
ситуаций с использованием декораций,
костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с
детьми по овладению языком эмоций,
коррекции агрессивности; формированию
уверенности в себе, социальных навыков,
нравственного сознания.
Проблема приобщения к
социальному миру всегда была и
ныне остаётся одной из ведущих в
процессе формирования личности
ребёнка. Исторический анализ
убеждает в необходимости оказать
ребёнку квалифицированную помощь
в сложном процессе вхождения в мир
людей. Социализация детей
дошкольного возраста предполагает
развитие умения адекватно
ориентироваться в доступном ему
социальном окружении, осознавать
само ценность собственной личности
и других людей, выражать чувства и
отношения к миру в соответствии с
культурными традициями общества
.
Основная цель педагогов детского
сада – помочь детям войти в
современный мир, такой сложный и
динамичный.
Проблема социализации личности в
обществе является значимой на данном
этапе развития педагогической науки,
поскольку не
адаптированность личности в обществе
приводит к необратимым процессам,
как для личности, так и для общества.
Родители – второй
инструмент и средство
социализации
дошкольников.
Родители обладают
авторитетом, по
крайней мере, в
дошкольном возрасте,
поэтому родительский
пример достаточно
весом для ребенка
.
Проблемы социализации детей в условиях
воспитания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении оказывают самое непосредственное
влияние на уровень его социализации.
Оптимального уровня социализации может достичь
ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в
котором подготовка его к обучению в школе
является одной из важных задач и осуществляется
целенаправленно и планомерно. Поступающие в
школу дети, не имея опыта посещения дошкольного
учреждения, психологически хуже социализированы
даже при высоких показателях интеллектуального
развития. Это объясняется тем, что некоторые дети,
не посещавшие дошкольные учреждения,
пользуются более пристальным и
индивидуализированным вниманием родителей.
Они, как правило, обладают определенными
преимуществами в познавательной сфере, но часто
не имеют достаточного опыта взаимоотношений и
вообще стоят на эгоцентрической личностной
позиции
.
Наша задача в социализации
личности ребенка в рамках ДОУ–
это помочь ему формировать и
использовать свой социальный
опыт. Социальный опыт
предусматривает формирование у
ребенка норм и правил общения со
взрослыми и сверстниками,
основанных на уважении и
доброжелательности, с
использованием
соответствующего словарного
запаса и форм обращения, а также
вежливое поведение в
общественных местах, быту.
Ребенка надо учить замечать
состояние других людей.
Адаптировать
важные, но сложные
жизненные явления
и дать детям о них
представления,
огородить их от
асоциальных
явлений,
сформировать
навыки выживания и
духовного
противостояния.
Помочь ребенку
обращаться к своему
жизненному опыту,
сделать его предметом
самопознания,
самоанализа.
Спасибо за внимание