Автор: Лариса Ивановна Казакова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Расширение лингвистического кругозора учащихся на уроках русского языка (на примере изучения перехода собственных имен в нарицательные)
Раздел: среднее образование
Лариса Ивановна Казакова
Учитель русского языка и литературы
Расширение лингвистического кругозора учащихся
на уроках русского языка
(на примере изучения перехода собственных имен в нарицательные)
В
процессе
происходящего
общественного
развития
появляются
принципиально новые подходы в образовательной системе, которые оказывают
влияние на формирование совершенно других представлений о целях учебного
процесса. Соответственно, появление таких подходов влияет на разные сферы
образовательной
деятельности,
затрагивая
непосредственно
её
технологическую сторону, что в свою очередь обуславливает необходимость
совершенствования существующих учебных курсов, среди которых речь идет
также о курсе родного языка. При этом важно отметить, что процесс усвоения
знаний о родном языке нуждается в надлежащей организации, что в свою
очередь предполагает также необходимость расширения кругозора учащихся и
повышения их интереса к общей познавательной деятельности.
Преподаватель русского языка должен поставить перед собой главную
задачу - обеспечить безошибочное написание слов учащимся, при этом
существенно
повышая
его
интерес
к
познавательной
деятельности
и
значительно расширяя кругозор. Также ещё одной задачей учителя является
обеспечить обучение школьников осуществлению различия собственных и
нарицательных имен существительных, для того чтобы воспитать школьника в
качестве компетентной и образованной личности, которая может грамотно
формулировать собственные мысли и постоянно стремиться к знаниям и
расширению лингвистического кругозора.
Проблему обучения детей средней школы в своих трудах освещали
такие ученые как Г.А. Бакулина, Н.Й. Гамбург, Ю.В. Кулеша, В.А. Кривенко,
Г.И. Щукина. Большое внимание к проблеме обучения русскому языку
проявляли А.В. Текучев, Л.Т. Григорян, Н.М. Шанский, Е.П. Скворцова, Т.А.
Шаповалова, С.В. Козеняшева, О.В. Шурпан.
Объект изучения – имена собственные и нарицательные.
Предмет изучения – переход имен собственных в нарицательные.
Цель работы
– изуить особенности расширения лингвистического
кругозора учащихся на уроках русского языка.
Задачи работы:
-раскрыть
понятие
лингвистического
кругозора
в
педагогической
литературе;
- выявить особенности развития лингвистического кругозора учащихся;
-рассмотреть
семантические
и
грамматические
различия
имен
собственных и нарицательных.
Повышение интереса к познавательной деятельности, как и расширение
кругозора, должно происходить ещё с детского возраста, поскольку это
обуславливает полноценное развитие человеческой личности, а важность
такого процесса подчеркивается различными исследователями в современных
научных кругах, отдельные из которых в частности отмечают, что в рамках
самообразования и личностного развития человек должен стремиться к
постоянному развитию собственной эрудиции, расширению кругозора, а также
проявлять интерес к различным наукам, в числе которых: физика, астрономия,
математика, история, география и т.п.
Таким образом, тема развития эрудиции и расширения кругозора на
сегодняшний день обладает высочайшей степенью актуализации, а в настоящем
исследовании
в
частности
представляет
интерес
рассмотрение
лингвистического кругозора. [8].
Определение рассматриваемого термина в научных трудах различных
исследователей в настоящий момент находится на стадии активной разработки,
поскольку
оно
относится
к
вопросам
высшего
и
дополнительного
профессионального образования.
По мнению некоторых исследователей «определение такого термина
означает целый комплекс лингвистических сведений, предназначенных для
надлежащего общения с представителями иной культуры. То есть в сущности
лингвистический кругозор представляет собой информацию о культуре иного
народа на таком уровне, при котором возможно обеспечить полноценное
представление о данной культуре, как и непосредственную коммуникацию с её
представителям». [16, с. 623–626].
Ученые считают, что «структура лингвистического кругозора должна
быть представлена повышенным интересом к данной деятельности, развитием
эрудиции в рамках соответствующих знаний и навыков, владением культурой
речи, как русского, так и зарубежного языка, как и поддержанием такой
культуры на надлежащем уровне, а также языковой толерантностью».
Рассматриваемое в настоящем исследовании понятие отражено во
многих учебных программах и образовательных комплексах для начальной
школы.
Исследуемое
понятие
предполагает
понимание
первичных
лингвистических представлений, в рамках которых необходимо овладеть
устной и письменной речью на иностранном языке. То есть лингвистический
кругозор должен формироваться одновременно с освоением иностранного
языка.
Комплекс
антропонимических
именований
развивался
достаточно
продолжительный период времени одновременно с общественным развитием,
на которое оказывала соответствующее влияние та или иная историческая
эпоха. В данной системе есть слишком древние понятия и термины, один из
которых – имя, является самым древним. Каждый человек получал собственное
имя (как и собственно различные явления и предметы также именовались). То
есть у человека были прозвища, названия, имена и т.п. [5, 24]. В XVIII – XIX вв.
именование
производилось
посредством
дифференцирования,
когда
с
обозначенной целью происходило употребление слова «название», а имена
использовались чтобы идентифицировать личность.
Собственные имена имеют название онимов, таким способом их
определяют различные исследователи, по мнению которых в качестве онима
выступает определенное слово с целью выделения того объекта, которое им
именуется, и таким способом производится идентификация данного объекта,
как и его персонификация[3, 17].
В отличии от нарицательных имен, выражающих однородные явления и
предметы (к примеру, река, дождь и т.п.), имя собственное характеризует
существование самого предмета илди явления, в то время, как нарицательное
свидетельствует об его характере, подчеркивающим однородность данного
предмета или явления с другими предметами или явлениями [14, 30-31].
Многие
представители
современных
научных
кругов
склонны
утверждать, что собственные имена могут переходить в нарицательные, именуя
данный процесс в качестве апеллятивации.
Для примера можно взять имя существительное – адидас, которое в
сущности выступает в качестве популярной немецкой марки спортивной
одежды. Данная одежда, как и сам бренд, известны и широко используются во
всем мире, а особенно молодыми людьми. Поэтому употребление данного
существительного в разговорной речи главным образом осуществляется
непосредственно в большинстве случаев именно в молодежнной среде, которая
чаще всего пользуется и приобретает соответствующую спортивную обувь и
одежду рассматриваемой немецкой марки, являясь ее основным потребителем
во всем мире.
То же самое, к примеру, относится к существительному найк, которое в
сущности представляет собой наименование популярного во всем мире
американского производителя спортивной обуви и одежды, которая в свою
очередь пользуется широким спросом, опять таки, в молодежной среде и,
соответственно, употребление данного существительного в разговорной речи
также происходит именно среди молодежи в подавляющем большинстве
случаев.
Рассматриваемый в настоящем исследовании переход имен наблюдается
также посредством применения стилистического приёма метафоризации, где
нарицательными именами являются непосредственно онимы, наделенные
«обобщенным смыслом» (А.В. Суперанская).
Такой смысл представляет собой крепкую связь имени и вполне
конкретной личности, как и связанными с ней всеми соответствующими
ассоциациями.
Рассмотрим один пример. Дмитрий Ларин – известный отечественный
видеоблогер,
который
немного
картавит,
что
обусловлено
наличием
соответствующего речевого дефекта. Здесь мы и получаем нарицательное
существительное – ларин.
Еще в одном примере можно упомянуть известное нарицательное
существительное – гуф, употребляемое в отношении лиц, которые также
картавят при общении. Своим происхождением оно обязано известному рэперу
А. Долматову (псевдоним «GUF»). Именно на том, что артист картавит, как раз
и сформирован его конкретный образ. На наш взгляд, данный пример является
наиболее показательным и убедительным.
По
мнению
отдельных
исследователей,
переход
имени
собственноговнарицательное осуществляется при обозначенииопределенной
категории однородных предметов, либо при наличии связи с именем
собственным определенных характерных черт, типичных для конкретного
круга людей.
Формирование рассматриваемого в настоящем исследовании кругозора
осуществляется посредством нескольких способов, где в рамках первого,
называемого информационным, преподаватель доносит до учащихся новые
сведения посредством чтения образовательных материалов об языковой
культуре, о важнейших научных исследованиях и открытиях в данной области.
Кроме того, учитель использует помимо чтения в данных целях также и
всевозможные беседы с учениками, проводит лекции, организует проведение
диктантов.
Также в качестве еще одного способа выступает дискуссионный, в
рамках которого у учащегося происходит формирование своей собственной
точки
зрения
относительно
рассматриваемого
вопроса
и
проблемы,
вырабатывается собственное суждение на данный счет.
Наконец, третий метод, называемый творческим, позволяет оценить
всевозможные исследования представителей научных кругов по данному
вопросу, рассмотреть и проанализировать научные труды известнейших
ученых-языковедов,
оценить
сделанный
ими
существенный
вклад
в
проведенные исследования и осуществленные научные открытия.
При этом каждый из перечисленных способов предполагает работу с
информацией, с новыми сведениями по изучаемому вопросу, представленную
несколькими этапами, где на первоначальном, называемом ознакомительным,
ученики младших классов изучают историю лингвистики, на следующем этапе
происходит усвоение полученной информации и ее глубокое осмысление.
Наконец, последний этап позволяет определенным образом интерпретировать
полученные знания, творчески их обработать.
Для выдающихся русистов свойственны не только высокий уровень
духовности и морально-нравственных ценностей, но и богатый внутренний
мир, высокая эрудиция и широкий лингвистический кругозор, поскольку они
являются
первооткрывателями,
необычайными
и
очень
интересными
исследователями, совершившими невероятные открытия в рассматриваемой
науке, и поэтому имеют самое полное право выступать для каждого младшего
школьника в качестве достойного примера и идеала в будущей жизни, судьбе и
личностном развитии в целом.
Список литературы
1.
Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика)
[Текст] / А.А. Белецкий. – Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1972. – 209 с.
2.
Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному
языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.
3.
Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра: антология современн
ᡃ
ой
классической прогностики. М.: Эксмо, 2003. 512 с. (История XXI века)
4.
Бим И.Л. Цели обучения в рамках базового курса // Иностранные
языки в школе. 2000. № 1–2. С. 48–49.
5.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.
М.: Филинъ, 1996. 472 с.
6.
Васильева Н
ᡃ
.В. Собственное имя в мире текста: монография
[Текст] / Н.В. Васильева. – М.: Акад. гуманитар. исслед., 2005. – 224 с.
7.
Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
Челябинск, 1999. 24 с.
8.
Егорова Г.И. Формирование кругозора учащихся при реализации
гуманитарной концепции химического образования: автореф. дис. … канд. пед.
наук: 13.00.02. Омск, 1995. 18 с.
9.
Есперсен О. Философия грамматики [Текст] / О. Есперсен. – М.:
Изд-во иностранной литературы, 1958. – 404 с.
10.
Жакова А. В. Концепция разработки программы по развитию
лингвистического
кругозора
дошкольников
//
Иностранные
языки:
лингвистические и лингводидактические аспекты: материалы конференции.
Иркутск: Арком, 2017. С. 46–51.