Напоминание

Расширение лингвистического кругозора учащихся на уроках русского языка (на примере изучения перехода собственных имен в нарицательные)


Автор: Лариса Ивановна Казакова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Расширение лингвистического кругозора учащихся на уроках русского языка (на примере изучения перехода собственных имен в нарицательные)
Раздел: среднее образование





Назад




Лариса Ивановна Казакова

Учитель русского языка и литературы

Расширение лингвистического кругозора учащихся

на уроках русского языка

(на примере изучения перехода собственных имен в нарицательные)

В

процессе

происходящего

общественного

развития

появляются

принципиально новые подходы в образовательной системе, которые оказывают

влияние на формирование совершенно других представлений о целях учебного

процесса. Соответственно, появление таких подходов влияет на разные сферы

образовательной

деятельности,

затрагивая

непосредственно

её

технологическую сторону, что в свою очередь обуславливает необходимость

совершенствования существующих учебных курсов, среди которых речь идет

также о курсе родного языка. При этом важно отметить, что процесс усвоения

знаний о родном языке нуждается в надлежащей организации, что в свою

очередь предполагает также необходимость расширения кругозора учащихся и

повышения их интереса к общей познавательной деятельности.

Преподаватель русского языка должен поставить перед собой главную

задачу - обеспечить безошибочное написание слов учащимся, при этом

существенно

повышая

его

интерес

к

познавательной

деятельности

и

значительно расширяя кругозор. Также ещё одной задачей учителя является

обеспечить обучение школьников осуществлению различия собственных и

нарицательных имен существительных, для того чтобы воспитать школьника в

качестве компетентной и образованной личности, которая может грамотно

формулировать собственные мысли и постоянно стремиться к знаниям и

расширению лингвистического кругозора.

Проблему обучения детей средней школы в своих трудах освещали

такие ученые как Г.А. Бакулина, Н.Й. Гамбург, Ю.В. Кулеша, В.А. Кривенко,

Г.И. Щукина. Большое внимание к проблеме обучения русскому языку

проявляли А.В. Текучев, Л.Т. Григорян, Н.М. Шанский, Е.П. Скворцова, Т.А.

Шаповалова, С.В. Козеняшева, О.В. Шурпан.

Объект изучения – имена собственные и нарицательные.

Предмет изучения – переход имен собственных в нарицательные.

Цель работы

– изуить особенности расширения лингвистического

кругозора учащихся на уроках русского языка.

Задачи работы:

-раскрыть

понятие

лингвистического

кругозора

в

педагогической

литературе;

- выявить особенности развития лингвистического кругозора учащихся;

-рассмотреть

семантические

и

грамматические

различия

имен

собственных и нарицательных.

Повышение интереса к познавательной деятельности, как и расширение

кругозора, должно происходить ещё с детского возраста, поскольку это

обуславливает полноценное развитие человеческой личности, а важность

такого процесса подчеркивается различными исследователями в современных

научных кругах, отдельные из которых в частности отмечают, что в рамках

самообразования и личностного развития человек должен стремиться к

постоянному развитию собственной эрудиции, расширению кругозора, а также

проявлять интерес к различным наукам, в числе которых: физика, астрономия,

математика, история, география и т.п.

Таким образом, тема развития эрудиции и расширения кругозора на

сегодняшний день обладает высочайшей степенью актуализации, а в настоящем

исследовании

в

частности

представляет

интерес

рассмотрение

лингвистического кругозора. [8].

Определение рассматриваемого термина в научных трудах различных

исследователей в настоящий момент находится на стадии активной разработки,

поскольку

оно

относится

к

вопросам

высшего

и

дополнительного

профессионального образования.

По мнению некоторых исследователей «определение такого термина

означает целый комплекс лингвистических сведений, предназначенных для

надлежащего общения с представителями иной культуры. То есть в сущности

лингвистический кругозор представляет собой информацию о культуре иного

народа на таком уровне, при котором возможно обеспечить полноценное

представление о данной культуре, как и непосредственную коммуникацию с её

представителям». [16, с. 623–626].

Ученые считают, что «структура лингвистического кругозора должна

быть представлена повышенным интересом к данной деятельности, развитием

эрудиции в рамках соответствующих знаний и навыков, владением культурой

речи, как русского, так и зарубежного языка, как и поддержанием такой

культуры на надлежащем уровне, а также языковой толерантностью».

Рассматриваемое в настоящем исследовании понятие отражено во

многих учебных программах и образовательных комплексах для начальной

школы.

Исследуемое

понятие

предполагает

понимание

первичных

лингвистических представлений, в рамках которых необходимо овладеть

устной и письменной речью на иностранном языке. То есть лингвистический

кругозор должен формироваться одновременно с освоением иностранного

языка.

Комплекс

антропонимических

именований

развивался

достаточно

продолжительный период времени одновременно с общественным развитием,

на которое оказывала соответствующее влияние та или иная историческая

эпоха. В данной системе есть слишком древние понятия и термины, один из

которых – имя, является самым древним. Каждый человек получал собственное

имя (как и собственно различные явления и предметы также именовались). То

есть у человека были прозвища, названия, имена и т.п. [5, 24]. В XVIII – XIX вв.

именование

производилось

посредством

дифференцирования,

когда

с

обозначенной целью происходило употребление слова «название», а имена

использовались чтобы идентифицировать личность.

Собственные имена имеют название онимов, таким способом их

определяют различные исследователи, по мнению которых в качестве онима

выступает определенное слово с целью выделения того объекта, которое им

именуется, и таким способом производится идентификация данного объекта,

как и его персонификация[3, 17].

В отличии от нарицательных имен, выражающих однородные явления и

предметы (к примеру, река, дождь и т.п.), имя собственное характеризует

существование самого предмета илди явления, в то время, как нарицательное

свидетельствует об его характере, подчеркивающим однородность данного

предмета или явления с другими предметами или явлениями [14, 30-31].

Многие

представители

современных

научных

кругов

склонны

утверждать, что собственные имена могут переходить в нарицательные, именуя

данный процесс в качестве апеллятивации.

Для примера можно взять имя существительное – адидас, которое в

сущности выступает в качестве популярной немецкой марки спортивной

одежды. Данная одежда, как и сам бренд, известны и широко используются во

всем мире, а особенно молодыми людьми. Поэтому употребление данного

существительного в разговорной речи главным образом осуществляется

непосредственно в большинстве случаев именно в молодежнной среде, которая

чаще всего пользуется и приобретает соответствующую спортивную обувь и

одежду рассматриваемой немецкой марки, являясь ее основным потребителем

во всем мире.

То же самое, к примеру, относится к существительному найк, которое в

сущности представляет собой наименование популярного во всем мире

американского производителя спортивной обуви и одежды, которая в свою

очередь пользуется широким спросом, опять таки, в молодежной среде и,

соответственно, употребление данного существительного в разговорной речи

также происходит именно среди молодежи в подавляющем большинстве

случаев.

Рассматриваемый в настоящем исследовании переход имен наблюдается

также посредством применения стилистического приёма метафоризации, где

нарицательными именами являются непосредственно онимы, наделенные

«обобщенным смыслом» (А.В. Суперанская).

Такой смысл представляет собой крепкую связь имени и вполне

конкретной личности, как и связанными с ней всеми соответствующими

ассоциациями.

Рассмотрим один пример. Дмитрий Ларин – известный отечественный

видеоблогер,

который

немного

картавит,

что

обусловлено

наличием

соответствующего речевого дефекта. Здесь мы и получаем нарицательное

существительное – ларин.

Еще в одном примере можно упомянуть известное нарицательное

существительное – гуф, употребляемое в отношении лиц, которые также

картавят при общении. Своим происхождением оно обязано известному рэперу

А. Долматову (псевдоним «GUF»). Именно на том, что артист картавит, как раз

и сформирован его конкретный образ. На наш взгляд, данный пример является

наиболее показательным и убедительным.

По

мнению

отдельных

исследователей,

переход

имени

собственноговнарицательное осуществляется при обозначенииопределенной

категории однородных предметов, либо при наличии связи с именем

собственным определенных характерных черт, типичных для конкретного

круга людей.

Формирование рассматриваемого в настоящем исследовании кругозора

осуществляется посредством нескольких способов, где в рамках первого,

называемого информационным, преподаватель доносит до учащихся новые

сведения посредством чтения образовательных материалов об языковой

культуре, о важнейших научных исследованиях и открытиях в данной области.

Кроме того, учитель использует помимо чтения в данных целях также и

всевозможные беседы с учениками, проводит лекции, организует проведение

диктантов.

Также в качестве еще одного способа выступает дискуссионный, в

рамках которого у учащегося происходит формирование своей собственной

точки

зрения

относительно

рассматриваемого

вопроса

и

проблемы,

вырабатывается собственное суждение на данный счет.

Наконец, третий метод, называемый творческим, позволяет оценить

всевозможные исследования представителей научных кругов по данному

вопросу, рассмотреть и проанализировать научные труды известнейших

ученых-языковедов,

оценить

сделанный

ими

существенный

вклад

в

проведенные исследования и осуществленные научные открытия.

При этом каждый из перечисленных способов предполагает работу с

информацией, с новыми сведениями по изучаемому вопросу, представленную

несколькими этапами, где на первоначальном, называемом ознакомительным,

ученики младших классов изучают историю лингвистики, на следующем этапе

происходит усвоение полученной информации и ее глубокое осмысление.

Наконец, последний этап позволяет определенным образом интерпретировать

полученные знания, творчески их обработать.

Для выдающихся русистов свойственны не только высокий уровень

духовности и морально-нравственных ценностей, но и богатый внутренний

мир, высокая эрудиция и широкий лингвистический кругозор, поскольку они

являются

первооткрывателями,

необычайными

и

очень

интересными

исследователями, совершившими невероятные открытия в рассматриваемой

науке, и поэтому имеют самое полное право выступать для каждого младшего

школьника в качестве достойного примера и идеала в будущей жизни, судьбе и

личностном развитии в целом.

Список литературы

1.

Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика)

[Текст] / А.А. Белецкий. – Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1972. – 209 с.

2.

Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному

языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.

3.

Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра: антология современн

ой

классической прогностики. М.: Эксмо, 2003. 512 с. (История XXI века)

4.

Бим И.Л. Цели обучения в рамках базового курса // Иностранные

языки в школе. 2000. № 1–2. С. 48–49.

5.

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.

М.: Филинъ, 1996. 472 с.

6.

Васильева Н

.В. Собственное имя в мире текста: монография

[Текст] / Н.В. Васильева. – М.: Акад. гуманитар. исслед., 2005. – 224 с.

7.

Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших

школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук.

Челябинск, 1999. 24 с.

8.

Егорова Г.И. Формирование кругозора учащихся при реализации

гуманитарной концепции химического образования: автореф. дис. … канд. пед.

наук: 13.00.02. Омск, 1995. 18 с.

9.

Есперсен О. Философия грамматики [Текст] / О. Есперсен. – М.:

Изд-во иностранной литературы, 1958. – 404 с.

10.

Жакова А. В. Концепция разработки программы по развитию

лингвистического

кругозора

дошкольников

//

Иностранные

языки:

лингвистические и лингводидактические аспекты: материалы конференции.

Иркутск: Арком, 2017. С. 46–51.



В раздел образования