Автор: Кочеткова Елена Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 имени П.А.Рубанова"
Населённый пункт: Республика Хакасия, г.Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности подростков, склонных к деструктивному поведению
Раздел: среднее образование
Доклад «Психологические особенности подростков,
склонных к деструктивному поведению»,
подготовила Кочеткова Елена Павловна, педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 7 имени П.А.Рубанова», г.Черногорск, Республика
Хакасия
Деструктивное поведение является одним из центральных предметов
внимания
в
современной
психологии,
подростковой
педагогике
и
социологии. Проблема деструктивного поведения среди подрастающего
поколения активно исследуется учёными с начала ХХ века. Именно с этого
периода
появляются
попытки
объяснить
предпосылки
поведения
деструктивной
направленности.
Особый
интерес
вызывает
осмысление особенностей деструктивного поведения у подростков.
Изменения, происходящие последние пять лет в стране, влияют на
подрастающее поколение. К таким изменениям можно отнести деградацию
культуры, ускорившийся темп жизни среди молодежи, осложнение
социально-экономического положения, рост числа неблагополучных
семей, насилия, наркомании.
Также, вследствие негативных процессов в современном обществе, у
подрастающего поколения произошли серьезные изменения, в частности,
наблюдается
деформация
ценностной
ориентации. Подростки особенно остро переживают кризисные условия,
что находит своё отражение в их деструктивном поведении.
Таким образом, можно отметить, что проблема определения
особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению является
на сегодняшний день актуальной.
Анализ специализированной литературы позволил установить, что
условия
становления
личности
современного
человека
изменились
кардинально,
в
подростковом
возрасте
формируются
своеобразные
личностные
отношения
к
себе,
к
миру,
к
окружающим
людям. Подростковый
возраст –
это
период
в
развитии
человека,
переходный этап между детством и взрослостью. Такие учёные как Д.Б.
Эльконин,Л.С. Выготский и Э. Эриксон, рассматривают подростковый
возраст
в
период
жизни с
11
до
15
лет.
Этому
периоду
свойственны следующие особенности: повышен интерес к социальным
проблемам, закладываются жизненные позиции и ценности, высокий
уровень потребности в межличностном общении. Также подросткам
свойственна
эмоциональная
неустойчивость,
не
стабильность,
недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, они
чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. В
этом возрасте ребёнок наиболее подвержен формированию поведения
деструктивной направленности.
Подростковый период – это период самостандартизации, включения
своего «я» в конкретные роли, в силу чего потребность в обретении чувства
идентичности настолько остра, что несовершеннолетний может решить эту
проблему через деструктивные поступки.
Анализируя причины девиаций, Л.С. Выготский отмечал, что в основе
большинства подобных случаев лежит психологический конфликт между
ребёнком и средой, или между отдельными сторонами и слоями личности
ребёнка. Поэтому изучение трудно воспитуемых детей всегда должно
исходить из исследования основного конфликта.
С точки зрения А.В. Ипатова «деструкция подростка – это проявление
искажения его социализации в виде системы поступков, которые
противоречат социальным нормам и в результате которых он вольно или
невольно причиняет существенный вред своему психологическому и
социальному благополучию». К таким поступкам Е.В. Змановская относит
агрессивные, рискованные и асоциальные проявления, которые, в свою
очередь, угрожают духовному и нравственному развитию подростка, а
также его будущему социальному статусу.
Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под
влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение
материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда
себе и окружающим. Учитывая, что в подростковом возрасте основным
критерием нормативного развития личности выступает успешность
социализации,
важной
особенностью
деструкции
является
социальнопсихологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К
таким условиям можно отнести складывающиеся взаимоотношения со
сверстниками, психологическая среда в семье и в учебном заведении.
В результате анализа исследований по проблеме деструктивного
поведения
подрастающего
поколения
можно
сделать
вывод,
что деструктивные качества подростка – это качества, которые
повышают вероятность совершения различного рода деструкций. Это
даёт основание рассматривать подростков с разрушительным поведением
как социально дезадаптированных, находящихся в социально опасном
положении.
Чаще всего подростки совершают деструктивные действия в
отношении сверстников или других лиц, себя, а также материальных
вещей. Это
характеризуется
как
нарушение
норм,
правил,
личной
безопасности, то есть подростки, применяют в основном агрессию в
отношении этих лиц, себя и вещей. Агрессивное асоциальное поведение в
целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является
серьезным барьером в установлении конструктивных контактов между
личностью и её окружением.
Ю. А. Клейберг выделяет следующие группы деструктивного поведения:
1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее
нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение,
угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей
(алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия
или бездействия, запрещенные законодательством);
2. Косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, нарушающее и
разрушающее морально – нравственные нормы и межличностные связи и
отношения
(агрессия,
насилие,
открытое
хамство,
конфликт,
бродяжничество и пр.);
3.
Аутодеструктивное
(диссоциальное)
поведение,
нарушающее
и
разрушающее
медицинские
и
психологические
нормы,
угрожающее
целостности и развитию самой личности и, как итог – приводящее к ее
распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые
аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм).
В структурированном виде деструктивность проявляется в виде
деструктивного поведения и деструктивных действий. Деструктивные
действия выступают в качестве:
- средства достижения какой-либо значимой цели;
- способа психологической разрядки;
- способа удовлетворения потребностей в самореализации и
самоутверждении (если не принимают аутодеструктивные формы).
В результате анализа литературы можно отметить, что проблема
определения
особенностей
подростков,
склонных
к
деструктивному
поведению достаточно не выявлена. Проблема деформации развития
личности
в
подростковом
возрасте
и
формирования
у
подростков
деструктивного поведения рассматривалась в значительном количестве
работ. Некоторые авторы при исследовании деструктивного поведения
рассматривали
особенности
подростков-правонарушителей
(И.В.
Смакотина-Лацис, 2005, А.В. Ипатов, 2014), безнадзорных подростков
(А.В. Ипатов, 2010) и подростков-иммигрантов (В.В. Козлов, П.С.Песецкая,
2013). Необходимо отметить, что такие группы подростков имеют
специфические особенности, принадлежащие той или иной группе. Так,
например, для подростков-правонарушителей характерны пристрастие
к
спиртным
напиткам,
к наркотикам,
участие
в
азартных
играх,
бродяжничество, систематические побеги из дома, привычка к присвоению
всего, что плохо лежит. К безнадзорным подросткам можно отнести
следующие качества: вовлеченность в потребление табака, алкоголя,
наркотических,
психотропных
веществ,
бессодержательное
времяпрепровождения,
элементы
рискованного
поведения
(попрошайничество). При этом деструктивные подростки, не относящиеся
к определённой группе риска, остаются мало изученными.
В ходе изучения проблемы деструктивного поведения подростков были
проанализированы работы авторов, которые исследовали данную проблему
у различных групп подрастающего поколения. Важно отметить, что
некоторые особенности деструктивного поведения свойственны каждой
группе
подростков.
Таким
образом,
можно
выделить пять
групп
особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению –
личностные,
психологические,
мотивационно
–
целевые,
эмоционально – волевые и гендерные. Далее необходимо раскрыть
каждую группу особенностей подростков, склонных к деструктивному
поведению.
1.
Личностные
особенности: высокий
уровень
общительности
и
дружелюбия; интеллектуальная недостаточность; повышенная тревожность
и напряженность; независимость; ожидание положительного отношения от
других;
отсутствие
самообвинения;
безответственность;
низкая
самоуверенность;
низкий
уровень
адаптационных
способностей;
несовпадение
заявляемой
и
переживаемой
самооценки;
негативное
отношение к школе и учёбе. Наиболее значимыми составляющими
личностных
особенностей
деструктивных
подростков
являются
самооценка,
самоотношение,
поведенческая
саморегуляция
и
коммуникативные способности. Дисгармония, рассогласование в развитии
и функционировании данных особенностей находят своё проявление в
разрушительной активности.
2. Психологические особенности: отсутствие интереса к познавательной
деятельности; отсутствие способности к эмпатии; неумение преодолевать
трудности; внешняя социабельность и страх перед эмоциональным
контактом; стремление уходить от ответственности и принятия решений;
наличие внутренних личностных конфликтов; акцентуации характера;
повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин
(болезни, травмы и пр.).
3.
Мотивационно-целевые
особенности: причинение
ущерба;
доминирование,
власть
над
другим
человеком;
самоутверждение;
отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе
сверстников; привлечение внимания; низкий уровень учебных достижений.
Мотивы деструктивного поведения осознаются подростком, но в редких
случаях
совершение
деструктивных
поступков
поддерживается
бессознательными тенденциями.
4. Эмоционально-волевые особенности: низкий уровень эмоциональной
устойчивости;
высокая
возбудимость;
несдержанность;
беспечность;
равнодушное отношение к переживаниям других; повышен уровень
импульсивности, раздражительности и вспыльчивости; агрессивность;
конфликтность;
ослабление
чувства
стыда.
Такие
особенности
деструктивного поведения затрудняют общение с окружающими и создают
значительные сложности при воспитании подростка.
5. Гендерные особенности: юноши более склонны к преодолению норм и
правил, самоповреждению, агрессии, не способны к волевому контролю
эмоциональных реакций; девушки склонны к установке на социальную
желательность и отклоняющемуся поведению; мальчики более склонны к
физической
агрессии,
негативизму,
раздражительности,
обидчивости;
девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной агрессии, чувству вины;
мальчики более склонны к конфликтам, нежели девочки.
Методы профилактики деструктивного поведения
несовершеннолетних
*
Диагностика
*
Психологический тренинг
*
Воспитательные беседы/лекции.
*
Дополнительные образовательные программы
*
Система сопровождения/кураторство
Направления социально-психологической профилактики
деструктивного поведения несовершеннолетних
*
Организационно-аналитическая, просветительская работа
*
Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми и
семьями социального риска.
*
Организация занятости детей во внеурочные и каникулярные дни.
*
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и
родителей.
*
Создание социокультурной среды.
*
Информирование.
*
Организация
деятельности,
альтернативной
деструктивному
поведению.
*
Организация здорового образа жизни.
*
Минимизация негативных последствий деструктивного поведения.
*
Активизация личностных ресурсов.