Напоминание

Психологические особенности подростков, склонных к деструктивному поведению


Автор: Кочеткова Елена Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 имени П.А.Рубанова"
Населённый пункт: Республика Хакасия, г.Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности подростков, склонных к деструктивному поведению
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад «Психологические особенности подростков,

склонных к деструктивному поведению»,

подготовила Кочеткова Елена Павловна, педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 7 имени П.А.Рубанова», г.Черногорск, Республика

Хакасия

Деструктивное поведение является одним из центральных предметов

внимания

в

современной

психологии,

подростковой

педагогике

и

социологии. Проблема деструктивного поведения среди подрастающего

поколения активно исследуется учёными с начала ХХ века. Именно с этого

периода

появляются

попытки

объяснить

предпосылки

поведения

деструктивной

направленности.

Особый

интерес

вызывает

осмысление особенностей деструктивного поведения у подростков.

Изменения, происходящие последние пять лет в стране, влияют на

подрастающее поколение. К таким изменениям можно отнести деградацию

культуры, ускорившийся темп жизни среди молодежи, осложнение

социально-экономического положения, рост числа неблагополучных

семей, насилия, наркомании.

Также, вследствие негативных процессов в современном обществе, у

подрастающего поколения произошли серьезные изменения, в частности,

наблюдается

деформация

ценностной

ориентации. Подростки особенно остро переживают кризисные условия,

что находит своё отражение в их деструктивном поведении.

Таким образом, можно отметить, что проблема определения

особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению является

на сегодняшний день актуальной.

Анализ специализированной литературы позволил установить, что

условия

становления

личности

современного

человека

изменились

кардинально,

в

подростковом

возрасте

формируются

своеобразные

личностные

отношения

к

себе,

к

миру,

к

окружающим

людям. Подростковый

возраст

это

период

в

развитии

человека,

переходный этап между детством и взрослостью. Такие учёные как Д.Б.

Эльконин,Л.С. Выготский и Э. Эриксон, рассматривают подростковый

возраст

в

период

жизни с

11

до

15

лет.

Этому

периоду

свойственны следующие особенности: повышен интерес к социальным

проблемам, закладываются жизненные позиции и ценности, высокий

уровень потребности в межличностном общении. Также подросткам

свойственна

эмоциональная

неустойчивость,

не

стабильность,

недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, они

чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. В

этом возрасте ребёнок наиболее подвержен формированию поведения

деструктивной направленности.

Подростковый период – это период самостандартизации, включения

своего «я» в конкретные роли, в силу чего потребность в обретении чувства

идентичности настолько остра, что несовершеннолетний может решить эту

проблему через деструктивные поступки.

Анализируя причины девиаций, Л.С. Выготский отмечал, что в основе

большинства подобных случаев лежит психологический конфликт между

ребёнком и средой, или между отдельными сторонами и слоями личности

ребёнка. Поэтому изучение трудно воспитуемых детей всегда должно

исходить из исследования основного конфликта.

С точки зрения А.В. Ипатова «деструкция подростка – это проявление

искажения его социализации в виде системы поступков, которые

противоречат социальным нормам и в результате которых он вольно или

невольно причиняет существенный вред своему психологическому и

социальному благополучию». К таким поступкам Е.В. Змановская относит

агрессивные, рискованные и асоциальные проявления, которые, в свою

очередь, угрожают духовному и нравственному развитию подростка, а

также его будущему социальному статусу.

Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под

влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение

материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда

себе и окружающим. Учитывая, что в подростковом возрасте основным

критерием нормативного развития личности выступает успешность

социализации,

важной

особенностью

деструкции

является

социальнопсихологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К

таким условиям можно отнести складывающиеся взаимоотношения со

сверстниками, психологическая среда в семье и в учебном заведении.

В результате анализа исследований по проблеме деструктивного

поведения

подрастающего

поколения

можно

сделать

вывод,

что деструктивные качества подростка – это качества, которые

повышают вероятность совершения различного рода деструкций. Это

даёт основание рассматривать подростков с разрушительным поведением

как социально дезадаптированных, находящихся в социально опасном

положении.

Чаще всего подростки совершают деструктивные действия в

отношении сверстников или других лиц, себя, а также материальных

вещей. Это

характеризуется

как

нарушение

норм,

правил,

личной

безопасности, то есть подростки, применяют в основном агрессию в

отношении этих лиц, себя и вещей. Агрессивное асоциальное поведение в

целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является

серьезным барьером в установлении конструктивных контактов между

личностью и её окружением.

Ю. А. Клейберг выделяет следующие группы деструктивного поведения:

1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее

нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение,

угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей

(алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия

или бездействия, запрещенные законодательством);

2. Косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, нарушающее и

разрушающее морально – нравственные нормы и межличностные связи и

отношения

(агрессия,

насилие,

открытое

хамство,

конфликт,

бродяжничество и пр.);

3.

Аутодеструктивное

(диссоциальное)

поведение,

нарушающее

и

разрушающее

медицинские

и

психологические

нормы,

угрожающее

целостности и развитию самой личности и, как итог – приводящее к ее

распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые

аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм).

В структурированном виде деструктивность проявляется в виде

деструктивного поведения и деструктивных действий. Деструктивные

действия выступают в качестве:

- средства достижения какой-либо значимой цели;

- способа психологической разрядки;

- способа удовлетворения потребностей в самореализации и

самоутверждении (если не принимают аутодеструктивные формы).

В результате анализа литературы можно отметить, что проблема

определения

особенностей

подростков,

склонных

к

деструктивному

поведению достаточно не выявлена. Проблема деформации развития

личности

в

подростковом

возрасте

и

формирования

у

подростков

деструктивного поведения рассматривалась в значительном количестве

работ. Некоторые авторы при исследовании деструктивного поведения

рассматривали

особенности

подростков-правонарушителей

(И.В.

Смакотина-Лацис, 2005, А.В. Ипатов, 2014), безнадзорных подростков

(А.В. Ипатов, 2010) и подростков-иммигрантов (В.В. Козлов, П.С.Песецкая,

2013). Необходимо отметить, что такие группы подростков имеют

специфические особенности, принадлежащие той или иной группе. Так,

например, для подростков-правонарушителей характерны пристрастие

к

спиртным

напиткам,

к наркотикам,

участие

в

азартных

играх,

бродяжничество, систематические побеги из дома, привычка к присвоению

всего, что плохо лежит. К безнадзорным подросткам можно отнести

следующие качества: вовлеченность в потребление табака, алкоголя,

наркотических,

психотропных

веществ,

бессодержательное

времяпрепровождения,

элементы

рискованного

поведения

(попрошайничество). При этом деструктивные подростки, не относящиеся

к определённой группе риска, остаются мало изученными.

В ходе изучения проблемы деструктивного поведения подростков были

проанализированы работы авторов, которые исследовали данную проблему

у различных групп подрастающего поколения. Важно отметить, что

некоторые особенности деструктивного поведения свойственны каждой

группе

подростков.

Таким

образом,

можно

выделить пять

групп

особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению –

личностные,

психологические,

мотивационно

целевые,

эмоционально – волевые и гендерные. Далее необходимо раскрыть

каждую группу особенностей подростков, склонных к деструктивному

поведению.

1.

Личностные

особенности: высокий

уровень

общительности

и

дружелюбия; интеллектуальная недостаточность; повышенная тревожность

и напряженность; независимость; ожидание положительного отношения от

других;

отсутствие

самообвинения;

безответственность;

низкая

самоуверенность;

низкий

уровень

адаптационных

способностей;

несовпадение

заявляемой

и

переживаемой

самооценки;

негативное

отношение к школе и учёбе. Наиболее значимыми составляющими

личностных

особенностей

деструктивных

подростков

являются

самооценка,

самоотношение,

поведенческая

саморегуляция

и

коммуникативные способности. Дисгармония, рассогласование в развитии

и функционировании данных особенностей находят своё проявление в

разрушительной активности.

2. Психологические особенности: отсутствие интереса к познавательной

деятельности; отсутствие способности к эмпатии; неумение преодолевать

трудности; внешняя социабельность и страх перед эмоциональным

контактом; стремление уходить от ответственности и принятия решений;

наличие внутренних личностных конфликтов; акцентуации характера;

повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин

(болезни, травмы и пр.).

3.

Мотивационно-целевые

особенности: причинение

ущерба;

доминирование,

власть

над

другим

человеком;

самоутверждение;

отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе

сверстников; привлечение внимания; низкий уровень учебных достижений.

Мотивы деструктивного поведения осознаются подростком, но в редких

случаях

совершение

деструктивных

поступков

поддерживается

бессознательными тенденциями.

4. Эмоционально-волевые особенности: низкий уровень эмоциональной

устойчивости;

высокая

возбудимость;

несдержанность;

беспечность;

равнодушное отношение к переживаниям других; повышен уровень

импульсивности, раздражительности и вспыльчивости; агрессивность;

конфликтность;

ослабление

чувства

стыда.

Такие

особенности

деструктивного поведения затрудняют общение с окружающими и создают

значительные сложности при воспитании подростка.

5. Гендерные особенности: юноши более склонны к преодолению норм и

правил, самоповреждению, агрессии, не способны к волевому контролю

эмоциональных реакций; девушки склонны к установке на социальную

желательность и отклоняющемуся поведению; мальчики более склонны к

физической

агрессии,

негативизму,

раздражительности,

обидчивости;

девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной агрессии, чувству вины;

мальчики более склонны к конфликтам, нежели девочки.

Методы профилактики деструктивного поведения

несовершеннолетних

*

Диагностика

*

Психологический тренинг

*

Воспитательные беседы/лекции.

*

Дополнительные образовательные программы

*

Система сопровождения/кураторство

Направления социально-психологической профилактики

деструктивного поведения несовершеннолетних

*

Организационно-аналитическая, просветительская работа

*

Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми и

семьями социального риска.

*

Организация занятости детей во внеурочные и каникулярные дни.

*

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и

родителей.

*

Создание социокультурной среды.

*

Информирование.

*

Организация

деятельности,

альтернативной

деструктивному

поведению.

*

Организация здорового образа жизни.

*

Минимизация негативных последствий деструктивного поведения.

*

Активизация личностных ресурсов.



В раздел образования